Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ЛОГИКА Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по гуманитарным
Мурманск
Составитель – Ирина Анатольевна Дудина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Мурманского
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой
ã Мурманский государственный технический университет, 2013 ã И. А. Дудина, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 4 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык. 8 Тема 2. Понятие. 9 Тема 3. Суждение. 11 Тема 4. Логическая характеристика вопросов и ответов. 12 Тема 5. Умозаключение. 14 Тема 6. Основные формально-логические законы.. 16 Тема 7. Логические основы теории аргументации.. 18 Тема 8. Формы развития знания: проблема, гипотеза, теория. 20 КОНТРОЛЬНая РАБОТа И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ.... 22 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 23 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОПРОСЫ для подготовки К ЭКЗАМЕНУ (зачету) 58
ВВЕДЕНИЕ Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине "Логика" и представляют собой руководство для практического ее освоения. Подготовка бакалавров и специалистов широкого профиля, развитие у них аналитического мышления и повышение уровня компьютерной грамотности с необходимостью предполагают глубокое изучение курса формальной логики в высшей школе.
Цель данной работы – помочь студентам овладеть теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, логических основах аргументации и научить применять приобретенные знания на практике, в процессе рассуждения. Изучение логики играет важную роль в подготовке обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям и направлениям. Основная задача изучения логики – определение условий достижения истинных знаний, выявление основных закономерностей и структуры мыслительного процесса, овладение логическим аппаратом и методами познания. Логика помогает отделять главное от второстепенного, критически воспринимать определения и классификации различных понятий, подбирать необходимые формы доказательств истинных суждений и способы опровержения ложных. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным и эффективным. Признаками неразвитого мышления являются непоследовательность, неубедительность, декларативность, безапелляционность. Обращаясь к логике, мы, с одной стороны, стремимся придать мышлению убедительность, ясность, действенность; с другой - обретаем достаточные основания для достижения истинного знания в процессе рассуждения. Специфика работы юриста, экономиста, менеджера и многих других специалистов заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д. Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами является важным показателем уровня интеллектуальной культуры специалиста. Наиболее эффективным способом формирования и повышения культуры мышления является теоретическое изучение и практическое освоение науки логики.
Цель изучения дисциплины " Логика " – подготовка бакалавров и специалистов в соответствии с их квалификационной характеристикой и базисным учебным планом. В результате изучения дисциплины "Логика" студент должен обладать следующими компетенциями: Знать историю возникновения и этапы развития логики; предмет, сущность и специфику логики как науки о правильном мышлении; понятийно-категориальный аппарат логики; содержание и взаимосвязи основных логических принципов, законов, понятий и категорий и правила оперирования ими; специфику применения логики как средства повышения эффективности профессиональной деятельности; уметь определять теоретическое и практическое значение логики, ее место среди других наук и роль в постижении истинных знаний об окружающем мире; выявлять диалектику взаимосвязи логики с объективной реальностью; четко, лаконично, правильно мыслить и ясно, точно и убедительно излагать свои мысли; анализировать свои и чужие рассуждения, аргументировано доказывать истинные суждения и опровергать ложные; применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы логики для решения социальных и профессиональных задач; применять понятия с четко определенным содержанием; устанавливать логический смысл суждений и умозаключений; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; в профессиональной деятельности корректно использовать профессиональную лексику; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; владеть понятийным аппаратом логики; основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений на основе творческого использования логических форм, законов, приемов и операций на практике; навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности; методов логического анализа; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; необходимыми навыками постановки целей и их эффективного достижения; навыками обоснованного логического выбора в условиях духовного плюрализма, правильной ориентации в системе ценностей; навыками логического доказательства и аргументации личной и профессиональной позиции и поступков.
Изучение логики имеет свои особенности. Первая особенность заключается в необходимости систематического изучения данной науки. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики теснейшим образом связаны между собой. Типичной ошибкой студентов, изучающих логику, является стремление усвоить ее за короткий срок. При этом часто предшествующие разделы усваиваются недостаточно хорошо, а последующие понимаются все хуже и хуже. И вот наступает такой момент, когда изучающий логику уже ничего не понимает. Он начинает читать учебник или конспект лекций таким же образом во второй, в третий раз и т. д. В конечном счете затрачивается больше времени, чем при систематическом изучении дисциплины. Если студент берется Вторая особенность состоит в следующем. У изучающих логику иногда создается мнение, что овладеть ею очень трудно. Такое мнение ошибочно. При желании изучить логику для практического применения может каждый. Усвоение теоретических основ курса – не самоцель. Теория лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Конечной целью изучения логики является умение применять ее правила и законы в профессиональной деятельности, поэтому рекомендуется после изучения каждой темы проверять глубину усвоения теоретического материала, отвечая на контрольные вопросы, выполнять упражнения и решать задачи по соответствующей теме, а также применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т. д. Такой путь изучения логики является наиболее успешным.
"Логика" занимает ключевое место в профессиональной подготовке специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля, обеспечивая выявление внутренних связей и структурирование обширного информационного и законодательного материала. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести навыки логического мышления, позволяющие успешно применять их в практической деятельности: осознанно использовать правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить последовательно, строго, доказательно; аргументировано строить свою профессиональную речь, избегать несогласованности в профессиональных действиях. Знание логики ускоряет процесс нахождения ошибок и позволяет убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять служебные документы, выстраивать юридические и экономические версии и т. п. Определение стратегии, тактических приемов, правил аргументации и критики, допустимых и недопустимых приемов спора позволяет направлять ход дискуссий на достижение истины. Специалисту важно знать и специфику индуктивных умозаключений, так как в процессе подведения итогов и прогнозирования в экономической, юридической и социальной сферах широко применяются методы статистики, основанные на неполной индукции. Знание логики норм позволяет значительно упростить решение многих вопросов экономики и права. Логика тесно связана с другими учебными дисциплинами. Она является орудием познания любой науки, которая как система знаний строится в полном соответствии с логическими законами. Нарушение этих законов ведет к искажению и внутренней противоречивости мысли. Развивая способность правильного мышления, логика дает знание Формальная логика, обладая прикладным характером, позволяет студентам освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения, логику спора, логику общения, логику конфликтов и т. д. Логическая культура мышления является необходимым компонентом общей культуры личности и выражается в точности и определенности используемых понятий, в последовательности и системности изложения мыслей и, в конечном счете, – в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их осознанное использование во всех видах деятельности повышают культуру мышления человека, развивают критическое отношение к своим и чужим мыслям, позволяют грамотно и корректно спорить, вести диалог, дискутировать, выступать перед аудиторией.
Изучение дисциплины "Логика" дает возможность студентам овладеть методикой научного анализа противоречивых процессов и явлений социальной жизни на основе законов формальной логики, активизировать их мировоззренческую позицию, выработать умение осуществлять логический анализ развития современного общества и процессов, происходящих в нем, оптимально решать специфические задачи по своему профессиональному предназначению.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Бочаров, В. А. Основы логики: учебник / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.:Изд-во МГТУ, 2008. – 336 с. 2. Гетманова, А. Д. Логика для юристов: учеб. пособие / А. Д. Гетманова. – М.: Омега-Л, 2008. – 424 с. 3. Дудина, И. А. Логика: учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения по гуманитарным и соц.-эконом. направлениям и специальностям / И. А. Дудина. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. – 244 с. 4. Ивин, А. А. Логика: учеб. пособие для бакалавров / А. А.Ивин. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 387с. 5. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов: учеб. для вузов / Ю. В.Ивлев. – 4-е изд. – М.: Дело, 2005. – 263 с. – (Российское право: теория и практика). 6. Кириллов, В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. –М.:Проспект, 2012. – 240 с. 7. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник / И. В. Хоменко. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 314 с. Дополнительная 8. Абачиев С. К. Традиционная логика в современном освещении. Формальная логика как опытная наука / С. К. Абачиев. – М.:КомКнига, 2010. – 272 с. 9. Абачиев С. К. Формальная логика с элементами теории познания / С. К. Абачиев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 640 с. 10. Алексеев, А. П. Аргументация. Познание. Общение / А. П. Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. - 150 с. 11. Введенский, А. И. Логика как часть теории познания / А. И. Введенский. – М.:КомКнига, 2010. – 440 с. 12. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник для вузов / Е. К.Войшвилло, М. Г.Дегтярев. – М.:Владос, КДУ, 2013.– 528 с. 13. Гетманова, А. Д. Логика для юристов со сборником задач / А. Д. Гетманова. – М.:КноРус, 2012. – 344 с. 14. Гетманова, А. Д. Логика. Учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – М.: Академический Проект, 2009. – 720 с. 15. Гладкий, А. В. Введение в современную логику / А. В. Гладкий. – М.:Либроком, 2009. – 240 с. 16. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин,А. Л. Никифоров; под ред. Д. П. Горского. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с. 17. Грядовой, Д. И. Логика. Практический курс основ формальной 18. Демидов, И. В. Логика: учебник / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Дашков и К°, 2013. – 348 с. 19. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах / К. К.Жоль. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 254 с. 20. Ивин А. А. Теория и практика аргументации: учебник / А. А. Ивин. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 304 с. 21. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов: учеб.для вузов / Ю. В. Ивлев. – М.: Дело, 2005. – 263 с. 22. Ивлев, Ю. В. Практикум по логике / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2013. – 334 с. 23. Ивлев, Ю. В. Теория и практика аргументации / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2009. – 288 с. 24. История логики: учеб.пособие для вузов / В. Ф. Берков [и др.]; под ред. В. Ф. Беркова, Я. С. Яскевич. – Минск: Новое знание, 2001. – 170 с. 25. Кириллов, В. И. Упражнения по логике: учеб пособие / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 184 с. 26. Кобзарь, В. И. Логика в вопросах и ответах / И. И. Кобзарь. – М.: Проспект, 2013. – 160 с. 27. Конверский А. Е. Логика традиционная и современная / А. Е. Конверский. – М.: Идея-Пресс, 2010. – 380 с. 28. Кондаков, Н. И. Логический словарь / Н. И. Кондаков; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1971. – 658 с. 29. Кузина Е. Б. Лекции по теории аргументации / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГТУ, 2007.–136 с. 30. Кузина, Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: учеб.пособие / Е. Б. Кузина. – М.: Изд-во МГУ, 2000. 31. Лаврикова, И. Н. Логика. Учимся решать / И. Н. Лаврикова. – М.:Юнити-Дана, 2011. – 208 с. 32. Логика для менеджеров. Под ред. проф. М. Ю. Захарова. – М.:Издательство Юрайт, 2013. – 400 с. 33. Логический словарь ДЕФОРТ / под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. – М.: Мысль, 1994. – 268 с.: схемы. 34. Минто, Вильям. Дедуктивная и индуктивная логика / Вильям Минто; пер. с англ. С. А. Котляровского. – СПб.: Комета, 1995. – 464 с. 35. Михайлов, К. А. Логика. Практикум / К. А. Михайлов, В. В. Гобрбатов. – М.:Издательство Юрайт, 2012. – 512 с. 36. Михалкин Н. В. Логика и аргументация для юристов / Н. В. Михалкин. – М.:ИздательствоЮрайт, 2012. – 366 с. 37. Огородников, В. П. Логика. Законы и принципы правильного мышления / В. П. Огородников. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с. 38. Плавич, В. П. Основы логики с задачами и упражнениями / В. П. Плавич. – М.: Бурун Книга, 2010. – 208 с. 39. Поварнин, С. И. Искусство спора. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. – М.: Терра, 2009. – 192 с. 40. Сковиков А. К. Логика: учебник и практикум / А. К. Сковиков. М.:Издательство Юрайт, 2013. – 576 с. 41. Современный словарь по логике. – Мн.: Современное слово, 1999. – 768 с. 42. Стешов, А. В. Как победить в споре: О культуре полемики / А. В. Сте-шов. – Л.:Лениздат, 1991. – 191 с. 43. Стрелкова, Н. В. Логика в задачах и упражнениях: учеб.пособие / Н. В. Стрелкова. – М.: Щит-М, 2005. – 113 с. 44. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации / И. В. Хоменко. – М.:Издательство Юрайт, 2012. – 336 с. 45. Черноскутов, Ю. Ю. Логика. Краткий конспект: учеб пособие / Ю. Ю. Черноскутов. – М.: Проспект, 2013. –244 с. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык Мышление как объект изучения логики. Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Основные исторические этапы развития логики как науки и ее виднейшие представители. Структура логики. Понятие о содержании и логической форме мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика и язык. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика. Семантические категории языка; дескриптивные и логические термины. Теоретическое и практическое значение логики. Требования к логической форме в политических, юридических и управленческих высказываниях.
Читайте также: B) назначение сердечных гликозидов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|