Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагменты оккультной истины и книга «киу-те» 12 страница




«Поддержанная невежеством, активность порождает 5 элементов и развивает бездуховность... Добродетель и размышления разрушают силу невежества. Так, актив­ность ослабевает, и нирвана почти достигнута».

Осмеливаемся обратить внимание нашего коррес­пондента, что он снова противоречит себе. Или «буд­дам»? Всего лишь несколькими строчками выше он заявлял, что «активность... вечна», а теперь сделал её «бессильной» – другими словами, убил и уничтожил то, что вечно!

«Согласно Упанишадам, Пуруша является Шваям-Пракашей, то есть самопроявляющейся; следователь­но, в своих манифестациях она не может зависеть толь­ко от Пракрити. Ни один адвайтист не отождествляет Брахму с Пракрити, или гуной, то есть двойственнос­тью. Их Брахма – это Пуруша за пределами Пракрити, или, другими словами, Акшара. Дух в непроявленном состоянии никогда не называется Маха-Ишварой. По­жалуйста, прочтите ниже процитированный стих, в ко­тором четко говорится, что Маха-Ишвара – это дух вне Пракрити, когда последняя стала однородной».

Мы просим объяснить нам скрытый смысл этого поистине непонятного предложения. «Непроявленный дух никогда не называется Маха-Ишварой (по крайней мере, мы никогда не использовали этот термин), в то время как в санскритском стихе «ут­верждается, что Маха-Ишвара –это дух вне Прак­рити, когда последняя стала однородной». Хочет ли ученый свами сказать этим, что дух вне дифферен­цированной материи активен? Это не может озна­чать ничего другого; в противном случае, оба эти утверждения вступят в противоречие друг с другом и взаимоуничтожатся. А если он все-таки подразу­мевает то, что говорит, а именно, что Маха-Ишвара (если он идентичен здесь Парабрахму), то есть дух вне Пракрити, становится активным потому, раз его назвали Маха-Ишварой, – что невозможно, если он находится в непроявленном состоянии, – тогда, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что Парамаханса не понимает, о чем говорит. Он не посвя­щен в эзотерическую адвайту – и мы прекращаем обсуждение по причине его бесполезности.

«Ввиду серьезности и важности проблемы мы про­сим Вас высказываться спокойно и бесстрастно; не бу­дучи в таком расположении ума, нельзя постичь эзоте­рическую философию Индии. Ваши нынешние взгляды не назовешь эзотерическими, скорее, экзотерически­ми».

Примечание редактора: Мы искренне сожалеем, что альморский свами придерживается такого мне­ния. Но поскольку мы не знаем ни его самого, ни его религиозных или философских убеждений, то нам остается повторить вслед за ним: «не имеет зна­чения» согласен он с нами или нет, потому что практические (эзотерические и посвященные) ведантисты признали наши взгляды правильными и полнос­тью соответствующими их собственным. Существу­ют почти столько же интерпретаций эзотерического смысла определенных слов, которыми мы вынужде­ны пользоваться, сколько в Индии йогов и саньясинов, принадлежащих к различным сектам. Йог вишишта-адвайтист будет оспаривать правильность трактовки, предложенной аскетом-адвайтистом, а последователь Чайтаньи[339] или бхакти-йог никогда не примет толкование Вед или Бхагават-гиты, сделанное брамином или арийцем. Так можно сказать, что истина везде и нигде. Для нас единственная и абсо­лютная истина находится в эзотерических доктринах Архатов; и мы твердо придерживаемся своих убеж­дений. В северо-западной провинции мы встретили эрудированного пандита, известного санскритолога, самого образованного авторитета и главу вайшнавов[340], пользующегося такой же репутацией у многих других; он пытался убедить нас в том, что кульми­нацией раджа-йоги является обретение раджа-йогом практической и абсолютной власти над всем женс­ким полом мироздания!! Должны ли мы верить каж­дому толкованию Вед шастри любой секты только потому, что он является авторитетом у своих едино­верцев, или нам следует производить разумный от­бор, руководствуясь здравым смыслом, который го­ворит, что ближе всего к истине тот, кто меньше отходит от логики и науки? В изучаемой нами ок­культной философии применяется метод исследова­ния, который Спиноза назвал «научным». Он осно­ван исключительно на «четко обозначенных и тща­тельно изученных принципах», а посему является единственным способом получения достоверных све­дений. Следовательно, мы будем исповедовать толь­ко эту философию и никакую другую. А теперь от­даем почтенного свами и его взгляды под скальпель господина Т. Субба Роу.

 

КАРМА

(Приложение к статье «Фрагменты оккультной истины»)

Один из уважаемых членов нашего Общества, H. D. K., спрашивает в связи с доктриной, изложенной в одном из «Фрагментов оккультной истины»: «Какая карма побуждает высшее Эго к следующему рождению после исчезновения крайне развращенной личности? ».

Для начала уместно повторить то, что уже гово­рилось много раз, а именно, что «Фрагменты», являясь отрывочными и неполными, неизбежно будут казаться трудными и даже явно противоречивыми до тех пор, пока вся доктрина о посмертном состоянии Эго не будет полностью изучена.

Но ученикам, обладающим развитой интуицией, вполне достаточно уже имеющихся философских откровений; наиболее продвинутые из них сами до­мыслят многие детали – особенно, если они ведут образ жизни, способствующий раскрытию их духов­ного зрения. Лишь некоторые «Фрагменты» можно опубликовывать в расчете на то, что они будут вос­приняты случайными читателями так же правильно, как и оккультистами. Существуют секреты посвяще­ния, разглашение которых вызовет ужасное смятение во многих умах, если, конечно, не разъяснить всю доктрину; а этого не согласится сделать ни один адепт или посвященный неофит. Но все-таки выше­упомянутый вопрос уже достаточно хорошо освещен, поэтому нет необходимости продолжать умалчивать о подробностях.

Читателям «Буддийского катехизиса» полковника Олькотта следует вспомнить оттуда приглашающие к размышлению строки (с. 54-55):

«Каждая воплощающаяся личность отличается от той, что была в прошлой и будет в следующей жизни. Карма, deux ex machina, маскируется (или, лучше ска­зать, отражается) то в личности святого, то ремеслен­ника и так далее на протяжении всей череды рождений. Но несмотря на смену личностей, единая нить жизни, на которую они нанизываются, как бусинки, идет не прерываясь... »

Рядом с этой цитатой можно поместить следую­щую выдержку из №1 «Фрагментов оккультной истины»:

«Без сомнения, настанет время, когда Эго, подняв­шись на много ступеней выше по эволюционной лестнице, восстановит память о прошлых стадиях своего существования... »

Если вопрошатель уловит истинный смысл этих двух цитат, то получит ключ к правильному пони­манию вопроса о том, какая карма принуждает выс­шее Эго к следующему рождению, если даже оно исчезает у крайне развращенной личности вместе с душой, ответственной за карму. Из этих отрывков явствует, что индивидуальность, или духовная мона­да, является нитью, на которую нанизываются раз­нообразные личности. Каждая личность оставляет свои собственные – высоко духовные – «оттиски» на божественном Эго, сознание которого возвраща­ется на определенном этапе его развития, даже у крайне порочной души, которая в конце обречена на уничтожение. Причина тому станет самоочевидной, если поразмыслить над тем, что нет такой человеческой души, – какой бы преступной и лишенной проблесков духовности она ни была, – которая рож­далась бы совершенно испорченной, и что ту или иную карму греховная человеческая личность нара­батывает в молодые годы и именно эта карма сохра­няется и составляет основу предстоящей. Чтобы по­яснить нашу мысль, представим, что А становится взрослым и начинает жить полнокровной жизнью. Ни один человек, какими бы ни были его наклон­ности, не становится безнравственным сразу. У него всегда есть время для развития кармы. Давайте так­же предположим, что в возрасте 18 или 20 лет А на­чинает предаваться пороку и, таким образом, утра­чивает еле намеченную связь со своим высшим принципом. В 30 или, скажем, 40 лет он умирает. Итак, личность А в промежутке от 15 до 20 лет на­столько отличается от таковой в возрасте от 20 до 30 лет, что создается впечатление, что это совершенно разные люди. Даже психологи подразделяют психо­жизнь человека на семилетние периоды и доказыва­ют, что каждые семь лет в нас меняются все до пос­леднего атомы. То же происходит и с внутренним человеком. Пятый принцип чувственного, крайне развращенного субъекта может и должен исчезнуть, тогда как карма его юности, – хотя недостаточно сильная и оформленная, чтобы обеспечить ему бла­женство дэвакхана и соединение с высшим принци­пом, – уже обозначилась настолько, чтобы позво­лить монаде ухватиться за нее в следующем вопло­щении.

Жизнь состоит из множества эпизодов, и обстоя­тельства могут помешать личности получить сполна от кармы все хорошее или плохое, что она ему пред­начертала. Но Закон Воздаяния никогда не позволя­ет слепой случайности перехитрить себя. Принима­ются соответствующие меры, чтобы события, не ре­ализовавшиеся в данной жизни, совершились в другом воплощении. Та часть обшей суммы, которая не может быть подсчитана в одной колонке, переносит­ся в следующую. Во «Фрагментах» было приведено очень удачное сравнение множества жизней индиви­дуальной монады со страницами огромной учетной книги – Книги Жизни или – Жизней.

Затем, на основе впечатлений, почерпнутых из кармы юности, развивается новая личность. Наши друзья-ботаники, возможно, знают, что взрослое растение из рода кротон[341] в период засыхания или гибели выращивает из себя своего преемника. При­рода движется вперед, и каждая ее новая попытка всегда успешнее предыдущей. Это обновление про­исходит за счет потенциала, скрытого в самой жиз­ни. Также, невзирая на эволюционную непригод­ность полностью развращенной личности, которой грозит расторжение с духовной монадой и погруже­ние в восьмую сферу, где ей уготовано уничтоже­ние, все же впечатления, переданные высшему Эго предыдущими личностями, обладают достаточной силой для сотворения нового физического Эго – как и у растения кротон. В этих колонках рассматрива­лась связь духовной монады с чередой физических Эго, с которыми она временно соединялась в земных существованиях некоего человека. Если этот чело­век попробует воскресить в памяти свою ежеднев­ную работу, то окажется, что те дни, которые он не наполнил ничем важным и провел в праздности, не оставили следа в его сознании и превратились в бе­лый лист. Эти дни были преданы забвению. Анало­гичным образом, по окончании долгого странствия Эго восстанавливает самосознание только тех лично­стей, которые оставили достаточно сильный духов­ный, следовательно, неизгладимый отпечаток на монаде, а память о сознательных действиях конкрет­ной развращенной личности, отправляющейся в восьмую сферу, будет полностью стерта.

Тогда напрашивается вопрос: что заставляет чело­века быть хорошим и чистым, если его духовная монада все равно вынуждена прогрессировать? Это попутная, но очень важная проблема, обсуждение которой преждевременно, по крайней мере, на дан­ной стадии работы нашего журнала.

 

СЕМЕРИЧНЫЙ ПРИНЦИП В ЭЗОТЕРИЗМЕ

После того, как мы начали знакомить наших чи­тателей с эзотерическими доктринами архатов, многие, не успевшие ознакомиться с оккультными ос­новами индуистской философии, вообразили, что эти два учения не согласуются между собой.

Некоторые фанатики открыто упрекали оккуль­тистов из Теософского Общества в распространении буддийской ереси, а иные пошли еще дальше, обви­нив все теософское движение в замаскированной пропаганде буддизма. Неграмотные брамины и уче­ные европейцы язвили по поводу того, что наш те­зис о семеричном строении природы и всего сущего в ней, включая человека, надуман и не находит подтверждения в древнейших религиозных системах Востока.

К счастью, нам не пришлось долго ждать своей полной реабилитации. Уже в следующем номере журнала «The Theosophist» наш брат, мистер Т. Субба Роу, бакалавр искусств и права, оккультист и ученый, пользующийся всеобщим признанием, ознако­мит общественность с выдержками из оригиналов, которые станут неопровержимым доказательством того, что все идеи, лежащие в основе «Фрагментов», в свое время утверждались еще Вьясой – великим посвященным Адептом и Риши.

Таким образом, основные положения тайной док­трины архатов подтверждены авторитетным религиозным деятелем, в чьей ортодоксальности не посме­ет усомниться ни один индус, к какой бы секте он ни принадлежал. Эти абзацы привлекли внимание мистера Субба Роу совсем недавно, во время про­смотра литературы по другой теме; они явились еще одним примером поразительных совпадений, кото­рые по счастливой случайности участились за после­днее время.

Пока же мы предлагаем бросить беглый взгляд на Веды, Упанишады, Законы Ману и особенно веданту и тем самым продемонстрировать их тождествен­ность с нашими постулатами. Даже в их несовершенных эзотерических вариантах явно проглядыва­ют указания на семеричность строения мира. Наме­ки сквозят в каждом отрывке. Это мистическое чис­ло встречается не только на каждой странице древнейших арийских священных рукописей, но также и в стариннейших книгах по зороастризму, и в спасенных тайных писаниях древней Вавилонии и Халдеи, напечатанных цилиндрическим способом[342], и в «Книге Мертвых», и в ритуальных предписаниях древних египтян, и даже в книгах Моисея, – не го­воря уже о таких эзотерических еврейских трудах как каббала.

В ограниченных пределах^небольшой журнальной статьи едва ли хватит места для нескольких цитат, которые мы выбрали в качестве ориентиров, пред­послав к ним небольшие пояснения. Для глубокого осмысления этой темы недостаточно ознакомиться только с «Фрагментами».

Не будет преувеличением сказать, что по каждой из цитируемых здесь шлок[343] можно написать солид­ный труд.

Начиная с хорошо известного «Гимна времени» в Атшрваведе (Кн. XIX, Гимн liii, 1-2):

«Время, словно сверкающий конь с семью поводья­ми,

Полный животворящей силы, уносит все вперед».

* * *

«Время, похожее на семиколесную повозку с семью ступицами,

Катится без остановки: вращающиеся колеса – это все миры,

Нанизанные на ось бессмертия... »

– и вплоть до Законов Ману «первого и седьмо­го человека», Веды, Упанишады и все более поздние философские системы изобилуют ссылками на это число. Кем был Ману, сын Сваямбхувы? Тайная Доктрина говорит, что этот Ману не был челове­ком, а является олицетворением первых человечес­ких рас, развившихся с помощью Дхиан Коганов в начале первого Круга. Но в его Законах (Кн. Г, 80) сказано, что существует 14 Ману в каждой Кальпе, или «интервале между творениями» (читай: «интервале между одной малой пралайей и другой»), и что «в нынешний божественный век пока что было семь Ману». Содержание нижеследующего легче будет понять тем, кто знает о существовании семи Кругов, из которых мы прошли три и находимся в четвер­том; и тем, кого учат, что существует семь восходов и семь закатов, или 14 Манвантар, что в начале и в конце каждого Круга, в самом Круге и между гло­бусами происходит «пробуждение к иллюзорной жиз­ни» и «пробуждение к реальной жизни» и что, более того, есть «коренные Ману» и «семенные Ману» (мы вынуждены так неуклюже перевести этот термин) – семена человеческих рас предстоящего Круга (тайна, которую открывают только тем, кто прошел три этапа посвящения). В священных индусских руко­писях сказано: «Первый Ману дал жизнь шести остальным (всего семь первоначальных Ману), а каждый из них, в свою очередь, создал семь других Ману[344]» (Кн. I, 61-63)[345] – порождение последних символически обозначается в оккультных трактатах как 7x7. Так становится ясно, что последний на дан­ном этапе Ману, прародитель человечества нашего четвертого Круга, должен быть седьмым (поскольку мы находимся в четвертом Круге), и что коренной Ману появляется на глобусе А, а семенной – на гло­бусе G. Точно также как каждый планетарный Круг начинается с «коренного Ману» (Дхиан Когана) и завершается «семенным Ману», так и коренной и семенной Ману появляются, соответственно, в начале и в конце пребывания человечества на любой из планет. Из вышесказанного легко понять, что Ману-антарический период обозначает (как предполагает этот термин) время между появлением двух Ману, или Дхиан-Коганов; следовательно, малая Манвантара слагается из длительности существования семи рас на любой конкретной планете, а большая Манвантара –это период одного человеческого Круга в Планетарной Цепи. Кроме того, как уже было ска­зано, каждый из семи Ману создает 7x7 Ману, и на всех семи планетах во время каждого Круга суще­ствует 49 коренных рас, значит, каждая коренная раса имеет своего Ману. Нынешний, седьмой Ману называется Вайвасвата и соответствует в экзотери­ческих текстах индийскому аналогу вавилонского Ксизустра и еврейского Ноя. Но в эзотерических текстах сказано, что Ману Вайвасвата, прародитель нашей пятой расы, который спас ее от потопа, чуть не истребившего четвертую расу (атлантов), – не является седьмым Ману, упомянутым в перечне ко­ренных, или основных, Ману, а одним из 49, «эманировавших из этого коренного Ману».

Для большей ясности мы приводим имена всех 14 Ману в их связи с каждым Кругом.

 

1-й Круг

1-й (Коренной) Ману на планете А – Сваямбхува
1-й (Семенной) Ману на планете G – Сварочи

2-й Круг

2-й (Коренной) Ману на планете А – Уттама
2-й (Семенной) Ману на планете G – Тамаса

3-й Круг

3-й (Коренной) Ману на планете А – Райвата
3-й (Семенной) Ману на планете G – Чакшуска

4-й Круг

4-й (Коренной) Ману на планете А – Вайвасвата (наш породитель)
4-й (Семенной) Ману на планете G – Саварна

5-й Круг

5-й (Коренной) Ману на планете А – Дакша Саварна
5-й (Семенной) Ману на планете G – Брахма Саварна

6-й Круг

6-й (Коренной) Ману на планете А – Дхарма Саварна
6-й (Семенной) Ману на планете G – Рудна Саварна

7-й Круг

7-й (Коренной) Ману на планете А – Раучья
7-й (Семенной) Ману на планете G – Бхаутья

 

Таким образом, хотя Вайвасвата является седь­мым по счету, на самом деле – это основной Коренной Ману нашей 4-й Человеческой Волны (читатель не должен забывать, что Ману – это не человек, а соборное человечество), в то время как наш Вайвасвата был всего лишь одним из семи малых Ману, ко­торые поставлены руководить всеми семью расами нашей планеты. Каждый из них должен стать сви­детелем одного из периодически повторяющихся катаклизмов (поочередно от огня и воды), которые завершают цикл каждой коренной расы. И именно этот Вайвасвата – у других народов его абстрактное воплощение именуется, соответственно, Ксизустр, Девкалион[346], Ной и т. д. – является аллегорическим человеком, который спас нашу расу, когда почти все население одного полушария было поглощено водой, в то время как другое полушарие пробуждалось пос­ле временной обскурации.

Число семь бросается в глаза даже при поверхно­стном сопоставлении одиннадцатой таблички, излагающей легенду об Издубаре[347], связанную с халдей­ской версией о всемирном потопе, с так называемыми книгами Моисея. В обоих источниках число семь играет весьма важную роль. Чистых животных и домашнюю птицу брали по семь штук; через семь дней, по пророчеству Ноя, на землю должен обру­шиться ливень; поэтому он будет ждать «еще толь­ко семь дней», и снова семь дней. А в халдейском повествовании о всемирном потопе дождь прекра­тился на седьмой день. На седьмой день был послан голубь; Ксизустр берет по семь «кувшинов вина» для алтаря и тд. Откуда такое совпадение? И все же нас склоняют принять точку зрения европейских восто­коведов, которые называют «нелепыми измышлени­ями» подобные параллели в вавилонской и арийской хронологиях! Тем не менее, пока они не дают ника­ких объяснений и, насколько нам известно, не за­метили странного сходства в суммарных числах се­митской, халдейской и арийской (индусской) хроно­логий; следующий факт должен навести изучающих оккультную философию на серьезные размышле­ния. Период правления десяти вавилонских допотопных царей определен в 432 000 лет[348], продолжи­тельность послепотопной Кали-юги тоже обозначе­на 432 000 лет, в то время как все четыре эпохи, составляющие божественную Маха-югу, насчитыва­ют в общей сложности 4 320 000 лет. Почему эти хронологии – если они вымышлены и нелепы – со­держат идентичные числа, хотя ни арийцы, ни вавилонцы, наверняка, никогда ничего не заимствовали друг у друга! Мы обращаем особое внимание ок­культистов на эти три числа: 4 означает совершен­ный квадрат, 3 – триаду (семь вселенских и семь индивидуальных принципов), а 2 (проигнорирован­ная и отвергнутая Пифагором) символизирует наш иллюзорный мир.

Лучшее подтверждение оккультных учений мож­но найти в Упанишадах и веданте. В мистической доктрине Рахасья [349], или Упанишадах, «единственной Веде всех современных мыслящих индусов» – как вынужден был признать Монье Уильяме, – каждое слово, в соответствии с ее названием[350], имеет тайный смысл. Этот смысл полностью откроется только тому, кто обладает высшими знаниями о Пране, Еди­ной Жизни, «втулке, в которую вдеты семь спиц Вселенского Колеса»[351].

Даже европейские востоковеды сходятся в том, что все философские системы Индии описывают человеческое тело: а) внешнее, или физическое тело (стхулашариру); б) внутреннее, или прозрач­ное тело (сукишу), или лингашариру (проводник); – прочно соединенные с в) жизненным принципом (дживой, или каранашарирой [352], «причинным телом»). Оккультная система делает из этих трех тел семь, добавляя к ним кому, манас, буддхи и атман. Фи­лософия ньяя [353], рассматривая Прамейи [354] (с помощью которых должны быть правильно поняты объекты и субъекты Прамы), включает в число двеннадцать 7 «основных принципов» (см. Сутру IX), коими являются: 1) душа (атман); 2) ее верховный дух (дживатман); 3) тело (шарира); 4) чувства (индрья); 5) активность, или воля (правритти); 6) ум (ма­нас); 7) разум (буддхи). Семь Падартх [355] (исследо­ваний, или предикатов[356], существующих вещей) в вайшешике Канады соответствуют в оккультной доктрине семи качествам или атрибутам семи принципов:

1) материя (дравья) соотносится с телом, или стхулашарирой;

2) качество, или свойство (гуна) –с жизненным принципом, дживой;

3) действие, или поступок (карма) –с лингаша-рирой;

4) связь, или смещение свойств (саманья) –с кама-рупой;

5) личность, или сознательная индивидуальность (вишеша) –с манасом;

6) сонаследование, или вечная сокровенная связь (Самавайя) – с Буддхи, неотъемлемым проводником Атмана;

7) Несуществование, или небытие (абхава), в смысле изолированности от объективной материи – с высшей монадой, или Атманом.

Таким образом, рассматриваем ли мы Единство как ведическую Пурушу или браманическую (нейтральную) «вездесущую сущность», или как вселенс­кий дух, «свет света» (джиотишам джиотих), или в виде Всеобщности, лишенной всяких связей – как в Упанишадах – или как Параматман в веданте, или как Адришту, «невидимую Силу», или божествен­ный атом у Канады; либо как Пракрита, вечно существующую сущность Капилы[357] – во всех этих без­личных вселенских Принципах мы находим латентную способность развивать из себя «шесть лучей» (сам источник является седьмым). Третий афоризм «Санкхья-карики»[358], в котором говорится, что Пракрити – это «корень и субстанция всех вещей», но не продукт, а сам производитель «семи вещей, которые тоже становятся производителями» – имеет чисто оккультный смысл.

Чем являются эти «производители», эволюцио­нирующие из основного вселенского принципа, Мулапракрити, или недифференцированной косми­ческой первоматерии, которая выделяет из себя сознание и ум и обычно именуется Пракрита, аму-лам мулам, «корнем, лишенным корней», авъяктой, «непроявленным проявителем» и т. д.? Говорится, что этот изначальный таттва, или «вечно существующее то», неизвестная сущность, создает в ка­честве первого производителя Буддхи – «мышление», – соответствующее 6-му принципу в макро-и в микрокосме. Оно, в свою очередь, порождает (или служит источником) аханкару, «самосознание» и манас, «ум». Напоминаем читателям, что великим источником этих двух внутренних способнос­тей [служит] Махат. Буддхи per se не может обла­дать ни самосознанием, ни умом, то есть 6-й принцип в человеке в состоянии сохранять суть личностного самосознания или «личностную инди­видуальность» только посредством впитывания своих собственных вод, которые протекли через эту конечную способность; ибо аханкара – то есть восприятие «Я», или осознание своей личностной индивидуальности, правильно обозначенное терми­ном «эгоизм», – относится ко второй или, вернее, третьей волне порождений из числа семи, то есть к 5-му принципу, или Манасу. Именно Манас, «подобно пауку, плетущему паутину», вытягивает вдоль нити Пракрити, «основного принципа», че­тыре последующих тонких первичных принципа, или части, Танматры, из которых развиваются Махабхуты третьего класса, или плотные первич­ные принципы, или вернее, ишриры и рупы кама, линга, джива и стхулашарира. Все три гуны «Прак­рити» – саттва, раджас и тамас (чистота, страс­тная активность и невежество, или тьма) – пе­реплетенные в тройной канат, или «веревку», про­ходят через все семь или, вернее, шесть человечес­ких принципов. Именно от пятого принципа – Манаса, или аханкары «Я» – зависит, превратится ли «веревка» гун в одну нить – саттву и таким образом сольется с «непроявленным проявителем» и приобретет бессмертие, то есть вечное сознатель­ное существование. В противном случае он снова будет распадаться на свои махабхутические компо­ненты; до тех пор, пока тройная веревка остается нерасплетенной, Дух (божественная монада) связан присутствием гун в принципах, «подобно животно­му» (пуруша-пасу). Дух, атман, или дживатман (седьмой и шестой принципы) как макро-, так и микрокосма, хотя и связан этими гунами в период объективной проявленности вселенной или челове­ка, все же полностью свободен от них (ниргуна). Из всех трех производителей, или развивающих принципов, – Пракрити, Буддхи и аханкары –только последний может быть схвачен (когда речь идет о человеке) и уничтожен в состоянии персо­нификации.

«Божественная монада» лишена свойств (агуна), в то время как Пракрити, превратившись из Мулапракрити в активного производителя (авьякту) становится гунават (наделенной качествами). Пуруша, или Атман, не имеет никаких связей с Прак­рити (разумеется, будучи неспособной воспринимать ее в ее гунаватическом состоянии); а с Мулапракрити, или недифференцированной космической субстанцией, он контактирует – поскольку они едины и идентичны.

В «Атма-Бодхе» («Знании души»), трактате, на­писанном великим Шанкарачарьей, прямо говорит­ся о семи принципах в человеке (см. 14-й стих). Они называются там пятью оболочками (панча-кошами), в которые одета божественная монада – Атман и Буддхи, 7-й и 6-й принципы, или индивидуальная душа, – когда она становится отличной (посред­ством авидьи, майи и гун) от высшей души – от Парабрахма. Первая оболочка, названная анандамайей, «иллюзией высшего блаженства», – это манас, то есть 5-й принцип, объединенный с Буддхи, согласно оккультной системе; вторая оболочка – это Виджнана-майя-коша, футляр, или «оболочка самообма­на», то есть манас, впавший в заблуждение и ото­ждествивший себя с личностным «Я», или Эго, и его проводником. Третья оболочка – Мано-майя –со­стоит из «иллюзорного ума», связанного с органами действия и воли, то есть это камарупа, порождаю­щая совместно с лингашарирой иллюзорное «Я», или «Майяви-рупу». Четвертая оболочка названа Прана-майей, «иллюзорной жизнью», нашим вторым жиз­ненным принципом, или дживой, в котором обитает жизнь – «дышащая» оболочка. Пятая коша называ­ется Анна-майей, или оболочкой, поддерживаемой пищей – то есть это наше физическое тело. Все эти проводники порождают по шесть других, – мень­ших по размеру, – оболочек (атрибутов, или ка­честв); основная оболочка всегда является седьмой; а Атман, или Дух, проходящий через все эти тонкие эфирные тела наподобие нитки, называется «связу­ющей душой», или сутратманом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...