Методические указания к изучению темы
Для усвоения данной темы необходимо прежде всего выяснить характерные черты и структуру умозаключения как формы мышления, а затем изучить конкретные его виды. Важно уяснить, что логическая сущность умозаключения состоит в движении мысли от анализа имеющегося знания к синтезу нового знания. Необходимо учитывать, что это движение имеет объективный характер и определяется реальными связями действительности. Объективная связь, отраженная в сознании, обеспечивает логическую связь мыслей. Напротив, отсутствие объективных связей действительности приводит к логическим ошибкам. Следует уяснить структуру любого умозаключения, которая включает три элемента: посылки, заключение, вывод. Особое внимание следует обратить на то, что при анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их одно под другим. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование. Слово"следовательно" и близкие ему по смыслу слова ("значит", "поэтому" и т. п.) под чертой обычно не пишутся. Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. Для получения истинного выводного знания необходимо соблюдение трех требований: 1)наличие содержательной связи между посылками; 2)истинность исходных суждений – посылок; 3)строгое соблюдение правил вывода, которое обусловливает логическую правильность умозаключения. Сложность изучения умозаключений связана с многообразием данной логической формы. В зависимости от строгости правил вывода различают демонстративные (необходимые) умозаключения, в которых заключение с необходимостью следует из посылок, т. е. логическое следование представляет собой логический закон, и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения, в которых правила вывода обеспечивают лишь вероятное следование заключения из посылок. В зависимости от последовательности развития мысли, направленности логического следования, а также от логической обоснованности вывода различают умозаключения: 1) дедуктивные (рассуждение идет от общего знания к частному),2) индуктивные (от частного знания к общему),3) умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).
Изучение темы рекомендуется начать с дедуктивных умозаключений. Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми (категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные и опосредованные. В непосредственных дедуктивных умозаключениях вывод осуществляется из одной посылки путем ее преобразований: превращения, обращения, противопоставления предикату и умозаключений по логическому квадрату. В каждом из этих умозаключений выводы получают в соответствии с определенными логическими правилами, которые обусловлены количественной и качественной характеристиками исходного суждения. В опосредованных дедуктивных умозаключениях вывод следует из двух или нескольких суждений, логически связанных между собой. Необходимо отметить, что самым распространенным видом опосредованного дедуктивного умозаключения является простой категорический силлогизм (ПКС), в котором заключение получается из двух категорических суждений. Благодаря принципам и аксиоме силлогизма наши рассуждения по этому типу умозаключений приобретают статус правомерности, основанный на соотнесении наших мыслей со свойствами и отношениями объектов этих мыслей. Важно осознать, что анализ силлогизма предполагает последовательное определение следующих аспектов: меньшего, большего и среднего терминов, меньшей и большей посылки, фигуры, модуса, распределенности терминов в посылках и заключении, характера вывода (достоверный или вероятностный).
Следует иметь в виду, что из истинных посылок не всегда можно получить истинное заключение. Истинность заключения обусловлена общими правилами силлогизма, из которых три относятся к терминам и четыре – к посылкам. При анализе ПКС необходимо учитывать следующее: если в силлогизме в качестве посылок используются выделяющие суждения, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым правилам фигур. Студент должен знать, что простой категорический силлогизм называется полным, если он выражен развернуто, т. е. в нем имеются большая и меньшая посылки и заключение. В практике мышления ПКС нередко облекается в сокращенную форму и называется энтимемой. С помощью энтимем достигается краткость мысли, побуждающая думать того, кому она адресована. Необходимо обратить внимание на то, что в процессе рассуждения простые силлогизмы выступают в логической связи друг с другом, образуя цепь силлогизмов, в которой заключение предшествующего силлогизма (просиллогизма) становится посылкой последующего (эписиллогизма). Такое соединение простых силлогизмов называется сложным силлогизмом, или полисиллогизмом. Различают прогрессивный и регрессивный полисиллогизмы. Разновидностями полисиллогизма являются сорит и эпихейрема. Важно усвоить, что умозаключения строятся не только из простых, но и из сложных суждений. Широко используются умозаключения, посылками которых являются условные и разделительные суждения, выступающие в разных сочетаниях друг с другом или с категорическими суждениями. Особенность этих умозаключений в том, что выведение заключения из посылок определяется не отношениями между терминами, как в категорическом силлогизме, а характером логической связи между суждениями. Поэтому при анализе посылок их субъектно-предикатная структура не учитывается. Правила прямых выводов логики высказываний позволяют из данных истинных посылок выводить истинное заключение.
Следует помнить, что умозаключения из сложных суждений бывают прямыми (заключение выводится из некоторого множества суждений) и непрямыми (получаются путем преобразования других умозаключений). К прямым умозаключениям относят чисто условные умозаключения, условно-категорические, разделительно-категорические, чисто разделительные, условно-разделительные; к непрямым умозаключениям – рассуждение от противного, сведение к абсурду, рассуждение по случаю. Студенту также следует осознать, что на практике очень часто появляется необходимость движения мысли не только от общего знания к частному (как в дедуктивных умозаключениях), но и, наоборот, от частного знания к общему. Общее знание, существенное, повторяющееся и закономерное в предметах, познается через изучение единичного. Одним из средств такого познания выступает индукция. Изучая различные виды индукции, следует помнить, что заключения, вытекающие из посылок в таких умозаключениях, носят преимущественно вероятностный характер. Студент должен усвоить, что в индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на установленные правила, обеспечивающие истинность вывода. Для обоснования индуктивного умозаключения надо опираться на факты или иные основания, не имеющие чисто формального характера. Важно понять, в чем состоят различия между индукцией полной и неполной, популярной и научной, а также усвоить основные методы установления причинных связей. При рассмотрении умозаключений по аналогии следует учитывать их типологию по разным основаниям, правила и условия состоятельности аналогии. В практике мышления часто возникает не только задача перехода от общего к частному или от частного к общему, но и задача перехода к знанию той же степени общности, т. е. от единичных суждений - к единичным, от частных – к частным, от общих – к общим. Основанием таких умозаключений может служить сходство предметов, их свойств или отношений – всего того, что может быть объектом нашего внимания.
На наших представлениях о сходстве объектов и о возможности продолжить это сходство основывается умозаключение по аналогии. Поскольку речь идет о перенесении признаков, нужно учитывать, что существуют признаки-свойства и признаки-отношения, поэтому по видам переносимого признака различают два вида умозаключений по аналогии - аналогия свойств (предметов) и аналогия отношений. Студентам юридического профиля крайне важно знать условия применения аналогий в правовой оценке, в процессе расследования, в проведении криминалистических экспертиз и т. д. В результате изучения данной темы студент должен: знать специфику умозаключения как логической формы получения выводных знаний; структуру и классификацию умозаключений; основные характеристики и виды дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; правила дедуктивного вывода (схемы превращения, обращения, противопоставления предикату, правила умозаключений по логическому квадрату; общие правила терминов и посылок категорического силлогизма и специальные правила фигур силлогизма, способы проверки правильности силлогизмов; выводы логики высказываний); виды индукции и индуктивные методы установления причинных связей (метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков); виды умозаключений по аналогии и условия состоятельности аналогий; значение различных видов умозаключений в практической деятельности; уметь рационально, а не интуитивно строить рассуждения при условии исчерпывающего числа исходных данных; быстро определять и устранять ошибки в демонстративных умозаключениях на основе использования определенных правил вывода и формализованных процедур; получать знания опосредованным путем с построением умозаключений; применять логические правила, которые обеспечивают полную достоверность дедуктивных заключений; оперировать в своей мыслительной деятельности индуктивными умозаключениями и методами научной индукции; практически строить и проверять гипотезы и выводы по аналогии; определять и устранять ошибки в недемонстративных умозаключениях. Вопросы для самопроверки 1. Что такое умозаключение и какова его структура? Каковы условия получения истинности вывода в умозаключении? В чем различия между основными видами умозаключения? 2. Что представляют собой дедуктивные умозаключения? Почему выводы дедукции достоверны? Каковы основные виды непосредственных дедуктивных умозаключений?
3. В чем заключается сущность простого категорического силлогизма? Каковы общие правила терминов, посылок и специальные правила фигур ПКС? Как определить фигуру и модус предложенного силлогизма? Как проверить правильность ПКС? 4. Чем характеризуются умозаключения из сложных суждений? 5. Что представляют собой индуктивные умозаключения? В чем отличие индукция от дедукции? Чем объясняется вероятностный характер индуктивных выводов? В чем отличие неполной индукции от полной? Какова логическая структура методов установления причинных связей? 6. По какой логической схеме строятся умозаключения по аналогии? Чем они отличаются от дедуктивных и индуктивных умозаключений? Каковы основные правила построения умозаключений по аналогии, соблюдение которых позволяет повысить степень вероятности ее выводов? 7. Применение различных видов умозаключений в практической деятельности.
Читайте также: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|