Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к изучению темы




При изучении данной темы следует иметь в виду, что она имеет большое значение для понимания всего курса логики. Понятия не существуют в объективном мире, они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами.

Каждый студент должен знать определение понятия и его структуру.

Важно уяснить, что понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Однако единство понятия и слова не означает их полного совпадения.

Усвоив определение понятия, следует рассмотреть логические характеристики понятия по объему и по содержанию. Качественная характеристика понятия, т. е. его содержание, определяется как совокупность общих и существенных признаков, с помощью которых мыслится предмет или группа предметов, отраженных в данном понятии. Количественной характеристикой понятия является его объем множество (количество) предметов, у которых имеются признаки, совпадающие с содержанием данного понятия.

Ознакомившись с объемом понятия, важно уяснить, чем различаются понятия пустые и непустые, единичные и общие (регистрирующие и нерегистрирующие), а также какие понятия считаются универсальными.

По содержанию различают четыре группы (пары) понятий:1) конкретные и абстрактные;2) положительные и отрицательные;3) соотносительные и безотносительные;4) собирательные и несобирательные.

Студент должен осознать необходимость изучения видов понятий: логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Особое внимание следует уделить изучению отношений между
понятиями
, понять сущность несравнимых и сравнимых понятий. Сравнимые понятия, в свою очередь, делятся на совместимые и несовместимые. Существует три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность (равнозначность, эквивалентность); 2) пересечение (перекрещивание); 3) подчинение (субординация).Различают три вида отношений несовместимости:1) соподчинение (координация);2) противоположность (контрарность);3) противоречие (контрадикторность).

Уяснив логическую структуру понятий, определив их вид и отношения между ними, следует перейти к рассмотрению таких логических действий (или операций) над понятиями, как обобщение и ограничение понятий, а также их определение и деление. Особое внимание следует уделить правилам определения и деления понятий и анализу возможных ошибок при их нарушении.

В результате изучения данной темы студент должен:

Знать общие характеристики понятия как формы мышления, значение закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия, логические отношения между понятиями; правила определения и деления понятий, значение логических операций с понятиями в науке и в практической деятельности;

Уметь давать полную логическую характеристику понятиям; выражать отношения между понятиями с помощью круговых схем Эйлера; осуществлять логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление; пользоваться средствами образования и упорядочения понятийного аппарата.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятие и слово? Можно ли утверждать, что понятие и слово – это одно и то же?

2. Что такое полная логическая характеристика понятия? Как она составляется?

3. Что представляют собой сравнимые и несравнимые понятия? Какие понятия в логике называются совместимыми, а какие – несовместимыми? В каких отношениях могут быть совместимые и несовместимые понятия? Каким образом изображаются отношения между понятиями?

4. Что представляют собой логические операции обобщения и ограничения понятий? Каким образом ограничения и обобщения понятий складываются в логические цепочки? Каковы пределы цепочек ограничения и обобщения?

5. В чем состоит логическая сущность определения и деления понятий? Какие правила определения и деления необходимо соблюдать? Какие ошибки возможны при их нарушении? Есть ли различие между делением понятия и классификацией?

Тема 3. Суждение

Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Предложение как языковая форма выражения суждения. Простые и сложные суждения.

Логическая структура простого суждения: субъект, предикат, связка, квантор. Виды простых суждений: по объему субъекта (общие, частные, единичные); по качеству связки (утвердительные, отрицательные); по содержанию предиката (суждения свойства, отношения, существования). Объединенная классификация простых суждений по качеству и количеству (общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные). Выделяющие и исключающие суждения.

Распределенность терминов в суждениях. Понятие распределенного и нераспределенного термина. Правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений - А, Е, I, О. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Суждение и норма.

Логические отношения между суждениями. Суждения сравнимые и несравнимые. Виды сравнимых суждений: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми простыми суждениями: равнозначность, частичная совместимость (субконтрарность), подчинение. Логические отношения между несовместимыми суждениями: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). "Логический квадрат" как модель отношений между простыми категорическими суждениями. Правила их соотнесения по истинности. Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений.

Модальность суждений и ее виды: алетическая, казуальная, эпистемическая, деонтическая. Логические зависимости между модальностями.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...