Методические указания к изучению темы
При изучении данной темы следует понять, что содержание мысли воспроизводит содержание вещей, их свойства и отношения. Поэтому цель научного познания состоит не только в том, чтобы выяснить структуру вещи, но и в том, чтобы раскрыть основания ее существования, выявить законы ее возникновения, функционирования и развития. Необходимо помнить, что истинность мысли определяется в конечном счете законами объективной реальности. Однако формальная или логическая правильность рассуждений предопределяется не только точностью отражения объективных внешних закономерных связей в нашем сознании, но и всей совокупностью логических законов; нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Рассмотрение данной темы следует начать с определения родового понятия "закон", и уже потом на основе этой общей дефиниции определить категорию "закон мышления". Следует иметь в виду, что выделяют следующие виды формально-логических законов: 1) законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления – с понятием, суждением, умозаключением. На основе этих законов выведены конкретные правила, которые рассматривались при изучении каждой из названных форм мышления; 2) законы, имеющие всеобщий характер для мышления и проявляющиеся во всех его формах. Это основные формально-логические законы: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их неслучайно называют основными: они влияют на всю сферу мыслительной деятельности, лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями, используются в процессе умозаключений и доказательств, отражают важные свойства правильного мышления – определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.
Необходимо обратить особое внимание на различие в истолкованиях происхождения и сущности основных логических законов, уяснить основные черты каждого из четырех законов логики, их функции в мышлении. При рассмотрении закона тождества, выступающего в качестве важного нормативного правила (всякое высказывание имплицирует само себя), студент должен понять, что каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и должны сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Нарушение этого требования в процессе рассуждения приводит к логическим ошибкам: отождествлению различных мыслей, двусмысленности, подмене понятия, подмене тезиса и т. п. При изучении закона непротиворечия необходимо обратить внимание на то, что два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Нарушение этого закона в рассуждениях ведет к формально-логическим противоречиям – противоречиям непоследовательного, путаного, неправильного рассуждения. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Изучая закон исключенного третьего, следует осознать, что данный закон, не рассматривая самих противоречий объективного мира, не допускает признания одновременно истинными или одновременно ложными двух противоречащих суждений: одно из них – необходимо истинно, а другое – ложно; третьего быть не может. Подобно закону непротиворечия, закон исключенного третьего отражает последовательность и непротиворечивость мышления, однако действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. При рассмотрении закона достаточного основания следует учитывать, что наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Студент должен понять, что достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека и опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что кроме выше указанных четырех формально-логических законов, выражающих важные свойства правильного мышления (определенность, непротиворечивость, четкость мышления, выбор "или – или" в определенных "жестких" ситуациях), существует много других формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями). Таким образом, в процессе изучения данной темы студенты должны осознать, что формально-логические законы в содержательном плане – это свойства мысли, выражающие важнейшие особенности абстрактного мышления и лежащие в основе всех умственных операций; при этом объективной основой формально-логических законов выступает качественная определенность предметов, их относительная устойчивость и взаимная обусловленность. Законы логики выступают в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений. В результате изучения данной темы студент должен: Знать определения понятий "закон" и "формально-логический закон"; требования к правильному мышлению; характерные особенности четырех основных законов логики, их функции в мышлении и способы применения на практике; Уметь осознанно применять логические законы, рассуждать определенно, последовательно, непротиворечиво и доказательно; предупреждать и устранять в рассуждениях логические противоречия, отделять истинное знание от ложного и делать верные выводы. Вопросы для самопроверки 1. Что такое закон мышления? Какие законы мышления называются формально-логическими? Какова объективная природа формально-логических законов?
2. В чем заключается сущность закона тождества, какова его роль в процессе рассуждения? Назовите условия соблюдения закона тождества и ошибки, возможные при их нарушении. 3. Сформулируйте закон противоречия. Какова его роль в познании? 4. Суть закона исключенного третьего. В отношении каких суждений он действует? В чем заключается различие между противоположными и противоречащими суждениями? 5. В чем суть и каково значение закона достаточного основания? 6. Что представляет собой юридический принцип презумпции невиновности? Как он связан с законом достаточного основания?
Читайте также: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|