Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Техническое обслуживание машин при их использовании.




Контрольные вопросы.

1. Дайте определение техническому обслуживанию.

2. Почему система ТО и ремонта машин называется планово-предупредительной?

3. Какие имеются виды ТО, их особенности?

4. По каким критериям устанавливают периодичность ТО?

5. Назовите периодичность ТО тракторов и сельскохозяйственных машин.

 

Тема 3. Техническое обслуживание машин при их использовании.

 

Цели:

Обучающая. Изучить технологию технического обслуживания тракторов, комбайнов, с/х машин, организацию и материально-техническую  базу технического обслуживания.  

 Воспитательная. Воспитание интереса к выбранной профессии, готовность к самостоятельной трудовой деятельности в с/х производстве.

Развивающая. Развитие творческих способностей и самостоятельности.

Материалы и оборудование: плакаты, учебная литература.           

Литература:  Курчаткин В. В., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия, 2013.

План.

1. Технология технического обслуживания.

2. Техническое обслуживание тракторов.

3. Техническое обслуживание комбайнов.

4. Техническое обслуживание с/х машин.

5. Организация технического обслуживания.

6. Материально-техническая база технического обслуживания.

 

1. Технология технического обслуживания

Технология ТО машины включает в себя перечень технологи­ческих операций для каждого вида ТО, технические требования (значения контролируемых параметров на различных режимах и т. п. ), рекомендуемые приспособления, инструмент, оборудова­ние, смазочные материалы, а также методики выполнения конт­рольных (диагностических) операций.

Типовая операционная технология ТО разрабатывается отрас­левыми научно-исследовательскими институтами, например для сельскохозяйственной техники — ГосНИТИ. Для условий конк­ретных сельскохозяйственных предприятий на основе типовых разрабатывают частные технологии, которые могут отличаться от типовых набором технологического оборудования, распределени­ем работ по рабочим местам и между исполнителями (графиком выполнения работ). В частной технологии могут найти отражение климатические особенности эксплуатации машины, имеющаяся в хозяйстве

материально-техническая база, квалификация меха­низаторов и инженерно-технических работников, принятая в хо­зяйстве организационная схема и множество других факторов.

Техническое обслуживание включает в себя очистительно-моечные, крепежные, контрольно-диагностические, регулировоч­ные, заправочные и смазочные операции.

Каждое последующее номерное техническое обслуживание включает в себя операции предыдущего технического обслужива­ния и дополнительные. С увеличением номера технического об­служивания возрастают число и сложность выполняемых техноло­гических операций.

- Техническое обслуживание тракторов. При ЕТО выполняют следующие операции: очищают трактор от пыли и грязи; внешним осмотром проверяют отсутствие течи топлива, масла и электролита и при необходимости устраняют подтекания; проверяют уровни масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доли­вают их до заданных уровней; проверяют осмотром и прослушиванием работоспособность дизеля, рулевого управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов. Допускается дозаправлять дизель трактора маслом в течение смены.

При ТО-1 выполняют операции ежесменного технического об­служивания, а также дополнительно проверяют работоспособность механизма блокировки пуска дизеля; проверяют и при необходи­мости регулируют натяжение приводных ремней и давление воз­духа в шинах; проверяют продолжительность пуска дизеля, давле­ние масла в главной масляной магистрали; проверяют чистоту и герметичность соединений воздухоочистителя; проверяют продол­жительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля; проводят ТО воздухоочистителей соглас­но инструкции по эксплуатации; проверяют аккумуляторы и при необходимости очищают их поверхности, а также клеммы, нако­нечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доли­вают дистиллированную воду; сливает отстой из фильтров гру­бой очистки топлива, сливают масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента, конден­сат из воздушных баллонов, смазывают клеммы и наконечники проводов; проверяют уровни масла в составных частях трактора согласно таблице и схеме смазывания и при необходимости доли­вают до установленного уровня; сматывают составные части трак­тора согласно таблице и схеме смазывания.

При ТО-2 выполняют операции ЕТО и ТО-1, а также дополни­тельно проверяют плотность электролита в аккумуляторной бата­рее и при необходимости подзаряжают ее; проверяют и при необ­ходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфту сцепления увеличи­теля крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момен­та и карданной передачи, муфту сцепления основного дизеля и привода вала отбора мощности, муфту управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость и наибольшие углы поворота направляющих колес трактора, механизм рулевого управления, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников направляющих колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усилие на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления. Также заменяют масло согласно таблице смазывания; очищают центробежный маслоочиститель; проверяют наружные резьбовые и другие соединения трактора и при необходимости подтягивают их; промывают смазочную систему дизеля; проверяют мощность дизеля.

При ТО-3 выполняют операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а также дополнительно проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос на стенде и угол начала впрыскивания топлива на дизеле, зазоры между электродами свечи пускового двигателя и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк—сектор (при необходимости — с подтяжкой гаек сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему; очищают и промывают фильтры-отстойники баков основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля; прочищают отверстия в пробках баков основного и пускового двигателей.

Проверяют: износ шин или гусеничной цепи, профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатун- ного механизма пускового двигателя, цилиндропоршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (равномерность, минимальную и максимальную частоты вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива; проверяют реле-регулятор и при необходимости регулируют.

Проверяют состояние изоляции электропроводки (поврежденные места изолируют), проверяют соответствие контрольных приборов эталону и при необходимости заменяют их; заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют герметичность воздушных баллонов; проверяют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач (без разборки) и при необходимости регулируют их; проверяют и при необходимости восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов; проверяют и при необходимости меняют местами гусеничные цепи и ведущие звездочки; осматривают шипы и при необходимости устраняют повреждения; промывают систему охлаждения дизеля. Проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля; проверяют в движении работоспособность механизмов трактора.

При ТО-3, предшествующем плановому текущему или капитально­му ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводит­ся ресурсное диагностирование трактора для определения возмож­ности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.

При ТО-03 (переход к осенне-зимним условиям эксплуатации) выполняют следующие операции: заправляют систему охлажде­ния жидкостью, не замерзающей при низкой температуре; вклю-

чают индивидуальный подогреватель и устанавливают утеплитель­ные чехлы; заменяют масло (летний сорт на зимний) согласно таблице смазывания; отключают радиатор смазочной системы ди­зеля; устанавливают в положение «3» (зима) винт сезонной ре­гулировки реле-регулятора; доводят до зимней нормы плотность электролита в аккумуляторах; проверяют работоспособность средств облегчения пуска дизеля, зарядный ток генератора, на­пряжение и ток срабатывания реле-регулятора, работоспособ­ность системы обогрева кабины (опробованием). Обнаруженные неисправности устраняют. Заправляют систему питания топли­вом зимнего сорта.

При TO-BJI (переход к весенне-летним условиям эксплуатации) снимают с трактора утеплительные чехлы; включают радиатор сма­зочной системы дизеля; отключают от системы охлаждения инди­видуальный подогреватель; устанавливают винт сезонной регули­ровки реле-регулятора в положение «Л» (лето); доводят плотность электролита в батареях аккумуляторов до летней нормы; удаляют при необходимости накипь из системы охлаждения; дозаправляют систему питания дизеля топливом летнего сорта.

Проверяют охлаждающую способность радиатора системы ох­лаждения, охлаждающую способность радиатора смазочной си­стемы, целость изоляции электропроводки (визуально), заряд­ный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-ре­гулятора.

В условиях пустыни и песчаных почв дизель заправляют маслом и топливом только закрытым способом. Через каждые три смены заменяют масло в поддоне воздухоочистителя, а при каждом ТО-1 проверяют и при необходимости очищают центральную трубу воз­духоочистителя. Через каждые три смены проверяют и доливают дистиллированную воду в аккумуляторы. При ТО-1 проверяют качество масла в картере дизеля и натяжение гусеничных цепей, при необходимости заменяют масло и регулируют натяжение гу­сеничных цепей.

При температуре окружающей среды ниже -30 °С применяют арктическое дизельное топливо «А» (ГОСТ 305 — 82) или зимнее дизельное топливо с температурой застывания не выше -45 °С и специальные сорта масел и смазок, рекомендуемые заводами-из­готовителями. По окончании каждой смены бак полностью зап­равляют топливом, сливают конденсат из воздушных баллонов пневмосистемы, заправляют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре воздуха.

При работе на каменистом грунте ежесменно проверяют ис­правность ходовой системы и защитных устройств трактора, а также надежность крепления сливных пробок картера дизеля, заднего и переднего мостов конечных передач (бортовых редукторов). Об­наруженные неисправности устраняют.

При эксплуатации трактора на болотистых почвах ежесменно проверяют и очищают от грязи радиатор и поддон картера. После преодоления водных препятствий или сильно заболоченных участ­ков местности проверяют наличие воды в емкостях силовой пере­дачи и ходовой системы. При наличии в отстое воды заменяют масло.

- Техническое обслуживание комбайнов. При ЕТО зерноуборочных комбайнов выполняют следующие операции. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления возду­хоочистителя и всасывающих трубопроводов дизеля, соединения шлангов и трубопроводов гидравлической и тормозной систем, крепления режущего аппарата, шнека жатки, мотовила (или под­борщика), ведущих колес к ступице, удлинителя грохота, при­цепного устройства, грохота на трубе подвесок. Проверяют уровень масла в картере дизеля, охлаждающей жид­кости в радиаторе и при необходимости доливают их.

В зависимости от убираемой культуры и условий уборки прове­ряют и при необходимости проводят технологические регулиров­ки положения и частоты вращения мотовила, барабана и венти­лятора, положения решет очистки, зазоров между спиралями и пальцами шнека жатки и днищем, между бичами барабана и план­ками подбарабанья. Проверяют и при необходимости устраняют задевания клавишей соломотряса и граблин соломонабивателя за щиток сброса соломы.

Пускают дизель и проверяют по показаниям приборов, осмот­ром и прослушиванием работу дизеля, молотилки, электрообору­дования, механизмов управления, гидросистемы, вариаторов ско­рости, предохранительных муфт, сигнальных устройств, рабочих органов, сцепления и тормозов.

Проверяют на слух работу центрифуги и турбокомпрессора (пос­ле остановки дизеля).

Проверяют и при необходимости очищают от пыли, грязи и пожнивных остатков кабину (пол, фильтр воздухоочистителя), сетки заборника воздухоочистителя дизеля и радиатора, место под картером дизеля, режущий аппарат или подборщик, подбараба нье, рабочие поверхности клавишей соломотряса, грохот решета очистки, камнеуловитель.

Проверяют и при необходимости устраняют подтекания мас­ла, топлива, тормозной и охлаждающей жидкостей.

При ТО-1 зерноуборочных комбайнов дополнительно к пере­численному выполняют следующие операции.

Проверяют и при необходимости подтягивают крепления ко­пирующих башмаков жатки, пальчикового механизма шнека жат ки, транспортера наклонной камеры, корпусов подшипников битеров, корпусов подшипников молотильных барабанов, корпу­сов подшипников валов соломонабивателя, моста ведущих колес к раме.

Проверяют уровни и при необходимости доливают масло в кар­тер пускового двигателя, регулятор топливного насоса, картер привода редуктора пускового двигателя, бак гидросистемы, кар­тер моста ведущих колес и бортовых редукторов, редуктор бара­бана молотилки.

Проверяют и при необходимости регулируют сцепление, ме­ханизмы управления и сигнализации, натяжение ремней привода ходовой части, предохранительные муфты, механизм выгрузки копны, гидравлическую систему закрытия копнителя, натяжение клиновых ремней и цепей, цепей наклонного транспортера, ме­ханизм уравновешивания корпуса жатки.

Проверяют и при необходимости очищают от пыли, грязи и пожнивных остатков бумажный фильтрующий элемент воздухо­очистителя дизеля.

Сливают отстой из основного топливного бака, топливного бака пускового двигателя, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра отстойника.

Прочищают отверстия в крышках топливных баков, в пробках банок батарей аккумуляторов.

Очищают окислившиеся клеммы батарей аккумуляторов и на­конечников проводов, смазывают их неконтактные части.

Промывают и смачивают маслом кассеты инерционно-масля- ного воздухоочистителя.

При ТО-2 зерноуборочных комбайнов дополнительно к пере­численным выполняют следующие операции.

В зависимости от убираемой культуры и условий уборки прове­ряют и при необходимости выполняют технологические регули­ровки положения и частоты вращения мотовила, зазоров между спиралями и пальцами шнека жатки и днищем, между бичами барабана и планками подбарабанья, частоты вращения барабана и вентилятора, положения решет очистки.

Проверяют и при необходимости доводят до нормы плотность и уровень электролита в батареях аккумуляторов.

Очищают и промывают масляный фильтр турбокомпрессора, фильтр сапуна гидросистемы. Промывают и смачивают маслом фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя.

Проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами газораспределительного механизма дизеля, между электродами свечи пускового двигателя, между контактами прерывателя магнето, муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, механизм переключения передач, рулевое управление.

- Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин. Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) сельскохозяй­ственных машин включает в себя очистку от пыли и грязи, вне­шний осмотр машин, проверку надежности креплений, смазыва­ние подвижных соединений согласно рекомендациям завода-изготовителя.

При ТО-1 сельскохозяйственных машин дополнительно к опе­рациям ЕТО выполняют регулировочные операции, технические требования к которым заключаются в следующем.

Все машины должны быть комплектны и исправны, подшип­ники и трущиеся поверхности смазаны, подтекание масла в гид­росистеме не допускается.

Бороны зубовые. Толщина заостренной части зуба не долж­на быть более 2 мм; зубья должны быть установлены скосами в одну сторону, допускается отклонение длины зубьев от номиналь­ного значения не более +8 мм.

Бороны игольчатые. Иглы диска должны быть располо­жены в одной плоскости (отклонение не более 3 мм), толщина заостренной части игл — не более 2 мм, допускается отклонение длины игл от номинального значения не более ±10 мм; диски в батарее и батареи на бороне должны устанавливаться изгибами зубьев вперед или назад; допускается биение колес и батарей до 6 мм; давление воздуха в шинах колес — 0, 25 МПа.

Культиваторы. Носки лап должны находиться на одной прямой линии, отклонение по горизонтали не должно превышать ±15 мм, отклонение по вертикали — ±7 мм, отклонение располо­жения носков лап в ряду от номинала — ±10 мм; возвышение зад­ней части лапы над носком в рабочем положении должно быть не более 5 мм, толщина режущих кромок — не более 1 мм, торцевое биение колес — не более 6 мм; давление воздуха в шинах колес — 0, 14... 0, 15 МПа.

Сеялки зерновые. Зазор между клапаном высевающего ап­парата и ребром муфты должен быть не более 2 мм для зерновых культур и 10 мм для зернобобовых; зазор между клапаном и штиф­тами туковысевающего аппарата должен составлять 8... 10 мм; отклонение торцев катушек от плоскости розеток в нулевом поло­жении рычага не должно быть более ±1 мм, толщина кромки лезвия дисков — не более 0, 5 мм, зазор между дисками в месте схождения — не более 1, 5 мм; диски сошников должны вращаться свободно от усилия руки; давление воздуха в шинах колес — 0, 16... 0, 20 МПа.

Сеялки кукурузные. Перекос рамы по диагоналям дол­жен быть не более 5 мм, смещение сошника от среднего положе­ния за счет зазоров в шарнирах — не более 8 мм, толщина кромки полоза сошника — не более 0, 5 мм, суммарный боковой зазор зуба-отражателя в пазу крышки — не более 1 мм; зуб-отража­тель и зуб-выталкиватель должны свободно поворачиваться на осях под действием пружин; зазор между плоскостями делителя и стенками камеры высевающего аппарата должен быть не бо­лее 1, 5 мм.

Сеялки свекловичные. Смещение сошников должно быть не более 10 мм, зазор между роликом-направителем и отражате­лем высевающего аппарата — не более 0, 8 мм, смещение сошни­ков за счет зазоров в шарнире тяг — не более 5 мм от среднего положения, зазор между высевающим диском и корпусом семен­ного ящика — не более 1, 5 мм; прикатывающие катки должны свободно вращаться на осях.

Плуги. Утопание головок болтов крепления корпусов, пред­плужников, полевых досок должно быть не более 1 мм, выступа- ние лемехов над отвалами — не более 2 мм, зазор между лемехом и отвалом — не более 1 мм; полевые доски должны быть ровны­ми, толщиной более 5 мм, шириной 40 мм; предплужник уста­навливается на глубине обработки 10... 12 см; диск ножа должен свободно вращаться при осевом люфте не более 2 мм; толщина кромки лезвия ножа должна быть не более 0, 4 мм; центр ножа должен располагаться над носком предплужника, кромка ножа должна быть ниже носка предплужника на 2... 3 см, а плоскость ножа отстоять от полевого обреза предплужника на 1... 2 см; от­клонение расстояния между корпусами по грядилю допускается не более +30 мм; номинальное расстояние между корпусами по грядилю: для плугов ПН-4-35, ПЛН-4-35 — 828 мм, ПН-3-40, ПЛН-4-40, ПКГ-5-40 - 894 мм, ПЛН-5-35, ПЛН-6-35, ПТК-9-35 - 891 мм; отклонение носка лемеха от прямой линии, соединяю­щей носки крайних лемехов, должно быть не более 15 мм; пятка лемеха не должна быть выше носка лемеха более чем на 15 мм; толщина кромки лезвия лемеха должна быть не более 1 мм.

Лущильники. Толщина кромки лезвия должна быть не более 1 мм, зазор между диском и чистиком должен составлять 2... 4 мм; все батареи должны вращаться от усилия руки; давление воздуха в шинах колес — 0, 25 МПа.

Туковысевающие аппараты. Осевое перемещение ко­нических шестерен должно быть не более 1 мм; высевающий диск- дозатор должен свободно проворачиваться от усилия руки, его осевое биение должно быть не более 1 мм, зазор между высеваю­щим диском и нижней кромкой цилиндрической емкости — 0, 5... 1, 0 мм; тукораспределительные пластины должны плотно прилегать к днищу коробов; болты крепления отражателя и плас­тин не должны выступать, утопание головок болтов допускается не более 1 мм.

Машины для внесения минеральных удобрений. Провисание нижней ветви в средней части транспортера должно быть не более 30 мм; зазор между высевающей планкой и дном бункера — не более 3 мм.

Опрыскиватели. Вихревые распылители должны быть ус­тановлены под углом 5... 10° от вертикали, манометры опрыски­вателей должны иметь штамп метрологической поверки; механизм поворота вентилятора должен обеспечивать его поворот на 180°; регулятор

давления рабочей жидкости должен обеспечивать изме­нение давления от 0, 2 до 1, 0 МПа.

Картофелесажалки. Ворошитель должен вращаться от уси­лия руки и свободно проходить через прорези в днище питающего ковша; вычерпывающие аппараты должны вращаться в подшип­никах, не задевая за боковины, днище и рукав питающего ковша; зазор между ложечками и днищем питающего ковша должен со­ставлять 2... 7 мм; зажимы должны легко поворачиваться в ушках кронштейнов и свободно входить в прорези ложечек; зазор между концами зажимов и боковиной питающего ковша должен быть не менее 5 мм; туковысевающие аппараты должны вращаться сво­бодно, без заеданий.

Водополивные машины. Для технического обслуживания водополивных машин разра­ботаны технологические карты. В них указываются содержание операций и технические требования, приведено применяемое оборудование, приспособления, приборы, инструмент, материа­лы, а также трудоемкость выполнения операций и нормы расхода материалов.

При ЕТО дождевателя его очищают скребками от пыли, грязи и растительных остатков. Проверяют крепление составных частей и резьбовых соединений дождевателя, уровень масла в редукто­рах, отсутствие подтекания масла в редукторах и сальниках насо­са, нагрев подшипников.

 При ТО-1 наряду с операциями, выполняемыми при ЕТО, проверяют работу насосов, механизма поворота ствола, разбира­ют шарниры всасывающих трубопроводов, очищают их от песка и грязи, заменяют манжеты. Проверяют и регулируют соосность вала отбора мощности трактора и вала насоса-редуктора, состояние карданной передачи, смазывают шлицы и крестовины карданно­го вала. Проверяют работу газоструйного вакуумного аппарата, гер­метичность всасывающей линии и трубопроводов эжектора, ра­боту механизма поворота ствола и герметичность его соединений. Проверяют затяжку сальника вала насоса и при наличии сильной течи заменяют сальниковую набивку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...