Научная новизна исследования
Стр 1 из 9Следующая ⇒ На правах рукописи
Плигин Андрей Анатольевич
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 19.00.07 — педагогическая психология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук
Москва Работа выполнена на кафедре педагогической психологии НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»
Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Лидия Бернгардовна Шнейдер, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор действительный член РАО Дубровина Ирина Владимировна, Психологический институт РАО
доктор психологических наук, профессор Ильясов Ислам Имранович, ГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
доктор психологических наук, профессор Григорович Любовь Алексеевна, ГОУ ВПО«Московский педагогический государственный университет» Ведущая организация: ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Защита состоится 07 сентября 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9А, ауд. 203. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского психолого-социального института.
Автореферат разослан «03» августа 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук Н.П. Молчанова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования
Изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь. Поэтому в отечественной педагогической психологии становятся особенно актуальными исследования в области раскрытия способов и механизмов познания (учения), поиска путей развития субъектности, учета и усиления индивидуализации образования, определения психологических основ разработки новых образовательных концепций и проектирования образовательных технологий, отвечающих требованиям времени. Самодетерминация как особое качество человека, рассмотрение его как субъекта своей деятельности и жизненного пути впервые в отечественной психологии теоретически обосновано С.Л. Рубинштейном в концепции субъектно-деятельностного подхода, однако данные идеи пока не нашли широкого применения в сфере образования. В организации образовательного процесса, как известно, основными являются противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным характером процесса учения и развития, а также — руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности и инициативы ученика. Разрешение этих противоречий возможно только при усилении индивидуализации образовательного процесса и развития субъектности школьников. В области индивидуализации образования написано множество трудов отечественных исследователей: К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Л.И. Божович, В.И. Занкова, И.Я. Лернера, В.А. Крутецкого, Ю.К. Бабанского, И.Э. Унт, И.С. Якиманской и др.
Однако почти все они касаются осуществления индивидуализации обучения преимущественно на внешнем уровнепоотношению к познавательному опыту учащихся: индивидуализация в основном реализуется через деятельность учителя, в меньшей степени осуществляется индивидуализация учения (деятельность ученика) и практически не реализуется индивидуализация развития. Индивидуализация познавательного развития может осуществляться через глубинные познавательные структуры, важнейшими из которых являются познавательные стратегии, обеспечивающие приращение познавательных способностей ученика. Обращение психологов и педагогов к индивидуальным познавательным стратегиям позволяет в системной целостности раскрыть операционально-процессуальные структуры использования познавательных процессов в сочетании с индивидуально значимыми условиями их реализации. Это не удается обеспечить при рассмотрении уже имеющихся в арсенале психологов познавательных структур (например, интеллектуальных действий и операций или способов познания). Каждое направление науки накопило собственные специфические стратегии познания и описания мира, благодаря которым люди способны прогнозировать многие явления, процессы и события, происходящие в объективной реальности. Эти стратегии отражены в специфическом языке описания конкретной науки, особенностях построения научного знания, системе базовых понятий, опыте организации исследовательской деятельности и научных традициях. Несмотря на это, нормативные познавательные стратегии крайне слабо представлены в содержании образования. Они недостаточно хорошо разработаны, систематизированы и включены в образовательную норму (стандарты). Кроме того, каждый ребенок уникален и неповторим, в процессе его жизненного пути (в том числе и в обучении) у него формируются индивидуальные познавательные стратегии и собственный опыт учения, которые крайне слабо учитываются специалистами сферы образования.
Согласование нормативных и индивидуальных познавательных стратегий представляет собой еще бо́льшую образовательную проблему. Так как формирование у школьника нормативных стратегий не может происходить без учета его индивидуальных стратегий, игнорирование последних приводит к напряженности учения, слабому усвоению знаний, низким образовательным результатам, снижению интереса к обучению. Таким образом, согласование уже сформированных индивидуальных познавательных стратегий с нормативными (культурной нормой) является важнейшей проблемой современного образования. Такое положение дел побуждает нас к собственному поиску в области решения проблем индивидуализации развития и самостоятельного учения (самоподготовки и самообучения) школьников. Вместе эти две задачи могут трактоваться как единая: индивидуализация развития субъектности учеников в образовательном процессе. Мы предлагаем индивидуализацию развития субъектности в образовании рассматривать через специальные виды продуктивной рефлексии, содержательно направленной на индивидуальные познавательные стратегии и осуществляемой школьниками при поддержке учителей. Индивидуализация развития субъектности схематично может осуществляться следующим образом: · продуктивная рефлексия учениками сформированных у них познавательных стратегий; · продуктивная рефлексия существующих нормативных познавательных стратегий; · сопоставление учениками результатов рефлексии индивидуальных и нормативных познавательных стратегий; · осуществление целенаправленного и самостоятельного обогащения (приращения) индивидуальных познавательных стратегий (личностного познавательного опыта). Таким образом, в рамках внутренней (внутрисубъектной) индивидуализации образовательного процесса ученик, овладевая продуктивной рефлексией познавательных стратегий, становится субъектом собственного учения и развития, с большей степенью осознанности и самоорганизации влияя на построение и реализацию своей образовательной траектории(жизненного пути в школе).
Обогащение его общеучебных (собственно познавательных) стратегий закономерно приводит к развитию обучаемости, а развитие специальных (внутрипредметных) познавательных стратегий — к формированию предметных компетенций и специальной обучаемости. Чтобы индивидуализация образовательного процесса осуществлялась системно, мы предлагаем разработать технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) школьников. В рамках такого образовательного процесса происходит развитие самосознания ученика, его познавательной сферы, саморегуляции и самоорганизации, что в конечном итоге приводит к формированию успешного опыта самообразования. Все вышесказанное позволяет отнести образовательный процесс, спроектированный на основе индивидуализации обучения и развития, обеспечения субъектности ученика к личностно ориентированной модели (в авторском варианте), в значительной мере приводящей к разрешению рассмотренных выше противоречий. В целом следует отметить, что современное образование закономерно должно стать личностно ориентированным (по своей сущности, ценностным и целевым установкам, развитию. образовательного маршрута.е познавательные стратегии и субъектности), фундаментальным (по сохранению научных традиций и кристаллизации базовых элементов культуры), технологичным (по процессу организации и характеру гарантированности достижения результатов), внутрисубъектным (по способам управления процессом и качеством обучения, учения и развития), равноправно-кооперативным и полидистанционным (по способу взаимодействия и удаленности всех субъектов деятельности), системным (по взаимосвязям внутри отдельных элементов), вариативным (по формам, способам и моделям организационно-педагогической реализации), экологичным (по отношению к субъектам и их окружению), гибким (по скорости введения новаций и преобразований). Однако сегодня личностная ориентированность и внутрисубъектность образования остаются наименее разработанными с психологической точки зрения, что является существенным препятствием в его дальнейшем развитии. Цель исследования — изучить индивидуальные познавательные стратегии школьников и на их основе осуществить проектирование образовательной технологии, внутренне ориентированной по отношению к личностному опыту ученика и представляющей собой индивидуализацию развития субъектности. Объект исследования — личность ученика и егопознавательная деятельность. Предмет исследования —познавательные стратегии и их саморефлексия школьниками в ходе образовательного процесса.
Задачи исследования: 1. Изучить отечественные психологические концепции (особенно субъектно-деятельностный подход), теорию способностей и рефлексивной деятельности, теоретические работы отечественных психологов и педагогов в области индивидуализации и личностно ориентированного образования и на основе проведенного анализа определить соотношение понятий «индивидуализация» и «личностно ориентированное образование», место познавательных стратегий в структуре индивидуального опыта ребенка, методы их исследования в рамках школьного образования, предложить их классификацию, а также показать, что рефлексия является важнейшим механизмом саморазвития и учения. 2. Разработать личностно ориентированную концепцию и внутрисубъектную технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) школьников и определить показатели эффективности ее реализации. 3. Изучить возможности учеников по осуществлению рефлексии собственных познавательных стратегий, их сформированность в различные возрастные периоды, а также влияние количественного и качественного состава стратегий на успешность учебной деятельности и получение образовательного результата. 4. Изучить влияние целенаправленного развития общеучебных и специальных познавательных стратегий на развитие аналитико-синтетической и рефлексивной деятельности, мотивации, комфортности обучения, предметных умений и академической успеваемости учеников. 5. Изучить возможности проектирования нормативных познавательных стратегий и образовательного процесса на основе анализа успешных индивидуальных познавательных стратегий с последующей проверкой их эффективности. 6. Предложить пути развития познавательных стратегий школьников в рамках предметного обучения в нескольких областях школьного образования. Гипотезы исследования: 1. Эффективность образовательного процесса будет повышаться, если его строить на усилении индивидуализации внутренних механизмов познавательных процессов, учения и развития, а не только внешних актов компонентов познания (учения) и обучения. 2. Индивидуализация учения может быть достигнута через продуктивную рефлексию общеучебных и специальных (предметных) познавательных стратегий, а саморазвитие — через их соотнесение с продуктивной рефлексией нормативных стратегий для последующего обогащения личностного опыта учащихся. 3. Познавательные стратегии инструментально формируют индивидуальный опыт школьника: принципиально значимыми для развития способности к обучению могут выступать общеучебные познавательные стратегии, а принципиально значимыми познавательными стратегиями, влияющими на индивидуальное развитие ученика через овладение предметными компетенциями, могут являться специальные познавательные стратегии. 4. Учащиеся способны в определенной, достаточно значимой степени осознавать собственные познавательные общеучебные и специальные стратегии, а их рефлексия и развитие существенно влияют на качество учения, личностное развитие школьника и получение образовательных результатов. 5. Анализ индивидуальных познавательных стратегий психологами и педагогами может конкретизировать личностные особенности ученика как субъекта учебной деятельности, а его результаты — выступать важным основанием для оказания индивидуальной помощи ребенку в ходе обучения, проектирования средств обучения. Методологической основой исследования явились субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков), принцип единства теории – эксперимента – практики, основанный на рассмотрении динамики психологического знания от теории через ее экспериментальную проверку к практическому применению (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин). Теоретической основой исследования явились теоретические идеи К.Д Ушинского, П.Ф. Каптерева, П. П. Блонского, Л.С. Выготсокго, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С. Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, М.М. Пистрака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.А. Менчинской, Г.П. Щедровицкого, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Л.И. Божович, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.И. Ильясова, М.А. Холодной, А.В. Карпова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, К. Прибрама, Дж. Миллера, Юдж. Галантера. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, структурированный опрос, экспертные заключения, анализ результатов детских работ, письменные самоотчеты учеников, констатирующий и формирующие эксперименты, лонгитюдное исследование, обобщение независимых характеристик, аналитическая и статистическая обработка полученных данных. Научная новизна исследования На теоретическом уровне: - предложены пути индивидуализации развития субъектности за счет механизмов рефлексии и саморефлексии познавательных стратегий под руководством и при поддержке учителей и психологов; - раскрыта взаимосвязь понятий «индивидуализация обучения» и «личностно ориентированное образование»; - разработана авторская концепция личностно ориентированного образования, ядром которой выступает учет личностного опыта во всех его сферах, особенно познавательной, а ее реализация предполагает осуществление продуктивной рефлексии индивидуальных познавательных стратегий в соотношении с продуктивной рефлексией нормативных, для которой осуществлено проектирование адекватной внутрисубъектной образовательной технологии, обеспечивающей системное согласование уровней индивидуального опыта ученика и обучения; - введен новый вид познавательных оперативно-процессуальных актов (познавательные стратегии), раскрыта их дефиниция, обосновано их самостоятельное место в индивидуальном интеллектуальном опыте ученика, предложены методы их исследования и классификация; - показана взаимосвязь познавательных стратегий с другими структурами познавательного опыта — в частности, уточняется, что комплекс смежных познавательных стратегий обеспечивает формирование способностей, а стратегии, в свою очередь, динамически связывают интеллектуальные действия и операции различных познавательных процессов, при устойчивом закреплении которых в деятельности обеспечивается формирование индивидуальных стилей; - предложена классификация интеллектуальных актов (чувственного и логического познания, метакогнитивных, аналитико-синтетических) для анализа познавательных стратегий, на основе которых обобщены значимые различия в организации успешных и неуспешных познавательных стратегий, влияющие на успешность получения образовательного результата; - раскрыты возможности обогащения различных образовательных концепций и технологий за счет развития познавательных стратегий (индивидуальных, универсальных, нормативных). На эмпирическом уровне: - впервые описан ряд индивидуальных познавательных стратегий школьников — общеучебных и специальных; - осуществлен констатирующий эксперимент по изучению познавательных стратегий как психологического явления, в ходе которого изучен количественный и качественный состав и свойства ряда индивидуальных общеучебных и специальных (предметных) познавательных стратегий в различных возрастных периодах учащихся и их влияние на успешность получения образовательных результатов и успеваемость; - впервые осуществлены эксперименты по формированию соответствующих стратегий, которые экспериментально доказывают, что целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников приводит к развитию мотивации, направленной на обучение, рефлексивной деятельности, умений управления своим учением, повышению психологической комфортности обучения, и, кроме того, формирование общеучебных познавательных стратегий приводит к развитию познавательных способностей, аналитико-синтетической деятельности, а специальных — к развитию предметных умений, интересу к предметной области, более глубокой включенности учеников в процесс учения, изменению отношения учеников к ошибкам и промахам, в результате чего создается атмосфера взаимной поддержки и продуктивное взаимодействие с педагогом; - в рамках формирующих экспериментов раскрыта преемственность в развитии познавательных стратегий и показаны пути усовершенствования и оптимизации нормативных познавательных стратегий на основе обобщения успешных индивидуальных познавательных стратегий; - в эмпирических исследованиях доказывается, что самостоятельное выявление и развитие индивидуальных познавательных стратегий детьми развивает рефлексию во взаимосвязи с самоорганизацией и формированием управленческих умений, что оказывается ключевым для развития субъектной позиции ученика в образовательном процессе, выстраивания траектории его индивидуального развития, самоорганизации, саморазвития и самообразования. Теоретическая значимость В целом работа вносит вклад в области общей и педагогической психологии, теорию познавательных процессов, индивидуализацию образования, теорию факторов эффективности обучения и развития. В частности, конкретизируется субъектно-деятельностный подход применительно к школьному образованию, особенно принцип детерминизма развития психики С.Л. Рубинштейна («внешнее через внутреннее») и пути развития субъектности ученика. Исследование существенно расширяет и углубляет методы индивидуализации образовательного процесса (через учение и развитие). Работа вносит вклад в научное понимание организации познавательной сферы ребенка и подструктур его индивидуального ментального опыта. Исследование может быть основанием для развития различных образовательных концепций, например методики П.Я. Гальперина, особенно в части предлагаемых им типов обучения, конкретизации возможности школьников, психологов и педагогов по разработке схем ООД. Диссертационное исследование продолжает работы В.Д. Шадрикова в области разработки конструктивной теории способностей и теории структуры учебной деятельности. Данная работа может рассматриваться как конкретизирующая методы развития обучаемости, предложенные Н.А. Менчинской. Также исследование продолжает начатые работы В.В. Давыдова в области разработки основ психодидактики. Практическая значимость Данная работа предоставляет возможность психологам и педагогам составить целостное и системное представление о проблеме выявления и развития познавательных стратегий школьников, о проектировании личностно ориентированного образования, разработке внутрисубъектных образовательных технологий. В ней показаны конкретные пути усиления индивидуализации развития субъектности ученика, что позволяет оптимизировать и обогатить различные образовательные модели. Разработанные методы выявления познавательных стратегий у школьников в различные возрастные периоды, одинаково доступные для психологов и педагогов, могут широко использоваться в образовательной практике. Они помогают ученику и педагогу раскрыть внутренние механизмы познавательной деятельности, понять то, как мыслит и практически действует ребенок в обучении, что является чрезвычайно важным для оптимизации большинства видов образования. В диссертационном исследовании осуществлено следующее: - разработаны новые типы уроков, которые могут быть реализованы в общеобразовательной школе; - показаны методы проектирования нормативных познавательных стратегий, способных выступать средствами оптимизации традиционного обучения, что обеспечивает фрагментарное (но вместе с тем эффективное), широкое использование результатов исследования; - определены основы совместной деятельности психологов и педагогов в рамках образовательного процесса, которые понятны (разделяемы) для этих категорий специалистов; - предложены относительно простые психолого-педагогические инструменты психодиагностики и оказания помощи детям в рамках образовательного процесса; - разработаны конкретные пути достижения баланса подходов формирования и фасилитации (психолого-педагогической помощи) в обеспечении личностного развития детей в ходе образовательного процесса; - показаны пути целенаправленного развития познавательных стратегий школьников внутрипредметно (в различных предметных областях знаний) и надпредметно; - разработаны частные концепции и технологии обучения литературе, иностранному языку, изобразительному искусству с учетом ЦРПС; - определены условия реализации ЦРПС в общеобразовательной школе; - раскрыты закономерности развития детей в ходе реализации ЦРПС, которые могут быть использованы в качестве сравнения результативности других образовательных технологий; - разработаны содержание и технология повышения квалификации учителей, связанные с усилением их практической психологической подготовки, которые могут быть использованы на различных уровнях (школьном, окружном, городском и т.д.). Достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов обеспечиваются адекватностью методологического подхода, четкой постановкой задач, комплексом методов и методик, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборок испытуемых, использованием адекватных методов математической статистики для оценки полученных результатов. Экспериментальная часть исследования осуществлялась на выборке учащихся всех классов (с 1-го по 11-е классы), в исследовании приняло участие 1362 ученика, 144 педагогических работника (включая педагогов-психологов), 14 родителей, а в целом — 1520 участников. На защиту выносятся следующие положения: 1. Для разработки личностно ориентированного образования принципиально важны осуществление индивидуализации развития (а не только обучения), оказание помощи ученику в овладении управлением своего учения, реализация рефлексии и саморефлексии собственных познавательных структур, создание таких условий, при которых школьник становится субъектом собственного развития. 2. Познавательные стратегии являются важным объектом индивидуализированного и личностно ориентированного образования; проектирование образовательного процесса на основе познавательных стратегий приводит к согласованности внутренних структур учения и обучения. 3. Познавательные стратегии имеют свое место в структуре индивидуального опыта ребенка, занимая промежуточное положение между способностями и интеллектуальными актами, не могут отождествляться с другими его составляющими (например, способами, индивидуальными стилями, интеллектуальными операциями). 4. В предложенной классификации познавательных стратегий принципиально важно для проектирования школьного образования и осуществления индивидуализации развития субъектности выделять нормативные и индивидуальные, общеучебные и специальные. При этом методами их исследования являются структурированное интервью, специальный вопросник, лист анализа познавательных стратегий. 5. В специально организованном образовательном процессе, при помощи продуктивной рефлексии познавательных стратегий, ученики в значимой степени самостоятельно выявляют собственные познавательные стратегии, сравнивают их с нормативными, индивидуализируя, таким образом, собственное развитие и приходя к саморазвитию, самоорганизации, самообразованию. 6. Формирование общеучебных познавательных стратегий значимо влияет на аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мотивацию, комфортность обучения и академическую успеваемость, а формирование специальных познавательных стратегий значимо влияет на развитие предметных умений, формирование интеллектуальных актов, повышение интереса к предмету и мотивации к учению, развитие рефлексивной деятельности, качество образовательных результатов. 7. Обобщение успешных индивидуальных познавательных стратегий служит основанием для разработки нормативных познавательных стратегий, которые совместно с подходом ЦРПС выступают базой для разработки предметных образовательных концепций и технологий, обогащая и оптимизируя их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|