Стратегия решения химической задачи
· Проверил, что ответ соответствует единицам измерения, которые требуются в задаче.
Анализируя типы учения, предложенные П.Я. Гальпериным, мы пришли к выводу о том, что они могут быть существенно развиты, если их рассматривать с точки зрения познавательных стратегий. Охарактеризуем каждый из них. I тип учения. Предполагает действия с заданными условиями по принципу «проб и ошибок». Внутри опыта, часто безотчетно, происходит прикидка возможных операций и действий в решении задач (иногда методом простого перебора). Этот тип учения является первичным в сознательной деятельности человека и полностью совпадает с моделью, рассматриваемой П.Я. Гальпериным. В этом типе учения корректировка происходит на основе простого анализа результатов деятельности: получилось – не получилось. Это этап «прикидки» стратегии, начальный этап развития умений.
II тип учения. Предполагает анализ условий, выдвижение предположений (гипотез), планирование деятельности, рефлексию ключевых действий и результатов, на ее основе преобразование деятельности. В случае нахождения эффективных операций и действий, они повторяются многократно в различных условиях и, таким образом, автоматизируются. Происходит выработка навыков на основе автоматизации стратегии. III тип учения. Предполагает анализ собственных инструментов мышления и внешней деятельности. На первый план выступает не только задача и условия ее выполнения, но и структура способов мышления и практической деятельности (анализируются количество, качество, последовательность операций и действий, моделируются различные варианты, оптимизируются инструменты). В нем происходит развитие механизмов метарефлексии того, как устроены способы мышления и поведения, в том числе и сама рефлексия. На этом этапе совершенствуются имеющиеся познавательные стратегии, расширяется их арсенал, создается общая стратегия развития всех последующих стратегий (метастратегия). Каждый тип учения порождает и соответствующий ему тип развития психических явлений и новообразований. Таким образом, первый тип развития предполагает поведенческую активность для достижения гибкости в реализации целей, формирование достаточного разнообразия актов деятельности. Второй тип предполагает отбор наиболее эффективных моделей, их «шлифовку», автоматизацию, и, таким образом, происходит оптимизация моделей деятельности (стратегии). А третий тип развития предполагает развитие инструментов моделирования деятельности (качественное развитие рефлексии стратегии и на их основе развитие метастратегий).
Познавательные стратегии могут быть классифицированы следующим образом: 1. По уровню детализации задействованных элементов опыта: · микростратегии — раскрывают взаимосвязь внутренних мыслительных операций; · макростратегии — раскрывают значимые взаимосвязи мыслительных операций с внешними элементами деятельности; · метастратегии — раскрывают необходимую последовательность внешних и внутренних процедур для изменения уже развитых стратегий; · мегастратегии (метасоциальные стратегии) — раскрывают интерличностные стратегии обобщения человеческого опыта (сюда относятся накопленные в культуре целостные обобщения относительно воспитания, обучения и развития). 2. По компонентам опыта: · когнитивные — связаны с проявлением познавательных функций; · метакогнитивные — связаны с управлением познавательной деятельностью; · самообучения — связаны с опытом самостоятельного овладения знаниями. 3. По областям человеческой деятельности: · общие — касаются управления деятельностью в целом; · специальные — касаются конкретной области деятельности. 4. По специфичности элементов стратегии: · индивидуальные — состоят из элементов, характерных только для конкретного субъекта; · универсальные — состоят из элементов, свойственных большинству субъектов; · нормативные — представляют собой взаимосвязь операций и действий, которая может быть отнесена к культурной норме (являются лучшими или наиболее распространенными образцами, поэтому в качестве процедурных знаний должны подлежать усвоению). 5. По успешности деятельности: · эффективные — приводят к наиболее полному, качественному результату с определенной легкостью его достижения за сравнительно короткие сроки; · неэффективные — не приводят к желаемому результату в деятельности на должном уровне качества. 6. По количеству субъектов деятельности: · индивидуальные — касаются организации опыта одного человека; · групповые — касаются организации опыта нескольких людей; · социальные — касаются опыта организации общности людей, поколения, культуры и т.д.
Одна и та же познавательная стратегия в рамках указанной классификации может быть отнесена к различным видам.
С точки зрения реализации главной идеи диссертационного исследования наиболее важным является изучение общих (общеучебных) и базовых специальных познавательных стратегий в ключевых областях школьного образования на микро- и макроуровнях организации индивидуального опыта. Они наиболее важны для осуществления индивидуализации и развития личности в образовательном процессе и для достижения результатов обучения (обучаемость и обученность). Развитие общеучебных познавательных стратегий с точки зрения генезиса познавательной деятельности наиболее эффективно осуществлять в следующем порядке: развитие понятия, смысловое чтение текста, пересказ, выполнение упражнения на воспроизводство, решение задач, усвоение теоретических знаний, выполнение контрольной работы, выполнение учебных тестов и др. Классификация специальных познавательных стратегий может быть весьма обширной — по каждой области школьных знаний. Например, в истории можно выделить следующие стратегии: работы с историческим источником, анализ исторической ситуации, анализ исторического периода и т.д., что является самостоятельным исследованием. Также важно отметить: для разработки и оптимизации содержания образования очень важны нормативные стратегии. Они могут быть обобщены на основе общих и специальных индивидуальных стратегий с последующей тщательной проверкой в образовательной практике. Они крайне слабо представлены в современном содержании образования (стандартах, учебных пособиях и самой практике). Рефлексию и развитие общеучебных и базовых специальных познавательных стратегий мы считаем центральным вопросом в решении проблем индивидуализации субъектности и личностно ориентированного образования школьников. Для того чтобы рассмотреть динамическую сторону реализации познавательных стратегий, нам представляется полезным адаптировать модель Т.О.Т.Е. (тест – операции – тест – выход), соединяя, таким образом, внутренний и внешний планы действия. Выявление индивидуальных структурных особенностей, которые присущи каждому динамическому компоненту модели Т.О.Т.Е. в конкретной успешной или неуспешной деятельности, помогает «развернуть» индивидуальную стратегию. К разворачиванию стратегии приводит покомпонентный анализ учебной деятельности.
Мы полагаем целесообразным выделять следующие этапы изучения и развития стратегий в рамках образовательного процесса: выбор адекватных методов исследования познавательной стратегии с учетом возраста учеников и организационно-педагогических условий реализации образовательного процесса; изучение/выявление индивидуальной познавательной стратегии субъекта; уточнение (выделение существенных элементов структуры, проверка различных элементов); обобщение наиболее успешных элементов; сравнение с подобными стратегиями других субъектов; сравнение данной познавательной стратегии со «смежными» стратегиями (например, решение задач различных типов в рамках одной темы); развитие индивидуальной познавательной стратегии (осуществление деятельности на основе новых элементов стратегии или новой стратегии целиком); создание индивидуальной памятки на основе оптимизированной стратегии; моделирование обобщенной познавательной стратегии (на правах «нормативной») в виде универсальной памятки, инструкции, алгоритма; разработка способов и технологий передачи стратегии другим (проектирование); анализ результатов, практическое и теоретическое обобщение. В качестве исследования познавательных стратегий в индивидуальной и групповой работе могут быть использованы следующие методы: · наблюдение в процессе деятельности за учеником по специальному плану; · контент-анализ педагогом результатов познавательной деятельности и письменных самоотчётов школьников; · структурированный опрос ученика по результатам деятельности на основе специальных вопросов об этапах реализации стратегии; · структурированный опрос ученика по итогам реализации стратегии в обратном порядке следования ее шагам; · внешнее комментирование каждого действия в процессе познавательной деятельности (моментальная рефлексия по ходу деятельности), которое может осуществляться и педагогом, и учеником; · письменный самоотчёт ученикапо результатам познавательной деятельности; · рефлексия ученикомстратегии сразу после реализации деятельности на основе специального листа анализа познавательной стратегии; · сравнение учеником выбранного плана деятельности с этапами реализованной деятельности на основе листа анализа познавательной стратегии;
· видеозапись деятельности ученика с последующей его рефлексией своих этапов деятельности на основе специального вопросника; · рефлексия стратегии в результате пошагового обучения (передачи) навыку/компетенции другого (моделирование); · сравнение структуры пошаговых действий различных учеников с последующей рефлексией (может выполняться учениками и педагогом); · формирующий эксперимент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|