Предлагаемые обстоятельства
- те связи, которые связывают человека, с жизненными целями. Все что нам предлагается принято во внимание..Возникновение сценического термина «предлагаемые обстоятельства» связано с аналогичным понятием в грамматике, обозначающим место действия, время действия, образ действия и т.д. Так же и сценические предлагаемые обстоятельства являются теми обстоятельствами, в которых происходит действие пьесы, всех ее персонажей.Впервые применительно к литературе, искусству этот термин возник у Пушкина в его заметке «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина». Александр Сергеевич писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя». Того же, считал К. С. Станиславский, требует наш ум и от драматического артиста, с той разницей, что обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для артистов будут уже готовыми - предлагаемыми, ибо в главном они уже предложены драматургом. На сложнейшем пути к образу главным средством, которое призвано всколыхнуть чувства актёра, привести в движение цепь ассоциаций, разбудить память прошлого и повести актёра к перевоплощению, что и есть создание образа, является освоение предлагаемых обстоятельств.Одновременно предлагаемые обстоятельства, эти, по выражению К. С. Станиславского, «вымыслы, дополняющие душевную жизнь роли...», являются теми рельсами, тем путем, которым идет приближение себя к образу и образа к себе. Это путь накопления, тончайшего отбора предлагаемых обстоятельств, овладевая которыми артист подходит к скачку от «Я» актера к «Он» - образу.Благодаря этим процессам возникает знание о роли, без которого невозможно создание образа.«Знание о роли» есть комплекс обстоятельств её, которым, по выражению великого режиссёра и педагога А. Д. Попова, определяется «всё на сцене», в том числе и создание образа.Человек, а следовательно, и образ находятся в сложной взаимосвязи с природой и обществом. Отсюда необходимо рассматривать предлагаемые обстоятельства не как театральные, не как сценические, а как обстоятельства самой жизни.Трудно перечислить все пласты предлагаемых обстоятельств, ведущих актера к результату. Но прежде всего надо иметь в виду исторические предлагаемые обстоятельства - эпоха, её события, её основные признаки; социальные - принадлежность героя к тому или иному социальному слою, кругу общения, его происхождение и воспитание; возраст героя, его физическое состояние, его взаимоотношения с окружающими; место и время действия, временной отрезок, в который происходит действие пьесы, физическое окружение в каждой сцене (жара, стужа и т.д.), уклад жизни, окружающей героя, его костюм и т.д.Существенным обстоятельством в процессе работы над ролью является глубокое проникновение в творчество писателя, что помогает артисту ощутить стиль автора.
Все предлагаемые обстоятельства можно условно разделить на четыре группы: обстоятельства прошлого - то, что происходило до начала пьесы или первого выхода персонажа на сцену; обстоятельства, возникающие по ходу пьесы, о которых знает персонаж или которые с ним случаются; обстоятельства режиссера и актёра -вымыслы, дополняющие обстоятельства, данные автором, как правило, связанные с режиссёрским и актёрским решением роли, с их идейными и формальными приоритетами в ее толковании; обстоятельства сегодняшнего спектакля - когда персонажа, с которым ты общаешься на сцене, актёр или актриса играют в очередь с другим исполнителем, когда у тебя другой партнёр, у которого своё движение в роли, свои выразители и т.д.В процессе отбора, накопления и присвоения предлагаемых обстоятельств все стадии важны, но, естественно, без последней первые три стадии бессмысленны, ибо речь идёт не о декларировании предлагаемых обстоятельств, а об их комплексном освоении как наивернейшем пути к образу.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ(яраклашу) Слово «приспособление» происходит от глагола «приспосабливать». В толковом словаре В. И. Даля среди прочих значений - применять, приложить и др. - есть очень подходящее для актёрского дела -«приноровить». А применительно к самому себе - «приноровиться» к чему-то или кому-то. Для театра - к кому-то.Это слово многозначно, оно употребляется и в технике, и в отношениях между людьми, и вообще по отношению к жизни. Мы говорим о технических приспособлениях, о приспособлении к климату, к условиям жизни и т.д.Но в сценической работе нас интересует та область применения этого слова, которая связана с отношениями между людьми. В жизни мы часто говорим о приспособлении результативно - я приспособился к кому-то, реже - процессуально: я ещё приспосабливаюсь. Например при подготовке роли это слово употребляется как обозначение процесса поиска персонажем пути к достижению своей цели, достижению того, чего он хочет от партнера. И употребляется оно, как правило, не в форме глагола, а как существительное. Приспособление - это способ действия, психологически применяемый друг к другу в процессе воздействия одного человека на другого. Как каким путем мы идём к партнёру при осуществлении своего воздействия на него, В театральной практике часто под приспособлением понимают и называют так различные механические действия, например, какие-то механические движения, никак не относящиеся ни к партнёру, ни к тому, чего хотят добиться от него. Очень часто такие движения помогают актёру обрести некую свободу и прийти к верному «сценическому самочувствию», но к приспособлениям эту механическую помощь себе отнести нельзя, хотя в практике она имеет право на существование, но только как некий ход к свободному поведению.Приспособление же всегда направлено на партнёра. В спектакле поиск приспособления и сами приспособления входят в «линию действий». Это поиск и осуществления персонажа. Конечно, ищет эти ходы, эти приспособления актер в процессе репетиций.Чем богаче набор приспособлений, как говорят, ходов к партнеру, тем ярче исполнение, тем больше оно будет захватывать зрителя.К этому процессу примыкает и другой очень важный процесс, который в театре называют «пристройка». В жизни без пристройки человек не начинает ни одного разговора - если даже он, например, врывается к кому-то и сразу начинает скандал, то пристраивается к этому ходу, ещё не войдя.Пристройка - это начальный этап хода_ к партнёру. Это определение настроя партнёра, его состояния, его готовности к разговору, выбор хода, приспособления к нему, если персонаж не определил этого заранее. Отсутствие пристройки (а она может быть любой - и за кулисами, хотя в большинстве случаев происходит в начале общения с партнером на сцене) есть нарушение процесса, это всегда будет мешать актёру вести сцену, мешать органическом.
ПЬЕСА Драматическое произведение для театрального представления. Отражение действительности, преломленная в сознании автора. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Первое знакомство с пьесой фиксируемая режиссером. Первый этап творчества, зародыш будущих переживаний. Первое впечатление нужно, чтобы определить свойство органически присущее данной пьесе РЕЖИССУРА Деятельность состоящая в объединении всех пространственно – временных компонентов спектакля, служащем сценической интерпретации драмы РЕЖИССЁР От латинского слова «управлять». «Точка пересечения зрителя автора актера».(Г. Товстоногов) Немирович – Данченко – режиссер существо трехликое 1. Толкователь показывающий как играть. 2. Зеркало отражающее качества актера. 3. Организатор всего спектакля. РЕПЕТИЦИЯ Франц. слово «повторять». Это тренинг, работа, творчество, гамма нашей профессии и мастерство высшего пилотажа. РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
Теоретическая и образная разработка будущего спектакля, основанная на анализе. Замысел - это идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля во всей его целостности, рождаемое воображением режиссера. «Залогом художественной целостности спектакля прежде всего является точность, стройность и ясность режиссерского замысла», - писал А. Д. Попов, подчеркивая, что создание замысла невозможно «без точного ответа, во имя чего ставится данная пьеса», т.е. какая мысль пьесы воспринимается режиссером как наиболее волнующая, важная, современная. Эта главная, эмоционально-увлекающая мысль пьесы, во имя которой режиссер начинает ее ставить, называется сверхзадачей спектакля. Сверхзадача спектакля должна быть выражена в каждой его сцене и роли. Действенное стремление к воплощению сверхзадачи называется сквозным действием спектакля (см.: Сверхзадача и сквозное действие).Процесс создания (созревания) замысла имеет у каждого режиссера свои индивидуальные особенности и состоит из нескольких этапов. Он складывается из анализа пьесы, ее идеи, ее быта, ее персонажей, происходящих между ними конфликтов, анализа, обогащенного эмоциональным восприятием и воображением режиссера, а также его жизненным и театральным опытом. Сверхзадача спектакля диктует отбор и развитие наиболее важных предлагаемых обстоятельств пьесы, которые превращаются в события будущего спектакля. Одновременно обдумываются вопросы художественного и музыкального оформления. В результате этого сложного процесса происходит как бы «моделирование» будущего спектакля и рождается его художественный образ.М. И. Туманишвили в своей книге «Введение в режиссуру» писал, что «модель (план) спектакля составляется из идей, точно найденных элементов действия, событий, желаний, декораций и музыки, костюмов, грима, света и реквизита и - что самое главное - из систем сквозных действий и сверхзадач, из элементов событийного ряда».Когда такая «модель» создана, начинается процесс реализации замысла, и первым моментом реализации становится распределение ролей, так как от его правильности зависит успех будущего спектакля, ибо замысел выражается прежде всего через актеров. РЕЗУЛЬТАТ То что получено в завершение деятельности. Показатель мастерства. Тренированный аппарат актера готовый к реактивности восприятия, реализуемый в физическом плане. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СПЕКТАКЛЯ Ритмическая выстройка всех сцен, организует внимание зрителя. СТИЛЬ АВТОРА Своеобразие творческого подчерка автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|