б) Этюды к пьесе или к отрывкам.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 В пьесе или отрывке уже появляется автор и его логика. Логика студента может не совпадать с логикой автора. Этюды к пьесе или отрывку не обязательно должны быть законченными отрезками сценического действия. Можно делать отдельные этюды на то или иное предлагаемое обстоятельство, на «физическое самочувствие», на поиск действия как отдельно взятого, так и на поиск действия и взаимодействия между партнёрами во всей сцене (в ) Этюды на прошлое. Этюды «на прошлое» - очень результативный способ освоения и присвоения актёром предлагаемых обстоятельств роли. В жизни, думая о том, что произошло, о том событии, которое нас волнует, мы никогда не вспоминаем о нем словесно, в виде суждений, а видим его своим внутренним зрением в виде картинки, сцены, вспоминаем, как всё было, причём заново проживаем это эмоционально. Так и в театре можно сделать этюд на сцену из прошлого, если она играет существенную роль в жизни персонажа, которого играет актёр (даже если событие произошло с человеком, когда он был один). Конечно, в театре режиссёры редко пользуются такими этюдами. Но актёр может проигрывать их в своём воображении, причём не формально, а эмоционально. Разница только в том, что не будет спонтанного поведения партнёра, его поведение будет тоже плодом воображения актера, делающего этюд, но всё равно эта проигранная в воображении сцена войдет в эмоциональную память исполнителя и станет фактом биографии героя. Особенно это полезно в том случае, если персонаж рассказывает что-то очень важное, что с ним было. Сыгранная в воображении сцена станет знанием о роли, значительно более эффективным, чем подробный рассказ об этом событии. Станиславский считал, что в театре существуют два основных течения: искусство переживания и искусство представления. Он полагал, что главная и высшая цель искусства переживания «заключается не только в том, чтобы изображать жизнь роли в ее внешнем проявлении, но главным образом в том, чтобы создавать на сцене внутреннюю жизнь изображаемого лица и всей пьесы, приспособляя к этой чужой жизни, свои, собственные, человеческие чувства, отдавая ей все органические элементы собственной души».
Путь к такому сценическому существованию достаточно сложен и начинается с освоения предлагаемых обстоятельств роли, событий, а главное - действий, которые ими порождаются.Лишь после того как актер сможет в роли логично, последовательно воспринимать, мыслить и действовать, он может приблизиться к ее чувствам. Такое неразрывное - как в жизни! - соединение действий и чувств является той основой, которая и позволяет, как говорил Станиславский, переживать роль, т.е. испытывать аналогичные с ней чувства, каждый раз и на каждом повторяемом спектакле. Только живое, согретое чувствами актера искусство переживания способно эмоционально воздействовать на зрителя. ЭТЮДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ (этюд алымы белән эшләү) Импровизация разработка спектакля по заданной теме и событию на сцене «разведка анализа телом». Небольшая зарисовка ситуации, процесс принятия решения в зависимости от обстоятельств, цели характера персонажа. ЭТИКА Наука, относящаяся философским. Это наука о морали (нравственности). Как термин восходит к Аристотелю, впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвященных проблемам нравственности.Основы профессиональной этики сценических деятелей те же, что и общественной этики, но она приспособлена к условиям театрального искусства. А условия эти разнообразны и сложны.Главное среди них коллективность работы в театре. Спектакль создают драматург, режиссёр, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры и люди многих других профессий. Этика нужна, чтобы урегулировать работу многих самостоятельных творцов в процессе подготовки и выпуска спектакля.Для этого необходимы нравственные правила, создающие уважение к чужому творчеству и атмосферу общей работы.Требования, которые этика театра предъявляет к сценическим деятелям, частью - чисто художественного характера, частью - профессионального или ремесленного.
Коллективность творчества, основанная на сочетании в единое целое усилий всех участвующих в создании произведения искусства, требует препятствовать всякой задержке общей работы по любой причине. Всякая приостановка работы и стремление к личной пользе в ущерб общему делу должны считаться противоречащими артистической этике.Внезапно возникшая у того или иного актера или режиссёра известность, иногда не соответствующая истинным достижениям, необычные условия работы в театре, особенно у артистов, и другие нелицеприятные стороны театрального дела толкают артиста, режиссера по опасному пути соблазнов, что может оказаться губительным для них как для творцов и как людей вообще. Артистическая этика, ее требования помогают творцу удачно пройти искушения и очиститься от них, оставив себя в пределах чистого искусства.Кроме требований художественного характера, есть ряд чисто профессиональных требований артистической этики для работающих в театре, ибо условия работы в нем отличаются от условий на всяком другом производстве, а театр - это тоже производство. Связаны эти требования с тем, что спектакль должен начаться при любых обстоятельствах в точно назначенное время. Поэтому приход на спектакль и на репетицию вовремя есть условие творческое - не нарушать атмосферу работы, но и организационное, ведь зритель купил билет на этот спектакль, на это время, иногда именно на этого актёра.Знание текста одно из условий театральной этики, ибо путающийся в тексте актер мешает и своим партнерам, и зрителю. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ На сложнейшем пути к образу огромную роль играет эмоциональная память собственного прошлого актёра, или, как ее называли раньше, - аффективная память.Какое-то воспоминание из детства, юности может служить отправной точкой, фундаментом, на котором зиждется произведение художника, созданное в зрелом возрасте. Это общее положение для всякой творческой индивидуальности действует и применительно к актёрскому процессу.То, что в процессе театрального представления, в силу совпадения личности актера и персонажа, происходит художественное отождествление актёра с изображаемым лицом, абсолютно наглядно Как один из источников перевоплощения ) в будущие роли для артиста, впрочем, как и для любого творца, существенно накопление моментов отождествления «...себя с чуждыми положениями», по выражению Гёте. Немецкий поэт и мыслитель описывал, как заходил в мастерские, и у него проявлялся инстинкт отождествлять себя с чуждыми ему положениями, чувствовать каждую специфическую форму человеческой жизни и с наслаждением принимать в ней участие.Эти воспоминания и отождествления себя с происходившим не с тобой всегда носят не умозрительный, а эмоциональный характер. Человек в жизни как бы заново проживает ту или иную сцену, которая с ним была или которую он наблюдал. Если эта сцена в то время взволновала его. Если нет - она не остаётся в его эмоциональной памяти и не годится в дело при создании образа.Кроме багажа, хранимого памятью собственного прошлого, копятся впечатления, часто воспринятые бессознательно. Известный исследователь театра Л. Я. Гуревич так характеризовала их в своём труде «Творчество актёра»:»...целые миры ощущений и чувств, казалось бы, безвозвратно позабытых, зародышей чувств, не имевших случая развернуться, и - что особенно важно подчеркнуть - отголосков чувств, испытанных нами за других людей в силу так называемого чувств по симпатии».Чем обширнее эмоциональная память, тем больше в ней материала для внутреннего творчества, тем богаче и полнее творчество актёра. Пережитые чувствования и эмоциональные впечатления становятся возбудителями новых процессов, возбуждая своего единства с людьми, сопереживании и сострадании ими. В процессе работы над образом и спектаклем в целом роль этих ощущений, впечатлений, в том числе и тех, что находятся за пределами сознательного опыта, огромна.Всколыхнуть чувства актёра, привести в движение цепь ассоциаций, фантазию, разбудить память прошлого, чтобы повести исполнителя по пути перевоплощения, призвана глубокая работа по освоению предлагаемых обстоятельств (см.: Предлагаемые обстоятельства).
ЭКСПЛИКАЦИЯ Это краткое письменное или устное (для участников спектакля) изложение основных тезисов режиссерского замысла будущего спектакля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Белинский В.Г. О драме и театре: Избранный статья и высказывания. М.-Л., 1948. Гоголь и театр. М.,.1952. Горький об искусстве. М.-Л., 1940. Островский А.Н. О театре: Записки, речи, письма. М., 1947. Пушкин и театр. М., 1953. Салтыков-Щедрин М. Е. О литературе и искусстве. М., 1953. Станиславский К. С. Собрание сочинений. Любое издание. Немерович-Данченко Вл. И. Из прошлого. М.-Л., 1938. Немерович-Данченко Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия. М., Любое издание. Вахтангов Е. Б. Материалы и статьи. М., 1959. Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958. Завадский Ю. А. Система Станиславского—путь к созданию типического образа // Сб.: Типический образ на сцене. М., 1953. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982. Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очерки. Портреты. М., 1971. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., 1970. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978. Мейерхольд В. Э. Об искусстве актера // Театр. 1957, № 3. Охлопков Н. П. Всем молодым. М., 1961. Топорков В. О К. С. Станиславский на репетиции: Воспоминания. М.-Л., 1949. Топорков В. О. О технике актера. М., 1958. Топорков В. О. Четыре очерка о К. С. Станиславском. М., 1953. Дополнительная литература: Акимов Н. П. Не только о театре. Л.-М., 1966. Андреева М. Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой. М., 1953. Антуан А. Дневник директора театра. М.-Л., 1939. Барро Ж. Л. Размышления о театре. М., 1963. Баталов Н. П. Статьи, воспоминания, письма. М., 1971 .Бирман С. Г. Путь актрисы. М., 1962. Бирман С. Г. Судьбой дарованные встречи. М., 1971. Брехт Б. О театре: Сб. Статей. М., 1960. Погодина в МХАТе. М., 1969. Немерович-Данченко Вл. И. Театральное наследие: В 2-х тт. М., 1952—1954. Вл. И. Немерович-Данченко ведет репетицию: «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТа. 1940 г. М., 1965. Орленев П. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим. М., 1961.
Остужев А. А. Из литературного наследия А. А. Остужева // Ежегодник Малого театра. 1963—1954 гг. М., 1956. Памяти Н. П. Хмелева. 1901—1945. // Ежегодник МХАТ 1945 год. Т. 2. М., 1948. Пансо В. Талант и труд в творчестве актера. М., 1972. Пашенная В. Н. Искусство актрисы. М., 1954. Пашенная В. Н. Ступени творчества. М., 1964. Петров Н. В. 50 и 500. М., 1960. Петров Н. В. Я буду режиссером. Театр, жизнь, режиссура: Из неопубликованного О театральной деятельности Н. В. Петрова: Об учителе и друге. М., 1969. Попов А. Д. О некоторых вопросах воплощения типического характера // Сб.: Типический образ на сцене. М., 1953. Попов А. Д. Творческое наследие. М., 1979. Пыжова О.И. Призвание. М., 1974 Росси Э. Сорок лет на сцене. Л., 1976. Савина М. Г. Горести и скитания: Записки 1854—1877 гг. М., 1969. Симонов Р. Н. С Вахтанговым. М., 1959. Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935. Скарская Н. Ф. Гайдебуров П. П. на сцене и в жизни. М., 1959. Собольщиков-Самарин Н. И. Записки. Горький. 1940. Стрепетова П. А. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л.-М., 1959. Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания. О Л. А. Сулержицком. М., 1970. Тарханов М. М. Как я стал актером // Театр. 1938, № 10-11. Теоретические основы создания актерского образа // Под ред. Н. А. Зверевой и Д. Т. Ливнева. М., 2002. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2-х тт. Л., 1980. Товстоногов Г. А. Против дилетантства в театре. //Сб.: Типический образ на сцене.М., 1953. Царев М. И. Неповторимые мгновения. М., 1975. Черкасов Н. К. Записки советского актера. М., 1933. Николай Черкасов. М., 1976. Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. М., 1952. Щукин Б. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1965. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. М., 1979. Эфрос А. В. Репетиция—любовь моя. М., 1975. Южин-Сумбатов А. И. Записки. Статьи. Письма. М., 1951. Яблочкина А. А. 75 лет в театре. М., 1966.
Основная литература РЕЖИССУРА Станиславский К. С. «Полное собрание сочинений» М. Искусство. 1957, 1958 г. 2. Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве» М. 1972 г. 3. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» М. Просвещение 1978 г. Горчаков Н. «Беседы о режиссуре» Кристи Г. «Воспитание актера школы Станиславского» М. Искусство 1968 г. Львова В. Шихматов Л. «Первые этюды» М. ВТО 1959 г. Шихматов Л.«Сценическое этюды» М. Просвещение 1966 г.«От студии к т-ру»М. ВТО 1970 г. Кренке Ю. «Воспитание актера» М. 1933 г. Дидро Д. «Парадокс об актере» М. Гос. издательство 1922 г. Коклен старший «Искусство актера» М. Искусство 1937 г. Хрестоматия «Мастерство актера» Художественная литература. М. издательство 1935 г. Гиппиус С. «Гимнастика» М. Искусство 1967 г. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики» М. 1976 г.; «О действенном анализе пьесы и роли» М. 1976 г. «О том что мне кажется особенно важным» М. ВТО 1971 г. Захава Б. Е. «Воспоминания, спектакли и роли статьи» М. ВТО 1982 г. Товстаногов Г. «Зеркало сцены» 2 т. Ленинград. Искусство 1980 г. «О профессии режиссера» М. ВТО 1967 г. «Беседы с коллегами» М. ВТО 1988 г. 17. Горчаков Н. «Станиславский о работе режиссера с актером» М. ВТО 1951 г. «Режиссерские уроки Станиславского» М. Искусство 1951 г. «Режиссерские уроки Е. Вахтангова» М. Искусство 1957 г. 18. Топорков В. «Станиславский на репетиции» М. Искусство 1949 г., «Воспоминание о Станиславском» М. Искусство 1948 г., «О технике актера» М. Искусство 1953 г. 19. Виноградская М. «Жизнь и творчество Станиславского» Летопись в 4-х т. М. ВТО 1971 г. 20. «Немирович-Данченко ведет репетицию» М. Искусство 1940 г. 21. Немирович-Данченко «Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма из прошлого». М. 1989 г. «Театральное наследие» 3 т. М. 1952 г. «Творчество актера» М. Искусство 1973 г. 22. Строева М. «Режиссерские искания К.С. Станиславского» М. «Наука» 1973 г. 23. Вахтангов Е. «Воспоминания, роли, статьи» ВТО 1982 г. 24. Ершов Ю. «Технология актерского мастерства» М. ВТО 1958 г. 25. Стромов Ю.А. «Путь актера к творческому воплощению» М. Просвещение 1975 г. 26. Дюллен Ю. «Воспоминания и заметки актера» М. 1953 г. 27. Чехов М. «Литературное наследие» 2 т. М. Искусство 1986 г. 28. Мейерхольд В. «Дневники, статьи, письма» М. Искусство 1968 г., «К истории творческого метода» М. Искусство 1998 г., «Публикации. Статьи» СП б 1998 г. 29. Эфрос 4 т. «Репетиция—любовь моя» 1974-1980 г. 30. БрукП.«Пустое пространство»М. Просвещение 1979 г.«Лекция во МХАТе»Сборник М. 1992 г. 31 Михоэлс С.М. «Статьи, беседы, речи» М. 1960 г. 32. Стреллер Д. «Театр для людей». 33. Щепкин М. «Записки письма» М. Искусство 1952 г. 34. «Творческие беседы мастеров театра» М. 1938-39 г. 35. Щукин Б. «Сборник статей» М. Искусство 1965 г. 36. Лопов А.Д. «О художественной целостности спектакля» 1960 г. Поламишев «Действенный анализ пьесы» «Мастерство Сулержицкий А.А. «Сборник материалов» М. Искусство 1992 г. Марков П.А. «Театральные портреты» Комисаржевская В.Ф. «Сборник материалов» Щепкина-Куперник Т. Л. «М.Н. Ермолова» Соловьева И.Н. «В.И. Немерович-Данченко» Полякова Е.И. «Станиславский актер» Ершов П. «Технология актерского искусства» «Режиссура как практическая психология» М. ВТО 1959 г. Гринер В. «Ритм и искусство актера» М. Просвещение 1974 г. Акимов Н.П. «Театральное наследие» 2 книга «О режиссуре. Режиссерские экспликации заметки» Л. 1978 г. Патрис Пави «Словарь театра» М. 1991 г. Буткевич М.М. «К игровому театру» М. 2002 г. Ливнев «Сценическое перевоплощение» М, ГИТТИС. 1991 г. Бояджиев Г.Н. «От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров» М. 1981 г. Выгодский «Психология искусства» М. 1986 г. Эйзенштейн С. 2 т. Горфункель Е.И. «Пьеса как режиссерский текст» «Границы спектакля. Сборник статей и материалов» СП б 1999 г. Тлацинтова С. С. «С памятью наедине»М. 1985 г. Симонов П.В. «что такое эмоция» М. 1966 г. «Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций» Б. Брехт. «Статьи письма» М. 1962 г. Барро Жан Луи «Размышления о театре» М. 1986 г. Захаров М.А. «Контакты на разных уровнях» М. 2000 г Гончаров А. А. «Режиссерские тетради» М. 1980 г. «Поиски выразительности в спектакле» М. 1964 г. Лобанов Л. М. «Режиссерское искусство» М. 1962 г. 62. Дикий А. Д. «Избранное» 1966 г. Охлопков Н.П. «Ответ» М. 1960 г. Коолан А. «Страницы жизни» М. 1984 г. Соснова М.Л. «Искусство актера»(учебное пособие для вузов. М. Академический проект 2005 г. Леонтьев Д.А. «Психология смысла» М. 1990 г. Любимов Б. Н. «Действие и действие» 1 т. М. 1997 г. «Мастерство актера» Сборники научных трудов. М. 1988 г. Рудницкий К.А. «Возвращения Чехова» 1977 г. «Мейерхольд» М. 1981 г. «Русское режиссерское искусство» 1990 г. Смоктуловский И.М. «Быть» М. 1999 г. Соколовский Ю.Е. «Коллектив художественного самодеятельности» М. 1979 г. Соловьева И.М. «Немерович-Данченко» М. 1979 г. Табаков О. «Маршал Лелик. Театр.» 2000 г. Театр Гротовского. «Театр, лаборатория, опыты, встречи.» Сборник 1992 г. Швыдкой М.Е. «Питер Брук и Гротовский» Театр Гротовского М. 1992 г. Юрский С.Ю. «Кто держит паузу» Л. 1977 г. Эрек Бендли «Жизнь драмы»
_____________________________________ { R.Т.} 2009 г. _______________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|