Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие: мир природы и мир человека
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
МЕСЯЦА — 1 ГОД Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка, создавая благоприятные условиядля формирования зрительных и слуховых ориентировочных реакций: зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия по-разному интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания.
При работе с детьми 2—3 месяцев: · побуждать сосредоточивать взгляд и всматриваться в лицо взрослого, игрушку, удерживать взгляд на лице взрослого, держащего ребёнка в вертикальном положении; · создавать возможность следить взглядом за движущимися игрушками, различными по форме, величине, цвету; · создавать условия, чтобы ребёнок замечал игрушку в разных положениях: лёжа на спине; лёжа на животе с опорой рук на предплечья; лёжа на боку; на руках у взрослого; · развивать умение следить за перемещением крупных объектов (человека, животного);
· побуждать вслушиваться в звуки погремушки; при возникновении звуковых раздражителей вызывать ориентировочно-поисковую реакцию, связанную с установлением источника звука; · побуждать тянуть руки к подвешенным игрушкам, удерживать вложенную игрушку.
При работе с детьми 3—6 месяцев: · совершенствовать зрительное прослеживание в любом положении: на спине, на животе, на боку, на руках у взрослого, в вертикальном положении; · способствовать формированию локализации звука в пространстве (умение поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его); · побуждать прислушиваться к звучанию игрушек, голосу и пению взрослого; · формировать переход от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним: побуждать тянуть руки к понравившейся игрушке, направленно захватывать её, удерживать в руке; · развивать зрительно-моторную координацию (координированные движения глаз — рука, когда взрослый направляет и контролирует руку ребёнка), развивать зрительно-осязательные ориентировки при хватании; · побуждать рассматривать предмет, зажатый в руке; · вызывать элементарные простые манипуляции с предметами-игрушками (трясти, стучать); · способствовать тому, чтобы ребёнок не сопротивлялся и положительно воспринимал прикосновения к его телу (в виде поглаживания, похлопывания рукой взрослого и раздражителями, приятными для ребёнка).
При работе с детьми 6—9 месяцев: · совершенствовать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, восприятие людей и предметов (рассматривать, прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов); · учить рассматривать своё отражение в зеркале, указывать на себя пальцем; · побуждать брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать; · способствовать формированию различных манипуляций с предметами (стучать игрушкой, трясти её, перекладывать из одной руки в другую, размахивать, отодвигать, тянуть в рот, сосать, отпускать, бросать);
· способствовать формированию первичного подражания действиям взрослого; · приучать класть предметы в определённое место (в полое пространство — в коробку, ведёрко); · учить выкладывать предметы из ёмкости путём её переворачивания (высыпание всех шариков из ведёрка или опрокидывание тележки с кубиками); · учить снимать предметы с опоры (кольца со стержня в горизонтальной плоскости); · учить снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.
При работе с детьми 9—12 месяцев: · развивать умение соотносить предмет (игрушку, чашку, горшок и т. д.) и определённое место в пространстве; · развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением тела в пространстве (зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки); · мотивировать к подражанию действиям взрослого; · развивать интерес к действиям с предметами (целенаправленное хватание, неспецифические и специфические манипуляции): o побуждать детей переходить от неспецифических (простых) манипуляций с предметами-игрушками к специфическим манипуляциям, учитывающим физические свойства предметов и состоящим из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий ознакомительного характера (сжимание-разжимание резиновой пищащей игрушки, потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек, бросание звучащего мяча); o формировать способы ознакомления с предметом через двигательное воздействие на него: лёгкие удары и броски; сжатие, надавливание, вдавливание; вращение и кручение; колебание (трясение); расчленение целого на части (отсоединение, открывание); o обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит; протолкнуть шарик в прорезь, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку); o учить выполнять более сложные операции: разъединение целого предмета на части, снятие колец со стержня, раскладывание однородных предметов; o учить выполнять двухактные противоположные действия (рассоединение-соединение; снятие-нанизывание; выкладывание-вкладывание);
o учить проталкивать предметы в шароброс, дидактическую коробку; o учить толкать игрушку от себя, прокатывать с лоточка; o учить прокатывать мяч или шарик, толкать вперёд игрушку на колёсах; o учить строить башню из двух кубиков (совместными действиями), ставя один кубик на другой; o побуждать искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдёргивать платочек).
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка: · содействовать развитию предметной и ориентировочно-поисковой деятельности посредством стимуляции познавательной активности ребёнка и обучения его различным способам познания окружающей действительности; · стимулировать сенсорную активность (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия), обеспечивать расширение и обогащение сенсорного опыта детей; · создавать условия для формирования начальных пространственных и временных представлений; · расширять представления об окружающем мире и совершенствовать понимание ребёнком обращённой к нему речи; · создавать условия для формирования предпосылок наглядно-действенного мышления.
При работе с детьми 1 года — 1 года 6 месяцев: · стимулировать формирование операции сравнения: на уровне сличения цвета предметов, одинаковых по форме и величине («Дай такой»; «Такой?»; «Да, такой.»; «Нет, не такой»); o на уровне сличения двух форм предметов (мяч, кубик), одинаковых по цвету и величине; o на уровне сличения двух контрастных величин предметов (большой — маленький), одинаковых по цвету и форме; · способствовать формированию предметных (взаимосвязанных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками: o снимать со стержня и нанизывать на него пирамидку из пяти-шести больших колец без учёта величины; o разбирать и собирать игрушку из двух частей (матрёшка, бочонок, яйцо); o вкладывать в полые предметы, одинаковые по форме, разные по величине, другие (меньший в больший); накрывать одинаковые полые предметы (кубы, круглые чашки, конусы: меньший — большим);
o раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, скатывать их по желобку; · учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями); · развивать умение класть или ставить предмет в нужное место, доставать предмет из коробки или ведёрка; · учить решать несложные практические задачи: снимать с небольшой коробки крышку для того, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном бутылочку, чтобы достать из неё мелкий предмет; · продолжать учить ставить кубик один на другой («построим башню, дом»); строить башню из двух-трёх кубиков; строить домик из кубика и призмы; · поддерживать стремление самостоятельно воспроизводить разученные ранее действия с предметами, одинаковые действия с разными игрушками; · учить тянуть машинку за верёвочку; толкать, катать машинку; · формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа). · способствовать формированию представления о неизменности существования предмета: находить частично спрятанную игрушку, полностью спрятанную игрушку; · учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки; · привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе к разнотембровым музыкальным игрушкам; · совместно рассматривать предметные картинки, побуждать ребёнка показывать (выделять по слову) и по возможности называть изображённые предметы и лица («Покажи, где...», «Кто это?», «Что это?»).
При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет: · способствовать ориентировке в двух-трёх цветах (красный, жёлтый, синий): сличать и формировать выделение цвета по слову взрослого, по возможности называть. Учить подбирать к предмету одного цвета игрушку того же цвета; · способствовать ориентировке в двух контрастных формах (шар — кубик); · способствовать ориентировке в двух величинах (большой — маленький); · учить выполнять предметные действия с дидактическими игрушками: o собирать пирамидку из двух, затем из трёх контрастных колец на стержне по величине с помощью взрослого после показа («Найди самое большое колечко. А где теперь самое большое?»); потом собирать самостоятельно; o раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины; o размещать вкладки разной величины и одинаковой формы в гнёзда; o раскладывать предметы по убывающей величине;
o подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию (совместными действиями, показом); o находить соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трёх деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной); · развивать элементарные соотносящиеся (продуктивные) действия при формировании умения собирать двухместные, затем трёхместные дидактические игрушки (собирать матрёшку и другие вкладыши после показа); · учить подбирать предметы к образцу, используя только однородные предметы (грибочки к грибочкам, прищепки к прищепкам, шишки к шишкам и т. д.); · побуждать находить предметы на картинке, показывать, используя указательный жест. Подбирать к картинкам соответствующие предметы; · развивать понимание простого сюжета на картинке (отвечать на вопросы «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»); · побуждать конструировать по образцу из двух элементов (подражая взрослому, выполнять простые постройки из конструктора, палочек); · учить складывать разрезную картинку из двух частей; добавлять к картинке один — три элемента (деревянные вкладыши); · способствовать формированию процессуальных действий с сюжетными игрушками (баюкать куклу, катать машину); · поощрять поиск механизмов, приводящих в действие игрушки; · вызывать стремление подражать функциональным действиям близкого взрослого; · продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · содействовать развитию исследовательской деятельности в рамках реализации предметно-манипулятивной игры; · через манипулирование и экспериментирование (с предметами рукотворного мира и неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представления детей; · побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открытие и закрытие и т. п.); · активизировать практический опыт детей через проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения (различать некоторые признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия (например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет, смеётся) и др.); · закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов; · знакомить с предметным наполнением групповых помещений, участка; · соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка, явления с их изображениями на иллюстрациях, с игрушечными аналогами.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению личности путём формирования познавательного отношения к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира. Для этого необходимо: Ø создавать в группе развивающую предметную среду, способствующую освоению детьми сенсорных эталонов и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы быта); Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); Ø поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы.
ГОДА Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · поддерживать в детях мотивацию познания, созидания; · расширять представления о целях человеческой деятельности (покупка продуктов, приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение и пр.); · поддерживать элементарное экспериментирование с отдельными объектами; · поощрять проявление интереса детей к окружающему; · организовывать наблюдения за объектами и явлениями природы, рукотворными предметами.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения; · поощрять проявления самостоятельной познавательной активности; · развивать представления о мире человека: o продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов); o начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники; трудовые действия); o в игровой форме начать знакомить со строением собственного тела; o формировать представления о факторах, влияющих на здоровье (продукты питания, сон, прогулка, движение, гигиена); · развивать представления о мире природы: o передавать информацию об отдельных представителях растительного и животного мира (внешние признаки и яркие характерные особенности); o знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · формировать отношение к окружающему миру: o поддерживать у детей интерес к познанию окружающей действительности; o показывать детям пример бережного отношения к природе, к другим людям; · развивать представления о мире человека: o упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим; o ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить мини-праздники с рукотворными предметами и материалами; · развивать представления о мире природы: o вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними; o осуществлять уход за растениями; o проводить мини-праздники с природным материалом (шишки, вода, снег, песок и пр.); o формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.
ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · поддерживать в детях мотивацию познания, созидания; · расширять представления детей о целях и способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд, мир увлечений); · привлекать к созданию обобщённого продукта, используя известные и доступные ребёнку способы продуктивной деятельности; · приобщать детей к элементарной исследовательской деятельности и наблюдениям за окружающим.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · расширять кругозор на базе ближайшего окружения, а также за счёт частичного выхода за пределы непосредственного окружения; · начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире (делая акцент на ближайшее непосредственное окружение); · способствовать развитию самостоятельной познавательной активности; · обогащать сознание детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; · развивать представления о мире человека: o продолжать целенаправленно знакомить детей с различной деятельностью человека: профессии; быт; отдых (хобби, развлечения); o начать знакомить с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском саду и за его пределами) и приобщать к их соблюдению; o закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функции); на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов; o дать представления о спорте как виде человеческой деятельности; познакомить с несколькими видами спорта, выдающимися спортсменами и их достижениями; o продолжать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье; · развивать представления о мире природы: o продолжать знакомить с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с изменениями в их жизни в разные времена года; o обогащать сознание детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями; o продолжать знакомить с качествами и свойствами объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.) и природных материалов (дерево, глина и др.); · начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире человека, знакомя с понятием «последовательность» через сопоставление правильных и нарушенных последовательностей: o расширять представление о целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира; o закреплять и уточнять представления детей о строении тела (основные части; зависимость пространственной ориентировки от знания основных частей тела (правая рука — направо, над головой — вверху и т. п.). · начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире природы: o объяснять роль последовательности в жизни растений и животных (на примере сезонных изменений); o показывать отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком; знакомить с целевыми связями, которые проявляются в отношении человека к природе; · поощрять возникновение у детей индивидуальных познавательных интересов.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · формировать представления о положительных и отрицательных действиях и отношение к ним; · поощрять интерес детей к фотографиям друг друга; · формировать отношение к окружающему миру; · укреплять познавательное отношение к миру за пределами непосредственного восприятия детей; · способствовать индивидуальной дифференциации интересов детей; · создавая условия, проявляя заинтересованность, помогать детям собирать их первые коллекции; · закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; · позволять ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт; · побуждать детей отражать свои эмоции и чувства к объектам, явлениям и событиям через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, практические действия и проявления; · максимально использовать художественное слово, музыку, образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы; · показывать личный пример бережного и заботливого отношения к предметам и заботливого отношения к людям, животным и растениям; · поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.
И 6—8 ЛЕТ Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: · содействовать становлению мотивации учебной деятельности через рассказы о важности учения для успешности во взрослой жизни, о школе, посредством экскурсий в школу; · формировать предпосылки трудовой деятельности: o продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых; o дать детям представления о существующем обмене товарами и услугами; · развивать в детях интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; · систематически проводить познавательные практикумы (эксперименты, опыты), а также викторины, конкурсы и др.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: · расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности); · развивать самостоятельную познавательную активность; · обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире; · подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, Родина и т. д.): o знакомить с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.) и символами (например, государственная символика, символы Олимпийских игр и пр.); o закреплять и расширять полученные сведения о знаках, символах, знаковых системах через практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов); o формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты; o формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.); формировать у детей умение планировать свою деятельность и жизнь; o показывать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живёшь; · начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами, со странами и народами); · закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о человеке на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и др.): o расширять и закреплять представления детей о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов); o развивать интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни страны; o знакомить детей со строением и работой некоторых органов и систем организма (элементарный, адаптированный к возрасту уровень); · закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о мире природы: o продолжать знакомить детей с жизнью животных и растений в разных условиях; o расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; · на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире; · подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие; · показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе могут быть представлены региональные программы или авторские технологии для изучения растительного и животного мира родного края, особенностей географического расположения, богатства природных ресурсов, своеобразия климатических условий (в сравнении с другими регионами страны и мира).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: · формировать и укреплять познавательное отношение к миру: o знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп, компьютер и др.), показывать их роль и значение в жизни человека; o формировать интерес к книге как к источнику информации; · формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему: o формировать основы экологической этики, разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле; o формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира (результатам деятельности человека); o формировать чувство ответственности за судьбу планеты. Активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды; · формировать созидательное отношение к окружающему миру, поощряя желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|