Познавательное развитие: математические представления
Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. В Программе «Радуга» мы исходим из понимания, что особым языком описания этих свойств и отношений является математика. Таким образом, знакомство с этой областью человеческого знания имеет свою специфику, поэтому традиционно математика выделяется в самостоятельное образовательное направление и в отечественной, и в мировой педагогике дошкольного возраста. Следуя этой традиции и вышеуказанной логике, мы описываем программные задачи по формированию математических представлений в самостоятельном подразделе.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · способствовать формированию на уровне практического действия операции сериации (упорядочивания по размеру), предоставляя детям необходимое количество игрушек (пирамидки на конусной основе, матрёшки, формочки-вкладыши); · формировать представления о цвете, форме, размере предметов, используя специальные дидактические игрушки, которые могут дать детям эталонные представления; · на основе восприятия предлагать осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру; · создавать условия для развития свойственного возрасту наглядно-действенного мышления с учётом того, что для детей данного возраста познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций:
o обеспечивать разнообразную предметную среду, позволяющую активно исследовать внутреннее устройство различных предметов (вкладыши, составные игрушки, различные пирамидки, кубики); o предоставлять детям разнообразные ёмкости, которые можно заполнять и опустошать (банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы); o делать вместе с детьми звучащие игрушки («шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, небольших плотно закрытых ёмкостей, наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком); · создавать условия для многократного повторения так называемых прямых и обратных действий — основы формирования обратимости мышления. Для этого необходимо вводить в достаточном количестве в развивающую среду предметы и игрушки, пособия, которые имеют внутреннюю полость и которую можно многократно заполнять и опустошать; разнообразные запоры и застёжки, которые можно многократно открывать и закрывать, застёгивать и расстёгивать; сложную внутреннюю структуру, что даёт возможность ребёнку выдвигать и задвигать ящики, открывать и закрывать дверки, включать и выключать свет; · создавать условия для исследования принципов движения. Для этого необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с верёвочкой, заводные игрушки, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов и клюющих курочек.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · создавать условия, позволяющие каждому ребёнку научиться соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру; · создавать ситуации для понимания простейших слов, обозначающих количество: много — мало, пустой — полный, а также обобщённую характеристику размера: большой — маленький;
· учить различать на глаз, без пересчёта один и два предмета; · учить показывать простейшие геометрические формы — круг, треугольник, шар, куб; · учить показывать основные цвета — красный, синий, жёлтый; · создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей с кумулятивными сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом; · знакомить детей с понятиями такой же, одинаковые, столько же, другой, несколько, ещё, кусочек.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности через поддерживание интереса к собиранию из различного материала конструкций и созданию построек и композиций, причём не обязательно предметно-имитационного плана.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путём развития навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств предметов и материалов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.): o учить различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб; o учить различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый; o учить различать и называть признаки величины: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий и др.; o учить осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак; o учить осуществлять сериацию — построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка; o учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству; o учить устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному заданному признаку или свойству; учить понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный — слабый, чистый — грязный, большой — маленький, длинный — короткий, пустой — полный, прямой — кривой, светлый — тёмный и т. п.;
o учить различать количество в пределах 3 без пересчёта, субитацией; o учить порядку следования числительных в пределах 5; o знакомить с простейшими примерами упорядоченной временной последовательности: порядок следования сюжета, роста и развития растения, производства предмета; o знакомить с названиями частей суток: утро, вечер, день, ночь; o знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра; o знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами (над, под, около, перед, за, в), наречиями (спереди — сзади, вверху — внизу, близко — далеко); o создавать условия для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · поддерживать общую любознательность ребёнка; · поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих опредмеченного названия или назначения.
ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · создавать условия для освоения практических приёмов сравнения по размеру (по объёму); · формировать начальные навыки для коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения; · развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
· формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира: o дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок; o осваивать счёт в пределах 10; o знакомить с цифрами; · дать представление о форме предмета; о геометрических формах: круг, треугольник, квадрат, шар, куб; · совершенствовать представление о цвете, вводя названия оттенков: голубой, розовый, серый; · дифференцировать представления о размере, учить практическим приёмам сравнения по размеру; · учить понимать и правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степенях сравнения, строить ряды «большой — больше — самый большой»; · осуществлять сериацию из трёх предметов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · поддерживать в детях удивление и восхищение математическими закономерностями окружающего мира; · обеспечивать эмоциональную окрашенность занятий, обращая внимание детей на те проявления числа или формы, которые интересны или красивы и не случайны; · включать в освоение детьми количественных, пространственных и временных отношений реализацию воспитательных и развивающих задач, а именно: o развитие устойчивости к интеллектуальной фрустрации, т. е. умение спокойно и конструктивно реагировать на свои ошибки и на неумение решить задачу; o формирование положительной общей самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах; o создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка; o формирование интереса к математике.
5—6 ЛЕТ
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · знакомить с операциями счёта и измерения как способа выражения количества через число; · развивать представление о необходимости наименования результата счёта и измерения; · сформировать представление об алгоритме операции измерения: · использование единицы измерения, инструмента или прибора для измерения, определение результата измерения. Знакомить с единицами измерения различных величин, часто используемых в жизни (масса, объём, длина, температура, временные интервалы); · учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчёт, и измерение; · учить алгоритмам действий отсчёта и пересчёта. Дать представление об алгоритме счётной операции: каждый элемент совокупности только один раз ставится в соответствии с числом натурального числового ряда. Дать представление о необходимости наименования результата счёта;
· формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения; · развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счёта или измерения; · формировать представление об изменении и сохранении количества; · дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания; · знакомить со знаками «+» и «–» для обозначения арифметических действий; · знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка; · формировать представление об обратимых и необратимых изменениях; · знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда (каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу); · развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел; · формировать навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка; · формировать операцию пересчёта дискретных предметов в пределах 10; · формировать операцию отсчёта по заданному числу предметов в пределах 10; · закреплять знание названий геометрических фигур. Создавать ситуации, в которых дети по словесному описанию (определению) называют геометрическую фигуру; · закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков; · закреплять умение определять направления относительно себя (вверх — вниз, назад — вперёд, вправо — влево); · совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительно друг друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке; · формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.); · совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум признакам, заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · формировать отношение к математике как науке. Прививать детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого интеллектуального результата; · изучать интересы детей с целью раннего выявления математической одарённости; · читать детям сказки, формирующие ценностное представление об интеллекте, — «плутовские истории» типа «Вершки и корешки», «Заяц и черепаха».
ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности, а именно: o быстро доставать из портфеля (сумки, рюкзачка, папки, ящика стола, шкафа и т. п.) всё, что необходимо для занятия, и аккуратно класть эти предметы на край стола, а по окончании занятия так же быстро и аккуратно убирать их обратно; o быстро находить и открывать нужные страницы тетрадей, развивающих пособий; o чертить карандашом по линейке, обводить фигуры по шаблону; o ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции; o рисовать на листе бумаги в клетку; o воспроизводить предлагаемые учителем графические образцы; o понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними; o выражать связно свои мысли в словесной форме, формулировать определения, ставить вопросы; · формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения; · развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · дать представление о числовой прямой и о числе как о точке этой прямой; · закладывать основы логического мышления, операций классификации и сериации; · содействовать становлению знаково-символической функции мышления; · содействовать формированию первичного представления о моделировании; · содействовать развитию воображения детей; · учить сравнивать предметы по количеству, используя различные приёмы, и выражать в речи в развёрнутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше», «меньше», «равно»; · учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо; по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше», «меньше», «равно»; · знакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания; · содействовать осознанию связи между арифметической операцией (действием) и характером изменения количества. Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия); · знакомить со знаками арифметических операций сложения и вычитания; · формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени — час, минута, секунда, их соотношением по длительности; · закреплять представление о годичном цикле смены времён года, характерных признаках времён года. Знакомить детей с календарём; · закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация); · учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании; · обеспечивать наполнение предметно-развивающей среды логическими играми (лото, игры по типу «Четвёртый лишний», загадки, ребусы, головоломки); · упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий; · дать обобщённое представление о знаке как о способе передачи информации. · Знакомить с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, знаки воинского отличия, знаки-символы и т. п.). Дать представление о графических знаках; · сформировать понятие о букве и цифре как знаках. Дать представление о различных системах письменности — алфавитах и способах записи цифр в разные эпохи у разных народов; · знакомить детей с картой, планом, схемой, моделью; рассказывать об их назначении. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме могут получить первый опыт чтения простейшего плана, схемы, карты; · формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.); · совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком признакам; · содействовать развитию пространственного воображения: o регулярно проводить с детьми занятия по плоскостному и объёмному конструированию из геометрических форм; o предлагать различные по содержанию и оформлению геометрические головоломки; o предлагать детям различные конструкторы и мозаики для самостоятельной игры.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · приводить примеры познавательно активных людей, видевших в научной исследовательской деятельности смысл своей жизни; · читать детям произведения художественной литературы, фиксирующие ценность учения, грамотности (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|