Освоения Программы «Радуга»
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
· ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; · ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; · ребёнок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может · обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия · окружающих предметов и игрушек; · ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях · и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; · ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и · подражает им; · ребёнок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; · у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды · движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования: · ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
· ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты; · ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; · ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка формируются предпосылки грамотности; · у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; · ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; · ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок: · имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография); · владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности; · понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей; · познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов; · самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью; · заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; · эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
· общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его; · способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия; · соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.); · имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении; · интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи; · инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; · имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях; · обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности; · доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам; · осознаёт себя гражданином России; · психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности; · хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости; · имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других; · обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных · формах.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования[14] содержательном разделе примерной основной образовательной программы «Радуга» представлены:
· описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); · способы и направления поддержки детской инициативы; · взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; · коррекционная работа; · такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также подходы к организации педагогической диагностики.
Содержание образовательной Деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
МЕСЯЦА — 1 ГОД Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо- му развитию каждого ребёнка: · формировать навыки эмоционально-личностный контакта и социального взаимодействия с близкими взрослыми и окружающими людьми: Ø развивать эмоциональное общение со взрослым через стимуляцию «комплекса оживления», стремление продлить эмоциональный контакт, включение общения в практическое сотрудничество ребёнка и взрослого; Ø формировать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение ребёнка к близким людям.
Для этого необходимо: Ø наклоняться над ребёнком, улыбаться, ласково разговаривать, стараться вызвать у него зрительное сосредоточение и положительный эмоциональный отклик («комплекс оживления»), добиваясь полной структуры комплекса; Ø при появлении «комплекса оживления» подкреплять его ласковым прикосновением к ребёнку, поглаживанием, брать ребёнка на руки, поднимать, прижимать к себе, показывать игрушки, привлекать внимание к ним (зрительное, слуховое) и т. д.;
Ø устанавливать доверительное тесное общение, используя контакт «глаза в глаза», обнимая малыша и держа его в вертикальном положении, чтобы он мог постепенно обозревать окружающее пространство и привыкать к нему; Ø заботиться о поддержании у ребёнка положительного эмоционального на- Ø строения во время бодрствования;
· создавать условия для естественного эмоционального общения с детьми. Для этого необходимо: Ø сопровождать все действия речью, дополняя её естественными жестами, живой мимикой лица, указаниями на предметы. Стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал слова, относящиеся к конкретной ситуации, простые побуждения, вопросы; Ø привлекать внимание к своему лицу, мимике, давать возможность потрогать лицо говорящего, стимулировать подражание предметным и речевым движениям, мимике. Поддерживать ответные голосовые реакции, лепетные слоги и слова, повторяя их за ребёнком, сочетая с жестами; Ø побуждать ребёнка к поискам говорящего взрослого или ребёнка, вместе с ребёнком поворачиваться в его сторону («Посмотри, где тётя?»), улыбаться, побуждать смотреть на него, тянуть ручки; Ø называть других детей группы по именам, побуждать ребёнка при произнесении имени искать другого ребёнка глазами, смотреть на него; Ø для предупреждения возникновения у ребёнка состояний эмоционального дискомфорта полностью исключать неожиданные сильные звуки, крик, громкую речь, а также резкие движения, связанные с изменением положения тела ребёнка;
· организовывать манипулирования с предметами и познавательно-исследовательские действия; · создавать условия для восприятия музыки, песен и стихов; · создавать условия для двигательной активности и тактильно-двигательных игр.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка: формировать и развивать социальные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
· развивать различные формы общения и взаимодействия ребёнка со взрослым: стимулировать эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включать ребёнка в практическое сотрудничество; · развивать зрительные, двигательные и речевые реакции на стимуляцию взрослого; · способствовать становлению начальных навыков взаимодействия со сверстником; · формировать у ребёнка первоначальные представления о себе.
Для этого необходимо: Ø формировать у ребёнка интерес к самому себе; привлекать внимание ребёнка к его зеркальному отражению, гладить по головке, называть ребёнка и отражение по имени, соотносить жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!» (показывать); Ø рассматривать с детьми фотографии, побуждать их находить себя, других членов семьи, радоваться вместе с ними, указывать друг на друга, называть по имени, рисовать ребёнка (среди друзей, с мамой и т. п.); Ø обращать внимание на формирование у ребёнка заинтересованности в признании его усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата;
· развивать интерес к сверстнику.
Для этого необходимо: Ø создавать условия для привлечения внимания детей к своим сверстникам, учить выражать расположение путём ласкового прикосновения, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу; Ø обучать детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, учить обмениваться игрушками, просить их, а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребёнка по взаимному соглашению; создавать условия для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, песком, водой).
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · формировать начальную орудийную деятельность, обеспечивая развитие ручной умелости, мелкой моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Для этого необходимо: Ø обеспечивать ребёнку возможность действовать с разнообразными игрушками, имитирующими взрослые орудия труда; Ø на глазах детей как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные им трудовые действия; Ø привлекать детей к участию в трудовых действиях, снабжая малышей необходимым инвентарём;
· содействовать развитию детской игры через передачу ребёнку опыта воспроизведения игрового действия, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Это позволяет сформировать у ребёнка способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другими; · способствовать становлению целенаправленности деятельности ребёнка через знакомство с доступными его пониманию целями человеческой деятельности.
Для этого необходимо создавать условия и помогать организовывать сюжетные игры на основе целенаправленного игрового действия с игрушками, организованного воспитателем (лечить, кормить, укладывать спать, готовить еду, чинить автомобиль и т. п.);
· в продуктивных видах (рисовании, лепке, конструировании) помогать ребёнку сформулировать свою собственную цель, соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления, и достичь её.
Для этого необходимо: Ø при добровольном участии ребёнка создавать несложные знакомые ему конструкции, рисунки, которые он впоследствии способен воспроизвести сам; Ø комментировать каждый шаг как инициативу ребёнка, привлекая его к выполнению заданий; Ø всемерно подчёркивать авторство ребёнка и успешность его действий;
· формировать продуктивное целеполагание или образ цели, добиваясь того, чтобы ребёнок определял (продумывал и проговаривал), кем и как будет использован тот результат продуктивной деятельности, который взрослый будет создавать при посильном участии ребёнка.
Для этого необходимо: Ø организовывать совместную с ребёнком конструктивную и продуктивную деятельность, помогая ему ставить, удерживать и реализовывать собственные цели; Ø задавать вопросы о содержании работы ребёнка и его намерении; Ø обязательно обсудить, кем, как, когда, зачем будет использован результат конструктивной и продуктивной деятельности ребёнка, его творение; Ø побуждать активность ребёнка прямыми вопросами или предложениями выбрать предпочитаемый им вариант из названных взрослым; Ø подытожить результат детской деятельности в форме короткого текста об использовании созданного ребёнком продукта; Ø внимательно и заинтересованно относиться к результатам детской деятельности, расспрашивать об их назначении, отмечать успехи детей; Ø поддерживать детей в стремлении выражать то, что они не могут пока выразить изобразительными средствами, с помощью слова, жеста, звукоподражания;
· формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Для этого необходимо: Ø терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки; Ø приучать детей к аккуратности и опрятности на собственном примере; Ø приучать детей отличать предметы индивидуального пользования (расчёска, зубная щётка, стаканчик для полоскания рта, полотенце и т. п.).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · учить детей понимать и правильно употреблять местоимения, в том числе местоимение я; · учить называть друг друга и взрослых по именам и откликаться на своё имя; · дать представление о вежливых формах просьбы, благодарности; · учить обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеётся); отмечать особенности действий и взаимоотношений взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); · создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения ко взрослому или сверстнику; всегда внимательно выслушивать детей; деятельно реагировать на все их просьбы, предложения, вопросы; использовать в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай то-то»; · транслировать традиционную культуру в общении с детьми. В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе может быть представлен этнокультурный компонент. Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, иници- ативность, самостоятельность. Для этого необходимо: Ø поддерживать инициативу детей, предоставляя им самостоятельность во всём, что не опасно для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; Ø отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; Ø при необходимости осуждения некоторых поступков ребёнка не критиковать его самого как личность; Ø не критиковать результаты деятельности ребёнка; Ø формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия: обеспечить возможность свободно пользоваться игрушками и пособиями, ориентироваться в пространстве группы и прогулочных участков;
· содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками: o формировать доброжелательные отношения между сверстниками; содействовать развитию эмпатии; o формировать представление о равноправии как норме отношений со сверстниками; o предотвращать негативное поведение; o обеспечивать каждому ребёнку физическую безопасность со стороны сверстников; o формировать представления о нежелательных и недопустимых формах поведения. Добиваться различения детьми запрещённого и нежелательного поведения («нельзя» и «не надо»). Для этого необходимо: Ø собственным примером побуждать детей откликаться на боль и огорчение сверстника, жалеть его, стараться утешить; Ø демонстрировать своё хорошее отношение ко всем детям, делая время от времени каждому одинаковые маленькие подарки-сюрпризы (бабочки из красивых фантиков от конфет, морские ракушки, красивые камешки, ленточки, кусочки поделённого на всех угощения — пирога, яблока и т. п.); Ø ввести традицию выражать симпатию к каждому ребёнку на виду у всей группы (в частности, при раздаче одинаковых маленьких подарков);
· закладывать основы доверительного отношения ко взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю. Для этого необходимо: Ø в процессе общения, в играх установить доверительный личный контакт с каждым ребёнком, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надёжной опорой для ребёнка в трудных и тревожных для него ситуациях; Ø установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребёнком, приласкать каждого ребёнка перед дневным сном; Ø поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми (обращений с просьбами, предложениями — «почитай мне», «расскажи», «поиграй со мной в...»); Ø уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
· формировать отношение к окружающему миру, поддерживая познавательный интерес к окружающей действительности. Для этого необходимо: Ø создать в группе развивающую предметную среду, способствующую сенсорному развитию и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта); Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); Ø поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; Ø открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы к детям.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
· расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности. Для этого необходимо: Ø в процессе игры, на познавательных занятиях, экскурсиях по детскому саду расширять представления детей о целях человеческой деятельности (покупка продуктов и приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение болезней и др.); Ø реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных видов деятельности взрослых;
· поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре; · расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию ребёнком его собственных целей; Для этого необходимо в продуктивных видах деятельности создавать условия для самостоятельной постановки детьми целей, способствовать осознанию этих целей;
· формировать способность реализовать цепочку из двух-трёх соподчинённых целей. Для этого необходимо предлагать детям задания и поручения, требующие выполнения нескольких последовательных действий;
· помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей. Для этого необходимо учить детей пользоваться различными орудиями в продуктивной деятельности (кисть, карандаш);
· развивать у детей навыки самообслуживания. Для этого необходимо: Ø расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения её качества; Ø познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться; Ø завершить работу по обучению пользованию предметами личной гигиены (полотенце, расчёска, носовой платок, одежда);
· начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности. Для этого необходимо от лица игрового персонажа высказывать пожелания по усовершенствованию результата работы ребёнка, мотивируя просьбу потребностями этого персонажа;
· поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивать детей необходимыми, соответствующими их возрастным возможностям привлекательными орудиями труда.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы); · создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; · закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство); · продолжать транслировать традиционную культуру (фольклор).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе может быть представлен этнокультурный компонент.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · закладывать основу представления о себе: o обогащать образ Я ребёнка представлениями о его прошлом и настоящем; o формировать способность различать отношение к себе и критику продуктов своей деятельности; o развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность. Для этого необходимо: Ø рассказывать каждому ребёнку о том, каким он был маленьким и каким стал теперь; Ø рассказывать детям об их реальных и возможных в будущем достижениях; Ø отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; Ø всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; Ø поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости; Ø в разных формах работы терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; Ø учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; Ø не критиковать прямо результаты деятельности детей, а также их самих; Ø использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались продукты детской деятельности; Ø ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка; Ø уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
· содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками: o формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками; o предотвращать негативное поведение и знакомить со способами разрешения конфликтов; o формировать представления о положительных и отрицательных действиях; o вводить чёткие нормы жизни группы, запрещать прибегать к насилию для разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться личными вещами других без их согласия; o создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. Для этого необходимо: Ø поддерживать традицию коротко сообщать всей группе что-нибудь положительное о каждом ребёнке; Ø привлекать детей к поочерёдному выполнению коротких привлекательных заданий; Ø устанавливать вместе с детьми причины конфликтов, привлекать детей к поиску их решения; Ø помогать детям при столкновении их интересов по поводу игрушек; Ø формировать представления о положительных и отрицательных действиях; Ø организовывать коллективное одобрение/осуждение безличных, понятных детям хороших и плохих действий в форме игры, кукольного театра;
· формировать отношения со взрослыми из ближнего окружения: o укреплять доверие и привязанность ко взрослому; o развивать заинтересованность в нём как в партнёре по совместной деятельности, способном научить новым способам деятельности. Для этого необходимо: Ø создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя заботу о всех детях и любовь к ним; Ø выражать радость при встрече с ребёнком, когда он приходит в группу; Ø использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к ребёнку; Ø проявлять деликатность и тактичность при выявлении нужд и потребностей ребёнка, помогать ему выйти из затруднительных и унижающих его достоинство ситуаций (изолировать его от других детей при смене грязного белья, подбодрить, успокоить); Ø обеспечивать всем детям равные возможности при использовании игрушек, оборудования, материалов; Ø уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; Ø выступать партнёром и организовывать совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам;
· формировать отношение к окружающему миру: o преодолевать проявления жестокости в отношении живых существ; o закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; o поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность со- o вершать трудовые усилия; o поддерживать познавательный интерес к миру. Для этого необходимо: Ø начать формировать индивидуальность в сфере познавательных интересов и предпочтений; Ø показывать пример бережного отношения к природе, к другим людям; Ø упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (проигрывание «проблем» игрушек, связанных с житейскими ситуациями и поведенческими проблемами); Ø ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить групповые мини-праздники с рукотворными предметами и материалами (мыльные пузыри, бумажные фантики и пр.); Ø вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними (наблюдения, экскурсии, прогулки); Ø привлекать детей к уходу за растениями; Ø проводить мини-праздники с природным материалом (шишками, водой, снегом, песком и пр.); Ø формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.
ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · расширять круг знаемых мотивов и целей человеческой деятельности; · поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре. Для этого необходимо: Ø в сюжетно-ролевых играх, при чтении художественной литературы постепенно раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности — познания, помощи другим, созидания и т. п.; Ø расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений);
· развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей. Для этого необходимо: Ø в изобразительной деятельности помогать детям удерживать цель, поставленную воспитателем, и учить изображать простейшие предметы понятно для окружающих, передавая их форму, строение и цвет; Ø побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п.; Ø организуя продуктивную и игровую деятельность детей, побуждать их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. п.); Ø · помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей: o формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком; o формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий ребёнка результат. Для этого необходимо: Ø знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы; Ø показывать способы получения обобщённого продукта (например, лепка овала), который ребёнок может затем по желанию «превращать» в разные предметы (овощи, части тела животных и т. д.); Ø показывать разные способы и техники украшения изделий, используя различные средства выразительности;
· формировать установку на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения. Для этого необходимо: Ø отмечать собственное продвижение ребёнка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями; Ø критическую оценку результата проводить только от лица игрового персонажа, отличая её от общей положительной оценки ребёнка как труженика и творца; Ø учить ребёнка соотносить полученный результат с им же поставленной целью и оценивать его с точки зрения значимых для него самого качеств; Ø по желанию ребёнка помогать ему совершенствовать результат; Ø закладывать основу психологической устойчивости к частному неуспеху в деятельности, поддерживая и поощряя стремление ребёнка «попробовать ещё раз», «сделать ещё лучше»;
· закладывать предпосылки последующей совместной деятельности со сверстниками. Для этого необходимо: Ø создавать ситуации совместной продуктивной деятельности, позволяющей детям получать интересный коллективный продукт. Ø обеспечить понимание детьми разницы между общим групповым результатом и его индивидуальными составляющими («что мы можем вместе»).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · формировать умение отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах); · упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на ра<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|