Соподчинение подсистем внутри образовательной системы школы
Во многих образовательных учреждениях выше перечисленные составляющие никак не согласованы друг с другом. Данная таблица может быть использована для системного, детального анализа и формализации уникальных психолого-педагогических особенностей, сложившихся в учреждении образования, помогает осознать и развить свою собственную уникальность, обрести собственное, «неповторимое лицо». Анализируя психологические аспекты образовательного процесса, мы пришли к выводу,что если образовательная технология представляет собой четко и ясно очерченную структурно систему (архитектонику) деятельности учителя, то подобная структура необходима и с точки зрения деятельности ученика. Недостаточно просто описать состав и качество отдельных учебных действий — нужно определить автономные подструктуры индивидуального опыта, которые по своей целостности, четкости, однозначности и системности аналогичны технологии. Такими структурами мы предлагаем считать познавательные стратегии. Данный подход поможет определить системное и поэлементное согласование учения и обучения на психологическом и педагогическом уровнях одновременно, что важно для выстраивания продуктивного психолого-педагогического взаимодействия. Продолжая выбранную нами логику рассуждения, познавательную стратегию в общем следует определить как индивидуальную взаимосвязь (чаще всего последовательность) операций и действий (мыслительных и внешних), направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
Изучение познавательных стратегий школьников позволит осуществлять проектирование индивидуального развития ребенка в процессе учения. Анализ состава и взаимосвязей между элементами деятельности внутри индивидуальных познавательных стратегий может служить средством саморазвития ученика, выстраивания его индивидуальной траектории личностного развития внутри образовательного процесса, в ходе открытия и усвоения знаний. Учителя получат возможность анализировать ход мышления и практических действий ребенка в рамках целостных структур индивидуального опыта. Соотнесение технологий и познавательных стратегий позволит придать образовательному процессу особую внутреннюю согласованность, которая может обеспечить результаты более высокого качества. С точки зрения познавательных стратегий современная дидактика обычно действует по следующей схеме: Образовательная технология (методика) Познавательная стратегия
Необходимо использовать обратную сторону влияния: Познавательная стратегия Образовательная технология (методика).
Очень важно сделать так, чтобы не только методы и приемы обучения влияли на личностное развитие, но и наоборот — детальное изучение индивидуальных траекторий учения обеспечивало бы разработку новых образовательных технологий и дидактических материалов. Проводя ретроспективный анализ большинства образовательных технологий (знаниевой, планомерно-поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения, программированного обучения и др.), мы пришли к выводу, что все они внешнесубъектны. В разработанной нами внутрисубъектной технологии целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) предполагается, что ученики целенаправленно влияют на свои глубинные познавательные структуры. Они сначала выявляют свои стратегии, после чего проводят коллективный анализ внутренних элементов стратегий, выделяют общее: этапы деятельности и повторяющиеся действия, а также особенное: индивидуальные успешные действия и их последовательность. Таким образом, школьник выявляет, осмысляет и обобщает ориентировочную и исполнительскую основы своей учебной деятельности самостоятельно, в конечном итоге превращая их в универсальные образцы (схемы ООД, алгоритмы) в виде памяток, схем и таблиц, обладающих высокими операционально-управляющими функциями.
Изучение познавательных стратегий может быть полезным как для разработки личностно ориентированных образовательных технологий (где ученик осознанно управляет учением), так и для других образовательных технологий. В зависимости от сложившейся образовательной ситуации, учитель может выбрать уровень своей работы: нормативно-деятельностный или личностно-деятельностный. И в том, и в другом случаях необходимо создать учебники и учебные пособия, которые изначально учитывают особенности индивидуального усвоения знаний как на уровне отбора предметного содержания, так и управления учебной деятельностью. Разрабатывая ЦРПС, мы исходили из сформулированных нами принципов: «взаимная согласованность учения и обучения на уровне их внутренних структур», «зеркальное отражение индивидуальных особенностей познавательных процессов и механизмов в структуре образовательной технологии». Соотнесение процессов учения и обучения привели нас к необходимости активного использования термина «познавательная стратегия» в качестве психологического и педагогического понятия в связи с тем, что имеющиеся в науке концепты (способности, умения, навыки и т.д.) почти не касаются динамического описания и раскрытия именно индивидуальной познавательной деятельности на операциональном уровне. А его рассмотрение очень важно, как минимум, с двух сторон организации образовательного процесса: с точки зрения оптимизации управления им (что обеспечивает гарантированность в достижении результатов деятельности) и с точки зрения обеспечения его экологичности, комфортности (уровень психического напряжения в процессе учебной деятельности).
Для еще большей оптимизации образовательных технологий с точки зрения организации познавательных процессов и механизмов познавательной деятельности были разработаны несколько типов уроков и ряд образовательных микротехнологий, предполагающих принципиально иной подход в обучении: «внешнее через внутреннее» (выделено нами, – А.П.). Общая логика организации такого урока и примерный вариант этапов его реализации отражает приведенная ниже схема (см. схему 1). Схема 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|