Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

б) Этюды к пьесе или к отрывкам.




В пьесе или отрывке уже появляется ав­тор и его логика. Логика студента может не совпадать с логикой автора. Этюды к пьесе или отрывку не обязательно должны быть законченными отрезками сценического действия. Можно делать отдельные этюды на то или иное предлагаемое обстоятель­ство, на «физическое самочувствие», на по­иск действия как отдельно взятого, так и на поиск действия и взаимодействия меж­ду партнёрами во всей сцене (в ) Этюды на прошлое.

Этюды «на прошлое» - очень результа­тивный способ освоения и присвоения ак­тёром предлагаемых обстоятельств роли. В жизни, думая о том, что произошло, о том событии, которое нас волнует, мы никогда не вспоминаем о нем словесно, в виде суж­дений, а видим его своим внутренним зре­нием в виде картинки, сцены, вспомина­ем, как всё было, причём заново прожива­ем это эмоционально. Так и в театре можно сделать этюд на сцену из прошлого, если она играет существенную роль в жизни персонажа, которого играет актёр (даже если событие произошло с человеком, ког­да он был один).

Конечно, в театре режиссёры редко пользуются такими этюдами. Но актёр мо­жет проигрывать их в своём воображении, причём не формально, а эмоционально. Разница только в том, что не будет спон­танного поведения партнёра, его поведе­ние будет тоже плодом воображения акте­ра, делающего этюд, но всё равно эта прои­гранная в воображении сцена войдет в эмо­циональную память исполнителя и станет фактом биографии героя. Особенно это по­лезно в том случае, если персонаж расска­зывает что-то очень важное, что с ним бы­ло. Сыгранная в воображении сцена станет знанием о роли, значительно более эф­фективным, чем подробный рассказ об этом событии. Станиславский считал, что в театре су­ществуют два основных течения: искус­ство переживания и искусство представле­ния. Он полагал, что главная и высшая цель искусства переживания «заключает­ся не только в том, чтобы изображать жизнь роли в ее внешнем проявлении, но главным образом в том, чтобы создавать на сцене внутреннюю жизнь изображаемого лица и всей пьесы, приспособляя к этой чу­жой жизни, свои, собственные, человеческие чувства, отдавая ей все органические эл­ементы собственной души».

Путь к такому сценическому существо­ванию достаточно сложен и начинается с освоения предлагаемых обстоятельств ро­ли, событий, а главное - действий, которые ими порождаются.Лишь после того как актер сможет в ро­ли логично, последовательно восприни­мать, мыслить и действовать, он может приблизиться к ее чувствам. Такое нераз­рывное - как в жизни! - соединение дей­ствий и чувств является той основой, которая и позволяет, как говорил Станислав­ский, переживать роль, т.е. испытывать аналогичные с ней чувства, каждый раз и на каждом повторяемом спектакле. Толь­ко живое, согретое чувствами актера ис­кусство переживания способно эмоцио­нально воздействовать на зрителя.

ЭТЮДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ (этюд алымы белән эшләү)

Импровизация разработка спектакля по заданной теме и событию на сцене «разведка анализа телом». Небольшая зарисовка ситуации, процесс принятия решения в зависимости от обстоятельств, цели характера персонажа.

ЭТИКА

Наука, относящаяся филосо­фским. Это наука о морали (нравственно­сти). Как термин восходит к Аристотелю, впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвященных проблемам нравственности.Основы профессиональной этики сце­нических деятелей те же, что и обществен­ной этики, но она приспособлена к усло­виям театрального искусства. А условия эти разнообразны и сложны.Главное среди них коллективность работы в театре. Спектакль создают драма­тург, режиссёр, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры и люди многих других профессий. Этика нужна, чтобы урегулировать работу многих само­стоятельных творцов в процессе подготов­ки и выпуска спектакля.Для этого необходимы нравственные правила, создающие уважение к чужому творчеству и атмосферу общей работы.Требования, которые этика театра предъявляет к сценическим деятелям, ча­стью - чисто художественного характера, частью - профессионального или реме­сленного.

Коллективность творчества, основан­ная на сочетании в единое целое усилий всех участвующих в создании произведе­ния искусства, требует препятствовать всякой задержке общей работы по любой причине. Всякая приостановка работы и стремление к личной пользе в ущерб обще­му делу должны считаться противореча­щими артистической этике.Внезапно возникшая у того или иного актера или режиссёра известность, иногда не соответствующая истинным достиже­ниям, необычные условия работы в театре, особенно у артистов, и другие нелицепри­ятные стороны театрального дела толкают артиста, режиссера по опасному пути соблазнов, что может оказаться губитель­ным для них как для творцов и как людей вообще. Артистическая этика, ее требова­ния помогают творцу удачно пройти иску­шения и очиститься от них, оставив себя в пределах чистого искусства.Кроме требований художественного ха­рактера, есть ряд чисто профессиональных требований артистической этики для рабо­тающих в театре, ибо условия работы в нем отличаются от условий на всяком другом производстве, а театр - это тоже производ­ство. Связаны эти требования с тем, что спектакль должен начаться при любых об­стоятельствах в точно назначенное время. Поэтому приход на спектакль и на репети­цию вовремя есть условие творческое - не нарушать атмосферу работы, но и органи­зационное, ведь зритель купил билет на этот спектакль, на это время, иногда имен­но на этого актёра.Знание текста одно из условий те­атральной этики, ибо путающийся в тексте актер мешает и своим партнерам, и зрителю.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

На сложнейшем пути к образу огром­ную роль играет эмоциональная память собственного прошлого актёра, или, как ее называли раньше, - аффективная память.Какое-то воспоминание из детства, юно­сти может служить отправной точкой, фундаментом, на котором зиждется произ­ведение художника, созданное в зрелом возрасте. Это общее положение для всякой творческой индивидуальности действует и применительно к актёрскому процессу.То, что в процессе театрального пред­ставления, в силу совпадения личности ак­тера и персонажа, происходит художе­ственное отождествление актёра с изобра­жаемым лицом, абсолютно наглядно Как один из источни­ков перевоплощения ) в будущие роли для артиста, впрочем, как и для любого творца, существенно на­копление моментов отождествления «...се­бя с чуждыми положениями», по выраже­нию Гёте. Немецкий поэт и мыслитель описывал, как заходил в мастерские, и у него проявлялся инстинкт отождест­влять себя с чуждыми ему положе­ниями, чувствовать каждую специфическую форму человеческой жизни и с нас­лаждением принимать в ней участие.Эти воспоминания и отождествления себя с происходившим не с тобой всегда но­сят не умозрительный, а эмоциональный характер. Человек в жизни как бы заново проживает ту или иную сцену, которая с ним была или которую он наблюдал. Если эта сцена в то время взволновала его. Если нет - она не остаётся в его эмоциональной памяти и не годится в дело при создании образа.Кроме багажа, хранимого памятью соб­ственного прошлого, копятся впечатле­ния, часто воспринятые бессознательно. Известный исследователь театра Л. Я. Гуревич так характеризовала их в своём тру­де «Творчество актёра»:»...целые миры ощущений и чувств, казалось бы, безвоз­вратно позабытых, зародышей чувств, не имевших случая развернуться, и - что осо­бенно важно подчеркнуть - отголосков чувств, испытанных нами за других людей в силу так называемого чувств по симпатии».Чем обширнее эмоциональная память, тем больше в ней материала для внутрен­него творчества, тем богаче и полнее твор­чество актёра. Пережитые чувствования и эмоциональные впечатления становятся возбудителями новых процессов, возбуж­дая свое­го единства с людьми, сопереживании и со­страдании ими. В процессе работы над обра­зом и спектаклем в целом роль этих ощу­щений, впечатлений, в том числе и тех, что находятся за пределами сознательного опыта, огромна.Всколыхнуть чувства актёра, привести в движение цепь ассоциаций, фантазию, разбудить память прошлого, чтобы пове­сти исполнителя по пути перевоплощения, призвана глубокая работа по освоению предлагаемых обстоятельств (см.: Предла­гаемые обстоятельства).

ЭКСПЛИКАЦИЯ

Это краткое письменное или устное (для участников спектакля) из­ложение основных тезисов режиссерского замысла будущего спектакля.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Белинский В.Г. О драме и театре: Избранный статья и высказывания. М.-Л., 1948.

Гоголь и театр. М.,.1952.

Горький об искусстве. М.-Л., 1940.

Островский А.Н. О театре: Записки, речи, письма. М., 1947.

Пушкин и театр. М., 1953.

Салтыков-Щедрин М. Е. О литературе и искусстве. М., 1953.

Станиславский К. С. Собрание сочинений. Любое издание.

Немерович-Данченко Вл. И. Из прошлого. М.-Л., 1938.

Немерович-Данченко Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия. М., Любое издание.

Вахтангов Е. Б. Материалы и статьи. М., 1959.

Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958.

Завадский Ю. А. Система Станиславского—путь к созданию типического образа // Сб.: Типический образ на сцене. М., 1953.

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.

Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982.

Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очерки. Портреты. М., 1971.

Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М., 1970.

Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.

Мейерхольд В. Э. Об искусстве актера // Театр. 1957, № 3.

Охлопков Н. П. Всем молодым. М., 1961.

Топорков В. О К. С. Станиславский на репетиции: Воспоминания. М.-Л., 1949.

Топорков В. О. О технике актера. М., 1958.

Топорков В. О. Четыре очерка о К. С. Станиславском. М., 1953.

Дополнительная литература:

Акимов Н. П. Не только о театре. Л.-М., 1966.

Андреева М. Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой. М., 1953.

Антуан А. Дневник директора театра. М.-Л., 1939.

Барро Ж. Л. Размышления о театре. М., 1963.

Баталов Н. П. Статьи, воспоминания, письма. М., 1971

.Бирман С. Г. Путь актрисы. М., 1962.

Бирман С. Г. Судьбой дарованные встречи. М., 1971.

Брехт Б. О театре: Сб. Статей. М., 1960.

Погодина в МХАТе. М., 1969.

Немерович-Данченко Вл. И. Театральное наследие: В 2-х тт. М., 1952—1954.

Вл. И. Немерович-Данченко ведет репетицию: «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТа. 1940 г. М., 1965.

Орленев П. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим. М., 1961.

Остужев А. А. Из литературного наследия А. А. Остужева // Ежегодник Малого театра. 1963—1954 гг. М., 1956.

Памяти Н. П. Хмелева. 1901—1945. // Ежегодник МХАТ 1945 год. Т. 2. М., 1948.

Пансо В. Талант и труд в творчестве актера. М., 1972.

Пашенная В. Н. Искусство актрисы. М., 1954.

Пашенная В. Н. Ступени творчества. М., 1964.

Петров Н. В. 50 и 500. М., 1960.

Петров Н. В. Я буду режиссером. Театр, жизнь, режиссура: Из неопубликованного

О театральной деятельности Н. В. Петрова: Об учителе и друге. М., 1969.

Попов А. Д. О некоторых вопросах воплощения типического характера // Сб.: Типический образ на сцене. М., 1953.

Попов А. Д. Творческое наследие. М., 1979.

Пыжова О.И. Призвание. М., 1974

Росси Э. Сорок лет на сцене. Л., 1976.

Савина М. Г. Горести и скитания: Записки 1854—1877 гг. М., 1969.

Симонов Р. Н. С Вахтанговым. М., 1959.

Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935.

Скарская Н. Ф. Гайдебуров П. П. на сцене и в жизни. М., 1959.

Собольщиков-Самарин Н. И. Записки. Горький. 1940.

Стрепетова П. А. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л.-М., 1959.

Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания. О Л. А. Сулержицком. М., 1970.

Тарханов М. М. Как я стал актером // Театр. 1938, № 10-11.

Теоретические основы создания актерского образа // Под ред. Н. А. Зверевой и Д. Т. Ливнева. М., 2002.

Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2-х тт. Л., 1980.

Товстоногов Г. А. Против дилетантства в театре. //Сб.: Типический образ на сцене.М., 1953.

Царев М. И. Неповторимые мгновения. М., 1975.

Черкасов Н. К. Записки советского актера. М., 1933. Николай Черкасов. М., 1976.

Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. М., 1952.

Щукин Б. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1965.

Эфрос А. В. Профессия: режиссер. М., 1979.

Эфрос А. В. Репетиция—любовь моя. М., 1975.

Южин-Сумбатов А. И. Записки. Статьи. Письма. М., 1951.

Яблочкина А. А. 75 лет в театре. М., 1966.

 

Основная литература РЕЖИССУРА

Станиславский К. С. «Полное собрание сочинений» М. Искусство. 1957, 1958 г.

2. Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве» М. 1972 г.

3. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» М. Просвещение 1978 г.

Горчаков Н. «Беседы о режиссуре»

Кристи Г. «Воспитание актера школы Станиславского» М. Искусство 1968 г.

Львова В. Шихматов Л. «Первые этюды» М. ВТО 1959 г.

Шихматов Л.«Сценическое этюды» М. Просвещение 1966 г.«От студии к т-ру»М. ВТО 1970 г.

Кренке Ю. «Воспитание актера» М. 1933 г.

Дидро Д. «Парадокс об актере» М. Гос. издательство 1922 г.

Коклен старший «Искусство актера» М. Искусство 1937 г.

Хрестоматия «Мастерство актера» Художественная литература. М. издательство 1935 г.

Гиппиус С. «Гимнастика» М. Искусство 1967 г.

Кнебель М.О. «Поэзия педагогики» М. 1976 г.; «О действенном анализе пьесы и роли» М. 1976 г. «О том что мне кажется особенно важным» М. ВТО 1971 г.

Захава Б. Е. «Воспоминания, спектакли и роли статьи» М. ВТО 1982 г.

Товстаногов Г. «Зеркало сцены» 2 т. Ленинград. Искусство 1980 г.

«О профессии режиссера» М. ВТО 1967 г. «Беседы с коллегами» М. ВТО 1988 г.

17. Горчаков Н. «Станиславский о работе режиссера с актером» М. ВТО 1951 г. «Режиссерские уроки Станиславского» М. Искусство 1951 г. «Режиссерские уроки Е. Вахтангова» М. Искусство 1957 г.

18. Топорков В. «Станиславский на репетиции» М. Искусство 1949 г., «Воспоминание о Станиславском» М. Искусство 1948 г., «О технике актера» М. Искусство 1953 г.

19. Виноградская М. «Жизнь и творчество Станиславского» Летопись в 4-х т. М. ВТО 1971 г.

20. «Немирович-Данченко ведет репетицию» М. Искусство 1940 г.

21. Немирович-Данченко «Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма из прошлого». М. 1989 г. «Театральное наследие» 3 т. М. 1952 г. «Творчество актера» М. Искусство 1973 г.

22. Строева М. «Режиссерские искания К.С. Станиславского» М. «Наука» 1973 г.

23. Вахтангов Е. «Воспоминания, роли, статьи» ВТО 1982 г.

24. Ершов Ю. «Технология актерского мастерства» М. ВТО 1958 г.

25. Стромов Ю.А. «Путь актера к творческому воплощению» М. Просвещение 1975 г.

26. Дюллен Ю. «Воспоминания и заметки актера» М. 1953 г.

27. Чехов М. «Литературное наследие» 2 т. М. Искусство 1986 г.

28. Мейерхольд В. «Дневники, статьи, письма» М. Искусство 1968 г., «К истории творческого метода» М. Искусство 1998 г., «Публикации. Статьи» СП б 1998 г.

29. Эфрос 4 т. «Репетиция—любовь моя» 1974-1980 г.

30. БрукП.«Пустое пространство»М. Просвещение 1979 г.«Лекция во МХАТе»Сборник М. 1992 г.

31 Михоэлс С.М. «Статьи, беседы, речи» М. 1960 г.

32. Стреллер Д. «Театр для людей».

33. Щепкин М. «Записки письма» М. Искусство 1952 г.

34. «Творческие беседы мастеров театра» М. 1938-39 г.

35. Щукин Б. «Сборник статей» М. Искусство 1965 г.

36. Лопов А.Д. «О художественной целостности спектакля» 1960 г.

Поламишев «Действенный анализ пьесы» «Мастерство

Сулержицкий А.А. «Сборник материалов» М. Искусство 1992 г.

Марков П.А. «Театральные портреты»

Комисаржевская В.Ф. «Сборник материалов»

Щепкина-Куперник Т. Л. «М.Н. Ермолова»

Соловьева И.Н. «В.И. Немерович-Данченко»

Полякова Е.И. «Станиславский актер»

Ершов П. «Технология актерского искусства» «Режиссура как практическая психология» М. ВТО 1959 г.

Гринер В. «Ритм и искусство актера» М. Просвещение 1974 г.

Акимов Н.П. «Театральное наследие» 2 книга «О режиссуре. Режиссерские экспликации заметки» Л. 1978 г.

Патрис Пави «Словарь театра» М. 1991 г.

Буткевич М.М. «К игровому театру» М. 2002 г.

Ливнев «Сценическое перевоплощение» М, ГИТТИС. 1991 г.

Бояджиев Г.Н. «От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров» М. 1981 г.

Выгодский «Психология искусства» М. 1986 г.

Эйзенштейн С. 2 т.

Горфункель Е.И. «Пьеса как режиссерский текст» «Границы спектакля. Сборник статей и материалов» СП б 1999 г.

Тлацинтова С. С. «С памятью наедине»М. 1985 г.

Симонов П.В. «что такое эмоция» М. 1966 г.

«Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций»

Б. Брехт. «Статьи письма» М. 1962 г.

Барро Жан Луи «Размышления о театре» М. 1986 г.

Захаров М.А. «Контакты на разных уровнях» М. 2000 г

Гончаров А. А. «Режиссерские тетради» М. 1980 г.

«Поиски выразительности в спектакле» М. 1964 г.

Лобанов Л. М. «Режиссерское искусство» М. 1962 г.

62. Дикий А. Д. «Избранное» 1966 г.

Охлопков Н.П. «Ответ» М. 1960 г.

Коолан А. «Страницы жизни» М. 1984 г.

Соснова М.Л. «Искусство актера»(учебное пособие для вузов. М. Академический проект 2005 г.

Леонтьев Д.А. «Психология смысла» М. 1990 г.

Любимов Б. Н. «Действие и действие» 1 т. М. 1997 г.

«Мастерство актера» Сборники научных трудов. М. 1988 г.

Рудницкий К.А. «Возвращения Чехова» 1977 г.

«Мейерхольд» М. 1981 г.

«Русское режиссерское искусство» 1990 г.

Смоктуловский И.М. «Быть» М. 1999 г.

Соколовский Ю.Е. «Коллектив художественного самодеятельности» М. 1979 г.

Соловьева И.М. «Немерович-Данченко» М. 1979 г.

Табаков О. «Маршал Лелик. Театр.» 2000 г.

Театр Гротовского. «Театр, лаборатория, опыты, встречи.» Сборник 1992 г.

Швыдкой М.Е. «Питер Брук и Гротовский» Театр Гротовского М. 1992 г.

Юрский С.Ю. «Кто держит паузу» Л. 1977 г.

Эрек Бендли «Жизнь драмы»

 

_____________________________________ { R.Т.} 2009 г. _______________________

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...