2.Организация технического обслуживания.
Наиболее эффективным способом контроля периодичности ТО является контроль по расходу топлива. Для реализации этого способа на каждый трактор и самоходный комбайн заводят лимитно- заборные карточки. В каждой лимитно-заборной карточке указываются фамилия тракториста-машиниста или комбайнера, марка трактора или самоходного комбайна, хозяйственный и государственный регистрационные номера, расход топлива нарастающим итогом от начала эксплуатации нового или капитально отремонтированного трактора (комбайна), номер последнего ТО и дата его проведения. Лимитно-заборную карточку подписывает инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка (ЭМТП) или другой работник, отвечающий за организацию ТО, подтверждая факт выполнения ТО. В карточке указывают лимит на отпуск дизельного топлива в количестве, достаточном для работы до следующего номерного ТО, а также моторного масла (всего около 4, 5 % от количества топлива, из которых обычно 3, 5 % масла указывается в лимитно-заборной карточке и используется для долива в процессе эксплуатации, а 1 % масла накапливается для замены при ТО-2) и пускового бензина (около 1 % от количества дизельного топлива). Подписывают документ главный инженер и главный бухгалтер. Оформленная лимитно-заборная карточка сдается на склад топлива и смазочных материалов (ТСМ). Тракторист-машинист (комбайнер) расписывается за полученные ТСМ. Заправщик (кладовщик) подсчитывает и проставляет в лимитно-заборной карточке расход дизельного топлива нарастающим итогом. Как только количество полученного топлива достигает разрешенного лимита, на складе ТСМ трактористу-машинисту (комбайнеру) выдают не дизельное топливо, а наряд на ТО.
С нарядом на ТО тракторист-машинист (комбайнер) является на пункт ТО и совместно с мастером по ТО и ремонту МТП выполняет перечень обязательных работ ТО и дополнительные работы текущего ремонта, связанные с устранением отказов. По окончании ТО работы принимает инженер по ЭМТП, заведующий мастерскими или механик отделения (в зависимости от принятой в данном хозяйстве организации проведения технического обслуживания). Описание дополнительных работ, начисление оплаты труда выполняет техник-нормировщик ремонтной мастерской. Инженер по ЭМТП подписывает наряд и корешок к наряду. Далее наряд, утвержденный главным инженером хозяйства, сдают в бухгалтерию. Корешок к наряду на ТО тракторист-машинист представляет на склад ТСМ. Заведующий складом ТСМ оформляет новую лимитно-заборную карточку на получение топлива и смазочных материалов, подклеивает к ней корешок наряда на ТО, подтверждающий факт выполнения работ, и подписывает ее у главного инженера и главного бухгалтера. Процесс эксплуатации трактора или самоходного комбайна продолжается. Для автоматизации учета расхода дизельного топлива удобно использовать топливозаправочную установку 03-18008-ГосНИТИ, предназначенную для заправки тракторов и самоходных комбайнов дизельным топливом методом самообслуживания. С помощью компьютера учитывается расход дизельного топлива и бензина по каждой из машин и организуется их постановка на ТО. Для того чтобы рассмотренная организация ТО функционировала без срывов, в условиях реального сельскохозяйственного предприятия необходимо учитывать следующее. Во-первых, при планировании работ главный агроном или управляющий отделением, бригадир тракторно-полеводческой бригады должны знать, у какого трактора закончился лимит на дизельное топливо, и исключить этот трактор из разнарядки на следующий день.
Такую информацию механик отделения или тракторно-полеводческой бригады должен своевременно получить на складе ТСМ и довести до своего руководителя. Если возникает необходимость остановки для ТО сразу нескольких тракторов, то механик отделения имеет право в пределах ±10 % от разрешенного лимита на дизельное топливо направить трактор на очередное ТО (раньше или позже). Во-вторых, необходимо определить, где проводить ТО. Продолжительность ТО-1 в среднем составляет около 1, 5 ч, а при двух исполнителях (мастер по ТО и ремонту МТП и тракторист-маши- нист) — менее часа. Замена масел и сложные контрольные и регулировочные работы при ТО-1 не проводятся, сложного оборудования не требуется, поэтому в период напряженных полевых работ ТО-1 целесообразно проводить в поле — на месте выполнения полевых работ. Мастер по ТО и ремонту МТП может переезжать от агрегата к агрегату, на 35... 45 мин останавливать агрегат, выполнять работы и оформлять наряд и корешок к наряду на техническое обслуживание. Наряд на ТО он передает технику-нормировщику ремонтной мастерской, а корешок к наряду — заведующему складом ТСМ. Кроме того, к мастеру по ТО и ремонту МТП, переезжающему в поле от агрегата к агрегату, могут обратиться в поле трактористы-машинисты за помощью в заявочном текущем ремонте, связанном с устранением отказов. Продолжительность ТО-2 составляет в среднем 8 ч, кроме того необходимо время на проведение ремонтных работ по устранению отказов. Для устранения отказов, приуроченных к ТО-2, могут потребоваться специалисты по ремонту топливной аппаратуры, гидравлики, электрооборудования, аккумуляторов, а также медник-жестянщик, электрогазосварщик и т. п. В ходе ТО-2 производится замена моторного масла, достаточно сложные диагностические и регулировочные работы. Перечисленные работы невозможно качественно выполнить в полевых условиях, да и нецелесообразно. ТО-2 и ТО-3 необходимо выполнять на стационарном пункте технического обслуживания с использованием специального оборудования и оснастки. В-третьих, существуют особенности организации ТО в периоды напряженных полевых работ (с 15 апреля до 15 октября), к которым относятся весенний сев, уход за посевами, сенокос, заготовка кормов, уборка урожая. В этот период, как правило, не хватает техники для выполнения полевых работ в сжатые агротехнические сроки, и останавливать трактор на ТО-2 в дневное время нельзя, поэтому выполнение ТО-2 тракторов должно быть организовано в вечернее и ночное время.
Для выполнения ТО-2 в вечернее и ночное время на период напряженных полевых работ необходимо организовать две бригады: одна бригада работает в вечернее и ночное время на ТО, другая — на ремонте машин в ремонтной мастерской в дневное время. В начале каждой недели бригады меняются местами. В состав бригады обычно входят мастер по ТО и ремонту МТП, слесарь, электрогазосварщик, токарь, автоэлектрик, слесарь по ремонту топливной аппаратуры и гидравлических систем. Бригады должны комплектоваться из наиболее квалифицированных рабочих, способных совмещать профессии для сокращения ее численности. Тракторист-машинист, закрепленный за дождевателем, несет ответственность за его техническое состояние, выполняет ЕТО, проводит технологические регулировки составных частей машины, выполняет очистные, крепежные, смазочно-заправочные работы. При ЕТО используется комплект инструментов тракториста и машиниста дождевателя. Первое техническое обслуживание, требующее применения специального оборудования, приборов и инструментов, выполняется специализированным звеном с использованием агрегатов технического обслуживания при участии тракториста-машиниста. Ежесменное и первое техническое обслуживание проводятся в местах работы дождевальной машины. Обнаруженные при проведении ТО-1 отказы и неисправности, не требующие разборки машины, устраняются в процессе обслуживания специализированным звеном с помощью агрегатов технического обслуживания АТО-4822-ГосНИТИ, АТО-1500Г- ГосНИТИ, АТО-1768-ГосНИТИ, АТО-9966Г-ГосНИТИ и др. Особенность эксплуатации насосной станции состоит в том, что она работает без остановки в течение нескольких смен. Основным исполнителем ЕТО является машинист насосной станции. Обнаруженные при проведении периодического ТО неисправности, не требующие разборки насосной станции, устраняет специализированное звено с помощью передвижных средств ТО. В тех случаях, когда устранение неисправностей требует больших затрат времени, необходимо вызвать автопередвижную мастерскую или отправить неисправные узлы насосной станции на пункт (участок) ТО. Состав специализированного звена по ТО определяется в зависимости от объема работ и конкретных условий эксплуатации насосных станций. Обычно звено состоит из мастера по ТО и ремонту МТП, слесаря и машиниста насосной станции.
- Материально-техническая база технического обслуживания. В зависимости от конкретных условий эксплуатации машин, расположения мест их межсменной стоянки, радиуса обслуживания, материально-технической базы хозяйства и кадров механизаторов, места проведения ТО и диагностирования машин подразделяют на четыре уровня: первый уровень — место проведения полевых механизированных работ или временной ночной стоянки; здесь проводятся ЕТО и ТО-1 с использованием передвижных технических средств; второй уровень — подразделение хозяйства: отделение, тракторная бригада, механизированный отряд на весеннем севе, заготовке кормов, уборке урожая и т. п. Проводятся диагностирование с целью поиска причин отказов, а также ТО-1 с использованием передвижных технических средств и несложный текущий ремонт, связанный с устранением эксплуатационных отказов; третий уровень — центральная усадьба хозяйства. Проводятся ресурсное диагностирование, ТО-1, ТО-2, ТО-3 с использованием стационарных технических средств и сложный текущий ремонт, связанный с устранением эксплуатационных отказов; четвертый уровень — районное ремонтно-техническое предприятие или районная станция технического обслуживания. Проводятся ресурсное диагностирование и ТО-2, ТО-3 энергонасыщенных тракторов, устранение эксплуатационных отказов, в том числе путем замены агрегатов на отремонтированные в условиях специализированных ремонтных предприятий области с выдачей гарантийных обязательств. В соответствии с уровнями мест проведения разработана система технических средств ТО. Передвижные средства включают в себя механизированные заправочные агрегаты, агрегаты технического обслуживания, передвижные диагностические установки, передвижные ремонтные мастерские. Соответственно уровням мест ТО машин на стационарных объектах система средств ТО включает в себя три типа комплектов средств технического обслуживания (КСТО) машинно-трак- торного парка, состав которых приведен в табл. 4. 6.
С учетом распределения ТО между передвижными и стационарными средствами имеются примерные средние нормативы потребности передвижных и стационарных средств, необходимых для обслуживания 100 физических тракторов и соответствующего числа
комбайнов и сельскохозяйственных машин: механизированный заправочный агрегат 2, 31 агрегат технического обслуживания 2, 10 передвижная ремонтная мастерская 2, 44 передвижная диагностическая установка 0, 53 комплект КСТО-1 2, 07 комплект КСТО-2 0, 96 комплект КСТО-3 0, 47 Опыт показывает, что при централизованной доставке нефтепродуктов и удовлетворительном состоянии дорог хозяйству достаточно иметь производственный запас, равный 8... 10% годовой потребности, а при неудовлетворительном состоянии дорог — 15... 20%. Вместимость хранилищ V, м3, нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия определяют по числу имеющихся тракторов N.: N 15... 20 21... 40 41... 60 61... 100 101... 200 V 40 80 150 150 600 Минимальное оснащение мастера по ТО и ремонту МТП при выполнении ТО-1 в полевых условиях должно включать в себя переносной комплект диагностических средств КИ-13924-ГосНИТИ и набор инструментов ПИМ-4839А. В качестве транспортного средства с учетом проходимости проселочных дорог между полями в весенний и осенний периоды удобно использовать самоходное шасси Т-16М. Для проведения ТО-2 и ТО-3 необходимо более сложное оборудование и станция, пункт или пост ТО. Станция ТО — это комплекс, содержащий мастерскую с набором оборудования и специальной оснастки для проведения ТО и текущего ремонта, связанного с устранением отказов, а также мойку, склад запасных частей, склад ТСМ, административное здание. Станция технического обслуживания, как правило, — специализированное предприятие, создается для поточного обслуживания достаточно большого парка одной-двух марок тракторов: энергонасыщенных типа Т-150К, универсально-пропашных типа МТЗ и т. п. Станция оснащается сложным диагностическим оборудованием с большой пропускной способностью и оснасткой для ТО и ремонта. Пункт ТО — это типовое здание с набором оборудования и специальной оснастки для проведения ТО и текущего ремонта, связанного с устранением эксплуатационных отказов. Пункт технического обслуживания, как правило, располагается на центральной усадьбе сельскохозяйственного предприятия, оснащается универсальным диагностическим оборудованием и оснасткой для обслуживания и текущего ремонта тракторов, имеющихся в хозяйстве. Пост ТО — это специально выделенное место в центральной ремонтной мастерской сельскохозяйственного предприятия или в ремонтной мастерской отделения, оборудованное местной вентиляцией, соответствующим диагностическим оборудованием и оснасткой для ТО. Минимальный набор технологического оборудования пункта или поста технического обслуживания включает в себя комплект оснастки ОРГ-16395-ГосНИТИ, стационарный комплект диагностических средств КИ-13919А-01-ГосНИТИ с устройством для отвода отработавших газов, установку 03-4967М-ГосНИТИ, предназначенную для смазывания и заправки тракторов и самоходных комбайнов маслами, сбора отработанных масел, смазывания составных частей машин пластичной смазкой и накачивания шин воздухом. В качестве примера элементов производственной базы технического обслуживания на рис. 4. 9 представлена топливозаправочная установка 03-9936-ГосНИТИ с автоматизированным контролем периодичности ТО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|