2. Задачи технической диагностики.
2. Задачи технической диагностики. При разработке методик и средств диагностирования машин решают следующие задачи: изучают и анализируют принципиальные и структурные схемы объектов диагностирования, их описание, технические данные, эксплуатационные характеристики и другие параметры; накапливают и обрабатывают статистические материалы по числу и характеру отказов, закономерностям изменения параметров состояния в процессе эксплуатации, возможным способам поиска неисправностей, различным методам диагностирования, затратам времени и денежных средств на диагностирование и другим данным; обосновывают и разрабатывают методики и средства диагностирования, устанавливают режимы функционирования машин и их составных частей, при которых целесообразно проведение диагностирования, выбирают методы обработки и анализа результатов диагностирования для постановки диагноза; устанавливают перечень параметров состояния, необходимых для прогнозирования периода безотказной работы составных частей машины, выбирают методы прогнозирования остаточного ресурса составных частей машины. При этом сначала составляют структурную схему возможных состояний составных частей машин. Располагая данными по отказам, определяют вероятность появления каждого из возможных состояний составных частей машины. Затем на основе анализа закономерностей изменения параметров состояния выбирают только те параметры, которые могли бы характеризовать состояние объектов диагностирования в любой момент времени. При внедрении диагностирования решают задачи сохранения высокой надежности машин и управления их состоянием. Мероприятия по сохранению надежности машин направлены на снижение скорости изменения параметров состояния (главным образом интенсивности изнашивания) их составных частей и предотвращение отказов.
Надежность как комплексное свойство безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости в процессе эксплуатации зависит от ряда факторов: характера и объема выполняемых машиной работ; почвенно-климатических условий; принятой системы технического обслуживания и ремонта машин; качества и наличия нормативно-технической документации и средств технического обслуживания, хранения и транспортирования машин; квалификации обслуживающего персонала. Из перечисленных факторов огромное значение имеет система ТО и ремонта машин. Своевременное и качественное ТО машин с применением соответствующих методов и средств диагностирования позволяет почти полностью использовать ресурс составных частей машины и предотвращать отказы. Диагностирование включает в себя три основных этапа: получение информации о техническом состоянии объекта диагностирования; обработку и анализ полученной информации; постановку диагноза и принятие решения. Первый этап заключается в определении параметров состояния, установлении качественных признаков состояния и получении данных о наработке; второй — в обработке и сравнении полученных значений параметров состояния с номинальными, допустимыми и предельными значениями, а также использовании полученных данных для прогнозирования остаточного ресурса; третий — в анализе результатов прогнозирования и установлении объема и сроков работ по ТО и ремонту составных частей машины. В зависимости от вида ТО, внешних признаков и общего состояния объекта диагностирования, а также в соответствии с характером предстоящих ответственных полевых работ (посевная, уборочная) при техническом диагностировании сельскохозяйственной техники решают следующие задачи:
установление вида ремонта (капитальный или текущий) и объема ремонтных работ (после исчерпания ресурса составных частей или машины в целом); выявление комплекса мероприятий для обеспечения безотказной работы машины до очередного планового технического обслуживания соответствующего вида, поиск и устранение причин неисправностей и отказов (при периодических и послесезонных технических обслуживаниях); проверка готовности машинно-тракторного парка к посевным или уборочным работам (при периодических технических осмотрах); приведение машин в работоспособное состояние (в случае неисправностей и отказов). 3. Характеристика методов поиска неисправностей при ТО машин При работе машины, например трактора, большинство неисправностей проявляется в виде внешних признаков (симптомов). Часто внешние признаки различных неисправностей носят одинаковый характер. Например, дизель может работать с перебоями и не развивать достаточной мощности в следующих случаях: при неудовлетворительной работе форсунок, попадании воды в цилиндры или воздуха в топливо, зависании плунжеров во втулках и других неисправностях. Опытный мастер-диагност, зная наиболее часто встречающиеся неисправности, а также их внешнее проявление, обнаруживает возникшую неисправность, не проводя из лишних проверок и разборок. Нередко он прибегает к методам последовательного исключения. Например, неработающий цилиндр можно обнаружить путем поочередного отключения подачи топлива в цилиндры: при отключении неработающего цилиндра характер и звук выхлопа не изменяются. Чтобы правильно и быстро поставить диагноз при проверке сложного объекта с помощью отдельных средств диагностирования, мастер-диагност должен располагать большим количеством данных о функциональных связях между возможными неисправностями и их внешними признаками, а также обладать достаточным опытом. Если по какой-либо составной части машины известны лишь комбинации внешних признаков и их связи с соответствующими неисправностями, но неизвестны вероятности наиболее частого возникновения хотя бы некоторых из неисправностей, характерных для данного симптома, то в этом случае поиск конкретной неисправности ведут, исходя из предположения, что при данном симптоме все связанные с ним неисправности равновероятны, т. е. в одинаковой степени возможны. Для выявления причин таких неисправностей должна быть разработана целая система измери-тельных преобразователей, фиксирующих как редко, так и часто встречающиеся неисправности. Теоретически такой метод определения неисправностей осуществим, но практически он чрезвычайно сложен и дорог.
Применение положений теории вероятностей, в частности теории информации, позволяет значительно упростить процесс постановки диагноза. Сущность вероятностного подхода к определению характера неисправности заключается в следующем. На основе статистических данных о закономерностях изменения параметров состояния в зависимости от наработки составной части или машины в целом и о возможных комбинациях симптомов и их связях с неисправностями для каждой неисправности устанавливают вероятность ее возникновения и вероятность появления каждого симптома. По полученным материалам разрабатывают программу поиска данной неисправности, который ведут в порядке убывания вероятностей возникновения различных отказов, характерных для данного симптома. Например, наиболее часто встречающаяся причина перебоев при работе дизелей — неудовлетворительное состояние форсунок. Следовательно, поиск неисправности в этом случае следует начинать с проверки работы форсунок. В целях еще большего снижения затрат времени и средств на поиски неисправностей при разработке программ поисков следует принимать во внимание не только вероятность возникновения неисправностей, но и время, затрачиваемое на выявление каждой Чтобы правильно и быстро поставить диагноз при проверке сложного объекта с помощью отдельных средств диагностирования, мастер-диагност должен располагать большим количеством данных о функциональных связях между возможными неисправностями и их внешними признаками, а также обладать достаточным опытом.
Если по какой-либо составной части машины известны лишь комбинации внешних признаков и их связи с соответствующими неисправностями, но неизвестны вероятности наиболее частого возникновения хотя бы некоторых из неисправностей, характерных для данного симптома, то в этом случае поиск конкретной неисправности ведут, исходя из предположения, что при данном симптоме все связанные с ним неисправности равновероятны, т. е. в одинаковой степени возможны. Для выявления причин таких неисправностей должна быть разработана целая система измерительных преобразователей, фиксирующих как редко, так и часто встречающиеся неисправности. Теоретически такой метод определения неисправностей осуществим, но практически он чрезвычайно сложен и дорог. Применение положений теории вероятностей, в частности теории информации, позволяет значительно упростить процесс постановки диагноза. Сущность вероятностного подхода к определению характера неисправности заключается в следующем. На основе статистических данных о закономерностях изменения параметров состояния в зависимости от наработки составной части или машины в целом и о возможных комбинациях симптомов и их связях с неисправностями для каждой неисправности устанавливают вероятность ее возникновения и вероятность появления каждого симптома. По полученным материалам разрабатывают программу поиска данной неисправности, который ведут в порядке убывания вероятностей возникновения различных отказов, характерных для данного симптома. Например, наиболее часто встречающаяся причина перебоев при работе дизелей — неудовлетворительное состояние форсунок. Следовательно, поиск неисправности в этом случае следует начинать с проверки работы форсунок. В целях еще большего снижения затрат времени и средств на поиски неисправностей при разработке программ поисков следует принимать во внимание не только вероятность возникновения неисправностей, но и время, затрачиваемое на выявление каждой из них при диагностировании. Поиск неисправностей по таким критериям получил название метода время — вероятность. В этом случае последовательность проверки устанавливают, исходя из отношения времени, необходимого на выявление неисправности, к вероятности появления этой неисправности. Поиск неисправности начинают с составных частей, для которых указанное отношение получается минимальным. Например, перегрев двигателя, сопровождаемый кипением воды в радиаторе, возможен в следующих случаях: при срезе шпонки крыльчатки водяного насоса, чрезмерном загрязнении сердцевины радиатора, ослаблении ремня вентилятора и др. Из перечисленных причин наиболее часто встречается ослабление ремня вентилятора, а время, необходимое для проверки его натяжения, является минимальным, поэтому поиск причины указанной неисправности нужно начинать с проверки натяжения ремня вентилятора. При одинаковой вероятности возникновения двух или более неисправностей, характерных для какого-либо внешнего признака, поиск осуществляют исходя из минимального времени, затрачиваемого на\проверку.
Важный критерий при выборе оптимальной (наивыгоднейшей) последовательности поиска неисправностей — минимальная величина средней стоимости проверки. При использовании этого критерия стремятся к тому, чтобы максимальная стоимость поиска отказавшего элемента была наименьшей по сравнению с затратами, получаемыми при других методах проверки. Такой метод поиска получил название метода минимакса. Метод минимакса наиболее эффективен в тех случаях, когда простои машин не отражаются на агротехнических сроках выполнения полевых работ. В период посевных и уборочных работ решающим фактором является время, затрачиваемое на поиск и устранение неисправностей, в связи с чем в этих случаях наиболее приемлем метод время — вероятность. Важнейшая проблема в области технической диагностики тракторов и других сложных сельскохозяйственных машин — установление закономерностей изменения симптомов в зависимости от наработки составных частей или машины в целом, а также выявление зависимостей между этими симптомами и соответствующими им параметрами технического состояния машин. Знание этих закономерностей и зависимостей при известных предельных значениях (изменениях) параметров технического состояния позволяет своевременно предупреждать неисправности и отказы. Если имеются неисправности и отказы, сначала устанавливают возможные причины их возникновения по характерным признакам. Затем, исходя из предполагаемой причины возникновения неисправности, подбирают соответствующие диагностические средства, с помощью которых дают заключение (ставят диагноз) о характере и существе неисправности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|