Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освоения Программы «Радуга»




Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

 

· ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· ребёнок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может

· обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия

· окружающих предметов и игрушек;

· ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях

· и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

· ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

· подражает им;

· ребёнок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

· у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды

· движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

· ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

· ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веру в себя, старается разрешать конфликты;

· ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка формируются предпосылки грамотности;

· у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок:

· имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);

· владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;

· понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

· познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;

· самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;

· заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

· эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;

· общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;

· способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;

· соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);

· имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;

· интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;

· инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

· имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;

· обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

· доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;

· осознаёт себя гражданином России;

· психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;

· хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;

· имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;

· обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных

· формах.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования[14] содержательном разделе примерной основной образовательной программы «Радуга» представлены:

· описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

· способы и направления поддержки детской инициативы;

· взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;

· коррекционная работа;

· такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также подходы к организации педагогической диагностики.

 

Содержание образовательной

Деятельности

 

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

 

МЕСЯЦА — 1 ГОД

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическо-

му развитию каждого ребёнка:

· формировать навыки эмоционально-личностный контакта и социального взаимодействия с близкими взрослыми и окружающими людьми:

Ø развивать эмоциональное общение со взрослым через стимуляцию «комплекса оживления», стремление продлить эмоциональный контакт, включение общения в практическое сотрудничество ребёнка и взрослого;

Ø формировать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение ребёнка к близким людям.

 

Для этого необходимо:

Ø наклоняться над ребёнком, улыбаться, ласково разговаривать, стараться вызвать у него зрительное сосредоточение и положительный эмоциональный отклик («комплекс оживления»), добиваясь полной структуры комплекса;

Ø при появлении «комплекса оживления» подкреплять его ласковым прикосновением к ребёнку, поглаживанием, брать ребёнка на руки, поднимать, прижимать к себе, показывать игрушки, привлекать внимание к ним (зрительное, слуховое) и т. д.;

Ø устанавливать доверительное тесное общение, используя контакт «глаза в глаза», обнимая малыша и держа его в вертикальном положении, чтобы он мог постепенно обозревать окружающее пространство и привыкать к нему;

Ø заботиться о поддержании у ребёнка положительного эмоционального на-

Ø строения во время бодрствования;

 

· создавать условия для естественного эмоционального общения с детьми.

Для этого необходимо:

Ø сопровождать все действия речью, дополняя её естественными жестами, живой мимикой лица, указаниями на предметы. Стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал слова, относящиеся к конкретной ситуации, простые побуждения, вопросы;

Ø привлекать внимание к своему лицу, мимике, давать возможность потрогать лицо говорящего, стимулировать подражание предметным и речевым движениям, мимике. Поддерживать ответные голосовые реакции, лепетные слоги и слова, повторяя их за ребёнком, сочетая с жестами;

Ø побуждать ребёнка к поискам говорящего взрослого или ребёнка, вместе с ребёнком поворачиваться в его сторону («Посмотри, где тётя?»), улыбаться, побуждать смотреть на него, тянуть ручки;

Ø называть других детей группы по именам, побуждать ребёнка при произнесении имени искать другого ребёнка глазами, смотреть на него;

Ø для предупреждения возникновения у ребёнка состояний эмоционального дискомфорта полностью исключать неожиданные сильные звуки, крик, громкую речь, а также резкие движения, связанные с изменением положения тела ребёнка;

 

· организовывать манипулирования с предметами и познавательно-исследовательские действия;

· создавать условия для восприятия музыки, песен и стихов;

· создавать условия для двигательной активности и тактильно-двигательных игр.

 

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка:

формировать и развивать социальные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

 

· развивать различные формы общения и взаимодействия ребёнка со взрослым: стимулировать эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включать ребёнка в практическое сотрудничество;

· развивать зрительные, двигательные и речевые реакции на стимуляцию взрослого;

· способствовать становлению начальных навыков взаимодействия со сверстником;

· формировать у ребёнка первоначальные представления о себе.

 

Для этого необходимо:

Ø формировать у ребёнка интерес к самому себе; привлекать внимание ребёнка к его зеркальному отражению, гладить по головке, называть ребёнка и отражение по имени, соотносить жестом («Кто там? Васенька! И тут Васенька!» (показывать);

Ø рассматривать с детьми фотографии, побуждать их находить себя, других членов семьи, радоваться вместе с ними, указывать друг на друга, называть по имени, рисовать ребёнка (среди друзей, с мамой и т. п.);

Ø обращать внимание на формирование у ребёнка заинтересованности в признании его усилий, стремлении к сотрудничеству со взрослым, направленности на получение результата;

 

· развивать интерес к сверстнику.

 

Для этого необходимо:

Ø создавать условия для привлечения внимания детей к своим сверстникам, учить выражать расположение путём ласкового прикосновения, поглаживания, заглядывания в глаза друг другу;

Ø обучать детей взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, учить обмениваться игрушками, просить их, а не отнимать, отдавать по просьбе другого ребёнка по взаимному соглашению; создавать условия для совместных игр детей и взрослых (игры с мячом, песком, водой).

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· формировать начальную орудийную деятельность, обеспечивая развитие ручной умелости, мелкой моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

 

Для этого необходимо:

Ø обеспечивать ребёнку возможность действовать с разнообразными игрушками, имитирующими взрослые орудия труда;

Ø на глазах детей как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные им трудовые действия;

Ø привлекать детей к участию в трудовых действиях, снабжая малышей необходимым инвентарём;

 

· содействовать развитию детской игры через передачу ребёнку опыта воспроизведения игрового действия, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Это позволяет сформировать у ребёнка способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другими;

· способствовать становлению целенаправленности деятельности ребёнка через знакомство с доступными его пониманию целями человеческой деятельности.

 

Для этого необходимо создавать условия и помогать организовывать сюжетные игры на основе целенаправленного игрового действия с игрушками, организованного воспитателем (лечить, кормить, укладывать спать, готовить еду, чинить автомобиль и т. п.);

 

· в продуктивных видах (рисовании, лепке, конструировании) помогать ребёнку сформулировать свою собственную цель, соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления, и достичь её.

 

Для этого необходимо:

Ø при добровольном участии ребёнка создавать несложные знакомые ему конструкции, рисунки, которые он впоследствии способен воспроизвести сам;

Ø комментировать каждый шаг как инициативу ребёнка, привлекая его к выполнению заданий;

Ø всемерно подчёркивать авторство ребёнка и успешность его действий;

 

· формировать продуктивное целеполагание или образ цели, добиваясь того, чтобы ребёнок определял (продумывал и проговаривал), кем и как будет использован тот результат продуктивной деятельности, который взрослый будет создавать при посильном участии ребёнка.

 

Для этого необходимо:

Ø организовывать совместную с ребёнком конструктивную и продуктивную деятельность, помогая ему ставить, удерживать и реализовывать собственные цели;

Ø задавать вопросы о содержании работы ребёнка и его намерении;

Ø обязательно обсудить, кем, как, когда, зачем будет использован результат конструктивной и продуктивной деятельности ребёнка, его творение;

Ø побуждать активность ребёнка прямыми вопросами или предложениями выбрать предпочитаемый им вариант из названных взрослым;

Ø подытожить результат детской деятельности в форме короткого текста об использовании созданного ребёнком продукта;

Ø внимательно и заинтересованно относиться к результатам детской деятельности, расспрашивать об их назначении, отмечать успехи детей;

Ø поддерживать детей в стремлении выражать то, что они не могут пока выразить изобразительными средствами, с помощью слова, жеста, звукоподражания;

 

· формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

 

Для этого необходимо:

Ø терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки;

Ø приучать детей к аккуратности и опрятности на собственном примере;

Ø приучать детей отличать предметы индивидуального пользования (расчёска, зубная щётка, стаканчик для полоскания рта, полотенце и т. п.).

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· учить детей понимать и правильно употреблять местоимения, в том числе местоимение я;

· учить называть друг друга и взрослых по именам и откликаться на своё имя;

· дать представление о вежливых формах просьбы, благодарности;

· учить обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеётся); отмечать особенности действий и взаимоотношений взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает);

· создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения ко взрослому или сверстнику; всегда внимательно выслушивать детей; деятельно реагировать на все их просьбы, предложения, вопросы; использовать в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай то-то»;

· транслировать традиционную культуру в общении с детьми.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе может быть представлен этнокультурный компонент.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

· развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, иници-

ативность, самостоятельность.

Для этого необходимо:

Ø поддерживать инициативу детей, предоставляя им самостоятельность во всём, что не опасно для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Ø отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Ø при необходимости осуждения некоторых поступков ребёнка не критиковать его самого как личность;

Ø не критиковать результаты деятельности ребёнка;

Ø формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия: обеспечить возможность свободно пользоваться игрушками и пособиями, ориентироваться в пространстве группы и прогулочных участков;

 

· содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками:

o формировать доброжелательные отношения между сверстниками; содействовать развитию эмпатии;

o формировать представление о равноправии как норме отношений со сверстниками;

o предотвращать негативное поведение;

o обеспечивать каждому ребёнку физическую безопасность со стороны сверстников;

o формировать представления о нежелательных и недопустимых формах поведения. Добиваться различения детьми запрещённого и нежелательного поведения («нельзя» и «не надо»).

Для этого необходимо:

Ø собственным примером побуждать детей откликаться на боль и огорчение сверстника, жалеть его, стараться утешить;

Ø демонстрировать своё хорошее отношение ко всем детям, делая время от времени каждому одинаковые маленькие подарки-сюрпризы (бабочки из красивых фантиков от конфет, морские ракушки, красивые камешки, ленточки, кусочки поделённого на всех угощения — пирога, яблока и т. п.);

Ø ввести традицию выражать симпатию к каждому ребёнку на виду у всей группы (в частности, при раздаче одинаковых маленьких подарков);

 

· закладывать основы доверительного отношения ко взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю.

Для этого необходимо:

Ø в процессе общения, в играх установить доверительный личный контакт с каждым ребёнком, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надёжной опорой для ребёнка в трудных и тревожных для него ситуациях;

Ø установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребёнком, приласкать каждого ребёнка перед дневным сном;

Ø поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми (обращений с просьбами, предложениями — «почитай мне», «расскажи», «поиграй со мной в...»);

Ø уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

 

· формировать отношение к окружающему миру, поддерживая познавательный интерес к окружающей действительности.

Для этого необходимо:

Ø создать в группе развивающую предметную среду, способствующую сенсорному развитию и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы взрослого быта);

Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

Ø поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

Ø открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы к детям.

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

 

· расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности.

Для этого необходимо:

Ø в процессе игры, на познавательных занятиях, экскурсиях по детскому саду расширять представления детей о целях человеческой деятельности (покупка продуктов и приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение болезней и др.);

Ø реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиционных видов деятельности взрослых;

 

· поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре;

· расширять поле знаемых и реализуемых в деятельности целей; способствовать осознанию ребёнком его собственных целей;

Для этого необходимо в продуктивных видах деятельности создавать условия для самостоятельной постановки детьми целей, способствовать осознанию этих целей;

 

· формировать способность реализовать цепочку из двух-трёх соподчинённых целей.

Для этого необходимо предлагать детям задания и поручения, требующие выполнения нескольких последовательных действий;

 

· помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей.

Для этого необходимо учить детей пользоваться различными орудиями в продуктивной деятельности (кисть, карандаш);

 

· развивать у детей навыки самообслуживания.

Для этого необходимо:

Ø расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создавать условия для повышения её качества;

Ø познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться;

Ø завершить работу по обучению пользованию предметами личной гигиены (полотенце, расчёска, носовой платок, одежда);

 

· начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности.

Для этого необходимо от лица игрового персонажа высказывать пожелания по усовершенствованию результата работы ребёнка, мотивируя просьбу потребностями этого персонажа;

 

· поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивать детей необходимыми, соответствующими их возрастным

возможностям привлекательными орудиями труда.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);

· создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми;

· закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство);

· продолжать транслировать традиционную культуру (фольклор).

 

В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе может быть представлен этнокультурный компонент.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

· закладывать основу представления о себе:

o обогащать образ Я ребёнка представлениями о его прошлом и настоящем;

o формировать способность различать отношение к себе и критику продуктов своей деятельности;

o развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Для этого необходимо:

Ø рассказывать каждому ребёнку о том, каким он был маленьким и каким стал теперь;

Ø рассказывать детям об их реальных и возможных в будущем достижениях;

Ø отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

Ø всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

Ø поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;

Ø в разных формах работы терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

Ø учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

Ø не критиковать прямо результаты деятельности детей, а также их самих;

Ø использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались продукты детской деятельности;

Ø ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности ребёнка;

Ø уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

 

· содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками:

o формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

o предотвращать негативное поведение и знакомить со способами разрешения конфликтов;

o формировать представления о положительных и отрицательных действиях;

o вводить чёткие нормы жизни группы, запрещать прибегать к насилию для разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться личными вещами других без их согласия;

o создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Для этого необходимо:

Ø поддерживать традицию коротко сообщать всей группе что-нибудь положительное о каждом ребёнке;

Ø привлекать детей к поочерёдному выполнению коротких привлекательных заданий;

Ø устанавливать вместе с детьми причины конфликтов, привлекать детей к поиску их решения;

Ø помогать детям при столкновении их интересов по поводу игрушек;

Ø формировать представления о положительных и отрицательных действиях;

Ø организовывать коллективное одобрение/осуждение безличных, понятных детям хороших и плохих действий в форме игры, кукольного театра;

 

· формировать отношения со взрослыми из ближнего окружения:

o укреплять доверие и привязанность ко взрослому;

o развивать заинтересованность в нём как в партнёре по совместной деятельности, способном научить новым способам деятельности.

Для этого необходимо:

Ø создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя заботу о всех детях и любовь к ним;

Ø выражать радость при встрече с ребёнком, когда он приходит в группу;

Ø использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к ребёнку;

Ø проявлять деликатность и тактичность при выявлении нужд и потребностей ребёнка, помогать ему выйти из затруднительных и унижающих его достоинство ситуаций (изолировать его от других детей при смене грязного белья, подбодрить, успокоить);

Ø обеспечивать всем детям равные возможности при использовании игрушек, оборудования, материалов;

Ø уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

Ø выступать партнёром и организовывать совместную трудовую, конструктивную, игровую деятельность с детьми индивидуально и по подгруппам;

 

· формировать отношение к окружающему миру:

o преодолевать проявления жестокости в отношении живых существ;

o закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;

o поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность со-

o вершать трудовые усилия;

o поддерживать познавательный интерес к миру.

Для этого необходимо:

Ø начать формировать индивидуальность в сфере познавательных интересов и предпочтений;

Ø показывать пример бережного отношения к природе, к другим людям;

Ø упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим людям (проигрывание «проблем» игрушек, связанных с житейскими ситуациями и поведенческими проблемами);

Ø ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить групповые мини-праздники с рукотворными предметами и материалами (мыльные пузыри, бумажные фантики и пр.);

Ø вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними (наблюдения, экскурсии, прогулки);

Ø привлекать детей к уходу за растениями;

Ø проводить мини-праздники с природным материалом (шишками, водой, снегом, песком и пр.);

Ø формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.

 

ЛЕТ

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· расширять круг знаемых мотивов и целей человеческой деятельности;

· поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре.

Для этого необходимо:

Ø в сюжетно-ролевых играх, при чтении художественной литературы постепенно раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности — познания, помощи другим, созидания и т. п.;

Ø расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений);

 

· развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей.

Для этого необходимо:

Ø в изобразительной деятельности помогать детям удерживать цель, поставленную воспитателем, и учить изображать простейшие предметы понятно для окружающих, передавая их форму, строение и цвет;

Ø побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали и т. п.;

Ø организуя продуктивную и игровую деятельность детей, побуждать их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. п.);

Ø

· помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей:

o формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком;

o формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий ребёнка результат.

Для этого необходимо:

Ø знакомить со способами создания разнообразных изображений на основе одной формы;

Ø показывать способы получения обобщённого продукта (например, лепка овала), который ребёнок может затем по желанию «превращать» в разные предметы (овощи, части тела животных и т. д.);

Ø показывать разные способы и техники украшения изделий, используя различные средства выразительности;

 

· формировать установку на получение качественного результата и преодоление

частных неудач, неизбежных в процессе его получения.

Для этого необходимо:

Ø отмечать собственное продвижение ребёнка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями;

Ø критическую оценку результата проводить только от лица игрового персонажа, отличая её от общей положительной оценки ребёнка как труженика и творца;

Ø учить ребёнка соотносить полученный результат с им же поставленной целью и оценивать его с точки зрения значимых для него самого качеств;

Ø по желанию ребёнка помогать ему совершенствовать результат;

Ø закладывать основу психологической устойчивости к частному неуспеху в деятельности, поддерживая и поощряя стремление ребёнка «попробовать ещё раз», «сделать ещё лучше»;

 

· закладывать предпосылки последующей совместной деятельности со сверстниками.

Для этого необходимо:

Ø создавать ситуации совместной продуктивной деятельности, позволяющей детям получать интересный коллективный продукт.

Ø обеспечить понимание детьми разницы между общим групповым результатом и его индивидуальными составляющими («что мы можем вместе»).

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· формировать умение отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах);

· упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на ра<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...