Компетентностный подход к обучению биологии
Ключевые понятия. Компетентность, компетенция, виды компетенций, компетентностный подход, компетентностный подход к обучению биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смыслы понятий о компетентности, компетенции, компетентностном подходе к обучению биологии. 2. Называть и характеризовать виды компетенций в школьной биологии. 3. Использовать компетентностный подход к планированию обучения учащихся биологии. В предыдущем разделе были представлены современные подходы к предметному обучению учащихся общеобразовательной школы. В условиях предпрофильной и профильной подготовки особое место будет отводиться компетентностному подходу. Он актуализировался в связи с вхождением нашей страны в европейское пространство непрерывного образования. На основе изучения трудов отечественных исследователей (В.И.Байденко, 2002, 2004; И. А.Зимняя, 2003, 2004; Ю.Г.Татур, 1999, 2004; А. В.Хутор-ской, 2002, 2003) смысл компетентностного подхода к обучению учащихся, по нашему мнению, определяется как единство в определении целей, отборе содержания учебного материала, организационного, методического и технологического обеспечения процесса подготовки школьников на основе формирования ключевых и предметных компетенций. Именно они гарантируют высокий уровень подготовки выпускников и их успешную адаптацию в меняющихся условиях. Для конкретизации обозначенного подхода важное значение имеет выражение сущности понятий о компетенции, видах компетенций и компетентности. В современных условиях специалисты различных сфер науки, производства, культуры и образования утверждают, что важной является подготовка к жизни и деятельности личности, которая обладала бы различными компетенциями. Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной учебной и особенно жизненной ситуации. Компетенция — это также готовность выпускников школы действовать в ситуации неопределенности.
Первоначально понятие о компетенции использовалось по отношению к профессиональной подготовке специалистов различных сфер. Однако в настоящее время это понятие все больше актуализируется и конкретизируется по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений, особенно к старшеклассникам. Компетенция представляется и как личностное новообразование, включающее теоретические знания, обобщенные способы выполнения действий, совокупность ценностей и отношений, а также опыт творческой деятельности. Для школ важным является представление различных видов компетенций. Лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые и компетенции специальные (предметные). Ключевыми называют компетенции, которые выступают как универсальные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Определение «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида — своего рода ключ к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути являются социальными и представляют собой универсальные способы общественной деятельности. Вопросы для актуализации материала. На основе работ В. И. Бай-денко, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского дополните материал о компетентностном подходе к школьному образованию. Сделайте необходимые записи в рабочей тетради. В литературе выделяют достаточно большое количество ключевых компетенций. Однако все они концентрируются в четырех главных видах.
1. Информационная компетенция — готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе. Она проявляется в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении и различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. 2. Коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми. Она возникает и формируется на основе информационной компетенции. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать этот контакт в общении, соблюдая нормы и правила, в формах монолога и диалога, с применением средств невербального общения, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении, изменять при необходимости свое речевое поведение, оценивать успешность ситуации общения и корректно завершать общение. 3. Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтернативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенное™ проблемы и характер достигнутого продвижения. 4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она формируется на основе трех предыдущих. Выражается в умениях самостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществлять коллективное целеполагание и планирование, действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы группы, осуществлять коллективное и индивидуальное подведение итогов, осуществлять общую презентацию продукта деятельности группы.
В структуре каждой из названных компетенций можно выделить составные ключевые компетенции, а именно самообразовательную, исследовательскую, методологическую, организационную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям. Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них задач. Это касается, во-первых, способностей учащихся эффективно действовать не только в учебной ситуации, но и в сферах жизнедеятельности — при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске способов действия и самостоятельной оценке полученных результатов; в-третьих, способностей решать проблемы, актуальные для каждого школьника в конкретных учебных и реальных ситуациях. На разных ступенях обучения учащихся важно формировать так называемые предметные компетенции, которые особенно необходимы на предпрофильном и профильном этапах их подготовки. Прежде всего к предметным компетенциям относятся познавательные, исследовательские, нормативные, ценностные и практические. Их основой является готовность учащихся к преобразовательной деятельности в рамках усвоения содержания учебного материала конкретных предметов, включая биологию. Биологическая предметная компетенция связана с готовностью к деятельности в совокупности отношений «живые системы (клетка, ткани, органы, организм, популяция, сообщество, экологическая система) —человек—общество». Конкретизируя это суждение, предметные биологические компетенции для выпускников основной общеобразовательной школы можно представить в обобщенном виде (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Вопросы для актуализации материала. На основе федерального компонента Государственного стандарта по биологии выразите предметные (практические) компетенции для раздела «Общая биология», изучаемого на профильном уровне среднего (полного) общего образования.
При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций — информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, учащихся для их качественной подготовки важно научить поиску биологической информации: в тексте учебника находить отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания. Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях: 1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятельности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий; 2) выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока; 3) определяются интеллектуальные и практические способы действия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку; 4) определяются оптимальные педагогические средства формирования компетенций; предпочтение при этом отдается формам, методам и средствам, ориентированным на выполнение учащимися интеллектуальных и практических действий, анализу ситуаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и самостоятельной работе; 5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащихся на уроке по усвоению определенных компетенций. Система компетентностно ориентированных уроков позволяет утверждать об организации биологического образования на основе компетентностного подхода. Изучение литературы и собственный опыт педагогической деятельности дают возможность обозначить признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования (табл. 1.2). Для конкретизации обозначенных теоретических положений представим процедуру формирования компетенций на примере урока по теме «Происхождение птиц». Этот урок лучше провести по типу урока формирования новых знаний и способов действия (урока — исследования). На уроке главными являются задачи: обучения — сформировать знания о естественном происхождении птиц от древних пресмыкающихся; воспитания — способствовать формированию научного мировоззрения; развития — сформировать умение самостоятельного изучения материала о происхождении птиц с использованием анализа текстов, рисунков учебника и дополнительных демонстрационных материалов. На основе данных задач выразим формируемые на уроке компетенции: познавательная (знать о естественном происхождении птиц, объяснять происхождение птиц от древних пресмыкающихся на основе анатомических и морфологических признаков); исследовательская (использовать методы учебного исследования для выяснения особенностей происхождения птиц); информационная (уметь отбирать соответствующую информацию из учебника и дополнительных средств); кооперативная (уметь работать в группах); коммуникативная (уметь обсуждать результаты «исследования» и совместными усилиями формулировать вывод о происхождении птиц). Представим кратко ход урока. Вначале у учащихся актуализируются знания об анатомо-морфологических особенностях строения пресмыкающихся. Для этого учитель использует разные формы актуализации (фронтальная беседа, индивидуальная работа с доской и мультимедиа-средствами). Таблица 1.2 Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования
Далее учитель приступает к формированию обозначенных компетенций. Для этого учащимся предлагается совместными усилиями определить методы и этапы проведения учебного исследования. Основными методами будут анализ текстов и рисунков, сравнение анатомо-морфологических характеристик, систематизация полученных сведений и фактов, их обобщение в виде схемы «Происхождение птиц», а основными этапами — предварительный, формирующий и обобщающий. На первом этапе, предварительном, учащимся предлагается найти и прочитать в учебнике материалы, отражающие происхождение земноводных и пресмыкающихся. Важно, чтобы они проговорили вслух материал о том, каких животных ученые считают их предками. Для этого целесообразно использовать актуализирующую беседу. На втором этапе, формирующем, для усвоения учащимися компетенций предлагается выполнить разные виды учебной деятельности. Вначале они прочитывают в учебнике текст «Древние птицы» и рассматривают рисунок «Археоптерикс». На основе анализа и сравнения учащиеся выясняют анатомо-морфологические особенности строения археоптерикса и заполняют таблицу с названием «Черты сходства археоптерикса с птицами и пресмыкающимися». Далее они выполняют групповое (парное) задание. Каждому предлагается подумать о том, в чем смысл сравнения анато-мо-морфологических особенностей трех зоологических объектов и обменяться мнениями с одноклассниками. Затем учащимся с помощью медиа-техники демонстрируется на экране текст: «По данным ученых, археоптерикса нельзя назвать прямым предком современных птиц. Археоптерикс — это особая ветвь животных, приблизившаяся к птицам. Ученые решили, что предком птиц является некая праптица (предполагаемый предок) из группы псевдозухий. В геологических отложениях праптица не обнаружена. Данных, которые раскрывали бы связь археоптерикса с настоящими летающими птицами, нет». После прочтения текста учащимся предоставляется возможность высказать свои суждения. Далее школьникам предлагается выполнить групповое (звеньевое) задание. Для этого каждой группе раздаются рисунки с изображениями и краткими анатомо-морфологическими характеристиками псевдозухий, праптицы, археоптерикса, гесперорниса, ихтиорниса, фазана, страуса и пингвина. При помощи учителя они выявляют последовательность происхождения птиц и соответственно ей располагают имеющиеся рисунки. Затем каждый член группы индивидуально составляет схему происхождения птиц в тетради. После завершения задания учитель демонстрирует на экране правильную схему. Учащиеся обмениваются тетрадями, вносят исправления и высказывают мнение о качестве выполненного «исследования». На третьем этапе, обобщающем, учащиеся совместными усилиями формулируют вывод о происхождении птиц и рассуждают по содержанию двух вопросов, сформулированных учителем. Первый из них — «Для чего ученые изучают материал о происхождеиии птиц?». Второй — «Какое значение имеют для людей знания о происхождении птиц?». Если учащиеся свободно высказываются о естественном происхождении птиц, объясняют его на основе анатомических и морфологических характеристик, используют соответствующие методы исследования, умеют отбирать информацию из учебника и других средств, продуктивно работают в группах, осмысленно обсуждают результаты «исследования», то можно утверждать, что поставленные перед уроком задачи достигнуты, а обозначенные компетенции сформированы. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о компетентности и компетенции. 2. Выразите смысл компе-тентностного подхода к образованию и обучению биологии. 3. Назовите и кратко охарактеризуйте виды компетенций в школьной биологии. 4. Для раздела «Общая биология», изучаемого в 9 классе, составьте перечень компетенций (познавательных, исследовательских, нормативных, ценностных и практических), необходимых для формирования у учащихся к окончанию основной школы. Какие общекультурные компетенции (информационные, коммуникативные, кооперативные и проблемные) можно формировать при изучении раздела «Общая биология»? Ответ обоснуйте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|