Методические указания к изучению темы
При изучении данной темы следует иметь в виду, что она имеет большое значение для понимания всего курса логики. Понятия не существуют в объективном мире, они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами. Каждый студент должен знать определение понятия и его структуру. Важно уяснить, что понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Однако единство понятия и слова не означает их полного совпадения. Усвоив определение понятия, следует рассмотреть логические характеристики понятия по объему и по содержанию. Качественная характеристика понятия, т. е. его содержание, определяется как совокупность общих и существенных признаков, с помощью которых мыслится предмет или группа предметов, отраженных в данном понятии. Количественной характеристикой понятия является его объем – множество (количество) предметов, у которых имеются признаки, совпадающие с содержанием данного понятия. Ознакомившись с объемом понятия, важно уяснить, чем различаются понятия пустые и непустые, единичные и общие (регистрирующие и нерегистрирующие), а также какие понятия считаются универсальными. По содержанию различают четыре группы (пары) понятий:1) конкретные и абстрактные;2) положительные и отрицательные;3) соотносительные и безотносительные;4) собирательные и несобирательные. Студент должен осознать необходимость изучения видов понятий: логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. Особое внимание следует уделить изучению отношений между
Уяснив логическую структуру понятий, определив их вид и отношения между ними, следует перейти к рассмотрению таких логических действий (или операций) над понятиями, как обобщение и ограничение понятий, а также их определение и деление. Особое внимание следует уделить правилам определения и деления понятий и анализу возможных ошибок при их нарушении. В результате изучения данной темы студент должен: Знать общие характеристики понятия как формы мышления, значение закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия, логические отношения между понятиями; правила определения и деления понятий, значение логических операций с понятиями в науке и в практической деятельности; Уметь давать полную логическую характеристику понятиям; выражать отношения между понятиями с помощью круговых схем Эйлера; осуществлять логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление; пользоваться средствами образования и упорядочения понятийного аппарата. Вопросы для самопроверки 1. Как соотносятся понятие и слово? Можно ли утверждать, что понятие и слово – это одно и то же? 2. Что такое полная логическая характеристика понятия? Как она составляется? 3. Что представляют собой сравнимые и несравнимые понятия? Какие понятия в логике называются совместимыми, а какие – несовместимыми? В каких отношениях могут быть совместимые и несовместимые понятия? Каким образом изображаются отношения между понятиями?
4. Что представляют собой логические операции обобщения и ограничения понятий? Каким образом ограничения и обобщения понятий складываются в логические цепочки? Каковы пределы цепочек ограничения и обобщения? 5. В чем состоит логическая сущность определения и деления понятий? Какие правила определения и деления необходимо соблюдать? Какие ошибки возможны при их нарушении? Есть ли различие между делением понятия и классификацией? Тема 3. Суждение Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения. Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений: по объему субъекта (общие, частные, единичные); по качеству связки (утвердительные, отрицательные); по содержанию предиката (суждения свойства, отношения, существования). Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные). Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в суждениях. Понятие распределенного и нераспределенного термина. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений - А, Е, I, О. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Суждение и норма. Логические отношения между суждениями. Суждения сравнимые и несравнимые. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость (субконтрарность), подчинение. Логические отношения между несовместимыми суждениями: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). "Логический квадрат" как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. Модальность суждений и ее виды: алетическая, казуальная, эпистемическая, деонтическая. Логические зависимости между модальностями.
Читайте также: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|