Тема 4. Диагностирование машин.
Контрольные вопросы. 1. Какие операции выполняют при ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3 тракторов в период их использования? 2. Какие операции выполняют при сезонных технических обслуживаниях тракторов? 3. Перечислите операции ТО зерноуборочных комбайнов. 4. Какие требования предъявляются к регулировкам сельскохозяйственных машин при ТО? 5. Перечислите операции ТО водополивных машин. 6. Как контролируют периодичность ТО машин? 7. Какие факторы учитывают при определении места проведения ТО машин? 8. Перечислите уровни мест проведения ТО машин.
Тема 4. Диагностирование машин.
Цели: Обучающая. Изучить основные понятия и определения, задачи технической диагностики, характеристику методов поиска неисправностей при ТО машин, субъективные методы диагностирования, диагностирование по изменению герметичности, диагностирование дизелей по параметрам рабочих процессов, виброакустические методы диагностирования, параметры технического состояния и методы их определения. Воспитательная. Воспитание интереса к выбранной профессии, готовность к самостоятельной трудовой деятельности в с/х производстве. Развивающая. Развитие творческих способностей и самостоятельности. Материалы и оборудование: плакаты, учебная литература. Литература: Курчаткин В. В., Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия, 2013. План. 1. Основные понятия и определения. 2. Задачи технической диагностики. 3. Характеристика методов поиска неисправностей при ТО машин. 4. Субъективные методы диагностирования. 5. Диагностирование по изменению герметичности. 6. Диагностирование дизелей по параметрам рабочих процессов.
7. Виброакустические методы диагностирования. 8. Параметры технического состояния и методы их определения.
1. Основные понятия и определения. Техническую диагностику применяют для изучения и установления признаков неисправностей составных частей машин, разработки методов и средств, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о техническом состоянии объектов диагностирования, а также принципы построения и организации использования систем диагностирования. Техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками и параметрами состояния, установленными технической документацией на этот объект. Объект диагностирования — изделие и его составные части, подвергаемые диагностированию. Диагностирование — процесс определения технического состояния объекта диагностирования с требуемой точностью. Результатом диагностирования является диагноз — заключение о техническом состоянии объекта с указанием (при необходимости) места, вида и причины дефекта. При диагностировании различают рабочие воздействия, поступающие на объект при его функционировании, и тестовые воздействия, которые подаются на объект только для целей диагностирования. Диагностирование, при котором на объект подаются только рабочие воздействия, называется функциональным, а диагностирование, при котором на объект подаются тестовые воздействия, — тестовым техническим диагностированием. Технологическое оборудование для диагностирования, приборы, приспособления, инструмент, сооружения являются техническими средствами диагностирования. Совокупность технических средств и объекта, диагностирование которого осуществляется по правилам, установленным соответствующей документацией, называется системой технического диагностирования.
Параметр состояния — физическая величина, характеризующая работоспособность или исправность объекта диагностирования и изменяющаяся в процессе работы. Параметры, непосредственно характеризующие работоспособность или исправность объекта диагностирования, называются структурными. К этим параметрам относятся размеры деталей, зазоры, натяги в соединениях, геометрическая форма, шероховатость сопрягаемых поверхностей и др. Параметры, косвенно характеризующие работоспособность или исправность объекта диагностирования, называются диагностическими. К этим параметрам относятся мощность, давление, температура, шум, вибрация, количество газов, прорывающихся в картер, угар картерного масла и др. Использование структурных параметров дает наиболее объективную оценку технического состояния контролируемого объекта; недостатком при этом является необходимость разборки агрегатов, что влечет за собой нарушение приработки трущихся соединений. В некоторых случаях диагностический параметр более точно характеризует техническое состояние объекта диагностирования, чем структурный параметр. Например, состояние цилиндропоршневой группы лучше определять по количеству газов, прорывающихся в картер, или же по угару картерного масла, чем по зазорам в соединениях и другим структурным параметрам. Так, при «бочкообразном» износе гильз цилиндров и допустимом зазоре между гильзой и юбкой поршня возможен настолько большой угар картерного масла, что дальнейшая эксплуатация дизеля без ремонта экономически нецелесообразна.. Количественной мерой параметра состояния является его значение, которое может быть номинальным, допустимым и предельным. Номинальное (расчетное) значение параметра определено его функциональным назначением и служит началом отсчета отклонений. При этом, как правило, обеспечивается максимальная эффективность эксплуатации по технико-экономическим показателям. Номинальные значения параметров состояния имеют новые и капитально отремонтированные составные части машин после их обкатки и приработки.
Допустимое значение параметра — значение, при котором обеспечивается безотказная работа составной части до очередного планового диагностирования при установленных технико-экономических показателях. Большинство основных параметров, характеризующих техническое состояние составных частей машины, имеет два допустимых значения. Одно из них рассчитывают ^исходя из необходимости обеспечения безотказной работы составной части до соответствующего очередного технического обслуживания, а второе — до очередного ремонта. Значения параметра, не выходящие за пределы допустимых величин, называют нормальными. Они находятся в диапазоне между номинальными и допустимыми величинами. Предельное значение параметра — наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособная составная часть. При этом дальнейшая эксплуатация составной части или машины в целом без проведения ремонта недопустима ввиду резкого увеличения интенсивности изнашивания соединения, чрезмерного снижения экономичности машины или нарушения требований безопасности. Достижение предельного значения хотя бы одного из параметров означает, что данная составная часть находится в предельном состоянии. Предельные значения параметров состояния устанавливают на основании технических, технико-экономических и технологических критериев. Технические критерии характеризуют предельное состояние составных частей, когда они не могут больше выполнять свои функции по техническим причинам (например, предельное увеличение шага цепи приводит к ее проскальзыванию на звездочках и спаданию) или когда дальнейшая эксплуатация объекта диагностирования с составными частями, достигшими предельного состояния, приводит к отказу (например, работа при предельном давлении масла в магистрали приводит к отказу дизеля). Технико-экономические критерии, характеризующие предельное состояние, указывают на снижение эффективности использования объекта диагностирования вследствие изменения технического состояния. Например, при ухудшении состояния
топливной аппаратуры снижается мощность дизеля и увеличивается удельный расход топлива. Технологические критерии характеризуют резкое ухудшение качества выполнения работ по причине предельного состояния рабочих органов машин. Например, износ дисков сошников приводит к некачественной заделке семян, затупление лемехов плуга — к некачественной пахоте, затупление лап культиватора — к плохому подрезанию сорняков и др. При техническом диагностировании машин часто приходится оценивать состояние отдельных агрегатов по обобщенным параметрам. Обобщенный параметр — диагностический параметр, характеризующий с допускаемой погрешностью техническое состояние нескольких составных частей машины (например, эффективная мощность дизеля, удельный расход топлива, индикаторный КПД и т. д. ). Использование обобщенных параметров состояния позволяет в значительной мере снизить трудоемкость диагностирования, особенно при заявочном (внеплановом) ТО машины. Все параметры состояния можно разделить на ресурсные и функциональные. Ресурсный параметр — параметр, изменение которого выше предельного значения обусловливает утрату работоспособности составной части машины по причине исчерпания ресурса. Этот параметр восстанавливается посредством ремонта или замены составной части. Функциональный параметр — параметр, изменение которого выше предельного значения обусловливает утрату работоспособности или неисправность составной части. Он восстанавливается при ТО машины. Параметры также могут быть основными и второстепенными. Основные параметры характеризуют возможности выполнения машиной заданных функций, а второстепенные параметры — удобство эксплуатации, внешний вид, техническую эстетику и др. В процессе поиска неисправностей (чаще всего при заявочном диагностировании) наряду с параметрами состояния используют диагностические признаки (симптомы), позволяющие давать заключение об исправности объекта («исправен» или «неисправен») без каких-либо количественных оценок. Установление факта неисправности по внешним признакам является основанием для более углубленного диагностирования соответствующего агрегата путем измерения диагностических и структурных параметров состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|