Метод действенного анализа
Разведка пьесы через действие на сцене. Последнее слово в учении Станиславского о работе режиссера с актером. Коллективный разбор отрывка, пьесы в действии с помощью этюдов. Действие выводится из подтекста, а не прямого текста персонажей. В последний период жизни Станиславский пришел к мысли о необходимости пересмотреть способ репетиций, уже много лет существовавший в практике МХТ, и решил отменить, а точнее - сильно сократить долгий застольный период чтения и очень подробного разбора пьесы, который, по его мнению, приводил актера к рассудочности и пассивности, и предложил новый репетиционный прием. М. О. Кнебель, бывшая непосредственным участником нового творческого эксперимента, писала впоследствии в своей книге «О том, что мне кажется особенно важным», посвященной этой ' проблеме: «Суть этого приема очень проста и, если изложить ее в двух словах, заключается в том, что на раннем этапе работы избранная к постановке пьеса не репетируется, как обычно, за столом, но после определенного предварительного разбора анализируется в действии путем этюдов с импровизированным текстом. Эти этюды как,бы служат ступеньками, подводящими актера к творческому усвоению текста».Под определенным предварительным разбором понимается, прежде всего, анализ пьесы по основным событиям, то есть основным конфликтным фактам, определяющим взаимоотношения и поведение действующих лиц.Только поняв событие сцены (классическим примером которого может являться, например, известие в «Ревизоре» Гоголя о неожиданном прибытии в город чиновника с ревизией) и определив цепочку действий, которые необходимо предпринять каждому из действующих лиц в связи с названным событием, учитывая характер взаимоотношений между ними, актеры могут попробовать сделать этюд на данную сцену пьесы.После этюда актерам вместе с режиссером следует вернуться к тексту, чтобы разобраться, нет ли ошибок в определениях действий и насколько верно они осуществлялись.Такой способ репетиций делает актеров более инициативными и активными, а кроме того, держит их в постоянном импровизационном тренинге в процессе подготовки спектакля.Другая важная причина, побудившая Станиславского изменить начальный период своей репетиционной практики, заключалась в том, что новый метод устранял неестественный разрыв между интенсивным проникновением актера в психологию роли и его внешне статичным физическим поведением, соединяя эти неразрывные составляющие - психику и «физику» - уже в самом начале работы над ролью.
МИЗАНСЦЕНА Расположение актеров на сцене, в определенном сочетании друг с другом и с окружающей средой в тот или иной момент спектакля. Мизансцена - есть расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля. Можно говорить и о массовых, групповых мизансценах, и о мизансценах тела отдельно взятого актера.Мизансцена - одно из важнейших выразительных средств режиссера и актера в процессе реализации замысла. По своему композиционному построению мизансцены могут быть чрезвычайно разнообразны: фронтальные, диагональные, круговые и т.д. Учиться композиции необходимо, не только внимательно наблюдая жизнь, но и познавая скульптуру и живопись: формы, объемы, цвет, линии, ритмы и контрасты этих объемов и линий, их ритмическое разнообразие, их статику или динамику и т.д. Вс. Мейерхольд говорил, что его, часто отмечаемая зрителями, изобретательность в области мизансценирования «есть результат упорной большой работы, работы над воображением».Многое дает в этом смысле подробное рассматривание таких известных картин, как, например, «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» Сурикова или «Возвращение блудного сына» Рембрандта.Искусство режиссера, как и актера, - это во многом умение мыслить пластическими образами, видеть действия персонажей пьесы в живой выразительной пластике. Интересная мизансцена всегда создается как результат конфликтов разнообразных характеров, их поведения, физического самочувствия и т.д. А. Д. Попов писал, что художественным идеалом для режиссера являются мизансцены, «которые, конкретно выражая существо происходящего и будучи жизненно правдивыми, в то же самое время в своей образной пластической выразительности возвышались бы до художественного выявления идеи спектакля»
НАБЛЮДЕНИЕ(күзәтү) Познание мира для творчества и создания образа. ОЦЕНКА (билгеләү) Процесс умирания и рождения события, точка покоя, где начинается событие. Этапы оценки: 1. Смена объекта внимания; 2. Собирание признаков от низшего к высшему.… ОТНОШЕНИЕ(мөнәсәбәт) Психологическая установка к действию. Элемент оценки. Рождается после собирания признаков. Вижу что есть, отношусь, как задано. ОРГАНИКА Естественное протекание внутренней и внешней жизни на сцене. По законам человеческой природы. Через сознательную психотехнику артиста – подсознательное творчество органической природы. ОРГАНИЧЕСКОЕ МОЛЧАНИЕ Действие без слов на которое сознательно обращено внимание зрителя. ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ(төп вакыйга) Событие которое начинается со входа ведущего предлагаемого обстоятельства. В нем заканчивается завязка в композиция и начинается борьба по сквозному действию ОБРАЗ СПЕКТАКЛЯ Привидение всего в единство, рождение формы. Эмоционально – зримый сгусток произведения. Создать образ – создать правдоподобную жизнь человека, наделенного конкретными чертами. Человеческими качествами, (т.е. присущими только ему) и типическими (т.е. присущим определенному типу люде Пять основных принципа системы К. С. Станислаского: 1. Жизненная правда, 2. Определение сверхзадачи, 3. Принцип активности и действия, 4. Принцип органичности,
5. Принцип перевоплощения. ПЕРСПЕКТИВА(ерактан, алда күрү) Когда в театре идёт спектакль, главным впечатлением от которого является впечатление однообразия происходящего, когда артист, играя роль, производит такое же впечатление, то говорят, что артист играет без перспективы, или спектакль не развивается, в нём не читается перспектива.Под перспективой подразумевается гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли.Применительно к режиссуре это слово употребляется реже, обычно говорится о перспективе актёрского исполнения. Хотя аналогичное толкование этого понятия можно отнести и к построению спектакля режиссёром.И действовать, и передавать мысли, и эмоционально идти по линии всех составляющих роль, сцену, акт, целую пьесу нельзя без перспективы, ведущей к конечной цели – сверхзадаче. Когда актёр продумает, проанализирует, в процессе репетиций найдёт «линию действий», прежде всего, только в том случае, когда перед ним откроется и он ощутит ясную, дальнюю, «манящую» к себе перспективу, как говорил Станиславский, всё время будет ощущать её в себе, не забывать - его игра станет дальнозоркой, а не близорукой», он будет играть не отдельные задачи, говорить не отдельные фразы и слова, а идти вперёд к сверхзадаче, к своей цели. И действие будет развиваться, и не будет однообразия. Так и в жизни: человек всегда ощущает в себе перспективу - что будет дальше, какие у него планы, какая цель сейчас, сегодня, завтра, что впереди (это уже зависит от человека, масштабов его личности) Говоря о перспективе, надо иметь в виду, что практически в работе над ролью есть две перспективы: перспектива роли и перспектива артиста. Перспектива роли - это развитие действия в роли по направлению к конечной цели, к сверхзадаче. Закон перспективы роли - важный закон в работе артиста. Он помогает артисту стремительно двигаться по сквозному действию пьесы и роли к конечной цели - к сверхзадаче пьесы в целом и отдельного образа в частности. Эта перспектива скорее от персонажа. Хотя действующее лицо не знает в подробностях, как всё произойдет, оно только знает свою цель и ближайшие задачи, но актер, готовя роль, знает и как будут развиваться события. И это даёт уверенность и силу в осуществлении им сквозного действия. Другая перспектива - перспектива артиста - принадлежит самому артисту. Это распределение выразительных средств, которыми пользуется актёр, с учётом охвата всей роли. Вот что писал Станиславский: «Вторая перспектива - это перспектива актера, по которой он должен расположить свои силы художника, чтобы как можно лучше сыграть роль. Актёр распределяет свои силы по пьесе, себя в роли, выразительные средства и краски максимально разумно, расчётливо, умело».
ПОДТЕКСТ Говоря о подтексте, мы имеем в виду не тексты, которые произносит человек в жизни или актёр на сцене, а то, что слышит и ощущает зритель и партнер «за текстом», не в самих словах, а как бы в их музыке.Довольно часто в театральной практике, для того, чтобы добиться в тексте определенного интонационного звучания, краски, отношения к партнеру, пытаются искать, как можно выразить этот текст другими словами, чтобы они окрасили данную конкретную фразу, и называют это поисками подтекста. Это неверно.Подтекст, писал К. С. Станиславский, «это не явная, но внутренне ощущаемая «жизнь человеческого духа» роли, которая непрерывно течёт под словами текста, всё время оправдывая и оживляя их. В подтексте заключены многочисленные, разнообразные внутренние линии роли и пьесы, сплетённые из магических «если б», из разных вымыслов воображения, из предлагаемых обстоятельств, из внутренних действий, из объектов внимания... из приспособлений и прочих элементов» Таким образом, подтекст надо искать не в отдельно взятой фразе, а во всей сцене и во всей роли. Освоенные предлагаемые обстоятельства, действия, «самочувствие» и «второй план» сами дадут словам окраску, родят точную и яркую интонацию, дадут возможность зрителю за словами услышать внутренние голоса персонажей.Можно сказать, что подтекст - это самопроявляющееся звучание «багажа», с которым живёт актёр, т.е. его «второго плана», который, как и остальные составляющие роли, рождается из предлагаемых обстоятельств. ПЕРСПЕКТИВА РОЛИ - фантазирование будущности героя, что будет за пределами пьесы. ПЕРСПЕКТИВА АКТЕРА - умение распределить свои силы на спектакль по события и планам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|