Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарт качества деятельности




Образовательной организации

При работе по Программе «Радуга»

Стандарт качества и общий стиль профессиональной деятельности в организации

фиксирует корпоративная культура. «Корпоративная (внутренняя или организационная) культура — система, состоящая из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательная для всех её работников, разделяемая и исполняемая ими. Эта система должна… передаваться новым работникам как образец исполнения. Корпоративная культура зависит от целей организации и является тем нематериальным активом, который обеспечивает успех или неуспех в будущем» (О. Н. Шинкаренко, 2011).

Корпоративная культура образовательной организации, работающей по Программе «Радуга», предполагает:

культуру коллегиальности:

· совместное принятие большинства решений в организации на основе общего обсуждения;

· постоянный обмен опытом и творческими идеями;

· идеал поддержки и помощи коллегам;

· идеал сотрудничества;

· культура совместного содержательного досуга;

разделяемые ценности организации:

· творчество как одна из основных ценностей жизни и детей, и взрослых;

· уважение к человеку — ребёнку, коллеге, родителям;

· свобода в принятии ответственных решений;

· высокий стандарт профессионального качества работы;

· саморазвитие;

разделяемые принципы коммуникации внутри организации и с внешними структурами:

· достоверность информации, предоставляемой родителям, коллегам, руководителям организации, отказ от манипулирования;

· психологическая корректность общения с детьми, родителями, коллегами;

· безусловное уважение к организации и коллегам;

· взаимное доверие и открытость сотрудников и руководителей друг другу;

· конструктивность и позитивный настрой;

кодекс профессиональной корректности:

· педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

· улыбка — всегда обязательная часть приветствия;

· педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

· педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

· тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса.

 

В любой профессии существуют профессиональные стандарты качества. Для нас ориентиром является обоснованное понимание того, что является благом для развития ребёнка. Честный профессионализм предполагает, что педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только в границах и пределах разумного и допустимого с точки зрения возрастной психологии и педагогики. Определённая твёрдость позиции в сочетании с дипломатичностью манер совершенно необходима для того, чтобы детский сад сохранял качество работы.

Детский сад, работающий по Программе «Радуга», выполняет миссию трансляции культуры деятельности, познания, общения, созидания следующему поколению.

Эта образовательная организация является творческим союзом профессионалов, видящих своё призвание в работе во благо растущего человека, его семьи, общества в целом.

Мы сегодня создаём наше общее будущее.

Мы делаем это с радостью, благодарностью и уважением.

Мы разделяем убеждение, что Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы

знаем, что:

· детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает;

· дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых;

· ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать;

· ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит;

· в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;

· в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп;

· каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

 

Характеристики особенностей развития детей раннего

И дошкольного возраста

 

«Очаровательные малыши»: 0—1 год

 

Ключ возраста. Младенцы и дети, только что научившиеся ходить, учатся через свой собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание.

Взрослые руководят и вдохновляют это научение, обеспечивая ребёнку безопасное окружение, которое поддерживает его эмоционально.

Данный период жизни ребёнка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического, эмоционального и социального развития. Первые полгода характеризуются чрезвычайно интенсивным развитием сенсорных систем, вторые полгода — развитием манипулятивных возможностей и предметного восприятия. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. Выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени существенно меняется облик ребёнка. Именно поэтому важно охарактеризовать особенности основных линий развития ребёнка первого года жизни более подробно, с интервалом в 3 месяца.

Эмоции. 0—3 месяца. К 1-му месяцу у ребёнка появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. К концу 2-го месяца ребёнок уже быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. В 3 месяца проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение взрослого.

3—6 месяцев. Ребёнок громко смеётся в ответ на эмоциональ ное речевое общение с ним. К концу периода хорошо различает знакомых и незнакомых людей. Появляется новая эмоциональная реакция — радость при узнавании матери и крик после её ухода. Всматривается в своё отражение в зеркале.

6—9 месяцев. По-разному ведёт себя в присутствии знакомых и незнакомых людей. Различает «своих» и «чужих» людей. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Участвует в игре в прятки. Подражает близким взрослым. Смотрит в зеркало, не контактируя с отражением. Делает «до свидания» ручкой.

9—12 месяцев. Протягивает и отдаёт другому ребёнку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Сердится, когда забирают игрушку. Смеётся при появлении близкого взрослого. Начинает понимать, когда его хвалят; прерывает действие, за которое его бранят. Недовольно

реагирует на запрет.

Восприятие. 0—3 месяца. Всматривается в человека, который нагнулся над ним. Вздрагивает и вслушивается в сильный звук. Следит взглядом за движущимися предметами. К концу периода следит за игрушкой с полным поворотом головы. Реагирует на мелодию.

3—6 месяцев. Узнаёт мать и её голос. Развивается слуховое и зрительное сосредоточение на предмете в любом положении (лёжа на спине, на животе, на руках у взрослого). Переключает взор с одного объекта на другой. Возникает ориентировочная реакция: прежде чем вступить в контакт, ребёнок внимательно всматривается в лицо взрослого. Пытается взяться за игрушку, которая висит над ним. Развивается зрительно-моторная координация (взгляд направляет и контролирует движение руки).Рассматривает предмет, зажатый в руке. Берёт игрушку из рук взрослого. К концу периода сам берёт игрушку и играет.

К 4 месяцам локализует звук в пространстве (поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его). Перестаёт двигаться, услышав новый звук. Прислушивается к себе и голосу взрослого. К концу периода начинает различать ласковую и строгую интонацию обращённой к нему речи; узнаёт по звучанию своё имя.

6—9 месяцев. Находит взглядом источник звука — говорящего взрослого, звучащий предмет. Умеет локализовать звук в пространстве, поворачивает в эту сторону голову. Наблюдает за движущимся человеком. Стучит одним предметом о другой. Сознательно кидает предметы. Следит взглядом за упавшим предметом. Длительно изучает свои руки. Находит накрытый предмет.Различает голоса близких, мелодии. Различает интонации: по-разному реагирует на строгий и ласковый тон. Узнаёт своё имя.

9—12 месяцев. Приобретает умения лепетать и действовать с предметами, подражая взрослому. По-разному играет с разными игрушками. Кладёт кубики или мяч в коробку. Играет в «ладушки». Узнаёт предметы на картинке. Появляются первые чёркания на листе бумаги, на обоях, предметах мебели.

Внимание. Носит непроизвольный характер.

0—3 месяца. Длительно фиксирует взгляд на лице матери. Следит за движущейся игрушкой с поворотом головы.

3—6 месяцев. Появляется реакция на новизну (по М. П. Денисовой) — реакция заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете.

6—9 месяцев. Малыш может длительное время (до 1,5 ч) рассматривать привлёкший его внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребёнка. Так закладываются основы способности наблюдать.

9—12 месяцев. Длительное время играет с понравившимися игрушками, настойчиво добирается до понравившейся игрушки.

Память. Раньше всего у новорождённых формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определённым результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.

Речь. 0—3 месяца. Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Наряду с плачем появляются звуки, отражающие различные эмоциональные состояния. Появляются гуление, смех, крик окрашивается интонационной выразительностью. К концу периода агукает чаще и более продолжительный промежуток времени. Нарастает коммуникативная активность в виде реакции оживления при контакте со взрослыми.

3—6 месяцев. Появляется истинное, или певучее, гуление. Ребёнок активнее гулит в присутствии других людей. Репертуар звуков гуления постепенно обогащается, удлиняются цепочки звуков, и, наконец, появляется сочетание губных звуков с гласными (па-а, ма-а), что свидетельствует о переходе к лепету. Различает тон при разговоре. К концу периода узнаёт своё имя.

6—9 месяцев. Долго лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Ребёнок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). К концу периода громко, чётко и повторно произносит различные слоги. Чётко откликается на своё имя.

9—12 месяцев. Лепет «расцветает», обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого. По просьбе «Дай…» находит знакомые предметы и даёт их. Произносит первые слова-обозначения (мама, ав-ав, би-би, дай). К концу периода выговаривает 5—8 осмысленных слов.

Мышление. В младенчестве появляется тенденция к преднамеренным действиям:

тянется к определённой игрушке. К концу младенческого возраста проявляется большая подражательная способность. Подражательные и преднамеренные действия свидетельствуют о развитии интеллекта. После начала преднамеренного манипулирования предметами (трясти, стучать) в действиях детей можно обнаружить элементарные проявления мышления. При действиях с предметами перед ребёнком возникают и им решаются интеллектуальные задачи. Таким образом, мышление ребёнка развивается в действии.

К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребёнок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чём свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного мышления — использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так ребёнок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пелёнку, можно достать лежащую на ней игрушку), даже изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

Деятельность. Эмоциональное общение ребёнка и взрослого — ведущий вид деятельности данного возраста.

Основные психологические новообразования этого возрастного периода — появление зрительных и слуховых ориентировочных реакций, ползание, ходьба и появление первых слов.

0—3 месяца. К концу 1-го месяца ребёнок, лёжа на животе, приподнимает и некоторое время удерживает голову на весу. К 3 месяцам, лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову более длительное время. Удерживает голову в вертикальном положении. При подъёме напрягает мышцы шеи и плечевого пояса. Упирается ногами в опору.

3—6 месяцев. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Тянется за предметом. С 4 месяцев целенаправленно хватает игрушки (захват предмета — первое целенаправленное действие малыша; хватание постепенно совершенствуется). Перекладывает предмет из одной руки в другую. Захватывает соску и довольно точно отправляет её в рот. Фиксирует взгляд на лице матери, тянет к ней руки. С 5 месяцев начинает осуществлять простейшие манипуляции (стучит, трясёт). Переворачивается со спины на живот. К концу периода переворачивается с живота на спину.

6—9 месяцев. Ребёнок осуществляет неспецифические манипуляции с предметами, т. е. действует стереотипно, одинаково, не учитывая даже физических свойств предметов (похлопывает по ним рукой, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосёт, бросает, отпускает, отодвигает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями, выражающими удивление, радость, неудовольствие. Всё это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Время бодрствования увеличивается до 2—2,5 ч. К 7 месяцам малыш уже может ползать, а в 8 месяцев он ползает много, быстро и в разных направлениях. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем. Сам садится, сидит и ложится. Переходит от одной опоры к другой, придерживаясь за них руками. Пьёт из чашки и из ложки.

9—12 месяцев. Ребёнок способен идти вперёд с поддержкой за обе руки. Самостоятельно стоит и делает первые шаги. Далее ходит самостоятельно. К концу периода начинает ходить без поддержки и помощи взрослого, в разных направлениях, не присаживаясь. Держит предмет большим и указательным пальцами. Берёт плоские предметы. Появляется щипковое схватывание предметов.

Сознание. Структура сознания человека включает в себя чувственные образы, складывающиеся на основе информации, поступающей от органов чувств, их общественных (словесных) значений и смыслов. Дети первого года жизни ещё не овладели языком, и у них только к концу возрастного периода формируются психические образы для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у ребёнка на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Ж. Пиаже назвал этот период развития ребёнка сенсомоторным.

Личность. Впервые о ребёнке принято говорить как о личности к 3 годам. Однако формирование личности малыша начинается уже в течение первого года жизни и происходит это скрыто от внешнего наблюдения. В это время закладываются основы личностных качеств, которые можно увидеть в сформированном виде в более позднем возрасте. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми в первый год жизни малыша. Уже в младенчестве у ребёнка начинают формироваться любовь и симпатия к близким людям, формируется так называемое чувство привязанности. Человек, ставший объектом привязанности, способен оказывать на ребёнка более сильное влияние, чем другие люди. Как правило, в младенчестве таким человеком для ребёнка становится мать.

В этом возрасте также происходит оформление качеств темперамента ребёнка. Как известно, темперамент зависит от врождённых особенностей нервной системы. Однако большое влияние на его внешние проявления оказывают приобретённые привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые впитывает ребёнок с первых дней жизни из взаимоотношений со взрослыми.

Отмечаются первые проявления самостоятельности, настойчивость при достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим ребёнка людям и вещам. По мнению Л. И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребёнка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребёнка в субъект действия.

Конец первого года — начало второго знаменуется кризисом первого года. Дети начинают проявлять непослушание, которое выражается в упрямстве, повторении запрещённых родителями действий. Это происходит потому, что ребёнок активно изучает окружающий мир. Он экспериментирует, с настойчивостью и интересом повторяет действия, чтобы посмотреть на результат. Возросшие возможности и потребности ребёнка рождают в нём неудовлетворённость местом, которое он занимает среди других людей, и стремление это изменить, расширить границы своего поведения.

 

«Непоседы»: 1—2 года

Ключ возраста. Активность, инициативность и самостоятельность ребёнка определяется возможностями его самостоятельного перемещения в пространстве.

Эмоции. Реакции ребёнка непосредственны и немедленны. Эмоции отличает переключаемость. Ребёнок охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта («говорит» по телефону, нажимает на пульт телевизора). Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь. Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.

Восприятие. Рассматривает и узнаёт предметы и игрушки. Различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках. Трогает руками собственное отражение в зеркале. Усваивает назначение и способы употребления окружающих предметов, т. е. осуществляет элементарные предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку). Услышав знакомое слово со значением называния, ребёнок смотрит в сторону названного близкого человека или предмета. Правильно реагирует на просьбы взрослого.

К 2 годам ребёнок соотносит игрушку и предметную картинку («Дай такую»). Сличает предметы по цвету, величине, форме. Хорошо слышит звуки окружающей действительности, реагирует на них и различает их.

Внимание. Получив возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, ребёнок более активно включается в процесс познания окружающего мира. В этот период внимание ребёнка всё ещё слабое, неустойчивое, носит непроизвольный характер. Оно не требует каких-либо усилий, являясь лишь реакцией на всё необычное, яркое или представляющее угрозу. Длительность сосредоточения внимания ребёнка на объекте — 2—3 минуты. Отличительной особенностью внимания ребёнка этого возраста является его ригидность, трудности переключения с одного действия на другое.

Память. Годовалый ребёнок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идёт процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объём и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребёнка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

Речь. В активном словаре ребёнка начала второго года жизни примерно 8—10 слов, в 2 года — 200—400 слов. Развитие речи на втором году жизни включено в практическую деятельность по освоению предметов. Если связывать действие или предмет со словом-названием, то ребёнок осмысливает эти слова, они становятся обозначением действий. Быстро нарастает понимание ребёнком обращённой речи, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Ребёнок начинает понимать речь взрослого, не подкреплённую ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. К 2 годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями. Его деятельность может регулироваться словесно.

К 2 годам на смену облегчённым словам приходят общеупотребительные. Слова претерпевают грамматические трансформации. При общении начинается использование простых фраз сначала из двух, а потом из трёх слов. Речь эмоциональна и интонационно более выразительна. Она становится средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности. К концу периода малыш начинает точнее обобщать предметы, группирует по просьбе взрослогооднородные объекты; начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления и показа.

Мышление. На основе развития речи развивается наглядно-действенное мышление.

Действуя с разнообразными предметами, слыша от взрослых их названия, определение их свойств, ребёнок развивает мышление — различение, сравнение, установление сходства признаков предметов. Развивается и очень существенная функция речи — обобщение предметов по их основным признакам, но пока только в понимаемой речи.

К 2 годам при помощи речи и на основе расширяющегося опыта ребёнок начинает делать сравнения, определять сходство и различия предметов, обобщать предметы не только в понимаемой, но и в активной речи, устанавливать связь между некоторыми явлениями — всё это отражает дальнейшее развитие мышления.

Деятельность. В этот период наиболее интенсивно происходит формирование предметной деятельности. Ребёнок использует предметы по функциональному назначению. Выполняет соотносящие действия (с матрёшкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия.

В 1—1,5 года игровые действия основаны на физических свойствах предметов и игрушек (дети их катают, стучат ими, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.).Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают машину, коляску, везут груз и т. п.). Затем ребёнку становится интересно отражение в игре смысловых, сюжетных связей между предметами. Теперь ребёнок сажает в машину или коляску куклу или мишку и катает их, а потом кормит и т. п.

В 1,5—2 года дети начинают пользоваться предметами-заместителями (палочка-термометр, кубик-мыло и т. п.), к 2 годам — воображаемыми предметами.Ребёнок переходит от элементарной ориентировочной реакции: «Что такое?» — к элементарному ориентировочно-исследовательскому действию: «Что с этим можно делать?» Объект сосредоточения — как взрослый, так и предметы, их признаки и действия с предметами.

Сознание. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта ребёнка. Разнообразие и полимодальность сенсорных впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеет большое значение для его развития. По мере развития речи накопленные чувственные образы приобретают свои словесные обозначения и смыслы («Из чашки пьют»).

Личность. К 2 годам происходит осознание своего Я, понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребёнок — родитель». Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и более широко с чувством человеческой общности.

 

«Думаю, действуя»: 2—3 года

Ключ возраста. До 5 лет все основные психические процессы — внимание, память, мышление — носят у ребёнка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что «само запоминается» и т. п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приёмов.

Эмоции. Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся — плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раздражающий нежную кожу шерстяной свитер — хнычет, ноет и т. п. Всё чаще педагоги отмечают, что дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние и новолуние и другие природные факторы.

После начала кризиса 3 лет вспышки негативных эмоций сопровождают также попытки взрослых навязать ребёнку свою волю.

Положительные эмоции также в значительной степени связаны с сенсорными впечатлениями: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым,активное движение, пение, лёгкая и весёлая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми они наполнены внутри (например, перекатывающиеся шарики), для некоторых детей — купание.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение чёткого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Восприятие. Для детей третьего года жизни восприятие ещё не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач.

Восприятие характеризуется:

· во-первых, тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, при виде машины-бетономешалки ребёнок схватывает только вращающуюся ёмкость и ручками воспроизводит это движение. А рассматривая фигурку оленя, выделяет только большие рога и не ориентируется на другие признаки;

· во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе разных органов чувств.

Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух и речедвигательные системы — при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Но это положительное явление (без фонематического слуха невозможно развитие речи) даёт негативный побочный эффект — несколько тормозится развитие звуко-высотного слуха. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.

Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Дети просто не понимают, что это значит — заставить себя быть внимательным, т. е. произвольно направлять и удерживать своё внимание на объекте. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 20—25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что-либо путём словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии её многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. п. Объём внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один-единственный объект.

Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребёнок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение — положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само.

Речь. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.

Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года — 450, то в 3 года — это уже 800, а у хорошо развитых детей — более 1000 слов.

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно-манипулятивной игры имеет большое значение для развития у ребёнка воображения, которое является основой творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких, как дизайн, архитектура, моделирование.

Деятельность. Целеполагание. Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания.

У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, — катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое — забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее — в уме — представить себе тот результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребёнка к 3 годам.

Ребёнок выражает гордость за своё творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.

Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребёнок понимает ещё не вполне отчётливо. Он стремится прежде всего имитировать само действие с предметами. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте.

Каждое орудие требует выполнения совершенно определённых движений и в этом смысле создаёт поле требований к ребёнку. Учась действовать в нём, ребёнок подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно.

Овладевая навыками самообслуживания, застёгивая пуговицы, развязывая шнурки, ребёнок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определённому результату. Кроме того, дети чувствуют всё большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

В игре ребёнок также воспроизводит именно игровое действие, используя для это-

го разнообразные предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это даёт им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Сознание. Сознание как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщённых образов и понятий только начинает формироваться у детей третьего года жизни. Содержание сознания в значительной мере заполняетсяв результате сенсорного опыта ребёнка. Разнообразие и полимодальность сенсорных впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеют большое значение для его развития.

Становление сознания ребёнка тесно связано с развитием его речи. Речью ребёнок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — его вводят также взрослые.

Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим ребёнку в первую очередь как источник помощи и защиты. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его чётко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Для этой возрастной группы развитие исходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Дети борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других. Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.

Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он

пролил компот на скатерть и т. п.

Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

«Я сам!»: 3—4 года

Ключ возраста. В период от 2,5 до 3,5 лет ребёнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, име-ющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!».

Дети данного возраста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...