Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению контрольной работы




1. На титульном листе должны быть указаны все учебные данные студента, название дисциплины, номер варианта.

2. Работа выполняется на листах формата А4, шрифт – TimesNewRoman, основной размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный, отступ красной строки – 1,25 см; левое поле нерабочей области – 3 см, верхнее и нижнее поле – по 2 см, правое – 1 см. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, титульный лист не нумеруется.

3. Рисунки желательно выполнять в редакторе Paint, подписывая каждое понятие задания в соответствующем ему круге Эйлера, не применяя никаких цифровых и буквенных обозначений (см. образец решения задач).

4. В конце работы привести список использованной литературы.

Форма контроля знаний – экзамен (зачет), во время которого подводится итог работы студентов над курсом. В вопросах к экзамену выделены главные аспекты тем, усвоению которых необходимо уделить особое внимание. Помимо знания теоретических вопросов при ответе на экзамене
необходимо продемонстрировать умение решать практические логичес-
кие задачи, в противном случае ответ не может считаться удовлетворительным.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1.Племянник. 1.2. Искреннее негодование. 1.3. Ромб с пятью углами. 1.4. Покупатель. 1.5. Должностное преступление. 1.6. Королева Англии. 1.7. Научно-техническая конференция. 1.8. Неисправность. 1.9. Стая голубей. 1.10. Александр Македонский.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Свидетель происшествия, виновник происшествия, водитель автомобиля, пешеход, дорожно-транспортное происшествие.

2.2. Квартира, жилье, комната, двухкомнатная квартира, новая квартира, новоселье.

2.3. Деньги, монеты, фальшивые деньги, бумажные деньги, английские деньги, французские деньги, швейцарский банк, банкир.

2.4. Заповедник, хищное животное, лев, млекопитающее, крокодил, отряд кошачьи, рысь, приматы, горилла, шимпанзе.

2.5. Человек, гражданин России, кинорежиссер, известный человек, гражданин Германии, американское гражданство.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Суждение.

3.2. Собака.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Инсинуация – клеветническое измышление с целью опорочить кого-нибудь.

4.2. Лев – царь зверей.

4.3. Книга – печатная продукция.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть
и список литературы.

5.2. Привычки бывают полезные или вредные.

5.3. Общественная опасность деяния в конкретных условиях рассматривается законодательством или как преступление, или как правонарушение административное, гражданско-правовое, трудовое.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Аральское море перестало существовать в изначальном виде.

6.2. Многие понятия не являются абстрактными.

6.3. Часть картин молодых художников была продана на аукционе.

6.4. Река Нил считается самой длинной рекой в мире.

6.5. Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не привлекается к материальной ответственности.

6.6. Некоторые студенты не принимают участия в спортивной жизни университета.

6.7. Некоторые простые суждения называются экзистенциальными.

6.8. Большинство пассажиров предпочитают покупать проездные билеты.

6.9. Никто в группе не был готов к семинару.

6.10. Некоторые вопросы программы в этом учебнике не рассматриваются.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Если студент сдает экзамены на "отлично", то ему дают повышенную стипендию.

7.2. Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства; кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.

7.3. Дети, лишенные семейных привязанностей и порой живущие в состоянии полной заброшенности, становятся замкнутыми, пугливыми и молчаливыми.

7.4. Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, санэпидемстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников.

7.5. Если другие тебе и навредили, во время встречи приветствуй их
с улыбкой; они со стыда потеряют решимость или же попросят извинения (Э. Х. Галшиев).

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Среди военных есть талантливые люди.

8.2. Некоторые правонарушения не являются преступлениями.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Ни один фотон не может существовать в состоянии покоя. Электрон может существовать в состоянии покоя. Следовательно, электрон не является фотоном.

9.2. Вся имеющаяся в этой библиотеке литература является научной. Некоторая литература по истории не является научной. Следовательно, литературы по истории нет в этой библиотеке.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Кто знает логику, не делает ошибок в умозаключениях. Некоторые люди, делающие ошибки в умозаключениях, знают, что ошибаются. Следовательно...

10.2. Все христиане – гуманисты. Все христиане верят в Христа. Следовательно...

10.3. Всякая ненависть – разрушительна. Ни одна любовь не является ненавистью. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает внимания. Если наука упражняет умственные способности, то она заслуживает внимания. Но каждая наука сообщает полезные факты или упражняет
умственные способности. Следовательно, она заслуживает внимания.

11.2. Если кража совершена "по наводке", то у преступника был сообщник, а если был сообщник, то налицо преступная группа. Если же преступление совершено группой, то это преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если кража совершена "по наводке", то она – с отягчающими обстоятельствами.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Ни одна экономическая система не является командно-административной. Некоторые экономические системы являются командно-административными.

12.2. Жизнь – это борьба. Каратэ – это борьба. Следовательно, каратэ – это жизнь.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

В нашей стране не все мужчины старше восемнадцати лет призываются на военную службу.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Материальное богатство гарантирует счастье.

Вариант 2

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Недвижимость. 1.2. Посредничество. 1.3. Бригада морской пехоты. 1.4. Временная апатия. 1.5. Рабовладелец. 1.6. Закономерное следствие. 1.7. Получеловек-полулошадь. 1.8. Компьютер. 1.9. Балет П. И. Чайковского "Лебединое озеро". 1.10. Столица Франции.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Учебник, учебник по логике, книга в твердом переплете, книга, книга в мягком переплете, автор учебника по логике, Гетманова А. Д.

2.2. Честный человек, норма морали, экономист, юрист, нечестный человек, взяточник, норма права.

2.3. Великая Отечественная война, инвалид Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал.

2.4. Юноша, девушка, подросток, подростковая преступность, малолетний преступник, кража, вор.

2.5. Завод, выпускающий легковые автомобили; завод, выпускающий грузовые автомобили; завод, выпускающий автомобили; завод; директор завода; промышленное предприятие.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Академия.

3.2. Следователь.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. История – это наука, изучающая развитие общества.

4.2. Грабеж – преступление против собственности, состоящее в открытом хищении чужого имущества.

4.3. Информатика – это не искусство.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

5.2. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

5.3. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Благородный человек, по учению Конфуция, обладает человеколюбием.

6.2. Большинство подростков отличаются жаждой социальной активности.

6.3. Создателем диалектики в рамках европейской традиции считается Гераклит из Эфеса.

6.4. Некоторые выдающиеся музыканты не имели абсолютного слуха.

6.5. Многие животные не поддаются дрессировке.

6.6. Только не помнящие прошлого осуждены на его повторение.

6.7. 70 процентов всего мирового грузооборота перевозится морским путем.

6.8. Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.

6.9. Некоторые люди – садоводы-любители.

6.10. Большинство журналистов обладают ораторскими способностями.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Если не контролируешь себя сам, то тебя контролирует кто-то другой.

7.2. Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка.

7.3. Сказуемое ставится в единственном числе, когда внимание обращается на общее количество считаемых предметов, и во множественном числе, когда обращается внимание на каждый из считаемых предметов как на "производителя" действия.

7.4. Лица, совершившие преступление, актом об амнистии могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

7.5. Работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Все сложные предложения состоят из простых.

8.2. Некоторые оскорбления могут быть нанесены случайно.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Все студенты – учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Следовательно, некоторые из тех, кто получает стипендию, являются студентами.

9.2. Каждый честный человек выполняет свои обещания. Этот человек не выполняет свои обещания. Значит, этот человек не является честным.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Ни один оптимист не является пессимистом. Некоторые люди –
оптимисты. Следовательно...

10.2. Ни одно крестьянское восстание в Европе не закончилось победой восставших. Некоторые крестьянские восстания в Европе были длительными. Следовательно...

10.3. Греки открыли "греческий огонь". Спартанцы – греки. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если бы обвиняемый Киселев был у себя дома, то он не мог быть на месте преступления. Но обвиняемый Киселев не был дома. Значит, он был на месте преступления.

11.2. Размышления человека во время пожара: "Если я брошусь из окна, то я получу ушибы. Если я пойду по лестнице, то сгорю. Но я должен броситься из окна или пойти по лестнице, иначе я не выберусь отсюда. Значит, я получу ушибы или сгорю".

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Этот человек – преступник, так как доподлинно известно, что он находился на месте преступления в тот момент, когда оно было совершено.

12.2. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек.
Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории (Н. В. Гоголь).

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Некоторые люди ведут здоровый образ жизни.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Парниковый эффект не представляет опасности для человечества.

Вариант 3

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Нелепый вопрос. 1.2. Военный блок НАТО. 1.3. Неземная цивилизация. 1.4. Самая высокая вершина Кавказа. 1.5. Преемник. 1.6. Альтернатива. 1.7. Бесхозяйственность. 1.8. Участник Великой Отечественной войны. 1.9. Иван Александрович Ильин. 1.10. Химический элемент.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера:

2.1. Студент; человек, имеющий среднее образование; человек, имеющий высшее образование; диплом о высшем образовании; доктор философских наук; инженер; человек.

2.2. Логика, форма мышления, понятие, суждение, непустое понятие, пустое понятие, умозаключение, форма, дедуктивное умозаключение, недедуктивное умозаключение.

2.3. Родственные отношения, мама, дочь, бабушка, внучка, женщина, сестра.

2.4. Областная больница, главный врач, хирург, терапевт, врач, эндокринолог, кабинет врача.

2.5. Города мира, города Европы, города Америки, города Африки,
города Аргентины, города Египта, города Японии, города южного полушария, города северного полушария.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Спортсмен.

3.2. Музыкальный инструмент.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Фреска – живописная картина, выполненная водяными красками
по сырой штукатурке.

4.2. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем подкупа.

4.3. Нефть – это черное золото.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.

5.2.По качеству простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

5.3. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Некоторые понятия считаются пустыми.

6.2. Болезненные эмоции бесполезны.

6.3. Некоторая часть деятельности человека негативно изменяет условия естественной среды.

6.4. Многие дедуктивные умозаключения не являются опосредованными.

6.5. Ни одна жалоба, поданная в исполком, не должна остаться без ответа.

6.6. Некоторые заповедники находятся в Сибири.

6.7. Под логической формой понимается способ связи элементов мысли.

6.8. Некоторые преступления не являются тяжкими.

6.9. Некоторые летчики не являются героями России.

6.10. Проблема добра и зла всегда была камнем преткновения этики.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Худо, когда в дивизии недостает провизии (Козьма Прутков).

7.2. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

7.3. Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

7.4. Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом.

7.5. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения
по логическому квадрату
:

8.1. Большинство студентов являются оптимистами.

8.2. Некоторые подозреваемые не имеют алиби.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Все названия планет пишутся с большой буквы, так как все имена собственные пишутся с большой буквы, а все названия планет – это имена собственные.

9.2. Некоторые произведения искусства бесценны. Среди произведений искусства есть шедевры. Следовательно, среди бесценных вещей есть и шедевры.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Растрата – хозяйственное преступление. Хозяйственное преступление – опасное деяние, наказание за которое предусмотрено УК РФ. Следовательно...

10.2. Все растения вырабатывают при дыхании кислород. Все вырабатывающие при дыхании кислород организмы полезны. Значит...

10.3. Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудности при сдаче экзаменов. Многие студенты не являются такими учащимися. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если страной правит мудрый человек, то она процветает, а если ею управляет проходимец, то она бедствует. Страной может управлять мудрый человек или проходимец. Значит, страна будет процветать или бедствовать.

11.2. Или этот предмет несложен, или экзаменатор снисходителен. Если этот предмет интересен, то он сложен. Экзаменатор не снисходителен. Значит, этот предмет неинтересен.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Порядок в помещении будем наводить до тех пор, пока порядка
не будет.

12.2. Когда Фарадей обратился к Дэви с просьбой принять его на работу в лабораторию, тот спросил совета у одного из руководителей королевского института. "Поручи ему, – был ответ, – мыть лабораторную посуду. Если он к чему-нибудь способен, то наверняка согласится. Если же не согласится – не способен ни к чему".

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Алкоголизм представляет сегодня большую угрозу для здоровья и жизни нации.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Никто в нашей группе не понимает логику.

Вариант 4

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Общественный деятель. 1.2. Данте Алигьери. 1.3. Недоразумение. 1.4. Копия документа. 1.5. Производственный коллектив. 1.6. Экономический кризис, повышающий благосостояние граждан. 1.7. Незаменимость. 1.8. Сборник стихов. 1.9. Населенный пункт. 1.10. Дезертирство.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Судья, областной суд, юрист, ученый, общественный деятель,
музыкант.

2.2. Океан, остров в Индийском океане, Балтийское море, водоем, озеро Байкал, Финский залив, Индийский океан, море, озеро.

2.3. Вечнозеленое дерево, растение, осина, сосна, календула, цветок,
дерево, лиственница, ботаника.

2.4. Государство, столица государства, европейская столица, европейское государство, Токио, Япония, Англия, Лондон.

2.5. Известный футболист, итальянец, англичанин, футболист, спортсмен, футбол.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Компьютер.

3.2. Автор учебника.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Сепаратизм – политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

4.2. Проступок – противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

4.3. Словарь есть книга, предназначенная для объяснения иностранных слов.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажит е, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение.

5.2. Понятия делятся на общие, единичные, положительные и отрицательные.

5.3. Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Все студенты-юристы хорошо разбираются в логике.

6.2. Некоторые науки не являются гуманитарными.

6.3. Часто термины суждения бывают распределенными.

6.4. Пьянство никогда не приводит к добру.

6.5. Подавляющее большинство студентов внимательны на лекциях.

6.6. Первым греческим философом является Фалес Милетский.

6.7. Некоторые люди не любят работать на даче.

6.8. Некоторые четные числа делятся на шесть.

6.9. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.

6.10. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов
по Цельсию и ниже.

7.2. Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны.

7.3. Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет.

7.4. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом.

7.5. Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Всякое суждение выражается в предложении.

8.2. Некоторые работники не являются ответственными.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. "Жмурки" – детская игра, а некоторые детские игры небезопасны, значит, "жмурки" не являются безопасной игрой.

9.2. Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора – женщины. Следовательно, некоторые профессора любят красиво одеваться.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Все дети – маленькие люди. Все дети – любознательные почемучки. Следовательно...

10.2. Любая реклама противна нормальному человеку. Все, что противно нормальному человеку, не надо слушать. Следовательно...

10.3. Осмотр места происшествия имеет одной из свои задач обнаружение следов преступления. Осмотр места происшествия – следственное действие. Значит...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если человек не знает законов, то он не может поступить правильно. Ковалев знает законы, следовательно, он сможет поступить правильно.

11.2. Обвиняемый может быть либо исполнителем, либо организатором совершенного преступления. Обвиняемый является организатором совершенного преступления. Следовательно, он не является исполнителем совершенного преступления.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Семенов является студентом, так как он сдает экзамены.

12.2. Борисов говорил, что, когда к нему пришел раненый Петров, он был дома. А согласно показаниям Петрова, Борисова тогда дома не было и он пришел откуда-то позже.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Все безответственные люди не являются надежными.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

В России нет экстремистских организаций.

Вариант 5

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Родственник. 1.2. Коллектив преподавателей. 1.3. Автор романа "Мастер и Маргарита". 1.4. Невозмутимость. 1.5. Равносторонний прямоугольный треугольник. 1.6. Материк Австралия. 1.7. Каталог. 1.8. Экватор. 1.9. Неряшливость. 1.10. Простое суждение.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Город Мурманск, город России, столица, город, главный город государства, город Франции, город Германии.

2.2. Плодотворный урок, сорванный урок, урок биологии, урок физики, кабинет физики, лабораторная работа по физике, урок.

2.3. Международный день студентов; студент; человек, имеющий высшее образование; человек, имеющий среднее образование; кандидат технических наук; человек; экономист.

2.4. Баскетбольный мяч, детский мяч, мяч, спортивное снаряжение, гантели, велосипед, детский трехколесный велосипед, велотренажер, тренер-инструктор.

2.5. Мужчина, научный работник, научное открытие, профессор, преподаватель, женщина.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Преподаватель.

3.2. Телевизор.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Правоспособность – способность иметь права.

4.2. Акцепт – согласие принять предложение контрагента о заключении договора.

4.3. Книга – это переплетенные листы бумаги.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. На земном шаре шесть материков: Евразия, Африка, Австралия,
Северная Америка, Южная Америка и Антарктида.

5.2. Политический режим различных государств может быть демократическим или недемократическим.

5.3. Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы – жидкие, твердые, мягкие и газообразные.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Иногда студенты не отличаются большим прилежанием.

6.2. Некоторые люди любят покорять горные вершины.

6.3. Алкоголь снижает уровень вменяемости личности.

6.4. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

6.5. Многие из почтенных людей являются несчастными.

6.6. Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.

6.7. Многие умозаключения не являются демонстративными.

6.8. Маршал Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны.

6.9. Некоторые свободолюбивые люди начала XIX века не поддержали декабристов.

6.10. Люди – не ангелы.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Либо Россия восстановит свою экономику, либо погибнет как самостоятельное государство.

7.2. Если абсолютизировать роль личности в историческом процессе, то можно прийти к субъективно-идеалистической трактовке истории.

7.3. В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров.

7.4. Если курс ценных бумаг растет или процентная ставка снижается,
то либо падает курс акций, либо налоги не повышаются.

7.5. Завещатель вправе посредством нового завещания отменить прежнее завещание в целом либо изменить его посредством отмены или изменения отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Все преступления осуждаются общественностью.

8.2. Некоторые машины не являются застрахованными.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Некоторые учебники являются интересными. Некоторые учебники – хорошо иллюстрированные книги. Следовательно, среди хорошо иллюстрированных книг есть интересные.

9.2. Данная банковская операция не является наказуемой. Незаконная банковская деятельность является наказуемой. Следовательно, данная банковская операция не является незаконной банковской деятельностью.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Некоторые из неизбежных событий не стоит торопить. Неизбежные события рано или поздно произойдут. Следовательно...

10.2. Среди полководцев есть талантливые люди. Все полководцы –
военные. Следовательно...

10.3. Многие американские фильмы сентиментальны. В большинстве американских фильмов счастливый конец. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если предмет не имеет материальной ценности, то он не может быть предметом хищения. Эти предметы не были похищены при ограблении. Следовательно, они не имеют материальной ценности.

11.2. Следствие по делу было проведено недостаточно квалифицированно или из-за неопытности молодого следователя, или из-за отсутствия необходимых документов, или из-за смерти одного из потерпевших. Доказано, что следствие по делу произведено недостаточно квалифицированно не из-за неопытности следователя и не из-за смерти одного из потерпевших. Следовательно, причина в отсутствии необходимых документов.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Водитель автомобиля совершил аварию. Водитель совершил аварию в силу плохого состояния дороги.

12.2. Я не хочу сказать, что в истекшем году наша секция ничего не делала. Но вместе с тем, я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь сделала (Из отчета).

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

В любой ситуации важно быть спокойным и рассудительным.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Материальные ценности приносят спокойствие.

 

 

Вариант 6

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Атеист. 1.2. Коллектив единомышленников. 1.3. Президент Российской Федерации. 1.4. Неряшливость. 1.5. Студенческая группа. 1.6. Близкий друг. 1.7. Первый в мире космонавт. 1.8. Санта Клаус. 1.9. Недоумение. 1.10. Двухметровое растение.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Квадрат, ромб, параллелограмм, трапеция, геометрическая фигура, геометрия, плоская геометрическая фигура, цилиндр.

2.2. Студент МГТУ, российский студент, студент-юрист, прокурор, прокуратура, военнообязанный, студент.

2.3. Память, зрительная память, способность, воображение, хорошая память, плохая память, художественное воображение, плод фантазий.

2.4. Оружие, оружие убийства, оружие преступления, пистолет, нож, финка, огнестрельное оружие, неогнестрельное оружие, преступник-убийца.

2.5. Музееведение, музей, исторический музей, художественный музей, краеведческий музей, художественная выставка, Эрмитаж.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Гуманитарная наука.

3.2. Художник.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Народ – автор и актер собственной жизненной драмы.

4.2. Кража – тайное хищение общественного имущества.

4.3. Преподаватель – человек, который что-то преподает.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные.

5.2. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

5.3. По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Альберт Эйнштейн – основатель теории относительности.

6.2. Ни один человек не должен пострадать за правду.

6.3. Некоторые понятия не являются положительными.

6.4. Абсолютное большинство студентов успешно сдают сессию.

6.5. Сады Семирамиды когда-то существовали.

6.6. Некоторые люди являются участниками Великой Отечественной войны.

6.7. Некоторые ценные бумаги не являются именными.

6.8. Закон, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы.

6.9. Трус собственной тени боится.

6.10. Некоторые русские писатели – всемирно известные люди.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают ссоры.

7.2. Если число является четным, то оно делится на два без остатка.

7.3. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов.

7.4. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в единственном, или во множественном числе.

7.5. Закон, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не привлекается к материальной ответственности.

8.2. Кража является умышленным преступлением.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Акула не является млекопитающим, потому что ни одно млекопитающее не дышит жабрами, а акула дышит жабрами.

9.2. Некоторые из тех, кто умеет читать, могут написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу. Следовательно, этот ребенок не умеет читать.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Зачетная книжка является документом, который нужно иметь при себе на экзамене. У любого студента есть зачетная книжка. Следовательно...

10.2. Некоторые люди – злонамеренны. Некоторые люди – злорадны. Следовательно...

10.3. Все экономические законы действуют в обществе. Все экономические законы изучаются экономической наукой. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если части предмета являются частями одного и того предмета,
то их рельеф совпадает. Рельеф данных частей предмета совпадает. Следовательно, они являются частями одного и того же предмета.

11.2. Свидетель может излагать какой-либо факт (имеющий отношение к криминальному событию, свидетелем которого он является) правильно, либо ошибаться, либо сознательно говорить неправду. Гражданин Никонов, описывая виденное им происшествие, не ошибается и не говорит неправду. Следовательно, он описывает его правильно.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Снять ранее наложенное взыскание за добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей Букова А. К. (Из приказа).

12.2. Все экономические объекты связаны с собственностью. Некоторые экономические объекты не связаны с собственностью.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Некоторые юристы – честные люди.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Аристотель не является основателем логики.

Вариант 7

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Причина. 1.2. Время года между весной и летом. 1.3.Хор ветеранов. 1.4. Бездарность. 1.5. Богатырь. 1.6. Московский Кремль. 1.7. Атомный ледокол "Арктика". 1.8. Русалка. 1.9. Непоколебимое упорство. 1.10. Инвалидность.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Бандит, банда, главарь банды, преступная группа, группа людей, преступник.

2.2. Треугольник, квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник, геометрия, равносторонний треугольник, плоская замкнутая геометрическая фигура.

2.3. Государство, столица государства, европейское государство, европейская столица, Италия, Франция, Япония, император Японии, Рим, Париж.

2.4. Словарь по логике, автор словаря по логике, словарь русского языка, энциклопедия, философская энциклопедия, словарь, книга.

2.5. Благородный человек, молодой человек, студент, неблагородный человек, университет, спортсмен, футболист.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Понятие.

3.2. Адвокат.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Эксцентричность – это своеобразная идиосинкразия.

4.2. Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

4.3. Преступник – человек, совершивший преступление.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

5.2. Понятия делятся на единичные, частные и пустые.

5.3. Производство может быть рентабельным или нерентабельным.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам (Ж. Ж. Руссо).

6.2. Ответственное отношение к порученному делу является важной характеристикой человека.

6.3. Под метафизикой понимают направление в философии, отрицающее движение, изменение и развитие мира.

6.4. Не все европейские страны являются республиками.

6.5. В некоторых сокращенных категорических силлогизмах опущено заключение.

6.6. Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.

6.7. Часто термины в суждениях не являются распределенными.

6.8. Привидения не существуют.

6.9. Многие атеистыне верят ни в каких злых духов.

6.10. Люди в подавляющем большинстве желают добра другим людям.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Люди получают друг от друга необходимые потребительские блага или услуги.

7.2. Среди косвенных налогов главные поступления в бюджет обеспечиваются налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами, акцизами.

7.3. Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет, или на время выполнения определенной работы.

7.4. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры
не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

7.5. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Ни один обязательный человек не является эгоистом.

8.2. Большинство юристов обладают логической культурой.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Взятка – уголовное преступление. Всякое уголовное преступление наказуемо. Следовательно, взятка наказуема.

9.2. Закон исключенного третьего – закон мышления. Закон исключенного третьего впервые сформулирован Аристотелем. Следовательно, все законы впервые сформулированы Аристотелем.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Законы не зависят от желания людей. Конституция Российской Федерации есть закон. Следовательно...

10.2. Все люди равны перед законом. Все люди – разумные существа. Следовательно...

10.3. Все невежественные люди любят закон. Некоторые сумасшедшие любят закон. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Чтобы сдать экзамен по логике, достаточно знать тему "Умозаключение", а знать эту тему можно только в том случае, если знаешь все предыдущие темы. Петров не знает предыдущие темы. Значит, он не сдаст экзамен по логике.

11.2. Учебное заведение может быть начальным, средним или высшим. МГУ имени М. В. Ломоносова – высшее учебное заведение. Значит, МГУ имени М. В. Ломоносова – это не начальное и не среднее учебное заведение.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Депутаты должны заботиться о благополучии народа. Поэтому
депутатам необходима зарплата в 5 тыс. долларов.

12.2. В 1907 году кадетская фракция в Думе по вопросу об отношении
к правительству постановила: не выражать ему ни недоверия, ни доверия. Причем если будет резолюция доверия правительству, то голосовать против нее. А если будет резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Проникающее ножевое ранение опасно для жизни.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Психология не является гуманитарной наукой.

Вариант 8

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Российская Федерация. 1.2. Тождество. 1.3. Экзаменатор. 1.4. Бескорыстная помощь. 1.5. Содружество. 1.6. Михаил Юрьевич Лермонтов. 1.7. Круглый прямоугольник. 1.8. Истец. 1.9. Недоумение. 1.10. Безумец.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство, морской порт.

2.2. Арифметика; число, которое делится на 2; нечетное число; четное число; число, которое делится на 5; число, которое делится на 10; число, которое делится на 4.

2.3. Духовые музыкальные инструменты, струнные музыкальные инструменты, саксофон, виолончель, скрипка, музыкальные инструменты, виртуозный скрипач, рояль.

2.4. Художник, импрессионист, русский художник, художник-передвижник, И. И. Левитан, О. Ренуар, И. Н. Крамской, художественный музей.

2.5. Юноша, девушка, спортсмен, биатлон, студент, коллекционер, зимний вид спорта.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Автобус.

3.2. Аспирант.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено):

4.1. Историк – человек, изучающий историю.

4.2. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за свое отечество.

4.3. Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильн о, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.

5.1. Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.

5.2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности.

5.3. Средства производства делятся на средства труда и предметы труда.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите состав, распределенность терминов (субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Некоторые люди не имеют высшего образования.

6.2. Заключенные, у которых есть какая-либо возможность контролировать окружающее, испытывают меньший стресс.

6.3. Некоторые понятия являются абстрактными.

6.4. Многие производства в нашей стране нуждаются в модернизации.

6.5. Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

6.6. Некоторые трудовые споры рассматриваются районными судами.

6.7. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

6.8. Отдельные студенты еще не сдали экзамен по философии.

6.9. Даже самые отличные условия для занятий не гарантируют успеха на экзамене.

6.10. Работник имеет право на защиту своих трудовых прав.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

7.2. Вокруг раны имеются следы несгоревшего пороха, значит, выстрел был произведен с близкого расстояния.

7.3. В случае, когда ребенок не проживает совместно с родителями
и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство.

7.4. Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последнюю электричку и она уйдет без меня.

7.5. Покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества,
и ее недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи продавцом, либо возмещения расходов покупателя на их исправление, либо расторжения договора с возмещением покупателю убытков.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Всякий закон является нормативно-правовым актом.

8.2. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Все металлы имеют определенную температуру плавления, так как все кристаллические вещества имеют определенную температуру плавления, и некоторые кристаллические вещества – металлы.

9.2. Ни один не экономист не должен быть привлечен к обсуждению производственной стратегии предприятия. Значит, Николаев не должен быть привлечен к обсуждению производственной стратегии предприятия, так как он не экономист.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Ни один атеист не верит в Бога. Всякий набожный человек верит в Бога. Следовательно...

10.2. Любой материальный объект может существовать только благодаря взаимодействию его элементов. Атом – материальный объект. Значит...

10.3. Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме.

11.1. Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития.

11.2. Автором этого рисунка мог быть Леонардо да Винчи или кто-то
из его учеников. Экспертиза показала, что Леонардо да Винчи не является
автором рисунка. Значит, его автор – кто-либо из его учеников.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. На уроке ученик, обращаясь к учителю, спросил: "Можно ли
наказывать человека за то, что он не сделал?" "Нет, конечно, – последовал ответ. "Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, – сказал ученик. – Я сегодня не сделал домашнего задания".

12.2. Письменное указание дано следователю в устном порядке.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Человек всегда стремится к счастью.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Сократ был основателем логики.

Вариант 9

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Юрист. 1.2. Человечество. 1.3. Бескорыстие. 1.4. Студент МГТУ.
1.5. Леший. 1.6. Покой. 1.7. Студенческий строительный отряд. 1.8. Агностицизм. 1.9. Юрий Алексеевич Гагарин. 1.10. Ненастье.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Книга, учебное пособие, учебник, учебник по логике, детектив, книжное издательство, учебник по логике для юристов.

2.2. Дом, панельный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, пятиэтажный дом, недостроенный дом, бригада строителей, строение.

2.3. Память, воображение, способность человека, хорошая память, зрительная память, плохая память, способный ребенок.

2.4. Музыкант, мужчина, пианист, композитор, симфония, поэт, женщина, человек.

2.5. Преступление, кража, хищение, грабеж, кража со взломом, хулиганский поступок, Уголовный кодекс РФ.

3. Произведите последовательные многоступенчатые операции обобщения и ограничения следующих понятий:

3.1. Университет.

3.2. Нотариус.

4. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

4.1. Человек есть животное, строящее жилище.

4.2. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

4.3. Дилер – посредник, осуществляющий продажу товара непосредственно потребителю.

5. Правильно ли осуществлено деление понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления:

5.1. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

5.2. Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.

5.3. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.

6. Приведите высказывания к стандартной логической форме и дайте объединенную классификацию суждений A, E, I, O. Установите соста в,
распределенность терминов
(субъекта и предиката) суждений. Графически изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

6.1. Системы управления людьми, стимулирующие силу собственного Я, способствуют их здоровью и счастью.

6.2. Некоторые океаны имеют пресную воду.

6.3. Ни один из имеющихся фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

6.4. У некоторых людей богатая фантазия.

6.5. Объем понятия "Столица России" полностью совпадает с объемом понятия "Москва".

6.6. Некоторые осужденные к лишению свободы не являются рецидивистами.

6.7. Ряд глобальных проблем касается взаимоотношений между государствами.

6.8. Книги – источник знаний.

6.9. Многие из почтенных людей не являются счастливыми.

6.10. Сложные суждения состоят из нескольких простых, связанных
логическими связками.

7. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части и запишите его логическую форму на языке логики высказываний.

7.1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

7.2. В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.

7.3. Ценные бумаги бывают предъявительскими, ордерными и именными.

7.4. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной.

7.5. Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации или ликвидации организации, введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом.

8. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений и осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

8.1. Вексель является средством платежа.

8.2. Некоторые автомобили не являются качественными.

9. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте правильность простых категорических силлогизмов.

9.1. Некоторые политические партии не имеют определенной экономической программы; а ни одна не имеющая такой программы партия не может рассчитывать на победу. Значит, некоторые политические партии не могут рассчитывать на победу.

9.2. Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Гражданин Н. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение своей доли другому лицу.

10. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

10.1. Некоторые законы не являются юридическими. Все законы являются кодексами. Следовательно...

10.2. Каждое утро в этом июле было дождливым, но ни одно не было холодным. Значит...

10.3. Никакое разрешение не является запретом. Некоторые высказывания – разрешения. Следовательно...

11*. Определите вид и проверьте правильность умозаключений из сложных суждений по их форме:

11.1. Если не соблюдается процессуальный порядок того или иного следственного действия, то доказательное значение результатов следственных действий ничтожно. В данном деле процессуальный порядок следственных действий не соблюдался. Следовательно, доказательное значение
результатов следственных действий ничтожно.

11.2. Так как понятие может быть абстрактным или конкретным, то, зная, что понятие Отечество является конкретным, можно сделать вывод, что его нельзя назвать абстрактным.

12. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных высказываниях.

12.1. Логика изучает законы правильного мышления. Если в рассуждениях не будет логики, то это приведет к грубым ошибкам и неудачам в практической деятельности.

12.2. Всякое небесное тело существует в пространстве. Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого пространства.

13*. Постройте прямое и косвенное доказательства тезиса:

Проникающее огнестрельное ранение опасно для жизни.

14*. Постройте прямое и косвенное опровержения тезиса:

Все преступники – рецидивисты.

Вариант 10

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по объему и по содержанию):

1.1. Преступность. 1.2. Самая длинная река в мире. 1.3. Безупречность. 1.4. Экономическая реформа. 1.5. Гербарий. 1.6. Неряха. 1.7. Потребление. 1.8. Воздушный замок. 1.9. Конкретность. 1.10. Сборник статей.

2. Определите виды отношений между понятиями и изобразите их графически с помощью круговых схем Эйлера.

2.1. Юрист, честный человек, прокурор, судья, благородный человек, нечестный человек, взяточник, областной суд.

2.2. Изобразительное искусство, искусство кино, искусствоведение, театр, музыка, искусство, живопись, скульптура, рок-музыкант.

2.3. Гласная буква, буква, буква "А", буква "Б", знак, согласная буква, знак препинания, многоточие.

2.4. Мировая религия, язычество, христианство, буддизм, ислам, православие, кат

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...