Мотивация учебной деятельности учащихся
Ключевые понятия. Мотивация, мотивы учебной деятельности, факторы формирования познавательного интереса к биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение мотивации. 2. Называть и характеризовать мотивы учебной деятельности. 3. Называть, характеризовать факторы формирования познавательного интереса к биологии и обосновывать взаимосвязи между ними. В условиях обновления российского образования происходит смещение общеобразовательного акцента с усвоения основ наук в сторону развития личности. Изменяются функции учебных предметов, которые как объекты изучения все больше становятся средствами качественного изменения индивидуальных свойств личности — способностей, интересов и потребностей. Задача современной школы заключается не столько в формировании конкретных предметных знаний, сколько в обучении общим методам познания и стимулированию мышления учащихся. Успех обучения биологии во многом определяется полноценной реализацией всех этапов процесса усвоения разных видов познавательной деятельности. Первым этапом является мотива-ционный. Известно, что если учащийся не представляет, зачем нужно изучать тот или иной биологический материал, не имеет желания учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебу учащихся, учитель биологии должен позаботиться о мотивах их деятельности. Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает ее с психологических позиций. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, осмысливать, запоминать, воспроизводить и переносить ее в новые ситуации. Для этого требуются умственные, эмоциональные и волевые усилия. Поэтому учащийся должен отчетливо представлять, для чего нужен предлагаемый к усвоению учебный материал. Стало быть, в обучении необходимо идти от мотивов к цели и задачам, а от них к содержанию и соответствующим формам, методам и средствам.
Мотив — это внутренний побудительный импульс, заставляющий человека выполнять действия. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл, и поэтому их называют смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных позитивных или негативных факторов, лишены смыслообразующей функции и обозначаются как мотивы-стимуляторы. При обучении биологии важным является культивирование смыслообразующих мотивов, которые условно разделяются на внешние и внутренние. К первой группе относят вынужденное изучение биологии, получение высоких оценок ради престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания сверстников и др. Ко второй группе мотивов относят познание новых и неизвестных биологических явлений из-за интереса, получение сведений об организме человека для организации здорового образа жизни, поиск материалов о профессиях, связанных с использованием живых систем. Для реализации целей современного биологического образования необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, ориентированные непосредственно на содержание учебного материала и учебной деятельности учащихся. Вопросы для актуализации материала. На основе любых психологических источников дополните сведения о мотивации и мотивах учебной деятельности учащихся. Почему в современных условиях усиливается внимание к формированию мотивов учебной деятельности?
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражаются через познавательный интерес. Он выступает как «избирательная направленность личности», обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г. И. Щукина, 1971). Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углублиться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений. Именно в этом смысле познавательный интерес и составляет тот важнейший мотив учебной деятельности, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, предметам И побуждает их учиться с желанием, а также с эмоциональными переживаниями от умственного труда. Показателями познавательного интереса учащихся к предмету, включая биологию, являются активная включенность в учебную деятельность, сосредоточенность на выполнении репродуктивных и творческих работ, участие в конкурсах и олимпиадах и др. Они достигаются при целенаправленной и совокупной реализации определенных факторов н процессе обучения биологии (рис. 1.5).
В начале познавательной деятельности важна мотивация действий и поступков, которая должна быть ориентирована на обеспечение понимания значения усваиваемого учебного материала, культивирование ответственного отношения к учебе и стимулирование общего интереса. В практике обучения биологии определилось достаточное количество способов мотивации познавательной деятельности. Могут задаваться мотивационные установки — подготовка к восприятию нового материала, фиксирование внимания на уже изученном материале, актуализация результатов наблюдений за живыми объектами и др. Однако большая часть этих способов обусловлена обозначенными ранее факторами. Приоритетное значение в становлении познавательного интереса имеют такие аспекты содержания биологического материала, как исторический, практическое значение знаний, современные научные достижения и необычные биологические явления. Важным являются разъяснение и выяснение самими учащимися практического значения биологических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека, а также хозяйственной деятельности страны. Например, при изучении биологии в 6 классе мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные учащимися по возделыванию различных растений на своих огородах, дачных и садовых участках. На основе актуализации знаний об условиях и факторах получения высоких урожаев они убеждаются в необходимости усвоения теоретического материала. Особое значение обобщенные знания об организме человека, его нормальном функционировании и влиянии на него социальных, экономических и экологических факторов имеют для поддержания здоровья и организации здорового образа жизни. Усвоение знаний в области цитологии может выступать как мотив к познанию генетических закономерностей, способствующих воспроизводству здоровых поколений.
В опыте работы учителей биологии накоплен богатый материал по ознакомлению с профессиями, для которых необходимы знания о живых системах. Перечень этих профессий достаточно широк — от физиологов, ботаников, зоологов (ихтиологов, орнитологов, герпетологов и др.) до агрономов, зоотехников и медицинских работников. Практически на каждом уроке биологии можно показывать общественную ценность биологических знаний и связанных с ними способов деятельности в современной жизни, указывать на их культурную роль и одновременно подчеркивать личностную значимость. В последнее время стали особенно востребованы профессии, связанные с развитием таких сфер биологии, как инженерная физиология, инженерная энзимоло-гия, тканевая и клеточная инженерия, микробиологический анализ ферментов, антибиотиков и гормонов, создание и хранение качественных пищевых добавок — красителей, загустителей, ароматизаторов, клонирование живых систем. Биология обладает достаточными возможностями для акцентирования внимания учащихся на необычных фактах, явлениях и феноменах живой природы. Она использует метафоры, ассоциации, все то, что побуждает к активному мышлению, вызывает чувство нового, интерес к новому, стимулирует эмоциональную и волевую сферы и в итоге пробуждает любовь к знаниям. Любовь к знаниям, как известно, лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как явления митоза и мейоза, передача наследственной информации от предков к потомству, приспособление к среде различных живых существ, возникновение жизни на Земле, происхождение человека, причины проявления болезней, вызывают большой интерес у учащихся, который выступает основой мотивации учения.
Привлекательным для учащихся является материал об истории становления и развития биологической науки. Использование принципа историзма может выступать как фактор формирования мотивов в процессе обучения. Этот принцип в последнее время все больше актуализируется в связи с гуманитаризацией содержания школьной биологии, способствующей повышению культуры познания живых объектов. Поэтому во всех вариантах новых программ по биологии обращается внимание на рассмотрение достижений биологии в контексте их прошлого, настоящего и будущего. Это относится в первую очередь к раскрытию сущности теоретических обобщений — эволюционной, клеточной теории, хромосомной теории наследственности, учения о биосфере, теории антропогенеза и гипотезы о происхождении жизни на Земле. Например, теория Ч.Дарвина развернула принцип историзма. Ее биологическими предпосылками были линнеевская систематика с соподчиненностью таксонов, идеалистическая морфология, ла-марковские представления о постепенном усложнении видов и прогрессивном направлении эволюции. Осмысление этих и других явлений позволило ученому «пережить» ортодоксальный креационизм, идеи скачкообразной и постепенной эволюции и «подойти» к обоснованию теории естественного отбора. Она, как известно, обогащенная генетическими, эволюционными и цитологическими представлениями, открывает широкую перспективу для дальнейшего развития новых аспектов теоретической и практической биологии — управляемой эволюции, коэволюции, селекции высокопродуктивных сортов и пород, воспроизводство редких и исчезающих видов. Таким образом, само содержание школьной биологии — мощная мотивационная база учения школьников. Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности учащихся с различными источниками биологической информации. При обучении биологии, как известно, применяется значительное количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства биологических объектов. Эта материальная база в обучении биологии оказывает позитивное воздействие на формирование мотивов учебной деятельности. В хорошо оборудованном кабинете биологии, уголке живой природы учащиеся могут удовлетворять возникающие потребности в постоянной деятельности с микроскопом, инструментами, простейшими приборами, гербариями, коллекциями, влажными препаратами и др. Поэтому так важно иметь разработанные инструктивные материалы с последовательностью выполнения лабораторных и практических работ, проведения простейших биологических экспериментов, а также правила применения компьютерных программ и демонстрационных средств. Материальное обеспечение деятельности учащихся способствует осуществлению упражнений психических функций — восприятия, внимания, мышления и памяти, стимулированию эмоциональной и волевой сфер.
Новое поколение учебников по биологии также ориентировано на формирование мотивов учения. В начале многих тем чебников приведены целевые установки, раскрывающие их назначение. В конце тем обозначены основные термины и понятия, которые помогают учащимся в анализе содержания материала. Во многих учебниках биологии мотивация усилена обращением к личности учащихся: «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Выразите свою позицию или точку зрения...», «Подумайте и дайте обоснование практической значимости...». Позитивным является то, что тексты учебников обогащены яркими и образными рисунками, привлекающими внимание учащихся и побуждающими их к рассмотрению, описаниям, объяснениям и переносу знаний в новые ситуации. Методы обучения, выражающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, также влияют на мотивы учения. Сочетание методов, включение в процессе обучения разных видов объяснения (причинного, функционального, пространственного), бесед (актуализирующей, обобщающей, повторительной, эвристической), моделирование побуждают учащихся к активной учебной деятельности. В процессе обучения биологии мотивацией могут быть и организационные формы. Это нетрадиционные уроки, применение групповой работы учащихся, экскурсии в природу, занятия в библиотеке и компьютерном классе. Большой интерес вызывают уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-«мозговые штурмы», уроки-«анализ конкретной ситуации», уроки-КВН. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные формы работы. Групповая работа помогает включить в активную деятельность весь состав класса, между учащимися которого возникает соревнование и усиливается эмоциональная привлекательность. При такой организации в учебную деятельность включаются даже самые слабые учащиеся, подбирая примеры из учебника, обсуждая тему. Сильные и средние школьники выдвигают идеи, предлагают способы решения учебной задачи, выступают в роли критиков и аналитиков. В коллективной работе каждый из них может выступать субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, ибо получает возможность выбирать посильное задание, что усиливает его мотивацию. Важным фактором мотивации учебной деятельности являются личность учителя биологии, его человеческие качества и профессиональное мастерство. Поведение на уроке, настроение, речь учителя, его внимательный взгляд могут оказывать сильное эмоциональное воздействие на учащихся, настраивая их на работу. Любовь к своей профессии, умение вовлечь учащихся в активный труд и другие качества влияют на мотивы усвоения содержания школьной биологии. Определенную роль в мотивации играет и оценка учебной деятельности учащихся. В методике преподавания биологии накоплен богатый опыт применения интересных способов контроля за результатами обучения. Это выполнение специальных заданий с использованием текста учебника, его рисунков, изобразительных и натуральных средств наглядности, компьютерных программ, взаимопроверки, составление схем биологических объектов, распознавание и определение растений и животных. Важны также способы самооценки достигнутых результатов обучения. Необходимым средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение. Содержание школьной биологии таково, что его невозможно усвоить только с помощью репродуктивных методов. Важно, чтобы учащиеся получили знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно с использованием соответствующих способов. Проблемное обучение — один из признаков современного урока, способствующий развитию творческого мышления учащихся. Интеллектуальное обогащение, по утверждению психологов, осуществляется только в условиях преодоления трудностей. Оно заключается в том, что учащиеся не могут выполнить задание известными им способами и поэтому вынуждены находить новые пути решения Учебной задачи. Мощным фактором формирования познавательной деятельности учащихся является включение в процесс обучения информационных технологий — мультимедиа, интеллектуальных обучающих систем. При этом создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе, учебник биологии дополняется текстами при определенной траектории изучения материала. Вопросы для актуализации материала. Вспомните свои школьные годы, период педагогической практики и для себя определите, какие факторы формирования познавательного интереса к биологии использовались учителями. Какие из них вы хотели бы использовать в будущей профессиональной деятельности? Итак, мотивация учебной деятельности обеспечивает осмысление биологических знаний, вызывает положительный эмоциональный подъем, стимулирует формирование познавательных интересов и в целом всей деятельности учащихся. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определения понятий о мотивации и мотивах. 2. Почему для реализации целей современного биологического образования важно формировать внутренние учебно-познавательные мотивы? 3. В чем заключается смысл суждения «познавательный интерес к биологии»? 4. Назовите основные факторы формирования познавательного интереса к школьной биологии. Можно ли утверждать о приоритетности какого-либо из них? Ответ аргументируйте. 5. Какие из факторов познавательного интереса к биологии можно использовать на таких этапах уроках, как организационный момент, формирование новых знаний и умений, закрепление изученного материала, домашнее задание? Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|