Благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и
разлились реки … и он не упал…» (Матфей,7,24-25) Из всего этого и из других примеров, которые можно было бы процитировать, очевидно, что поскольку управляющий был назван «мудрым», это означало что-то терминологически очень важное, на этом языке, которым пользовался Христос, и указывает на высокое качество в управляющем, которое проявляется в нужный момент правильным образом. Управляющий действовал сознательно разумным образом – или сознательным образом. Комментаторы обычно говорят просто, что это слово значит благоразумный, но оно означает больше, чем это. Управляющий прямо назван «мудрым», и он также назван косвенно, в комментариях, «верным». Эти два определяющих термина не могут не быть связанными. Управляющий в том, что он делает, не только умен, но и верен. Верен в чем? Это показывается в словах: «Верный в малом и во многом верен…» (Лука,16,10) Управляющий был верен – в том, что он в конце концов сделал, - «в малом», то есть по отношению к маммоне неправедности. Он должен был отвернуться от своего места управляющего истинными богатствами, и, не жалуясь, он повернулся к миру. Вместо того, чтобы быть управляющим праведного мира – то есть Царства Небесного, - он стал верным управляющим неправедного мира, мира маммоны, в котором мы все живем, с его истиной, его идеями, его ценностями, понятиями, знанием, наукой и т.д. По этой причине, после своего поступка, который вызывает похвалу, он называется «управляющим неправедности». И это совершенно неправильно переводится как «неправедный управляющий». В притче управляющий никогда не называется «неправедным управляющим». В греческом варианте, после своего поступка, он называется «ойкомонос тесадикиас», и это означает управляющий неправедности; и за этим следует в следующей строфе выражение мамона тесадикиас, что означает маммона неправедности. Он стал управляющим неправедного мира и теперь называется «верным в малом». И Христос говорит, что, если человек не научится быть верным в малом – то есть в маммоне неправедности, - нельзя ожидать, что он будет верным в истинных богатствах.
Человек должен научиться всему, чему он может научиться от жизни, и знать все, что он может знать о знании и истине, относящихся к жизни, прежде чем он сможет с уверенностью идти дальше к высшей истине и высшему знанию. Это – основной смысл притчи и комментариев, которые были адресованы в особенности к ученикам. Если человек терпит неудачу в достижении своей высшей цели, он должен обратиться к тому, что он может знать и понимать. Эта интерпретация притчи объясняет, прежде всего, почему управляющему было просто сказано, что он больше не может оставаться управляющим своего богатого господина. Обвинение не определяется, и в оригинальном греческом тексте даже содержится намек на злонамеренное обвинение и что-то, что было просто слухом. Из притчи явствует, что управляющий не брал денег у должников своего господина и не скопил денег для себя. Должники должны очень большие суммы, а управляющий не имел ничего. Теперь давайте возьмем саму притчу. Эта притча о ловких финансовых делах или мошенничестве, и если она воспринимается с этой точки зрения, чем больше она изучается, тем более непонятной и запутанной она становится. Первый комментарий в отношении нее, именно: «…но дети этого мира [5] (или мирового периода) в своем поколении мудрее, чем дети света.» [перевод из машинописного текста] «…сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.» (Лука,16,8) – [канонический православный перевод] означает, что этот мир на этой ступени, или люди этого мирового периода на своем уровне истины, знания и науки, гораздо более умны, практичны и трудолюбивы, чем «дети света» на своей ступени или на своем уровне знания и истины – то есть много есть, чему научиться у этого мира, у его истины и знания, и, вообще, его науки. Управляющий больше не может быть управляющим истинных богатств, истины, о которой говорил Христос. Он подошел к препятствию и не может идти дальше. Возможно, ему об этом сказали, как говорится в притче, или, возможно, он начал осознавать это сам, поскольку он не жалуется, когда ему говорят, что он потерпел неудачу. Но вместо того, чтобы впасть в отчаяние, он пытается составить какой-то план и в конце концов восклицает:
«знаю, что сделать…» (Лука,16,4) что, по-гречески, скорее включает в себя, что ему внезапно пришла в голову мысль или что он вдруг увидел, что возможно, не из того, что он уже знал, а из того, что он увидел теперь, в той ситуации, в которой он оказался. До этого он, возможно, считал, что мир не имеет значения; но теперь он повернулся к нему. Если он больше не был в состоянии идти вперед по тропе возвращения (к источнику), по которой он шел, для него еще оставалась возможность использовать наилучшим образом то, что лежало позади него. Но он должен был перестроить свои идеи и также свое отношение; это показано в том поступке, который он совершает. Вот какой план он принимает: он заставляет мир казаться лучше, чем он есть, для того чтобы вернуться в него и получить от него то, что он может, для того чтобы жить – но все еще как управляющий. Он становится управляющим неправедности, мира и его знания, в то же время сохраняя то, чему он, будучи управляющим истинных богатств, научился, и, применяя то, что он уже знает, к тому, что он может узнать из знания, существующего в мире, он может остаться живым в себе. Ибо под термином управляющий мы должны понимать человека, который достиг ответственного состояния ума, определенного развития понимания. Он решил быть верным в малом, и за это его хвалят, и не только это, но подразумевается, что, оставаясь верным маммоне неправедности – то есть самому малому и тому, что не его собственное, - человек готовит себя быть верным тому, что есть истинное богатство, и тому, что есть его собственное. Но делая это, управляющий не служит маммоне, «делает себе друзей маммоной» - то есть он использует маммону. Служить маммоне – одно, и Христос говорит, что ни один человек не может служить Богу и маммоне. Но использовать маммону, использовать мир, его открытия и его знания, которые являются его богатствами, - не одно и то же, что быть от маммоны и служить миру и его истине, в смысле принятия всего этого как единственной истины и знания.
Советы Христа своим ученикам в связи с этим ставили в тупик многих читателей из-за вводящего в заблуждение перевода. В строфе, содержащей отрывок: «Делайте себе друзей маммоной неправедности, так, чтобы, когда вы потерпите неудачу, они принимали бы вас в вечные обиталища ( или “вечные жилища” ) .» (Лука,16,9) [перевод из машинописного текста] «…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.» (Лука,16,9) [канонический православный перевод] выражение «вечные обиталища» или «вечные жилища» переведено неправильно. В предшествующей строфе (8) встречается выражение: «дети этого мира»; и здесь слово, означающее «мир», есть аион по-гречески, которое имеет разное значение и переводится в Евангелиях многими различными способами. Здесь оно означает «мировой период», или «период времени», или «век». То же самое слово в качестве прилагательного, появляется в следующем стихе, но переводится как вечный – то есть вечные жилища или обиталища, - подразумевая сразу же какой-то более высокий смысл, который возможен в свете этого контекста. Выражение, буквально, «дети этой вечности[6]», прямо соотносится с «их вечными обиталищами» в следующей строфе, и перевод должен быть: «дети этого периода времени» и «обиталища этого периода времени», и под обиталищами (буквально – шатрами) имеется в виду то, что в этот мировой период или человеческий век считается установленным или определенным то, что считается истиной, и поэтому это ценят, в него верят и таким образом населяют. Общий смысл этого стиха поэтому непротиворечив, как представляется из традиционного перевода, а означает, что управляющий использует свой период времени и способен найти в нем место для себя и использовать его истину и все, что относится к нему.
В притче, должники символизируют мир. Человек, в своем обычно состоянии, который не «пришел в себя» и не осознает, что его реальный смысл находится не только во внешней жизни и ее целях, рассматривается в Евангелиях как должник. На протяжении притчи о неправедном управляющем и комментария к нему проходит идея об истине двух порядков: той, которая относится ко внутренней эволюции человек и развитию, так что он в конце концов овладевает своим собственным, и другой, которая относится к внешней жизни и всему тому, что не является собственным человека. Если смотреть на них снизу, между ними пропасть, и эта пропасть упоминается в притче о Лазаре, которая идет вслед за этой притчей (Лука,16,19-31). Невозможно перейти от мировой истины и науки к истине, о которой говорил Христос, потому что то, что ниже по шкале, не может понять того, что выше его. Но более высокая истина может понять более низкую истину и использовать ее – так что поступок управляющего понятен. Каждый, кто пребывает в неведении относительно идеи высшей истины, рассматривается в Евангелии как должник, и хотя высшая истина всегда сеялась в мир и люди читали ее, они не понимают ее – и по этой причине в следующей притче о Лазаре Христос говорит, что даже если человек поднялся бы из мертвых, люди не раскаялись бы, то есть не претерпели бы никакой трансформации ума: «…если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Лука,16,31) Люди считаются должниками по отношению к высшей истине – то есть к более высокой возможности в них. Если человек остается низшим по отношению к самому себе, он должен самому себе и таким образом является должником по отношению к себе. Если, например, человек понимает лучше, но действует хуже – он должен самому себе, т.е. он находится в долгу у своей лучшей натуры и своего лучшего понимания. Это делает всех несчастными, потому что большинство людей чувствуют это в отношении самих себя, только они в действительности не знают, кому они должны или в отношении чего они находятся в долгу у себя. Но с точки зрения Евангелий, где учат что человек должен претерпеть внутреннюю эволюцию, начинающуюся с метанойи и кончающуюся рождением вновь и Царством Небесным, все без исключения считаются должниками. Есть много притч о долге, одна из которых сравнивает человека с должником, который должен миллионы. В Молитве Господней вторая просьба – о прощении долгов, то есть по-гречески, буквально аннулировании всего, что человек должен, полном списании, в чем и заключается реальный смысл прощения. Управляющий не может аннулировать долги должников своего господина, ибо это означало бы сделать вид, что мир праведен и ничего не должен, а является тем же самым, что Царство Небесное. Но он записывает их для себя – в своем собственном уме. Он прощает часть того, что они должны, то есть он делает так, что кажется, что они – должники, именно, жизнь – должны меньше, чем они на самом деле должны. Таким образом он перебрасывает мост через пропасть между истинным богатством знания и миром. Он не потрясен своим очевидным увольнением, и его отношение к истинным богатствам не изменяется. Для него есть еще шанс, и он использует его. Он остается верным управляющим, но теперь он обращает свое знание к миру – к неправедному миру – и таким образом становится управляющим неправедности. И чтобы сделать это, он намеренно считает, что жизнь должна меньше, чем она на самом деле должна, - то есть, что она лучше, чем она есть, и люди лучше, чем они есть, - и он использует знания, существующие в мире, в свете своего собственного знания, полученного им как управляющим праведного мира или истинных богатств. Таким образом он использует «маммону неправедности» и за это его хвалит Христос. Но фарисеи совершенно не понимают комментариев Христа и считают, что Он просто говорит о мирском богатстве, и думают, что все, что было сказано, относится к буквальным богатствам – именно к деньгам.
«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.» (Лука,16,14)
Предположим, что человек поступил в какую-нибудь школу или монастырь и подверг себя дисциплине (строгой тренировке) с целью достичь высшей истины. Или возьмем учеников, которые отдали себя под власть Христа, как своего Учителя, и которые, как описано в Евангелиях, понимают очень мало из того, чему их учат. Что должен делать человек в таких обстоятельствах, если ему говорят, что он больше не может оставаться? Предположим, что он уже знает что-то, понимает немного, и, возможно достиг положения – такого, как положение управляющего в этой притче. Он внезапно обвиняется, или против него фабрикуется злонамеренно и необоснованно какое-то обвинение. Этому человеку говорят, что он больше не может быть управляющим, - как рассказывает притча. Что ему делать? Вплоть до этого момента он, возможно, думал, что жизнь и ее истины бесполезны, и это могло быть причиной того, что он искал истины другого порядка. Он может быть был обижен жизнью и неспособен делать что-нибудь в ней, вполне возможно, он имел малый жизненный опыт. Представим себе, что его учитель – или тот, кому он следует, - видит совершенно ясно, что он не движется дальше таким, каков он есть, и должен возвратиться в жизнь и учиться у нее и, для того чтобы испытать его, он говорит, что он должен уйти. И именно это слово испытание мы очень уместно можем ввести в эту притчу с самого ее начала, для того чтобы объяснить работу богатого господина и неясность обвинения. Собирается ли этот человек поступать неправильно, стать слабым, жаловаться или чувствовать, что с ним поступают плохо, и стремиться оправдать себя? Обратите внимание на упоминание в 15-ой строфе о том, что фарисеи оправдывают себя: «…вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (Лука,16,15) Или он собирается действовать как человек, который еще сохраняет дисциплину и понимание всего, что он узнал, - то есть поступать как человек, который является фронимос? Управляющий в притче поступает таким образом. То есть он делает правильные вещи с точки зрения Христа и с точки зрения того, чему его учили и чему он следует. В этом смысле притча превращается в удивительную притчу милосердия и разума, притчу о человеке, который, встречаясь с тем, с чем каждый должен встретиться в данных обстоятельствах, действует правильно и, не пытаясь оправдать себя, призадумывается и тотчас же делает то, что, как ясно видит, есть единственное, что ему остается делать, если он хочет действовать правильно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|