Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентностный подход к обучению биологии




Ключевые понятия. Компетентность, компетенция, виды компетен­ций, компетентностный подход, компетентностный подход к обучению биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смыслы по­нятий о компетентности, компетенции, компетентностном подходе к обучению биологии. 2. Называть и характеризовать виды компетенций в школьной биологии. 3. Использовать компетентностный подход к пла­нированию обучения учащихся биологии.

В предыдущем разделе были представлены современные под­ходы к предметному обучению учащихся общеобразовательной школы. В условиях предпрофильной и профильной подготовки особое место будет отводиться компетентностному подходу. Он актуализировался в связи с вхождением нашей страны в европей­ское пространство непрерывного образования. На основе изуче­ния трудов отечественных исследователей (В.И.Байденко, 2002, 2004; И. А.Зимняя, 2003, 2004; Ю.Г.Татур, 1999, 2004; А. В.Хутор-ской, 2002, 2003) смысл компетентностного подхода к обучению учащихся, по нашему мнению, определяется как единство в опре­делении целей, отборе содержания учебного материала, организа­ционного, методического и технологического обеспечения про­цесса подготовки школьников на основе формирования ключе­вых и предметных компетенций. Именно они гарантируют высо­кий уровень подготовки выпускников и их успешную адаптацию в меняющихся условиях.

Для конкретизации обозначенного подхода важное значение имеет выражение сущности понятий о компетенции, видах ком­петенций и компетентности. В современных условиях специалис­ты различных сфер науки, производства, культуры и образования утверждают, что важной является подготовка к жизни и деятель­ности личности, которая обладала бы различными компетенция­ми. Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятель­ности в конкретной учебной и особенно жизненной ситуации. Компетенция — это также готовность выпускников школы дей­ствовать в ситуации неопределенности.

Первоначально понятие о компетенции использовалось по от­ношению к профессиональной подготовке специалистов различ­ных сфер. Однако в настоящее время это понятие все больше ак­туализируется и конкретизируется по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений, особенно к старшеклассникам. Компетенция представляется и как личностное новообразование, включающее теоретические знания, обобщенные способы выпол­нения действий, совокупность ценностей и отношений, а также опыт творческой деятельности.

Для школ важным является представление различных видов компетенций. Лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые и компетенции специальные (предметные). Ключевы­ми называют компетенции, которые выступают как универсаль­ные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Определе­ние «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида — своего рода ключ к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути являются социальными и представляют собой универсальные способы общественной дея­тельности.

Вопросы для актуализации материала. На основе работ В. И. Бай-денко, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского допол­ните материал о компетентностном подходе к школьному образованию. Сделайте необходимые записи в рабочей тетради.

В литературе выделяют достаточно большое количество клю­чевых компетенций. Однако все они концентрируются в четырех главных видах.

1. Информационная компетенция — готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе. Она проявля­ется в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении и различных формах и на различных носителях, адекватных за­просам потребителя информации.

2. Коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми. Она возникает и формируется на основе инфор­мационной компетенции. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать этот контакт в общении, соблюдая нормы и правила, в формах монолога и диалога, с применением средств невербального обще­ния, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать кон­фликты в общении, изменять при необходимости свое речевое поведение, оценивать успешность ситуации общения и коррект­но завершать общение.

3. Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтер­нативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень раз­решенное™ проблемы и характер достигнутого продвижения.

4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она фор­мируется на основе трех предыдущих. Выражается в умениях са­мостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществ­лять коллективное целеполагание и планирование, действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя, коорди­нировать свои действия с действиями других членов группы, ана­лизировать и разрешать противоречия, препятствующие эффек­тивности работы группы, осуществлять коллективное и индиви­дуальное подведение итогов, осуществлять общую презентацию продукта деятельности группы.

В структуре каждой из названных компетенций можно выде­лить составные ключевые компетенции, а именно самообразова­тельную, исследовательскую, методологическую, организацион­ную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям.

Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуаль­ных для них задач. Это касается, во-первых, способностей уча­щихся эффективно действовать не только в учебной ситуации, но и в сферах жизнедеятельности — при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске спо­собов действия и самостоятельной оценке полученных результа­тов; в-третьих, способностей решать проблемы, актуальные для каждого школьника в конкретных учебных и реальных ситуациях.

На разных ступенях обучения учащихся важно формировать так называемые предметные компетенции, которые особенно не­обходимы на предпрофильном и профильном этапах их подго­товки. Прежде всего к предметным компетенциям относятся по­знавательные, исследовательские, нормативные, ценностные и практические. Их основой является готовность учащихся к пре­образовательной деятельности в рамках усвоения содержания учеб­ного материала конкретных предметов, включая биологию. Био­логическая предметная компетенция связана с готовностью к де­ятельности в совокупности отношений «живые системы (клетка, ткани, органы, организм, популяция, сообщество, экологическая система) —человек—общество». Конкретизируя это суждение, предметные биологические компетенции для выпускников основ­ной общеобразовательной школы можно представить в обобщенном виде (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Главные биологические компетенции для выпускников основной общеобразовательной школы
Компетенция Конкретизация компетенции
Познавательная Знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организ­мов растений, животных, грибов и бактерий; по­пуляций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных, грибов своего региона. По­нимать сущность биологических процессов: обме­на веществ и превращение энергии, питания, ды­хания, выделения, транспорта веществ, роста, раз­вития, размножения, наследственности и измен­чивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превраще­ния энергии в экосистемах
  Уметь объяснять место биологии в современной ес­тественно-научной картине мира, в практической деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере отдельных групп); роль раз­личных организмов в жизни человека; взаимосвя­зи организма и среды обитания; биологическое раз­нообразие в сохранении биосферы; необходима защита окружающей среды; родство человека с мле­копитающими животными, место и роль человека
Компетенция Конкретизация компетенции
  в природе; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов у человека. Уметь распоз­навать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов чело­века; на живых объектах и таблицах органы цветко­вого растения, органы и системы органов живот­ных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных расте­ний и животных своей местности, культурных рас­тений и домашних животных, съедобные и ядови­тые грибы, опасных для человека растений и жи­вотных. Уметь выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, предста­вители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения. Уметь определять принадлежность биологических объектов к опре­деленной систематической группе (классификация)
исследовательская Изучать биологические объекты и процессы — ста­вить простейший эксперимент (опыт), описывать и объяснять его результаты; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением жи­вотных, сезонными изменениями в природе; рас­сматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты
нормативная Соблюдать нормы и правила поведения в окружа­ющей среде, требования рациональной организа­ции труда и отдыха
ценностная Оценивать воздействие факторов окружающей сре­ды, факторов риска на здоровье, последствий дея­тельности человека в экосистемах, влияние соб­ственных поступков на живые организмы и экоси­стемы
практическая Соблюдать основные меры профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бак­териями, грибами и вирусами; предупреждать трав-
Компетенция Конкретизация компетенции
  матизмы, стрессы, ВИЧ-инфекции, вредные при­вычки (курение, употребление алкоголя, наркоти­ческих веществ); осуществлять профилактику на­рушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказывать первую по-
  мощь при отравлении грибами, растениями, уку-
  сов животных; при простудных заболеваниях, ожо-
  гах, обморожениях, травмах. Соблюдать правила по­ведения в окружающей среде, уметь рационально организовывать процесс труда и отдыха. Выращи­вать культурные растения, ухаживать за домашни­ми животными

Вопросы для актуализации материала. На основе федерального компонента Государственного стандарта по биологии выразите предмет­ные (практические) компетенции для раздела «Общая биология», изуча­емого на профильном уровне среднего (полного) общего образования.

При изучении биологии предметные компетенции можно рас­сматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успеш­но формируются в контексте всех четырех ключевых компетен­ций — информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, учащихся для их качественной подготовки важ­но научить поиску биологической информации: в тексте учебни­ка находить отличительные систематические признаки, в биоло­гических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обой­тись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою пози­цию, обмениваться информацией, формулировать выводы в раз­ных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объе­динении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологи­ческого содержания.

Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях:

1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятель­ности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий;

2) выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока;

3) определяются интеллектуальные и практические способы дей­ствия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку;

4) определяются оптимальные педагогические средства фор­мирования компетенций; предпочтение при этом отдается фор­мам, методам и средствам, ориентированным на выполнение уча­щимися интеллектуальных и практических действий, анализу си­туаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и само­стоятельной работе;

5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащих­ся на уроке по усвоению определенных компетенций.

Система компетентностно ориентированных уроков позволяет утверждать об организации биологического образования на осно­ве компетентностного подхода. Изучение литературы и собствен­ный опыт педагогической деятельности дают возможность обо­значить признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования (табл. 1.2).

Для конкретизации обозначенных теоретических положений представим процедуру формирования компетенций на примере урока по теме «Происхождение птиц». Этот урок лучше провести по типу урока формирования новых знаний и способов действия (урока — исследования).

На уроке главными являются задачи: обучения — сформиро­вать знания о естественном происхождении птиц от древних пре­смыкающихся; воспитания — способствовать формированию на­учного мировоззрения; развития — сформировать умение само­стоятельного изучения материала о происхождении птиц с ис­пользованием анализа текстов, рисунков учебника и дополнитель­ных демонстрационных материалов. На основе данных задач вы­разим формируемые на уроке компетенции: познавательная (знать о естественном происхождении птиц, объяснять происхождение птиц от древних пресмыкающихся на основе анатомических и морфологических признаков); исследовательская (использовать методы учебного исследования для выяснения особенностей про­исхождения птиц); информационная (уметь отбирать соответству­ющую информацию из учебника и дополнительных средств); ко­оперативная (уметь работать в группах); коммуникативная (уметь обсуждать результаты «исследования» и совместными усилиями формулировать вывод о происхождении птиц).

Представим кратко ход урока. Вначале у учащихся актуализи­руются знания об анатомо-морфологических особенностях строе­ния пресмыкающихся. Для этого учитель использует разные фор­мы актуализации (фронтальная беседа, индивидуальная работа с доской и мультимедиа-средствами).

Таблица 1.2

Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования

Компетентностное образование Некомпетентностное образование
Биология как основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения различных проблем, связанных с живой природой Биология как основа содержания образования рассматривается в виде свода фактов, понятий, законов и теорий
Изучение основ биологической науки является средством разви­тия готовности решать жизненные проблемы при использовании принципов научного мышления Изучение основ биологической науки является главной и самодо­статочной целью процесса обу­чения
Формы и методы обучения биоло­гии используются как самостоя­тельные средства достижения Формы и методы обучения биоло­гии подчинены предметному со­держанию
определенных педагогических  
целей  
Применение биологических зна­ний, способов действия и ценно­стных отношений проводится как в учебных, так и реальных ситуа- Применение биологических зна­ний, способов действия и ценно­стных отношений ограничивается учебными ситуациями
циях ьмт.,  
Основным результатом обучения биологии является осмысленный опыт деятельности Основным результатом обучения биологии являются знания, спо­собы действия, включая и ценно­сти
Школа готовит человека к реше­нию жизненных проблем,свя­занных с живой природой Школа «уводит» человека от ре­шения трудных жизненных проб­лем в область, близкую к «чистой биологической науке»
Школьная биология учит пола­гаться на свою самостоятельность Школьная биология учит пола­гаться на запоминание информа­ции

Далее учитель приступает к формированию обозначенных ком­петенций. Для этого учащимся предлагается совместными усили­ями определить методы и этапы проведения учебного исследова­ния. Основными методами будут анализ текстов и рисунков, срав­нение анатомо-морфологических характеристик, систематизация

полученных сведений и фактов, их обобщение в виде схемы «Про­исхождение птиц», а основными этапами — предварительный, формирующий и обобщающий.

На первом этапе, предварительном, учащимся предлагается найти и прочитать в учебнике материалы, отражающие проис­хождение земноводных и пресмыкающихся. Важно, чтобы они проговорили вслух материал о том, каких животных ученые счи­тают их предками. Для этого целесообразно использовать актуа­лизирующую беседу.

На втором этапе, формирующем, для усвоения учащимися ком­петенций предлагается выполнить разные виды учебной деятель­ности. Вначале они прочитывают в учебнике текст «Древние пти­цы» и рассматривают рисунок «Археоптерикс». На основе анали­за и сравнения учащиеся выясняют анатомо-морфологические особенности строения археоптерикса и заполняют таблицу с на­званием «Черты сходства археоптерикса с птицами и пресмыкаю­щимися». Далее они выполняют групповое (парное) задание. Каж­дому предлагается подумать о том, в чем смысл сравнения анато-мо-морфологических особенностей трех зоологических объектов и обменяться мнениями с одноклассниками. Затем учащимся с помощью медиа-техники демонстрируется на экране текст: «По данным ученых, археоптерикса нельзя назвать прямым предком современных птиц. Археоптерикс — это особая ветвь животных, приблизившаяся к птицам. Ученые решили, что предком птиц является некая праптица (предполагаемый предок) из группы псевдозухий. В геологических отложениях праптица не обнару­жена. Данных, которые раскрывали бы связь археоптерикса с настоящими летающими птицами, нет». После прочтения текста учащимся предоставляется возможность высказать свои сужде­ния.

Далее школьникам предлагается выполнить групповое (звень­евое) задание. Для этого каждой группе раздаются рисунки с изоб­ражениями и краткими анатомо-морфологическими характерис­тиками псевдозухий, праптицы, археоптерикса, гесперорниса, ихтиорниса, фазана, страуса и пингвина. При помощи учителя они выявляют последовательность происхождения птиц и соот­ветственно ей располагают имеющиеся рисунки. Затем каждый член группы индивидуально составляет схему происхождения птиц в тетради. После завершения задания учитель демонстрирует на экране правильную схему. Учащиеся обмениваются тетрадями, вносят исправления и высказывают мнение о качестве выполнен­ного «исследования».

На третьем этапе, обобщающем, учащиеся совместными уси­лиями формулируют вывод о происхождении птиц и рассуждают по содержанию двух вопросов, сформулированных учителем. Пер­вый из них — «Для чего ученые изучают материал о происхожде­иии птиц?». Второй — «Какое значение имеют для людей знания о происхождении птиц?».

Если учащиеся свободно высказываются о естественном про­исхождении птиц, объясняют его на основе анатомических и мор­фологических характеристик, используют соответствующие мето­ды исследования, умеют отбирать информацию из учебника и других средств, продуктивно работают в группах, осмысленно об­суждают результаты «исследования», то можно утверждать, что поставленные перед уроком задачи достигнуты, а обозначенные компетенции сформированы.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о компетентности и компетенции. 2. Выразите смысл компе-тентностного подхода к образованию и обучению биологии. 3. Назовите и кратко охарактеризуйте виды компетенций в школьной биологии. 4. Для раздела «Общая биология», изучаемого в 9 классе, составьте пере­чень компетенций (познавательных, исследовательских, нормативных, ценностных и практических), необходимых для формирования у уча­щихся к окончанию основной школы. Какие общекультурные компе­тенции (информационные, коммуникативные, кооперативные и проблем­ные) можно формировать при изучении раздела «Общая биология»? От­вет обоснуйте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...