Ряд методов, приведенных выше, дети могут осуществить самостоятельно и при этом индивидуально, а некоторые из них — в групповой деятельности.
Если более подробно рассмотреть пути развития познавательных стратегий, то можно использовать следующие: · составление памятки/инструкции для воспроизведения шагов стратегии; · разработка системы упражнений по развитию каждого шага стратегии (технология самообучения); · демонстрация учителем шагов стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения; · прохождение шагов стратегии под руководством учителя с комментариями по ходу и последующим анализом процесса и результата; · создание дидактической сказки с инкорпорированной нормативной познавательной стратегией в тексте; · тренинг развития познавательных стратегий; · проектирование образовательной технологии (урока, занятия, модуля, цикла уроков и занятий) — междисциплинарной или предметной; · организация надпредметного курса «Учись учиться». В данной части работы приводятся разработанные листы анализа стратегий, специальный вопросник, язык графической записи стратегий (для психологов и педагогов). В третьей главе «Анализ результатов эмпирического исследования познавательных стратегий школьников» рассматриваются содержание и результаты констатирующего и ряда формирующих психолого-педагогических экспериментов. В констатирующем эксперименте принимали участие 67 учителей, семь психологов, 46 классов (с 1-ого по 11-й класс) — 1191 школьник. А также в качестве экспертов дополнительно были задействованы 27 человек. В течение пяти лет при поддержке учителей-экспериментаторов учениками самостоятельно было выявлено более 9200 индивидуальных познавательных стратегий (общеучебных и специальных) школьников (со 2-го по 11-й класс). При этом в процессе индивидуальных структурированных интервью на основе специального вопросника было выявлено более 1200 познавательных стратегий (общеучебных и специальных).
Уже на первом этапе эксперимента стало очевидным: целенаправленное выявление и развитие познавательных стратегий не может проходить без одновременного развития рефлексивной деятельности, они взаимосвязаны и взаимно обуславливают развитие друг друга. Это принципиально важно, прежде всего, для развития рефлексии, которая воспринималась нами средством выявления познавательных стратегий. Таким образом, эксперимент является констатирующим только в отношении выявления, анализа и последующего развития познавательных стратегий, а с точки зрения развития рефлексии — формирующим. Также отмечается, что лист анализа познавательной стратегии является инструментом развития репродуктивной рефлексии, так как формирует у школьника отстранённую позицию от собственной познавательной деятельности и анализ её процесса и результатов, таким образом, непроизвольно формируя осведомлённость учеников о различных интеллектуальных актах и предметных действиях. Специальный вопросник для анализа познавательной стратегии является инструментом развития продуктивной рефлексии, так как побуждает к самостоятельному обращению мышления на собственный опыт, без какой-либо опоры на предварительный опыт и знания. В работе приводится развернутое описание познавательных стратегий различных уровней, которые почти не представлены в научной психологической литературе (в том числе по педагогической и когнитивной психологии). Их формализация, с нашей точки зрения, представляет собой особый интерес, являясь одним из важнейших, качественных результатов констатирующего эксперимента. В качестве примера индивидуальных общеучебных познавательных стратегий приведем пример познавательной стратегии освоения теоретических знаний (на примере освоения правила). Данная стратегия, являясь общеучебной, также относится к познавательным стратегиям самообучения. Приведем одну из успешных стратегий.
· Из слов учителя понял, что будет что-то необычное, захотелось все выполнить быстрее других. · Открыл учебник, нашел там правило. · Вдумался в название, чтобы понять, о чем правило. Также вспомнились слова учителя, и я сразу понял, что оно для наречий на -о и -е. · Начал читать текст, представляя, как я буду использовать его в сочинении. · Увидел, что у правила две части: «слитно» и «раздельно». · Также заметил, что каждая часть делится на подгруппы. · Убедился, что могу отличить наречие от других частей речи, задав вопрос «как?». · Внимательно разобрал примеры, соотнося их с текстом обоих частей. · Перечитал текст три раза, каждый раз подбирая свои собственные примеры использования. · Взял чистый лист бумаги и написал много вариантов наречий на -о, -е, в которых можно использовать правило. · Попробовал применить правило, глядя в учебник. · Выписал отдельно такие слова, как далеко не, вовсе не, совсем не и т.д. · Повторил их «про себя» несколько раз. · Поискал упражнения в учебнике, где нужно использовать правило. · Нашел еще много вариантов слов. · Затруднений не было, понял, что все понимаю. · Закрыл учебник и «своими словами» пересказал текст. · Проверил правильность пересказа — все оказалось верно. · Смог выполнить все упражнения без ошибок. · После того как получил хорошую отметку за диктант, понял, что правило больше повторять не нужно.
В качестве примера индивидуальных специальных познавательных стратегий приведем познавательную стратегию пересказа иностранного (английского) текста одного из учеников. · Прочитал название рассказа. · Прочитал весь рассказ. · Перевёл весь рассказ на русский язык. · Посмотрел незнакомые слова в словаре. · Решил, какая мысль в рассказе главная (о чём рассказ). · Подчеркнул предложения, которые мне бы хотелось рассказать. · Подумал, какими словами можно заменить те слова, которые мне кажутся трудными. · Пересказал «про себя». · Пересказал вслух. · Подумал, какие предложения можно объединить.
· Посмотрел слова, которые я не помню, в словаре. · Составил план пересказа. · Разделил текст на несколько частей по смыслу. · Озаглавил каждую часть рассказа. · Подчеркнул главные предложения в каждой части рассказа. · Проверил себя по тексту, правильно ли я пересказал. · Нет, не всё правильно. Надо подучить те предложения, где я ошибся. · Нет, не всё правильно. Надо ещё раз прочитать. · Да, всё правильно. Я готов получить «пять».
Все педагоги в своих отчётах совместно с группой экспертов отметили, что в рамках каждой выявленной стратегии не получено ни одной полностью сходной стратегии. Отдельно исследовались возможности детей в выявлении познавательных стратегий (на примере выявления и анализа индивидуальных общеучебных познавательных стратегий чтения учебного текста). Но при выделении «средней выборки», которая отражает результаты, характерные для большей части детей в классе («средняя выборка» — не менее 60%), отчетливо проявилась закономерность. Полученную нами закономерность для средней выборки учеников (от 60% в первом классе до 90% в 11-ом классе) отражает следующая таблица (см. таблицу 3). Таблица 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|