Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к изучению темы




Освоение формальной логики требует глубокого понимания ее объекта и предмета, определения ее методологической роли в профессиональной деятельности.

Прежде всего, студенту следует уяснить, что термин "логика"в настоящее время употребляется в нескольких значениях. В рамках данного курса мы будем рассматривать логику как науку о способах, формах и законах правильного мышления.

Следует знать, что логика, изучающая познающее мышление и применяющаяся как средство познания, возникла и развивалась как философская наука (проблема познания мира является одной из важнейших философских проблем). В настоящее время наука логика представляет собой сложную систему знаний, которая включает логику формальную, диалектическую, символическую, модальную и др. Сначала студенты должны освоить логику формальную (традиционную), чтобы иметь представление об основных исторических этапах развития логики как науки.

История развития логики неразрывно связана с историей развития общества. В процессе трудовой материально-производственной деятельности совершенствовались мыслительные способности людей; в цивилизованном обществе объектом исследования становится само мышление, его формы и законы.

Традиционная (формальная) логика изучает правильное мышление, опираясь в основном на естественный язык, практически не использует формализацию, занимается изучением логической связи понятий, суждений, умозаключений и операций над ними и опирается на принцип двузначности, в соответствии с которым всякое высказывание является или истинным, или ложным.

Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или "логик" (многозначная логика, модальная логика, вероятностная логика, релевантная логика, теория алгоритмов и др.). В настоящее время символическая логика используется различными науками.

Студент должен понять особенности абстрактного мышления и его отличия от чувственного познания и осознать, что мышление имеет содержание и форму. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: истинность (истина) и правильность, ложность (ложь) и неправильность.

С целью овладения логико-языковым анализом необходимо изучить структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.

Студент должен осознать значение логики в жизни каждого человека: логика не может научить людей думать, она способна лишь пробудить в человеке стремление " пользоваться " этой важнейшей способностью. Реальная практическая польза логики состоит в том, что она дает средства анализа наших мыслительных процессов. Занятия логикой приучают нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли, обосновывать свои идеи и убеждать в своей правоте других людей, анализировать свои и чужие рассуждения, обнаруживать в них ошибки и уметь их устранять, грамотно спорить, вести беседу, дискутировать, выступать перед аудиторией, и – самое важное – логика вырабатывает привычку думать и является орудием познания любой науки.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать историю возникновения и основные этапы развития логики; сущность и специфику логики как науки; особенности, основные формы и роль абстрактного мышления в познании; различие между предметным и смысловым значением выражений; роль формальной логики в формировании логической культуры специалиста;

уметь соотносить логические формы и объективный мир, язык и мышление; определять важнейшие семантические категории, различать содержательные и логические символы; объяснять теоретическое и практическое значение логики для работы специалиста; вырабатывать навык определения основных логических форм.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое традиционная (формальная) логика? Когда появилась символическая (или математическая) логика? В чем их сходство и различие?

2. Что такое мышление и какова его роль в познании? Как соотносятся язык и мышление?

3. Что такое содержание и форма мышления? Почему логику часто называют формальной логикой?

4. Что понимают под истинностью (ложностью) мысли и логической правильностью (неправильностью) рассуждения?

5. Что включает в себя понятие "логическая культура"? Какую роль играет логика в жизни и профессиональной деятельности человека?

Тема 2. Понятие

Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Значение понятий в познании и практической деятельности.

Логическая структура понятия. Содержание понятия. Признаки предметов и их виды. Свойства и отношения как признаки. Понятие как фиксация существенных признаков предметов. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс.

Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия.

Виды понятий по объему: пустые (с нулевым объемом) и непустые, единичные и общие (регистрирующие и нерегистрирующие). Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика понятий. Понятия различных уровней абстракции.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Изображение отношений между объемами понятий с помощью круговых схем (кругов) Эйлера.

Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Классификация понятий и ее виды.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...