Новые подходы к обучению биологии
Стр 1 из 46Следующая ⇒ Academ'a Москва Издательский центр «Академия» 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях преобразования работы общеобразовательной школы усложняются профессиональные функции учителя. В практику обучения вводятся новые курсы, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы. У учителя появилась возможность не следовать строгим дидактическим предписаниям, а ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения. Однако при этом он должен уметь грамотно выбирать программы и учебники из нескольких альтернативных вариантов, оценивать их достоинства и недостатки с позиций теории методики преподавания своего предмета, а в исключительных случаях разрабатывать собственные программы и учебные пособия к ним. В создавшейся ситуации остро встает вопрос о методическом мастерстве и способности учителя нестандартно подходить к организации процесса обучения. Такой подход, несомненно, требует от него глубоких и прочных знаний методики преподавания своего предмета и одновременно большого искусства в организации деятельности учащихся. Данный учебник раскрывает основы методики преподавания биологии как одной из отраслей педагогических наук. В нем с современных позиций изложены цели биологического образования, изменения, происходящие в его содержании и структуре, формы, методы и средства оптимального обучения учащихся. Учебник включает десять глав, в которых отражены как классические методические положения, так и новые подходы к преподаванию биологии. Они раскрывают аспекты личностно-ориентированного, гуманитарного, ценностного и культурологического подходов к организации образовательного процесса. Содержание учебника построено таким образом, что позволяет учителю биологии разобраться в проблемах преподавания предмета — уметь обосновывать выбор программ, определять их достоинства и недостатки, отбирать формы, методы и средства обучения, создавать поурочные и тематические планы и др.
Авторы полагают, что содержание учебника, адресованное студентам педагогических специальностей классических университетов, а также начинающим учителям, поможет им в меняющихся условиях работы школы приобрести новые профессиональные качества и выработать необходимые методические умения. В связи с этим в учебнике наряду с традиционными классическими положениями методики преподавания биологии представлены материалы о вкладе школьной биологии в формирование личности учащегося. Учебник подготовлен на основе многолетней педагогической и научной работы авторов в школе и вузе, а также по результатам диссертационных исследований аспирантов и дипломных работ студентов по общей педагогике, теории и методике обучения и воспитания (биология).
Глава 1 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Методика преподавания биологии как наука Ключевые понятия. Методика преподавания биологии как наука; цели, предмет и объект методики преподавания биологии; методы и логика исследования в методике. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение методики преподавания биологии как науки. 2. Характеризовать цели, объект, предмет и методы исследования методики преподавания биологии. 3. Знать последовательность выполнения научного исследования по методике преподавания биологии и использовать ее в учебной ситуации. Каждый учебный предмет имеет свои особенности в педагогическом воздействии на личность, в организации учебной деятельности, в формах, методах и средствах обучения. Особенности преподавания биологии связаны с познанием живых объектов — их структур, функций, взаимоотношений с факторами среды, эволюционных изменений, а также способов сохранения для длительного существования биосферы и общества. При этом важно реализовать экологическую, здоровьесберегающую и гигиеническую направленности организации научной и практической работы с использованием приоритетных методов — наблюдения, эксперимента, описания, объяснения, моделирования и проектирования. Следовательно, личность учащихся формируется на основе восприятия, анализа, осмысления, оценки состояния и преобразования объектов живой природы. Возникает вопрос о сути методики преподавания биологии как науки.
По мнению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), методика преподавания биологии изучает систему процесса обучения и воспитания учащихся, обусловленного особенностями школьного предмета. Стало быть, она ориентирована на получение объективно нового знания, возникающего и обобщаемого в ходе и результате выполняемого методического исследования. Анализ содержания методики преподавания биологии как научной области приводит к выводу о том, что она призвана ответить на вопросы: «Кого учить?», «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Ответ на первый вопрос требует указания на возраст, с которого следует знакомить учащихся с элементарными представлениями о живых объектах, обучать систематическому курсу биологии и осуществлять профилизацию биологического образования. Вопрос «Чему учить?» предполагает определение содержания биологического образования — знаний в виде сведений, фактов, понятий, закономерностей, теорий и учений, интеллектуальных и практических умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. Ответ на вопрос «Как учить?» связан с выражением форм, методов и средств обучения биологии. И наконец, вопрос «Зачем учить?» требует от исследователей выяснения целей и задач обучения биологии. Представление о методике преподавания биологии как науке будет более отчетливым, если выразить такие важные ее признаки, как цели, объект, предмет, методы и логика исследования.
С учетом современного состояния методической науки главными целями методики преподавания биологии являются следующие: определение значения данного предмета в системе общего образования и его влияния на формирование у выпускников общеобразовательных учреждений культуры отношения к объектам живой природы; разработка содержания биологического материала в соответствии с Государственными образовательными стандартами, оптимальное его отражение в школьных программах и учебниках с проверкой в практике преподавания предмета; выяснение последовательности изучения определенного содержания в различных общеобразовательных учреждениях — школах, гимназиях, лицеях; поиск новых форм, методов, приемов и средств эффективного усвоения биологического материала. Вопросы для актуализации материала. Вспомните и выразите цели дидактики. Как они соотносятся с целями методики преподавания биологии? Объект науки в общем виде представляется как часть действительности, с которой имеет дело исследователь. Объект методики, очевидно, лежит в области целенаправленного образовательного процесса, охватывающего теорию и практику, содержание и принципы, сложившиеся и возникающие новые формы, методы и средства деятельности учителей и учащихся. Объект ориентирует исследователя на более полное и всестороннее отражение нового знания. К сожалению, в большинстве источников по общей методике преподавания биологии объект не указывается совсем. Однако И.Д.Зверев (1978) в качестве объекта называет процесс обучения биологии, а И. Н. Пономарева с соавт. (2003) — учебновоспитательный (образовательный) процесс, связанный с биологией как с учебным предметом. Авторы пособий по другим предметным методикам также считают процесс обучения предмету объектом соответствующей области. Возникает вопрос: «Что же является объектом изучения методики преподавания биологии?». Для получения ответа на поставленный вопрос обратимся к умозаключениям признанных отечественных педагогов В.В.Краев-ского и И.Я.Лернера (1989, с. 54). По их мнению, обучением называют «особую коллективную социальную деятельность по организации ускоренного усвоения молодым поколением накопленного общественного опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования». Под обучением подразумевают «целенаправленную последовательную смену учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирование свойств обучаемых в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта». В этих суждениях обнаруживается заданность содержания образования, а потому целеполага-ние, отбор и конструирование содержания вряд ли можно считать проблемами, относящимися только к категориям «обучение» и «процесс обучения».
Следовательно, в качестве объекта методики преподавания биологии должны выступать обучение биологии, биологическое образование, воспитание. Утверждение о том, что объектом методики преподавания биологии является процесс обучения биологии, можно считать правильным только при том условии, если перечень функций обучения будет расширен. Традиционные образовательная, воспитательная и развивающая функции должны дополняться эвристической, информационной, корректирующей, контрольной, оценочной и гуманистической функциями. Как видим, объект методики преподавания биологии сложный. Известно, что для изучения сложных явлений в науке используют системный метод. Его суть заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот метод позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, составляющие совокупность отдельных элементов. Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите по учебнику педагогики раздел дидактики. Что является объектом ее изучения? 2. Отличается ли объект изучения дидактики от объекта методики преподавания биологии? Да? Нет? Почему? Как? Теперь возникает вопрос о предмете методики преподавания биологии. Ясно, что в качестве такового должны выступать отдельные стороны, аспекты и точки зрения, с которых исследователь познает целостный объект, выделяя при этом его существенные признаки. По сути, предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект. В качестве предмета методики преподавания биологии н. М.верзилин и в.м.корсунская (1983) определяют систему процесса обучения и воспитания, обусловленного содержанием учебного предмета, методами, формами и средствами. И.н.пономарева с соавт. (2003) утверждает, что предметом методики преподавания биологии являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения,
воспитания и развития учащихся. Поддерживая их мнение и опираясь на работы г.и.саранцева (1999, 2001), можно уточнить предмет методики преподавания биологии. В качестве такового должна выступать идеализация объекта, его мысленное представление в сознании исследователя. Подобной идеализацией, моделью объекта в данном случае является методическая система. Именно она охватывает наиболее важные элементы исследуемого объекта и позволяет выявлять закономерные отношения между ними для организации качественной биологической подготовки учащихся. Модель методической системы биологической подготовки учащихся представлена на рис. 1.1. Методическую систему составляют цели, содержание учебного материала, методы, средства и формы обучения биологии, которые в совокупности должны оказывать положительное воздействие на становление личности учащихся. Например, при решении проблемы формирования нравственного отношения к живой природе объектом исследования является воспитание учащихся. Рис.1.1. Методическая система, соответствующая указанному объекту, будет включать цель (задачи) формирования нравственного отношения к живым системам, содержание материала о нравственном отношении к ним (принципы, идеалы, нормы, традиции, привычки, поступки), организационные формы (урок-диспут, урок-дискуссия, урок-игра, урок-практикум и др.), методы (убеждение, проблемные ситуации, упражнение, анализ и реализация нравственного опыта), средства (методические рекомендации для учителя, дидактические пособия для учащихся — тестовые задания, фрагменты видео- и телефильмов, мультимедиа-средства) и этапы (мо-тивационный, формирующий и оценочно-рефлексивный). При реализации обозначенной системы у учащихся предполагается сформировать знания о нравственных отношениях к живому, нравственные чувства к животным и растениям, привычки соблюдения норм, правил и предписаний нравственного поведения в природе. Если объект конкретного методического исследования выделяет какой-либо аспект или свойство объекта методики обучения, то предмет этого исследования будет соотноситься с предметом методики и охватывать либо подмножество основной методической системы, либо отдельные аспекты ее компонентов в взаимосвязях, либо отдельные свойства. Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждали ли с вами вопрос о дидактической системе в курсе педагогики? 2. Обратитесь к учебнику Н.А.Андреева «Педагогика» и познакомьтесь со схемой дидактической системы. По каким признакам она одинакова и различна с методической системой? Следует согласиться с мнением методистов о том, что на методическую систему и ее компоненты оказывает влияние ряд факторов, совокупность которых называют внешней средой (Л. М. Пан-чешникова, 1978; Г.И.Саранцев, 2001). Ее составляющими для методической системы по биологии выступают: общие цели образования; предмет биологической науки; закономерности развития личности; связь методики биологии с философией, дидактикой, психологией и практикой; образовательные идеи (техноло-гизация, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, информатизация, дифференциация, регионализация); методические подходы (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, компетентностный). В развитии науки, ее практическом приложении и оценке достижений важную роль играют методы научного исследования. Они выступают в качестве средства познания объекта и предмета, а также способа получения нового знания. Их исследование усиливается в связи с реализацией национального проекта «Образование», который побуждает учителей биологии к творчеству, обогащению методического мышления и грамотному проведению исследовательской работы. В методике преподавания биологии используют широкий спектр методов экспериментально-эмпирического и теоретического уровней: Теоретические методы получения нового методического знания на основе осмысления и переосмысления эмпирического и теоретического материала в контексте учений, концепций, идей и принципов: · системно-структурный анализ; · логико-дидактический анализ · типологический подход; · исторический подход; · сравнительный; · статистический; · математический;
Эмпирические методы получения нового методического знания на основе чувственного восприятия, педагогического опыта и его осмысления: · Изучение опыта работы учителя биологии и школы – наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование), тестирование, изучение литературы, школьных документов и результатов деятельности учителя биологии и учащихся; · Обобщение передового педагогического опыта учителей биологии и школы; · Эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, контролирующий и сравнительный). Методы теоретического уровня применяют на этапе анализа фактов и построения методической теории. В связи с усилением теоретико-методологического аспекта методики преподавания биологии внимание к обозначенной группе методов усиливается. Логико-дидактический метод позволяет анализировать методические системы и их элементы в той точке развития, которой они достигли к настоящему времени. При этом возникает объективная возможность для выяснения их современного состояния, а также определения путей и способов совершенствования для качественной подготовки учащихся в новых условиях. С помощью исторического метода методические явления рассматриваются с позиции возникновения, становления и развития. Исследователь представляет их как изменяющихся во времени в зависимости от объективных и субъективных факторов. Математический и аналитический методы применяют для обработки результатов экспериментальной работы и опытной проверки качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования. С помощью сравнительного метода выявляются количественные и качественные характеристики элементов изучаемой методической системы, осуществляются их сопоставление, упорядочение и оценка. Индуктивный и дедуктивный методы как логические способы обобщения полученных данных позволяют определять направления движения методической мысли соответственно от частных суждений к общему выводу и, наоборот, от общего суждения к частным выводам. С помощью моделирования создаются модели — схематические образцы методических систем для уточнения объекта и особенно характеристики предмета исследования. Эмпирические методы также широко применяют в методике преподавания биологии. Одним из самых распространенных методов является наблюдение. Умение наблюдать — необходимое качество учителя, наблюдательность — показатель его педагогических способностей. Методика наблюдений, ее последовательность, содержание и виды зависят от особенностей проблемы, методической системы, цели исследования и характера объекта наблюдения. Успех наблюдений определяется программой, которую составляют с учетом цели наблюдения. Наблюдения на уроках биологии и во время проведения внеурочных занятий сочетаются с другими методами — анкетированием учителей и учащихся, беседой, изучением различных категорий школьной документации. Разработка содержания анкет проводится в целях сбора информации по различным методическим проблемам. В результате анкетирования получают данные, с помощью которых подтверждают или опровергают состоятельность изучаемых методических явлений. Логическим продолжением изучения опыта работы учителя биологии и школы служит педагогический эксперимент. В прак-
↓
↓
↓
↓
↓
Рис. 1.2. Логика научного исследования в методике преподавания биологии
тике методических исследований это наиболее распространенный метод. Педагогический эксперимент — научно-поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий анализировать исследуемое методическое явление в контролируемых условиях. Педагогический эксперимент может быть различным. По времени действия он бывает длительным и кратковременным, по составу изучаемых явлений — простым и сложным. По признаку организации различают естественный (проводится со всем классом или несколькими классами в разных школах без изменения хода образовательного процесса) и лабораторный (проводится с небольшой группой учащихся для более детального изучения какого-либо методического аспекта и точного учета результатов) эксперименты. По целям выделяют такие эксперименты — констатирующий (для определения исходных данных), обучающий (для введения нового фактора обучения и выяснения его эффективности), контролирующий (для определения уровня биологической подготовки учащихся) и сравнительный (для сопоставления хода и результатов в контрольных и экспериментальных группах). Вопросы для актуализации материала. По педагогическим и
Любое методическое исследование осуществляется по этапам. Обобщенное представление об этапах исследования в области методики преподавания биологии дано на рис. 1.2. На протяжении многих лет в методике преподавания биологии сформирована собственная теоретическая база. К основным из них относят такие теории, как «Развитие биологических понятий», «Развитие системы экологических понятий», «Развитие методов обучения биологии», «Система форм обучения биологии», «Система материальной базы обучения биологии» и др. Именно они выступают в качестве теоретической основы для практического осуществления процесса обучения учащихся биологии. Методика преподавания биологии как наука имеет все основные ее признаки — цели, объект, предмет, методы исследования и собственную теоретическую базу. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определение методики преподавания биологии как науки. 2. Назовите главные признаки методики преподавания биологии как науки. 3. Каковы цели преподавания биологии? 4. Обоснуйте объект и предмет методики преподавания биологии. 5. Назовите основные методы теоретического и эмпирического исследования в методике преподавания биологии. Для чего они используются? 6. Какое значение имеют методы научного исследования в педагогической деятельности учителя биологии. 7. Какие методы исследования вы стали бы применять в своей работе? Почему и с какой целью? 8. На примере темы «Методика проведения учебных игр на уроках биологии (раздел «Животные»)» выразите содержание этапов методического исследования.
1.2. Связь методики преподавания биологии с другими науками
Ключевые понятия. Междисциплинарная связь, междисциплинарные связи методики преподавания биологии и их содержание. Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять место методики преподавания биологии среди других наук. 2. Устанавливать и характеризовать содержание связей методики преподавания биологии с другими науками. 3. Аргументировать необходимость дальнейшего углубления связей методики преподавания биологии с другими науками. Методика преподавания биологии полноценно может функционировать только при взаимосвязях с другими науками. Традиционно утверждают, что наиболее тесно она связана с биологией и другими смежными с ней науками, основы которых составляют базовую часть содержания школьной биологии. Однако современное научное знание, по мнению педагогов-исследователей и методистов, не является единственной составляющей содержания (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, И.Н.Пономарева, Г.С. Калинова, В. В.Пасечник, И.Т.Суравегина). Оно дополняется представлениями, сведениями, понятиями, закономерностями из других форм отражения окружающей действительности — философии, искусства, техники и технологий. Ввиду этого возникает объективная необходимость в методике преподавания биологии учитывать связи как с науками о живых системах, так и с другими сферами науки и культуры. Наиболее тесными являются связи методики преподавания биологии с философией, теорией воспитания, дидактикой, психологией, логикой, биологией и другими естественными науками, а также с литературой, искусством, техникой и технологией (рис. 1.3). Связь методики преподавания биологии с философией достаточно длительная и продуктивная. Такие философские идеи, как познание окружающей действительности во всем многообразии, взаимообусловленность общего, особенного и единичного в природных и социальных явлениях, единство и целостность живых и неживых компонентов природы, взаимодействие общества, человека и природы, определяют аспекты методического поиска и слу-
жат его научной основой. В определенные периоды развития методики преподавания биологии трактовки ее связей с философией имели оппозиционный характер. Это относится, например, к упрощенному и ошибочному объяснению явления наследования признаков живого организма в учебниках биологии и методических пособиях периода «лысенковской биологии» (30 —60-е гг. XX в.). Как известно, в отечественной биологии этого времени развивалось направление, которое не признавало роль генов и хромосом в наследственности, а утверждало о ее «переделке» преимущественным действием внешних условий. Эти притязания возводились в ранг особой философии, утверждающей о скачкообразном возникновении биологических объектов. При этом без ясного научного обоснования пропагандировались появления из пшеницы риса, из овса — овсюга, из граба — лещины, а из яиц пеночки — кукушек. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к методике преподавания биологии, что вполне правомерно и обусловлено сущностью философского знания. Оно, как известно, является мировоззренческим по своей природе и оказывает влияние на осмысление методических явлений в зависимости от системы взглядов — материалистических, прогностических и др. Следовательно, философия обеспечивает методику преподавания биологии общими принципами и способами научного познания как руководящими идеями. К таковым следует отнести идеи материального единства мира, всеобщей связи явлений, развития, а также принципы детерминизма, системности, историзма, формализации. Например, идея развития позволяет объективно представлять методические системы и их элементы в состоянии необратимого, направленного и закономерного изменения при влиянии на них культурных, социальных, педагогических и других факторов. Она также дает возможность выяснить результаты их развития, которые возникают как качественно новые состояния — изменение структуры, характера, связей между ее элементами и отдельных элементов при обогащении их содержания современными представлениями. Принцип детерминизма, к примеру, конкретизирует идею о всеобщей связи явлений. Он раскрывает закономерные отношения между процессами и предметами, которые реализуются в разных формах. Среди них важное место занимают связи причинности. По мнению философов, принцип причинности выполняет три главные методологические функции — объяснительную, прогностическую и обобщающую (И.В.Кузнецов, 1975; Г.А.Свечников, 1975). Следовательно, с помощью принципа причинности можно объяснить методические явления прошлого, аргументировать и обобщить передовой опыт в сфере современного биологического образования и предсказать направления его развития для будущих поколений. Методика преподавания биологии находится в определенной связи с дидактикой. В работах, посвященных выражению взаимоотношений дидактики и методик преподавания, отмечается, что связь между ними характеризуется по типам «общее—особенное», «целое —часть», «род —вид». Учитывая мнение Г.И.Саранцева (2001) и И.Н.Пономаревой с соавт. (2003), можно утверждать о равноценном положении дидактики и частных методик, включая методику преподавания биологии. Несмотря на центральное положение категории обучения в обозначенных сферах науки, придаваемый им смысл в них различен. Обучение в дидактике характеризуется отношением в системе «деятельность учителя—деятельность учащегося», а в методике преподавания биологии — в системе «деятельность учителя — содержание биологического материала — деятельность учащегося». Поэтому содержанием обучения в дидактике является взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося, а в методике обучения биологии — взаимодействие преподавания, учения и содержания учебного материала. Этим объясняются некоторые различия в выражении классификаций форм, средств и особенно методов (приемов) преподавания в дидактике и методике преподавания биологии. Сказанное определяет отношение между ними. Они являются различными научными сферами, относящимися к педагогическим наукам. Дидактика и методика преподавания биологии не связаны между собой отношениями соподчинения типа «целое—часть» и «общее —особенное». Однако в предметах исследования дидактики и методики преподавания биологии много общего. Поэтому дидактические закономерности и принципы будут проявляться в методике, но в ином содержании. Например, принцип единства теории и практики в дидактике означает, что любое научное знание служит общественной практике. В методике преподавания биологии он обеспечивает реализацию прикладного аспекта биологического образования. Это означает, что учащихся необходимо готовить к жизни, выбору профессии и трудовой деятельности в сферах, где человек имеет отношения с живыми системами и биологическими процессами. Такими сферами являются сельское хозяйство, охрана природы, биотехнология, медицина, санитария, гигиена и валео-логия. Отчетливое представление о них — один из факторов успешной социализации выпускников. В период реализации национального проекта «Образование» укрепляется связь методики преподавания биологии с психологией. Актуализация психических особенностей познавательной деятельности при гуманизации содержания биологического образования широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии. Они обеспечивают методику данными о свойствах памяти, способах развития мышления, различиях в восприятии теоретического и эмпирического материала. Данные психологии учитываются при разработке мотивов учения, развития познавательного интереса к изучению биологии и опыта творческой деятельности. Психология показывает направления развития потребностей и способностей учащихся, помогает определить отношения учителя и учащихся на основе сотрудничества. Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о связи методики преподавания биологии с дидактикой. При затруднении используйте любой учебник педагогики. В методике преподавания биологии широко используют концепции и теории, разработанные отечественными психологами. Это деятельностная теория (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов), концепции стимулирования умственного развития (Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский), обобщений в усвоении теоретических знаний (В. В.Давыдов, Д. Б. Эльконин), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), проблемного обучения (В. Т. Кудрявцев, А. М.Матюшкин, М.И.Махмутов), личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бон-даревская, И.С.Якиманская). Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о связи методики преподавания биологии с разными разделами психологии — общей психологией, возрастной и педагогической психологией. При затруднении используйте соответствующие источники. Связь методики преподавания биологии с логикой проявляется в том, что при формировании биологических понятий, конструировании их состава, разработке методических систем, создании различных классификаций необходимо использовать определенные логические приемы: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, индукцию и дедукцию. Потребность в них возникает также в связи с созданием авторских программ, составлением учебных заданий и мультимедиа-средств. Методика преподавания биологии связана с практикой работы школы. Деятельность учителей биологии может определять актуальные направления методических исследований. Пример — появление нестандартных форм и методов преподавания биологии. В учительской практике зарождаются исследования по проблемам индивидуализации обучения, использования естественного природного окружения, профилизации, информатизации, форм контроля за уровнем подготовки учащихся. Некоторые учителя сами аргументируют свои методические находки, выполняя научные исследования. Практика выступает как средство апробации и доказательства результатов методического исследования. Истинность гипотезы исследования подтверждается в практике с помощью экспериментов. Практика позволяет обнаружить «слабые» места разрабатываемой исследователем методики «осуществить» ее корректировку. Отличием методики является то, что результаты ее исследования могут внедряться непосредственно в практику. Поэтому важно, чтобы будущий учитель биологии мог бы не только провести исследования, но и успешно внедрить полученные результаты. Методика преподавания биологии тесно связана с биологией и другими естественными науками. Школьная биология отражает все основные области биологии — ботанику, зоологию, анатомию человека, морфологию человека, физиологию человека, животных и растений, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение и др. Поэтому у
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|