Худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам
в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоанн,2,10-11) Обратите внимание, что употребляется слово «добрый». В каком-то эзотерическом учении употребляются слова «истина» и «добро», и они говорят о браке, который возможен между истиной и добром, так что человек видит добро истины, которой его учили, и поэтому начинает руководствоваться добром, а не просто истиной. Заметьте, что добро идет последним, в так сказать, обратном порядке по сравнению с тем, как в жизни, как указывает распорядитель пира. В жизни мы стремимся сперва взять лучшее (доброе), а худшее – потом. В этой связи можно сказать, что для того, чтобы подниматься по лестнице саморазвития, мы должны заплатить вперед. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Давайте рассмотрим некоторые отрывки, где употребляется слово вино, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, в смысле, который явно не может быть буквальным. Когда в книге Бытия говорится: «Он омыл свои одежды в вине и свои покровы в крови винограда, Его глаза будут красные от вина, и его зубы – белые от молока.» [перевод из машинописного текста] «…моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока.» (Бытие,49,11) [канонический православный перевод] то довольно ясно, что вино имеет особый смысл, связанный с тем, что человек «носит» и как он «видит». Думать, что этот отрывок имеет буквальный смысл, значит не видеть никакого смысла в нем. Психологически, то, во что одет человек, относится не к буквальной одежде тела, а к одежде ума, к умственным убеждениям и отношениям. Каждый одет психологически в мнения и точки зрения, который образуют его умственные одежды; и своим умственным зрением он смотрит на вещи через них. Имеется описание того, как и «одежды», и «глаза» омываются, в каком-то состоянии глубокого проникновения, называемого «вином». Психологически, человек одет в то, что он считает истинным, и умственно он видит тем же способом. Если вино символизирует определенную стадию в развитии понимания Истины, то выражение
«глаза, красные от вина» относится к состоянию видения, принадлежащему ей. Указывается какое-то очень высокое состояние – состояние развития понимания выше уровня воды. В «Апокалипсисе», в видении четырех лошадей, о черной лошади говорится: «…Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посереди четырех животных, говорящий: хиникс [7] пшеницы за динарий [8], и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откровение,6,5-6) Нельзя предположить, что вино здесь буквально вино, так же как и масло. На этом земном уровне мышления, обозначенном черной лошадью, где царит строгое равновесие и все измеряется, так что человек должен платить строго за то, что он получает, - даже здесь есть масло и вино, то есть что-то более высокое, - и это должно быть не повреждено. В притче о добром самаритянине опять появляется вино – в смысле, который может быть понят или буквально, или психологически. В эзотерическом учении слово виноградник часто употребляется в связи со школами учения, которые стремятся к внутренней эволюции. Попытки поднять человека внутренне – школы, созданные для этой цели, сравниваются с виноградниками, от которых ожидается виноград и вино, или вино высшего качества. «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой…» (Матфей,20,1) Или возьмем другую иллюстрацию, которая показывает, как легко все учения о внутренних возможностях и эволюции Человека могут быть искажены или могут потерпеть неудачу:
«…некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, И построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время К виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они Же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: И того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного Ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари Сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.» (Марк,12,1-9) В известной истории были попытки поднять человека из состояния варварства путем распространения определенных идей о более глубоком назначении человека на земле. Внутренняя сторона этих попыток – не предмет обычной истории. Все, о чем мы можем прочитать, это – обыкновенная история неправильного применения и неправильной интерпретации этих идей, когда они переходят в жизнь, так что они становятся источниками политических интриг, жадности, насилия, страшных преследований и войн. Однако в наш период совершенно ясно, что если бы учением Христа, данным в одной только Нагорной Проповеди, следовало бы человечество, все войны, несправедливости и социальные язвы тотчас же прекратились и начался бы новый мир. Но для того, чтобы это произошло, все должны будут пробудиться к тому, что он или она реально есть внутренне. Цель виноградника – давать плоды и вино. Как виноградник, сеется определенное учение о средствах в какой-то стадии внутреннего развития. Пророк Иеремия сетует на детей Израиля и спрашивает их, почему они хотят вернуться в Египет – то есть в их прежнее состояние: «И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила?» (Иеремия,2,18) Бог, говорит он, сломал их ярмо старого времени: «Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил:
‘‘не буду служить идолам‘‘, а между тем на всяком высоком холме И под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил Тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Иеремия,2,20-21) Смысл психологичен, он явно не буквален. Они обвиняются в возвращении к старым верованиям, к состоянию, называемому «Египтом», и смешиванию этого учения или семени с другими учениями, что называлось вести себя как «распутница». Когда дается учение, оно должно сохраниться чистым, пока оно не достигло своей цели. Оно существует только какое-то время. В каждый отрезок времени появляются различные учения и существуют в течение более или менее продолжительных периодов. Их цель – поднять человека. Они похожи по внутренней форме – в том, что они имеют целью индивидуальную эволюцию Человека через развитие понимания и качества его бытия. Каждый виноградник садится, чтобы произвести свое особое вино. Не может быть смешивания семени, или идей. Это условно выражено в некоторых словах Моисея: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян… не паши на воле и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|