Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые подходы к обучению биологии




Academ'a

Москва

Издательский центр «Академия» 2008

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


 

В условиях преобразования работы общеобразова­тельной школы усложняются профессиональные функ­ции учителя. В практику обучения вводятся новые курсы, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы. У учителя появилась возмож­ность не следовать строгим дидактическим предписа­ниям, а ориентироваться на творческий подход к орга­низации процесса обучения. Однако при этом он дол­жен уметь грамотно выбирать программы и учебники из нескольких альтернативных вариантов, оценивать их достоинства и недостатки с позиций теории мето­дики преподавания своего предмета, а в исключитель­ных случаях разрабатывать собственные программы и учебные пособия к ним.

В создавшейся ситуации остро встает вопрос о ме­тодическом мастерстве и способности учителя нестан­дартно подходить к организации процесса обучения. Такой подход, несомненно, требует от него глубоких и прочных знаний методики преподавания своего пред­мета и одновременно большого искусства в организа­ции деятельности учащихся.

Данный учебник раскрывает основы методики пре­подавания биологии как одной из отраслей педагоги­ческих наук. В нем с современных позиций изложены цели биологического образования, изменения, проис­ходящие в его содержании и структуре, формы, мето­ды и средства оптимального обучения учащихся. Учеб­ник включает десять глав, в которых отражены как классические методические положения, так и новые подходы к преподаванию биологии. Они раскрывают аспекты личностно-ориентированного, гуманитарно­го, ценностного и культурологического подходов к организации образовательного процесса. Содержание учебника построено таким образом, что позволяет учи­телю биологии разобраться в проблемах преподавания предмета — уметь обосновывать выбор программ, оп­ределять их достоинства и недостатки, отбирать фор­мы, методы и средства обучения, создавать поурочные и тематические планы и др.


Авторы полагают, что содержание учебника, адре­сованное студентам педагогических специальностей классических университетов, а также начинающим учителям, поможет им в меняющихся условиях рабо­ты школы приобрести новые профессиональные ка­чества и выработать необходимые методические уме­ния. В связи с этим в учебнике наряду с традицион­ными классическими положениями методики препо­давания биологии представлены материалы о вкладе школьной биологии в формирование личности уча­щегося.

Учебник подготовлен на основе многолетней педа­гогической и научной работы авторов в школе и вузе, а также по результатам диссертационных исследова­ний аспирантов и дипломных работ студентов по об­щей педагогике, теории и методике обучения и вос­питания (биология).

 

Глава 1

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1.1. Методика преподавания биологии как наука

Ключевые понятия. Методика преподавания биологии как наука; цели, предмет и объект методики преподавания биологии; методы и логика исследования в методике.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение методики преподавания биологии как науки. 2. Характеризовать цели, объект, предмет и методы исследования методики преподавания биоло­гии. 3. Знать последовательность выполнения научного исследования по методике преподавания биологии и использовать ее в учебной ситуации.

Каждый учебный предмет имеет свои особенности в педагоги­ческом воздействии на личность, в организации учебной деятель­ности, в формах, методах и средствах обучения. Особенности пре­подавания биологии связаны с познанием живых объектов — их структур, функций, взаимоотношений с факторами среды, эво­люционных изменений, а также способов сохранения для дли­тельного существования биосферы и общества. При этом важно реализовать экологическую, здоровьесберегающую и гигиениче­скую направленности организации научной и практической рабо­ты с использованием приоритетных методов — наблюдения, экс­перимента, описания, объяснения, моделирования и проектиро­вания. Следовательно, личность учащихся формируется на осно­ве восприятия, анализа, осмысления, оценки состояния и преоб­разования объектов живой природы. Возникает вопрос о сути методики преподавания биологии как науки.

По мнению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), мето­дика преподавания биологии изучает систему процесса обучения и воспитания учащихся, обусловленного особенностями школь­ного предмета. Стало быть, она ориентирована на получение объек­тивно нового знания, возникающего и обобщаемого в ходе и ре­зультате выполняемого методического исследования. Анализ со­держания методики преподавания биологии как научной области приводит к выводу о том, что она призвана ответить на вопросы: «Кого учить?», «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Ответ на первый вопрос требует указания на возраст, с которого следует знакомить учащихся с элементарными представлениями о живых объектах, обучать систематическому курсу биологии и осуществлять профилизацию биологического образования. Воп­рос «Чему учить?» предполагает определение содержания биоло­гического образования — знаний в виде сведений, фактов, поня­тий, закономерностей, теорий и учений, интеллектуальных и прак­тических умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. Ответ на вопрос «Как учить?» связан с выражением форм, методов и средств обучения биологии. И наконец, вопрос «Зачем учить?» требует от исследователей выяснения целей и за­дач обучения биологии.

Представление о методике преподавания биологии как науке будет более отчетливым, если выразить такие важные ее призна­ки, как цели, объект, предмет, методы и логика исследования.

С учетом современного состояния методической науки глав­ными целями методики преподавания биологии являются следу­ющие:

определение значения данного предмета в системе общего образования и его влияния на формирование у выпускников об­щеобразовательных учреждений культуры отношения к объектам живой природы;

разработка содержания биологического материала в соответ­ствии с Государственными образовательными стандартами, опти­мальное его отражение в школьных программах и учебниках с проверкой в практике преподавания предмета;

выяснение последовательности изучения определенного со­держания в различных общеобразовательных учреждениях — шко­лах, гимназиях, лицеях;

поиск новых форм, методов, приемов и средств эффектив­ного усвоения биологического материала.

Вопросы для актуализации материала. Вспомните и выразите цели дидактики. Как они соотносятся с целями методики преподавания био­логии?

Объект науки в общем виде представляется как часть действи­тельности, с которой имеет дело исследователь. Объект методики, очевидно, лежит в области целенаправленного образовательного процесса, охватывающего теорию и практику, содержание и прин­ципы, сложившиеся и возникающие новые формы, методы и сред­ства деятельности учителей и учащихся. Объект ориентирует ис­следователя на более полное и всестороннее отражение нового знания. К сожалению, в большинстве источников по общей мето­дике преподавания биологии объект не указывается совсем. Од­нако И.Д.Зверев (1978) в качестве объекта называет процесс обу­чения биологии, а И. Н. Пономарева с соавт. (2003) — учебно­воспитательный (образовательный) процесс, связанный с биоло­гией как с учебным предметом. Авторы пособий по другим пред­метным методикам также считают процесс обучения предмету объектом соответствующей области. Возникает вопрос: «Что же является объектом изучения методики преподавания биологии?». Для получения ответа на поставленный вопрос обратимся к умо­заключениям признанных отечественных педагогов В.В.Краев-ского и И.Я.Лернера (1989, с. 54). По их мнению, обучением на­зывают «особую коллективную социальную деятельность по орга­низации ускоренного усвоения молодым поколением накоплен­ного общественного опыта, воплощенного в соответствии с соци­альным заказом в содержании образования». Под обучением под­разумевают «целенаправленную последовательную смену учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирова­ние свойств обучаемых в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта». В этих суждениях обнаружива­ется заданность содержания образования, а потому целеполага-ние, отбор и конструирование содержания вряд ли можно считать проблемами, относящимися только к категориям «обучение» и «процесс обучения».

Следовательно, в качестве объекта методики преподавания био­логии должны выступать обучение биологии, биологическое об­разование, воспитание. Утверждение о том, что объектом методи­ки преподавания биологии является процесс обучения биологии, можно считать правильным только при том условии, если пере­чень функций обучения будет расширен. Традиционные образо­вательная, воспитательная и развивающая функции должны до­полняться эвристической, информационной, корректирующей, контрольной, оценочной и гуманистической функциями.

Как видим, объект методики преподавания биологии сложный. Известно, что для изучения сложных явлений в науке используют системный метод. Его суть заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот метод позволяет выявить общие системные свойства и качественные характерис­тики, составляющие совокупность отдельных элементов.

Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите по учебни­ку педагогики раздел дидактики. Что является объектом ее изучения? 2. Отличается ли объект изучения дидактики от объекта методики пре­подавания биологии? Да? Нет? Почему? Как?

Теперь возникает вопрос о предмете методики преподавания биологии. Ясно, что в качестве такового должны выступать от­дельные стороны, аспекты и точки зрения, с которых исследова­тель познает целостный объект, выделяя при этом его существенные признаки. По сути, предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект. В качестве предмета методики препо­давания биологии н. М.верзилин и в.м.корсунская (1983) оп­ределяют систему процесса обучения и воспитания, обусловлен­ного содержанием учебного предмета, методами, формами и сред­ствами. И.н.пономарева с соавт. (2003) утверждает, что предме­том методики преподавания биологии являются цели и содержа­ние образовательного процесса, методы, средства и формы обуче­ния,

воспитания и развития учащихся. Поддерживая их мнение и опираясь на работы г.и.саранцева (1999, 2001), можно уточнить предмет методики преподавания биологии. В качестве такового должна выступать идеализация объекта, его мысленное представ­ление в сознании исследователя. Подобной идеализацией, моде­лью объекта в данном случае является методическая система. Именно она охватывает наиболее важные элементы исследуемого объекта и позволяет выявлять закономерные отношения между ними для организации качественной биологической подготовки учащихся. Модель методической системы биологической подго­товки учащихся представлена на рис. 1.1.

Методическую систему составляют цели, содержание учебного материала,

методы, средства и формы обучения биологии, кото­рые в совокупности должны оказывать положительное воздействие на становление личности учащихся. Например, при решении про­блемы формирования нравственного отношения к живой приро­де объектом исследования является воспитание учащихся.



Рис.1.1.

Мето­дическая система, соответствующая указанному объекту, будет включать цель (задачи) формирования нравственного отношения к

живым системам, содержание материала о нравственном отно­шении к ним (принципы, идеалы, нормы, традиции, привычки, поступки), организационные формы (урок-диспут, урок-дискус­сия, урок-игра, урок-практикум и др.), методы (убеждение, про­блемные ситуации, упражнение, анализ и реализация нравствен­ного опыта), средства (методические рекомендации для учителя, дидактические пособия для учащихся — тестовые задания, фраг­менты видео- и телефильмов, мультимедиа-средства) и этапы (мо-тивационный, формирующий и оценочно-рефлексивный). При реализации обозначенной системы у учащихся предполагается сфор­мировать знания о нравственных отношениях к живому, нравствен­ные чувства к животным и растениям, привычки соблюдения норм, правил и предписаний нравственного поведения в природе.

Если объект конкретного методического исследования выде­ляет какой-либо аспект или свойство объекта методики обучения, то предмет этого исследования будет соотноситься с предметом методики и охватывать либо подмножество основной методиче­ской системы, либо отдельные аспекты ее компонентов в взаимо­связях, либо отдельные свойства.


Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждали ли с вами вопрос о дидактической системе в курсе педагогики? 2. Обратитесь к учебнику Н.А.Андреева «Педагогика» и познакомьтесь со схемой дидак­тической системы. По каким признакам она одинакова и различна с методической системой?

Следует согласиться с мнением методистов о том, что на мето­дическую систему и ее компоненты оказывает влияние ряд фак­торов, совокупность которых называют внешней средой (Л. М. Пан-чешникова, 1978; Г.И.Саранцев, 2001). Ее составляющими для методической системы по биологии выступают: общие цели обра­зования; предмет биологической науки; закономерности разви­тия личности; связь методики биологии с философией, дидакти­кой, психологией и практикой; образовательные идеи (техноло-гизация, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, информатизация, дифференциация, регионализация); методиче­ские подходы (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, компетентностный).

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке до­стижений важную роль играют методы научного исследования. Они выступают в качестве средства познания объекта и предмета, а также способа получения нового знания. Их исследование уси­ливается в связи с реализацией национального проекта «Образо­вание», который побуждает учителей биологии к творчеству, обо­гащению методического мышления и грамотному проведению исследовательской работы. В методике преподавания биологии используют широкий спектр методов экспериментально-эмпири­ческого и теоретического уровней:

Теоретические методы получения нового методического знания на основе осмысления и переосмысления эмпирического и теоретического материала в контексте учений, концепций, идей и принципов:

· системно-структурный анализ;

· логико-дидактический анализ

· типологический подход;

· исторический подход;

· сравнительный;

· статистический;

· математический;
индуктивный и дедуктивный;

  • моделирование.

 

 

Эмпирические методы получения нового методического знания на основе чувственного восприятия, педагогического опыта и его осмысления:

· Изучение опыта работы учителя биологии и школы – наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование), тестирование, изучение литературы, школьных документов и результатов деятельности учителя биологии и учащихся;

· Обобщение передового педагогического опыта учителей биологии и школы;

· Эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, контролирующий и сравнительный).

Методы теоретического уровня применяют на этапе анализа фактов и построения методической теории. В связи с усилением теоретико-методологического аспекта методики преподавания био­логии внимание к обозначенной группе методов усиливается. Ло­гико-дидактический метод позволяет анализировать методические системы и их элементы в той точке развития, которой они достиг­ли к настоящему времени. При этом возникает объективная воз­можность для выяснения их современного состояния, а также оп­ределения путей и способов совершенствования для качественной подготовки учащихся в новых условиях. С помощью историческо­го метода методические явления рассматриваются с позиции воз­никновения, становления и развития. Исследователь представляет их как изменяющихся во времени в зависимости от объективных и субъективных факторов. Математический и аналитический методы применяют для обработки результатов экспериментальной работы и опытной проверки качества обучения. Они позволяют делать до­статочно обоснованные выводы по результатам исследования. С помощью сравнительного метода выявляются количественные и качественные характеристики элементов изучаемой методической системы, осуществляются их сопоставление, упорядочение и оцен­ка. Индуктивный и дедуктивный методы как логические способы обобщения полученных данных позволяют определять направле­ния движения методической мысли соответственно от частных суж­дений к общему выводу и, наоборот, от общего суждения к част­ным выводам. С помощью моделирования создаются модели — схематические образцы методических систем для уточнения объек­та и особенно характеристики предмета исследования.

Эмпирические методы также широко применяют в методике преподавания биологии. Одним из самых распространенных ме­тодов является наблюдение. Умение наблюдать — необходимое качество учителя, наблюдательность — показатель его педагоги­ческих способностей. Методика наблюдений, ее последователь­ность, содержание и виды зависят от особенностей проблемы, методической системы, цели исследования и характера объекта наблюдения. Успех наблюдений определяется программой, кото­рую составляют с учетом цели наблюдения.

Наблюдения на уроках биологии и во время проведения вне­урочных занятий сочетаются с другими методами — анкетирова­нием учителей и учащихся, беседой, изучением различных кате­горий школьной документации. Разработка содержания анкет проводится в целях сбора информации по различным методиче­ским проблемам. В результате анкетирования получают данные, с помощью которых подтверждают или опровергают состоятельность изучаемых методических явлений.

Логическим продолжением изучения опыта работы учителя биологии и школы служит педагогический эксперимент. В прак-

 

 

Обоснование актуальности выбранной темы. Изучение истории и теории вопроса, опыта массовой школы и передового опыта учителей биологии. Формулирование темы исследования
Тема: формирование знаний о биологическом разнообразии у учащихся основной школы при изучении раздела «Общая биология»; обобщенное знание о биологическом разнообразии выступает как фактор ответственного отношения к живой природе у выпускников основной школы

Установление основной проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования
Имеется противоречие между потребностью общества в выпускниках, обладающих ответственностью к живым существам, основанной на знании о биологическом разнообразии и недостатком научно обоснованных методик формирования обозначенных знаний. Проблема: поиск и определение эффективной методической системы формирования знаний о биологическом разнообразии у учащихся 9 класса при изучении раздела «Общая биология». Объект: обучение биологии учащихся основной общеобразовательной школы. Предмет: методическая система формирования знаний о биологическом разнообразии у учащихся основной общеобразовательной школы при изучении раздела «Общая биология»

Формулирование целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, от которой зависит построение плана экспериментальной работы

 

Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование методической системы формирования знаний о биологическом разнообразии у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Общая биология». Задачи: обосновать методическую систему; разработать научно-методические материалы; провести экспериментальную работу и проверку ее результатов. Гипотеза: ответственное отношение к объектам живой природы зависит от обобщенного знания о биологическом разнообразии (видовом, генетическом,экосистемном)

Выбор методов исследования — теоретических и эмпирических
Теоретические методы — системно-структурный анализ, сравнительный, статистический, дедуктивный,моделирование. Эмпирические — наблюдение на уроках и внеурочных занятиях, анкетирование, анализлитературы и опыта учителей биологии, эксперимент (естественный, констатирующий, обучающий)


 

Подготовка экспериментальных материалов и сам эксперимент, в ходе которого проверяется целесообразность разработанных положений и вариантов организации учебной деятельности
Разработка методических рекомендаций для учителя и дидактических материалов для учащихся, демонстрационных средств, системы классных и внеклассных занятий, контрольных тестов и вопросов. Реализация обучающего эксперимента на мотивационном, формирующем и оценочно-рефлексивном этапах

Анализ материалов исследования, формулирование выводов, раскрытие практической значимости результатов
Выражение положения о том, что обобщенные знания о биологическом разнообразии стимулируют активные и ответственные действия по сохранению объектов живой природы, ибо они формируют жизнепригодную среду  

Рис. 1.2. Логика научного исследования в методике преподавания

биологии

 

тике методических исследований это наиболее распространенный метод. Педагогический эксперимент — научно-поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий анализировать исследуе­мое методическое явление в контролируемых условиях. Педаго­гический эксперимент может быть различным. По времени дей­ствия он бывает длительным и кратковременным, по составу изу­чаемых явлений — простым и сложным. По признаку организа­ции различают естественный (проводится со всем классом или несколькими классами в разных школах без изменения хода обра­зовательного процесса) и лабораторный (проводится с небольшой группой учащихся для более детального изучения какого-либо методического аспекта и точного учета результатов) эксперимен­ты. По целям выделяют такие эксперименты — констатирующий (для определения исходных данных), обучающий (для введения нового фактора обучения и выяснения его эффективности), кон­тролирующий (для определения уровня биологической подготов­ки учащихся) и сравнительный (для сопоставления хода и резуль­татов в контрольных и экспериментальных группах).

Вопросы для актуализации материала. По педагогическим и
методическим источникам сделайте дополнительные пояснения к таким
методам, как системно-структурный анализ, типологический подход, те-
стирование, моделирование применительно к методике преподавания био-
логии.

 

Любое методическое исследование осуществляется по этапам. Обобщенное представление об этапах исследования в области методики преподавания биологии дано на рис. 1.2.

На протяжении многих лет в методике преподавания биологии сформирована собственная теоретическая база. К основным из них относят такие теории, как «Развитие биологических поня­тий», «Развитие системы экологических понятий», «Развитие ме­тодов обучения биологии», «Система форм обучения биологии», «Система материальной базы обучения биологии» и др. Именно они выступают в качестве теоретической основы для практиче­ского осуществления процесса обучения учащихся биологии.

Методика преподавания биологии как наука имеет все основ­ные ее признаки — цели, объект, предмет, методы исследования и собственную теоретическую базу.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определение методики преподавания биологии как науки. 2. Назовите главные при­знаки методики преподавания биологии как науки. 3. Каковы цели пре­подавания биологии? 4. Обоснуйте объект и предмет методики препода­вания биологии. 5. Назовите основные методы теоретического и эмпи­рического исследования в методике преподавания биологии. Для чего они используются? 6. Какое значение имеют методы научного исследо­вания в педагогической деятельности учителя биологии. 7. Какие мето­ды исследования вы стали бы применять в своей работе? Почему и с какой целью? 8. На примере темы «Методика проведения учебных игр на уроках биологии (раздел «Животные»)» выразите содержание этапов методического исследования.

 

1.2. Связь методики преподавания биологии с другими

науками

 

Ключевые понятия. Междисциплинарная связь, междисциплинарные связи методики преподавания биологии и их содержание.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять место мето­дики преподавания биологии среди других наук. 2. Устанавливать и ха­рактеризовать содержание связей методики преподавания биологии с другими науками. 3. Аргументировать необходимость дальнейшего уг­лубления связей методики преподавания биологии с другими науками.

Методика преподавания биологии полноценно может функ­ционировать только при взаимосвязях с другими науками. Тради­ционно утверждают, что наиболее тесно она связана с биологией и другими смежными с ней науками, основы которых составляют базовую часть содержания школьной биологии. Однако современ­ное научное знание, по мнению педагогов-исследователей и ме­тодистов, не является единственной составляющей содержания (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, И.Н.Пономарева, Г.С. Калинова, В. В.Пасечник, И.Т.Суравегина). Оно дополняет­ся представлениями, сведениями, понятиями, закономерностями из других форм отражения окружающей действительности — фи­лософии, искусства, техники и технологий. Ввиду этого возника­ет объективная необходимость в методике преподавания биоло­гии учитывать связи как с науками о живых системах, так и с другими сферами науки и культуры. Наиболее тесными являются связи методики преподавания биологии с философией, теорией воспитания, дидактикой, психологией, логикой, биологией и дру­гими естественными науками, а также с литературой, искусством, техникой и технологией (рис. 1.3).

Связь методики преподавания биологии с философией доста­точно длительная и продуктивная. Такие философские идеи, как познание окружающей действительности во всем многообразии, взаимообусловленность общего, особенного и единичного в при­родных и социальных явлениях, единство и целостность живых и неживых компонентов природы, взаимодействие общества, чело­века и природы, определяют аспекты методического поиска и слу-


 

жат его научной основой. В определенные периоды развития ме­тодики преподавания биологии трактовки ее связей с философи­ей имели оппозиционный характер. Это относится, например, к упрощенному и ошибочному объяснению явления наследования признаков живого организма в учебниках биологии и методиче­ских пособиях периода «лысенковской биологии» (30 —60-е гг. XX в.). Как известно, в отечественной биологии этого времени развивалось направление, которое не признавало роль генов и хро­мосом в наследственности, а утверждало о ее «переделке» пре­имущественным действием внешних условий. Эти притязания воз­водились в ранг особой философии, утверждающей о скачкооб­разном возникновении биологических объектов. При этом без яс­ного научного обоснования пропагандировались появления из пше­ницы риса, из овса — овсюга, из граба — лещины, а из яиц пеноч­ки — кукушек.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к методике преподавания биологии, что вполне правомерно и обусловлено сущностью философского знания. Оно, как известно, является мировоззренческим по своей природе и оказывает влияние на осмысление методических явле­ний в зависимости от системы взглядов — материалистических, прогностических и др. Следовательно, философия обеспечивает методику преподавания биологии общими принципами и спосо­бами научного познания как руководящими идеями. К таковым следует отнести идеи материального единства мира, всеобщей связи явлений, развития, а также принципы детерминизма, системнос­ти, историзма, формализации. Например, идея развития позволя­ет объективно представлять методические системы и их элементы в состоянии необратимого, направленного и закономерного из­менения при влиянии на них культурных, социальных, педагоги­ческих и других факторов. Она также дает возможность выяснить результаты их развития, которые возникают как качественно но­вые состояния — изменение структуры, характера, связей между ее элементами и отдельных элементов при обогащении их содер­жания современными представлениями. Принцип детерминизма, к примеру, конкретизирует идею о всеобщей связи явлений. Он раскрывает закономерные отношения между процессами и пред­метами, которые реализуются в разных формах. Среди них важ­ное место занимают связи причинности. По мнению философов, принцип причинности выполняет три главные методологические функции — объяснительную, прогностическую и обобщающую (И.В.Кузнецов, 1975; Г.А.Свечников, 1975). Следовательно, с по­мощью принципа причинности можно объяснить методические явления прошлого, аргументировать и обобщить передовой опыт в сфере современного биологического образования и предсказать направления его развития для будущих поколений.

Методика преподавания биологии находится в определенной связи с дидактикой. В работах, посвященных выражению взаимо­отношений дидактики и методик преподавания, отмечается, что связь между ними характеризуется по типам «общее—особенное», «целое —часть», «род —вид». Учитывая мнение Г.И.Саранцева (2001) и И.Н.Пономаревой с соавт. (2003), можно утверждать о равноценном положении дидактики и частных методик, включая методику преподавания биологии. Несмотря на центральное по­ложение категории обучения в обозначенных сферах науки, при­даваемый им смысл в них различен. Обучение в дидактике харак­теризуется отношением в системе «деятельность учителя—деятель­ность учащегося», а в методике преподавания биологии — в системе «деятельность учителя — содержание биологического материала — деятельность учащегося». Поэтому содержанием обучения в ди­дактике является взаимосвязанная деятельность учителя и учаще­гося, а в методике обучения биологии — взаимодействие препо­давания, учения и содержания учебного материала. Этим объяс­няются некоторые различия в выражении классификаций форм, средств и особенно методов (приемов) преподавания в дидактике и методике преподавания биологии. Сказанное определяет отно­шение между ними. Они являются различными научными сфера­ми, относящимися к педагогическим наукам. Дидактика и мето­дика преподавания биологии не связаны между собой отношени­ями соподчинения типа «целое—часть» и «общее —особенное». Однако в предметах исследования дидактики и методики препо­давания биологии много общего. Поэтому дидактические законо­мерности и принципы будут проявляться в методике, но в ином содержании. Например, принцип единства теории и практики в дидактике означает, что любое научное знание служит обществен­ной практике. В методике преподавания биологии он обеспечи­вает реализацию прикладного аспекта биологического образова­ния. Это означает, что учащихся необходимо готовить к жизни, выбору профессии и трудовой деятельности в сферах, где человек имеет отношения с живыми системами и биологическими про­цессами. Такими сферами являются сельское хозяйство, охрана природы, биотехнология, медицина, санитария, гигиена и валео-логия. Отчетливое представление о них — один из факторов ус­пешной социализации выпускников.

В период реализации национального проекта «Образование» укрепляется связь методики преподавания биологии с психологи­ей. Актуализация психических особенностей познавательной дея­тельности при гуманизации содержания биологического образо­вания широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии. Они обеспечивают методику данными о свойствах памяти, способах развития мышления, различиях в восприятии теоретического и эмпирического материала. Данные психологии

учитываются при разработке мотивов учения, развития познава­тельного интереса к изучению биологии и опыта творческой дея­тельности. Психология показывает направления развития потреб­ностей и способностей учащихся, помогает определить отноше­ния учителя и учащихся на основе сотрудничества.

Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о связи методики преподавания биологии с дидактикой. При затруднении используйте любой учебник педагогики.

В методике преподавания биологии широко используют кон­цепции и теории, разработанные отечественными психологами. Это деятельностная теория (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов), концепции стимулирования умственного разви­тия (Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский), обобщений в усвое­нии теоретических знаний (В. В.Давыдов, Д. Б. Эльконин), поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Та­лызина), проблемного обучения (В. Т. Кудрявцев, А. М.Матюшкин, М.И.Махмутов), личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бон-даревская, И.С.Якиманская).

Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о свя­зи методики преподавания биологии с разными разделами психологии — общей психологией, возрастной и педагогической психологией. При за­труднении используйте соответствующие источники.

Связь методики преподавания биологии с логикой проявляет­ся в том, что при формировании биологических понятий, конст­руировании их состава, разработке методических систем, созда­нии различных классификаций необходимо использовать опреде­ленные логические приемы: анализ, синтез, абстрагирование, срав­нение, обобщение, систематизацию, классификацию, индукцию и дедукцию. Потребность в них возникает также в связи с созда­нием авторских программ, составлением учебных заданий и муль­тимедиа-средств.

Методика преподавания биологии связана с практикой работы школы. Деятельность учителей биологии может определять акту­альные направления методических исследований. Пример — по­явление нестандартных форм и методов преподавания биологии. В учительской практике зарождаются исследования по пробле­мам индивидуализации обучения, использования естественного природного окружения, профилизации, информатизации, форм контроля за уровнем подготовки учащихся. Некоторые учителя сами аргументируют свои методические находки, выполняя науч­ные исследования. Практика выступает как средство апробации и доказательства результатов методического исследования. Истин­ность гипотезы исследования подтверждается в практике с помо­щью экспериментов. Практика позволяет обнаружить «слабые» места разрабатываемой исследователем методики «осуществить» ее корректировку. Отличием методики является то, что результа­ты ее исследования могут внедряться непосредственно в практи­ку. Поэтому важно, чтобы будущий учитель биологии мог бы не только провести исследования, но и успешно внедрить получен­ные результаты.

Методика преподавания биологии тесно связана с биологией и другими естественными науками. Школьная биология отражает все основные области биологии — ботанику, зоологию, анатомию человека, морфологию человека, физиологию человека, живот­ных и растений, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение и др. Поэтому у

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...