Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Задачи технической диагностики.




2. Задачи технической диагностики.

При разработке методик и средств диагностирования машин решают следующие задачи:

изучают и анализируют принципиальные и структурные схемы объектов диагностирования, их описание, технические данные, эксплуатационные характеристики и другие параметры;

накапливают и обрабатывают статистические материалы по чис­лу и характеру отказов, закономерностям изменения параметров состояния в процессе эксплуатации, возможным способам поис­ка неисправностей, различным методам диагностирования, за­тратам времени и денежных средств на диагностирование и дру­гим данным;

обосновывают и разрабатывают методики и средства диагнос­тирования, устанавливают режимы функционирования машин и их составных частей, при которых целесообразно проведение ди­агностирования, выбирают методы обработки и анализа резуль­татов диагностирования для постановки диагноза;

устанавливают перечень параметров состояния, необходимых для прогнозирования периода безотказной работы составных час­тей машины, выбирают методы прогнозирования остаточного ре­сурса составных частей машины. При этом сначала составляют структурную схему возможных состояний составных частей ма­шин. Располагая данными по отказам, определяют вероятность появления каждого из возможных состояний составных частей ма­шины. Затем на основе анализа закономерностей изменения пара­метров состояния выбирают только те параметры, которые могли бы характеризовать состояние объектов диагностирования в лю­бой момент времени.

При внедрении диагностирования решают задачи сохранения высокой надежности машин и управления их состоянием. Меро­приятия по сохранению надежности машин направлены на сниже­ние скорости изменения параметров состояния (главным образом интенсивности изнашивания) их составных частей и предотвра­щение отказов.

Надежность как комплексное свойство безотказности, долго­вечности, ремонтопригодности и сохраняемости в процессе экс­плуатации зависит от ряда факторов: характера и объема выпол­няемых машиной работ; почвенно-климатических условий; при­нятой системы технического обслуживания и ремонта машин; качества и наличия нормативно-технической документации и средств технического обслуживания, хранения и транспортиро­вания машин; квалификации обслуживающего персонала.

Из перечисленных факторов огромное значение имеет система ТО и ремонта машин. Своевременное и качественное ТО машин с применением соответствующих методов и средств диагностирования позволяет почти полностью использовать ресурс составных частей машины и предотвращать отказы.

Диагностирование включает в себя три основных этапа: полу­чение информации о техническом состоянии объекта диагности­рования; обработку и анализ полученной информации; постанов­ку диагноза и принятие решения.

Первый этап заключается в определении параметров состояния, установлении качественных признаков состояния и получении дан­ных о наработке; второй — в обработке и сравнении полученных значений параметров состояния с номинальными, допустимыми и предельными значениями, а также использовании полученных данных для прогнозирования остаточного ресурса; третий — в анализе результатов прогнозирования и установлении объема и сроков работ по ТО и ремонту составных частей машины.

В зависимости от вида ТО, внешних признаков и общего со­стояния объекта диагностирования, а также в соответствии с характером предстоящих ответственных полевых работ (посевная, уборочная) при техническом диагностировании сельскохозяй­ственной техники решают следующие задачи:

установление вида ремонта (капитальный или текущий) и объ­ема ремонтных работ (после исчерпания ресурса составных частей или машины в целом);

выявление комплекса мероприятий для обеспечения безотказ­ной работы машины до очередного планового технического об­служивания соответствующего вида, поиск и устранение причин неисправностей и отказов (при периодических и послесезонных технических обслуживаниях);

проверка готовности машинно-тракторного парка к посевным или уборочным работам (при периодических технических осмот­рах);

приведение машин в работоспособное состояние (в случае не­исправностей и отказов).

3. Характеристика методов поиска неисправностей при ТО машин

При работе машины, например трактора, большинство неис­правностей проявляется в виде внешних признаков (симптомов). Часто внешние признаки различных неисправностей носят оди­наковый характер. Например, дизель может работать с перебоями и не развивать достаточной мощности в следующих случаях: при неудовлетворительной работе форсунок, попадании воды в ци­линдры или воздуха в топливо, зависании плунжеров во втулках и других неисправностях. Опытный мастер-диагност, зная наиболее часто встречающиеся неисправности, а также их внешнее прояв­ление, обнаруживает возникшую неисправность, не проводя из­

лишних проверок и разборок. Нередко он прибегает к методам последовательного исключения. Например, неработающий цилиндр можно обнаружить путем поочередного отключения подачи топ­лива в цилиндры: при отключении неработающего цилиндра ха­рактер и звук выхлопа не изменяются.

Чтобы правильно и быстро поставить диагноз при проверке сложного объекта с помощью отдельных средств диагностирова­ния, мастер-диагност должен располагать большим количеством данных о функциональных связях между возможными неисправ­ностями и их внешними признаками, а также обладать достаточ­ным опытом.

Если по какой-либо составной части машины известны лишь комбинации внешних признаков и их связи с соответствующими

неисправностями, но неизвестны вероятности наиболее частого возникновения хотя бы некоторых из неисправностей, характерных для данного симптома, то в этом случае поиск конкретной неисправности ведут, исходя из предположения, что при данном симптоме все связанные с ним неисправности равновероятны, т. е. в одинаковой степени возможны. Для выявления причин таких неисправностей должна быть разработана целая система измери-тельных преобразователей, фиксирующих как редко, так и часто встречающиеся неисправности. Теоретически такой метод определения неисправностей осуществим, но практически он чрезвычайно сложен и дорог.

Применение положений теории вероятностей, в частности теории информации, позволяет значительно упростить процесс постановки диагноза.

Сущность вероятностного подхода к определению характера неисправности заключается в следующем.

На основе статистических данных о закономерностях изменения параметров состояния в зависимости от наработки составной части или машины в целом и о возможных комбинациях симптомов и их связях с неисправностями для каждой неисправности устанавливают вероятность ее возникновения и вероятность появления каждого симптома. По полученным материалам разрабатывают программу поиска данной неисправности, который ведут в порядке убывания вероятностей возникновения различных отказов, характерных для данного симптома. Например, наиболее часто встречающаяся причина перебоев при работе дизелей — неудовлетворительное состояние форсунок. Следовательно, поиск неисправности в этом случае следует начинать с проверки работы форсунок.

В целях еще большего снижения затрат времени и средств на поиски неисправностей при разработке программ поисков следует принимать во внимание не только вероятность возникновения неисправностей, но и время, затрачиваемое на выявление каждой

Чтобы правильно и быстро поставить диагноз при проверке сложного объекта с помощью отдельных средств диагностирования, мастер-диагност должен располагать большим количеством данных о функциональных связях между возможными неисправностями и их внешними признаками, а также обладать достаточным опытом.

Если по какой-либо составной части машины известны лишь комбинации внешних признаков и их связи с соответствующими неисправностями, но неизвестны вероятности наиболее частого возникновения хотя бы некоторых из неисправностей, характерных для данного симптома, то в этом случае поиск конкретной неисправности ведут, исходя из предположения, что при данном симптоме все связанные с ним неисправности равновероятны, т. е. в одинаковой степени возможны. Для выявления причин таких неисправностей должна быть разработана целая система измерительных преобразователей, фиксирующих как редко, так и часто встречающиеся неисправности. Теоретически такой метод определения неисправностей осуществим, но практически он чрезвычайно сложен и дорог.

Применение положений теории вероятностей, в частности теории информации, позволяет значительно упростить процесс постановки диагноза.

Сущность вероятностного подхода к определению характера неисправности заключается в следующем.

На основе статистических данных о закономерностях изменения параметров состояния в зависимости от наработки составной части или машины в целом и о возможных комбинациях симптомов и их связях с неисправностями для каждой неисправности устанавливают вероятность ее возникновения и вероятность появления каждого симптома. По полученным материалам разрабатывают программу поиска данной неисправности, который ведут в порядке убывания вероятностей возникновения различных отказов, характерных для данного симптома. Например, наиболее часто встречающаяся причина перебоев при работе дизелей — неудовлетворительное состояние форсунок. Следовательно, поиск неисправности в этом случае следует начинать с проверки работы форсунок.

В целях еще большего снижения затрат времени и средств на поиски неисправностей при разработке программ поисков следует принимать во внимание не только вероятность возникновения неисправностей, но и время, затрачиваемое на выявление каждой

из них при диагностировании. Поиск неисправностей по таким кри­териям получил название метода время — вероятность. В этом слу­чае последовательность проверки устанавливают, исходя из отно­шения времени, необходимого на выявление неисправности, к вероятности появления этой неисправности. Поиск неисправности начинают с составных частей, для которых указанное отношение получается минимальным. Например, перегрев двигателя, сопро­вождаемый кипением воды в радиаторе, возможен в следующих случаях: при срезе шпонки крыльчатки водяного насоса, чрез­мерном загрязнении сердцевины радиатора, ослаблении ремня вентилятора и др. Из перечисленных причин наиболее часто встре­чается ослабление ремня вентилятора, а время, необходимое для проверки его натяжения, является минимальным, поэтому поиск причины указанной неисправности нужно начинать с проверки натяжения ремня вентилятора. При одинаковой вероятности воз­никновения двух или более неисправностей, характерных для ка­кого-либо внешнего признака, поиск осуществляют исходя из ми­нимального времени, затрачиваемого на\проверку.

Важный критерий при выборе оптимальной (наивыгоднейшей) последовательности поиска неисправностей — минимальная ве­личина средней стоимости проверки. При использовании этого критерия стремятся к тому, чтобы максимальная стоимость поис­ка отказавшего элемента была наименьшей по сравнению с за­тратами, получаемыми при других методах проверки. Такой метод поиска получил название метода минимакса.

Метод минимакса наиболее эффективен в тех случаях, когда простои машин не отражаются на агротехнических сроках выпол­нения полевых работ. В период посевных и уборочных работ реша­ющим фактором является время, затрачиваемое на поиск и устра­нение неисправностей, в связи с чем в этих случаях наиболее приемлем метод время — вероятность.

Важнейшая проблема в области технической диагностики трак­торов и других сложных сельскохозяйственных машин — установ­ление закономерностей изменения симптомов в зависимости от наработки составных частей или машины в целом, а также выяв­ление зависимостей между этими симптомами и соответствую­щими им параметрами технического состояния машин. Знание этих закономерностей и зависимостей при известных предельных зна­чениях (изменениях) параметров технического состояния позво­ляет своевременно предупреждать неисправности и отказы.

Если имеются неисправности и отказы, сначала устанавливают возможные причины их возникновения по характерным призна­кам. Затем, исходя из предполагаемой причины возникновения неисправности, подбирают соответствующие диагностические средства, с помощью которых дают заключение (ставят диагноз) о характере и существе неисправности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...