Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к изучению темы




Вопросно-ответная форма развития знания – необходимое звено познавательного процесса. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступают направляющим началом в развитии познания, в результате которого закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому. Поэтому при изучении данной темы необходимо осознать основные характеристики вопроса и ответа как особых логических форм. Термин "вопрос" в содержательном плане связан с терминами "проблема" и "проблемная ситуация", однако тождественными их считать нельзя; также его следует отличать от терминов "задача" и "упражнение".

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. При этом следует учитывать, что один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам.

Важно осознать, что постановка вопроса и поиск информации для
ответа представляют собой явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники, социологии и экономики, правоведения и медицины и других областей знания. Особое место вопросно-ответная форма занимает в процессе судопроизводства: поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве эта форма развития знаний служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

Рассматривая основные виды вопросов, можно сгруппировать их по разным основаниям. Например, по структуре вопросы подразделяются на простые и сложные, по степени выраженности знания – на явные и скрытые, по способу запроса неизвестного знания (т. е. по функциям) – на уточняющие и восполняющие, по количеству возможных на них ответов – на открытые и закрытые, по правильности постановки (с точки зрения семантики) – на корректные и некорректные и т. д.

Необходимо осознать, что познавательная функция вопроса реализуется в форме полученного нового суждения – ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом, так как лишь в этом случае он расценивается как релевантный. Различают следующие виды ответов: прямые и косвенные (по области поиска); полные и неполные (по объему информации);определенные и неопределенные (по степени точности); краткие и развернутые (по грамматической структуре);истинные и ложные (по семантической характеристике), и т. д.

Будущему специалисту важно осознать следующее: логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Поэтому не случайно в полемике, в процессе опроса следует соблюдать важное правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, продуктивных опросов в социологии, эффективных полемических выступлений в политике. Важная роль принадлежит вопросно-ответному комплексу в экономической сфере, в которой специалистам приходится постоянно искать ответы на важнейшие вопросы: что, сколько, как и для кого производить?

В результате изучения данной темы студент должен:

Знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды; правила постановки вопросов и приемы их практического использования; правила выражения ответов; роль вопросно-ответного комплекса в профессиональной деятельности и в процессе познания действительности;

уметь логически корректно задавать вопросы и правильно отвечать
на них; различать уловки, которые могут применять собеседники по незнанию или преднамеренно.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся термины "вопрос", "проблема", "проблемная ситуация", "задача", "упражнение"?

2. Какие элементы составляют логическую структуру вопроса? Что означает "правильно поставленный вопрос"?

3. Каковы основные причины формулировки неправильных вопросов?

4. Какова логическая сущность и структура ответа? Что означает "правильно ответить на вопрос"? Какие правила формулировки ответов следует знать?

5. Какова роль вопросно-ответного комплекса в профессиональной деятельности?

Тема 5. Умозаключение

Понятие умозаключения и его структура: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятностные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения.

Непосредственные умозаключения. Выводы посредством преобразования суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату. Выводы по логическому квадрату.

Опосредованные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура. Аксиома силлогизма. Общие правила категорического силлогизма: правила терминов, правила посылок. Фигуры и модусы категорического силлогизма, их схемы и правила. Применение фигур силлогизма в мыслительной деятельности. Наиболее распространенные ошибки при использовании фигур силлогизма.

Сокращенные (энтимемы), сложные (полисиллогизмы) и сложносокращенные (сориты и эпихейремы) категорические силлогизмы, их общая характеристика. Энтимема, ее виды. Способы превращения энтимемы в полный силлогизм. Полисиллогизмы. Прогрессивный полисиллогизм. Регрессивный полисиллогизм. Сорит. Прогрессивный (гоклениевский) сорит. Регрессивный (аристотелевский) сорит. Эпихейрема, способы ее построения.

Условные, разделительные и условно-разделительные (лемматические)умозаключения, их общая характеристика. Понятие о логике высказываний.

Значение различных видов дедуктивных умозаключений в практической деятельности.

Индуктивные умозаключения. Понятие об индукции. Индуктивное умозаключение как умозаключение от имеющегося знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. Виды индуктивных умозаключений. Индукция полная и неполная, их особенности. Виды неполной индукции: популярная индукция, индукция через простое перечисление, индукция через анализ и отбор фактов. Научная индукция и ее методы: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Проблематичность индуктивных обобщений. Понятие вероятности. Взаимосвязь индукции и дедукции в познавательной и практической деятельности.

Умозаключения по аналогии. Особенности и структура аналогии
как формы умозаключения. Виды умозаключений по аналогии: аналогия качеств и свойств предметов, аналогия отношений. Строгая, нестрогая, ложная аналогия. Условия, повышающие степень вероятности заключений в выводах нестрогой аналогии. Особенности использования умозаключения по аналогии в профессиональной деятельности.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...