Тема 3. Техническое обслуживание машин при их использовании.
Контрольные вопросы. 1. Дайте определение техническому обслуживанию. 2. Почему система ТО и ремонта машин называется планово-предупредительной? 3. Какие имеются виды ТО, их особенности? 4. По каким критериям устанавливают периодичность ТО? 5. Назовите периодичность ТО тракторов и сельскохозяйственных машин.
Тема 3. Техническое обслуживание машин при их использовании.
Цели: Обучающая. Изучить технологию технического обслуживания тракторов, комбайнов, с/х машин, организацию и материально-техническую базу технического обслуживания. Воспитательная. Воспитание интереса к выбранной профессии, готовность к самостоятельной трудовой деятельности в с/х производстве. Развивающая. Развитие творческих способностей и самостоятельности. Материалы и оборудование: плакаты, учебная литература. Литература: Курчаткин В. В., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия, 2013. План. 1. Технология технического обслуживания. 2. Техническое обслуживание тракторов. 3. Техническое обслуживание комбайнов. 4. Техническое обслуживание с/х машин. 5. Организация технического обслуживания. 6. Материально-техническая база технического обслуживания.
1. Технология технического обслуживания Технология ТО машины включает в себя перечень технологических операций для каждого вида ТО, технические требования (значения контролируемых параметров на различных режимах и т. п. ), рекомендуемые приспособления, инструмент, оборудование, смазочные материалы, а также методики выполнения контрольных (диагностических) операций. Типовая операционная технология ТО разрабатывается отраслевыми научно-исследовательскими институтами, например для сельскохозяйственной техники — ГосНИТИ. Для условий конкретных сельскохозяйственных предприятий на основе типовых разрабатывают частные технологии, которые могут отличаться от типовых набором технологического оборудования, распределением работ по рабочим местам и между исполнителями (графиком выполнения работ). В частной технологии могут найти отражение климатические особенности эксплуатации машины, имеющаяся в хозяйстве
материально-техническая база, квалификация механизаторов и инженерно-технических работников, принятая в хозяйстве организационная схема и множество других факторов. Техническое обслуживание включает в себя очистительно-моечные, крепежные, контрольно-диагностические, регулировочные, заправочные и смазочные операции. Каждое последующее номерное техническое обслуживание включает в себя операции предыдущего технического обслуживания и дополнительные. С увеличением номера технического обслуживания возрастают число и сложность выполняемых технологических операций. - Техническое обслуживание тракторов. При ЕТО выполняют следующие операции: очищают трактор от пыли и грязи; внешним осмотром проверяют отсутствие течи топлива, масла и электролита и при необходимости устраняют подтекания; проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают их до заданных уровней; проверяют осмотром и прослушиванием работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов. Допускается дозаправлять дизель трактора маслом в течение смены. При ТО-1 выполняют операции ежесменного технического обслуживания, а также дополнительно проверяют работоспособность механизма блокировки пуска дизеля; проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней и давление воздуха в шинах; проверяют продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной масляной магистрали; проверяют чистоту и герметичность соединений воздухоочистителя; проверяют продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля; проводят ТО воздухоочистителей согласно инструкции по эксплуатации; проверяют аккумуляторы и при необходимости очищают их поверхности, а также клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду; сливает отстой из фильтров грубой очистки топлива, сливают масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конденсат из воздушных баллонов, смазывают клеммы и наконечники проводов; проверяют уровни масла в составных частях трактора согласно таблице и схеме смазывания и при необходимости доливают до установленного уровня; сматывают составные части трактора согласно таблице и схеме смазывания.
При ТО-2 выполняют операции ЕТО и ТО-1, а также дополнительно проверяют плотность электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости подзаряжают ее; проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфту сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфту сцепления основного дизеля и привода вала отбора мощности, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость и наибольшие углы поворота направляющих колес трактора, механизм рулевого управления, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усилие на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления. Также заменяют масло согласно таблице смазывания; очищают центробежный маслоочиститель; проверяют наружные резьбовые и другие соединения трактора и при необходимости подтягивают их; промывают смазочную систему дизеля; проверяют мощность дизеля.
При ТО-3 выполняют операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а также дополнительно проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос на стенде и угол начала впрыскивания топлива на дизеле, зазоры между электродами свечи пускового двигателя и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк—сектор (при необходимости — с подтяжкой гаек сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему; очищают и промывают фильтры-отстойники баков основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля; прочищают отверстия в пробках баков основного и пускового двигателей. Проверяют: износ шин или гусеничной цепи, профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатун- ного механизма пускового двигателя, цилиндропоршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (равномерность, минимальную и максимальную частоты вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива; проверяют реле-регулятор и при необходимости регулируют. Проверяют состояние изоляции электропроводки (поврежденные места изолируют), проверяют соответствие контрольных приборов эталону и при необходимости заменяют их; заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют герметичность воздушных баллонов; проверяют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач (без разборки) и при необходимости регулируют их; проверяют и при необходимости восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов; проверяют и при необходимости меняют местами гусеничные цепи и ведущие звездочки; осматривают шипы и при необходимости устраняют повреждения; промывают систему охлаждения дизеля. Проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля; проверяют в движении работоспособность механизмов трактора.
При ТО-3, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводится ресурсное диагностирование трактора для определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт. При ТО-03 (переход к осенне-зимним условиям эксплуатации) выполняют следующие операции: заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре; вклю- чают индивидуальный подогреватель и устанавливают утеплительные чехлы; заменяют масло (летний сорт на зимний) согласно таблице смазывания; отключают радиатор смазочной системы дизеля; устанавливают в положение «3» (зима) винт сезонной регулировки реле-регулятора; доводят до зимней нормы плотность электролита в аккумуляторах; проверяют работоспособность средств облегчения пуска дизеля, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора, работоспособность системы обогрева кабины (опробованием). Обнаруженные неисправности устраняют. Заправляют систему питания топливом зимнего сорта. При TO-BJI (переход к весенне-летним условиям эксплуатации) снимают с трактора утеплительные чехлы; включают радиатор смазочной системы дизеля; отключают от системы охлаждения индивидуальный подогреватель; устанавливают винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л» (лето); доводят плотность электролита в батареях аккумуляторов до летней нормы; удаляют при необходимости накипь из системы охлаждения; дозаправляют систему питания дизеля топливом летнего сорта. Проверяют охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, охлаждающую способность радиатора смазочной системы, целость изоляции электропроводки (визуально), зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора. В условиях пустыни и песчаных почв дизель заправляют маслом и топливом только закрытым способом. Через каждые три смены заменяют масло в поддоне воздухоочистителя, а при каждом ТО-1 проверяют и при необходимости очищают центральную трубу воздухоочистителя. Через каждые три смены проверяют и доливают дистиллированную воду в аккумуляторы. При ТО-1 проверяют качество масла в картере дизеля и натяжение гусеничных цепей, при необходимости заменяют масло и регулируют натяжение гусеничных цепей.
При температуре окружающей среды ниже -30 °С применяют арктическое дизельное топливо «А» (ГОСТ 305 — 82) или зимнее дизельное топливо с температурой застывания не выше -45 °С и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые заводами-изготовителями. По окончании каждой смены бак полностью заправляют топливом, сливают конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы, заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре воздуха. При работе на каменистом грунте ежесменно проверяют исправность ходовой системы и защитных устройств трактора, а также надежность крепления сливных пробок картера дизеля, заднего и переднего мостов конечных передач (бортовых редукторов). Обнаруженные неисправности устраняют. При эксплуатации трактора на болотистых почвах ежесменно проверяют и очищают от грязи радиатор и поддон картера. После преодоления водных препятствий или сильно заболоченных участков местности проверяют наличие воды в емкостях силовой передачи и ходовой системы. При наличии в отстое воды заменяют масло. - Техническое обслуживание комбайнов. При ЕТО зерноуборочных комбайнов выполняют следующие операции. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления воздухоочистителя и всасывающих трубопроводов дизеля, соединения шлангов и трубопроводов гидравлической и тормозной систем, крепления режущего аппарата, шнека жатки, мотовила (или подборщика), ведущих колес к ступице, удлинителя грохота, прицепного устройства, грохота на трубе подвесок. Проверяют уровень масла в картере дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают их. В зависимости от убираемой культуры и условий уборки проверяют и при необходимости проводят технологические регулировки положения и частоты вращения мотовила, барабана и вентилятора, положения решет очистки, зазоров между спиралями и пальцами шнека жатки и днищем, между бичами барабана и планками подбарабанья. Проверяют и при необходимости устраняют задевания клавишей соломотряса и граблин соломонабивателя за щиток сброса соломы. Пускают дизель и проверяют по показаниям приборов, осмотром и прослушиванием работу дизеля, молотилки, электрооборудования, механизмов управления, гидросистемы, вариаторов скорости, предохранительных муфт, сигнальных устройств, рабочих органов, сцепления и тормозов. Проверяют на слух работу центрифуги и турбокомпрессора (после остановки дизеля). Проверяют и при необходимости очищают от пыли, грязи и пожнивных остатков кабину (пол, фильтр воздухоочистителя), сетки заборника воздухоочистителя дизеля и радиатора, место под картером дизеля, режущий аппарат или подборщик, подбараба нье, рабочие поверхности клавишей соломотряса, грохот решета очистки, камнеуловитель. Проверяют и при необходимости устраняют подтекания масла, топлива, тормозной и охлаждающей жидкостей. При ТО-1 зерноуборочных комбайнов дополнительно к перечисленному выполняют следующие операции. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления копирующих башмаков жатки, пальчикового механизма шнека жат ки, транспортера наклонной камеры, корпусов подшипников битеров, корпусов подшипников молотильных барабанов, корпусов подшипников валов соломонабивателя, моста ведущих колес к раме. Проверяют уровни и при необходимости доливают масло в картер пускового двигателя, регулятор топливного насоса, картер привода редуктора пускового двигателя, бак гидросистемы, картер моста ведущих колес и бортовых редукторов, редуктор барабана молотилки. Проверяют и при необходимости регулируют сцепление, механизмы управления и сигнализации, натяжение ремней привода ходовой части, предохранительные муфты, механизм выгрузки копны, гидравлическую систему закрытия копнителя, натяжение клиновых ремней и цепей, цепей наклонного транспортера, механизм уравновешивания корпуса жатки. Проверяют и при необходимости очищают от пыли, грязи и пожнивных остатков бумажный фильтрующий элемент воздухоочистителя дизеля. Сливают отстой из основного топливного бака, топливного бака пускового двигателя, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра отстойника. Прочищают отверстия в крышках топливных баков, в пробках банок батарей аккумуляторов. Очищают окислившиеся клеммы батарей аккумуляторов и наконечников проводов, смазывают их неконтактные части. Промывают и смачивают маслом кассеты инерционно-масля- ного воздухоочистителя. При ТО-2 зерноуборочных комбайнов дополнительно к перечисленным выполняют следующие операции. В зависимости от убираемой культуры и условий уборки проверяют и при необходимости выполняют технологические регулировки положения и частоты вращения мотовила, зазоров между спиралями и пальцами шнека жатки и днищем, между бичами барабана и планками подбарабанья, частоты вращения барабана и вентилятора, положения решет очистки. Проверяют и при необходимости доводят до нормы плотность и уровень электролита в батареях аккумуляторов. Очищают и промывают масляный фильтр турбокомпрессора, фильтр сапуна гидросистемы. Промывают и смачивают маслом фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя. Проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма дизеля, между электродами свечи пускового двигателя, между контактами прерывателя магнето, муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, механизм переключения передач, рулевое управление. - Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин. Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) сельскохозяйственных машин включает в себя очистку от пыли и грязи, внешний осмотр машин, проверку надежности креплений, смазывание подвижных соединений согласно рекомендациям завода-изготовителя. При ТО-1 сельскохозяйственных машин дополнительно к операциям ЕТО выполняют регулировочные операции, технические требования к которым заключаются в следующем. Все машины должны быть комплектны и исправны, подшипники и трущиеся поверхности смазаны, подтекание масла в гидросистеме не допускается. Бороны зубовые. Толщина заостренной части зуба не должна быть более 2 мм; зубья должны быть установлены скосами в одну сторону, допускается отклонение длины зубьев от номинального значения не более +8 мм. Бороны игольчатые. Иглы диска должны быть расположены в одной плоскости (отклонение не более 3 мм), толщина заостренной части игл — не более 2 мм, допускается отклонение длины игл от номинального значения не более ±10 мм; диски в батарее и батареи на бороне должны устанавливаться изгибами зубьев вперед или назад; допускается биение колес и батарей до 6 мм; давление воздуха в шинах колес — 0, 25 МПа. Культиваторы. Носки лап должны находиться на одной прямой линии, отклонение по горизонтали не должно превышать ±15 мм, отклонение по вертикали — ±7 мм, отклонение расположения носков лап в ряду от номинала — ±10 мм; возвышение задней части лапы над носком в рабочем положении должно быть не более 5 мм, толщина режущих кромок — не более 1 мм, торцевое биение колес — не более 6 мм; давление воздуха в шинах колес — 0, 14... 0, 15 МПа. Сеялки зерновые. Зазор между клапаном высевающего аппарата и ребром муфты должен быть не более 2 мм для зерновых культур и 10 мм для зернобобовых; зазор между клапаном и штифтами туковысевающего аппарата должен составлять 8... 10 мм; отклонение торцев катушек от плоскости розеток в нулевом положении рычага не должно быть более ±1 мм, толщина кромки лезвия дисков — не более 0, 5 мм, зазор между дисками в месте схождения — не более 1, 5 мм; диски сошников должны вращаться свободно от усилия руки; давление воздуха в шинах колес — 0, 16... 0, 20 МПа. Сеялки кукурузные. Перекос рамы по диагоналям должен быть не более 5 мм, смещение сошника от среднего положения за счет зазоров в шарнирах — не более 8 мм, толщина кромки полоза сошника — не более 0, 5 мм, суммарный боковой зазор зуба-отражателя в пазу крышки — не более 1 мм; зуб-отражатель и зуб-выталкиватель должны свободно поворачиваться на осях под действием пружин; зазор между плоскостями делителя и стенками камеры высевающего аппарата должен быть не более 1, 5 мм. Сеялки свекловичные. Смещение сошников должно быть не более 10 мм, зазор между роликом-направителем и отражателем высевающего аппарата — не более 0, 8 мм, смещение сошников за счет зазоров в шарнире тяг — не более 5 мм от среднего положения, зазор между высевающим диском и корпусом семенного ящика — не более 1, 5 мм; прикатывающие катки должны свободно вращаться на осях. Плуги. Утопание головок болтов крепления корпусов, предплужников, полевых досок должно быть не более 1 мм, выступа- ние лемехов над отвалами — не более 2 мм, зазор между лемехом и отвалом — не более 1 мм; полевые доски должны быть ровными, толщиной более 5 мм, шириной 40 мм; предплужник устанавливается на глубине обработки 10... 12 см; диск ножа должен свободно вращаться при осевом люфте не более 2 мм; толщина кромки лезвия ножа должна быть не более 0, 4 мм; центр ножа должен располагаться над носком предплужника, кромка ножа должна быть ниже носка предплужника на 2... 3 см, а плоскость ножа отстоять от полевого обреза предплужника на 1... 2 см; отклонение расстояния между корпусами по грядилю допускается не более +30 мм; номинальное расстояние между корпусами по грядилю: для плугов ПН-4-35, ПЛН-4-35 — 828 мм, ПН-3-40, ПЛН-4-40, ПКГ-5-40 - 894 мм, ПЛН-5-35, ПЛН-6-35, ПТК-9-35 - 891 мм; отклонение носка лемеха от прямой линии, соединяющей носки крайних лемехов, должно быть не более 15 мм; пятка лемеха не должна быть выше носка лемеха более чем на 15 мм; толщина кромки лезвия лемеха должна быть не более 1 мм. Лущильники. Толщина кромки лезвия должна быть не более 1 мм, зазор между диском и чистиком должен составлять 2... 4 мм; все батареи должны вращаться от усилия руки; давление воздуха в шинах колес — 0, 25 МПа. Туковысевающие аппараты. Осевое перемещение конических шестерен должно быть не более 1 мм; высевающий диск- дозатор должен свободно проворачиваться от усилия руки, его осевое биение должно быть не более 1 мм, зазор между высевающим диском и нижней кромкой цилиндрической емкости — 0, 5... 1, 0 мм; тукораспределительные пластины должны плотно прилегать к днищу коробов; болты крепления отражателя и пластин не должны выступать, утопание головок болтов допускается не более 1 мм. Машины для внесения минеральных удобрений. Провисание нижней ветви в средней части транспортера должно быть не более 30 мм; зазор между высевающей планкой и дном бункера — не более 3 мм. Опрыскиватели. Вихревые распылители должны быть установлены под углом 5... 10° от вертикали, манометры опрыскивателей должны иметь штамп метрологической поверки; механизм поворота вентилятора должен обеспечивать его поворот на 180°; регулятор давления рабочей жидкости должен обеспечивать изменение давления от 0, 2 до 1, 0 МПа. Картофелесажалки. Ворошитель должен вращаться от усилия руки и свободно проходить через прорези в днище питающего ковша; вычерпывающие аппараты должны вращаться в подшипниках, не задевая за боковины, днище и рукав питающего ковша; зазор между ложечками и днищем питающего ковша должен составлять 2... 7 мм; зажимы должны легко поворачиваться в ушках кронштейнов и свободно входить в прорези ложечек; зазор между концами зажимов и боковиной питающего ковша должен быть не менее 5 мм; туковысевающие аппараты должны вращаться свободно, без заеданий. Водополивные машины. Для технического обслуживания водополивных машин разработаны технологические карты. В них указываются содержание операций и технические требования, приведено применяемое оборудование, приспособления, приборы, инструмент, материалы, а также трудоемкость выполнения операций и нормы расхода материалов. При ЕТО дождевателя его очищают скребками от пыли, грязи и растительных остатков. Проверяют крепление составных частей и резьбовых соединений дождевателя, уровень масла в редукторах, отсутствие подтекания масла в редукторах и сальниках насоса, нагрев подшипников. При ТО-1 наряду с операциями, выполняемыми при ЕТО, проверяют работу насосов, механизма поворота ствола, разбирают шарниры всасывающих трубопроводов, очищают их от песка и грязи, заменяют манжеты. Проверяют и регулируют соосность вала отбора мощности трактора и вала насоса-редуктора, состояние карданной передачи, смазывают шлицы и крестовины карданного вала. Проверяют работу газоструйного вакуумного аппарата, герметичность всасывающей линии и трубопроводов эжектора, работу механизма поворота ствола и герметичность его соединений. Проверяют затяжку сальника вала насоса и при наличии сильной течи заменяют сальниковую набивку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|