Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования




Разработка прогнозных моделей финансового состояния пред­приятия необходима для выработки генеральной финансовой стра­тегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предпри­ятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределения прибыли, инвестиционная и ценовая политика. Основное внимание при этом уделяется выяв­лению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех ста­диях его кругооборота.

Значение прогнозного анализа финансового состояния состоит в том, что он позволяет заблаговременно оценить финансовую си­туацию с позиции ее соответствия стратегии развития предприятия с учетом изменения внутренних и внешних условий его функцио­нирования.

Основу построения прогнозной модели ФСП составляет про­гноз объема продаж и требуемого объема ресурсов.

Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансово­го состояния субъекта хозяйствования:

• экстраполяция;

• метод сроков оборачиваемости;

• метод бюджетирования;

• метод предварительных (прогнозных) балансов.

При использовании первого метода исходят из предположения о существовании прямой связи между оборотным капиталом и объ­емом продаж, которая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объему продаж) либо с помощью уравнения связи:

Y = а + bx,

где a — постоянная величина чистого оборотного капитала; b — коэффициент регрессии, отражающий степень зависимо­сти оборотного капитала от объема продаж.

Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объем про­даж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале.

Однако этот метод достаточно упрощен, так как учитывает единственный фактор — объем продаж, тогда как уровень потреб­ности в краткосрочном финансировании во многом зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской за­долженности и т.д.

Второй метод прогнозирования величины чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности финансового цикла: период оборачиваемости запасов плюс период оборачива­емости дебиторской задолженности минус период оборачиваемо­сти кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот по реализации:

КЬоб=(Ппз + Пдзкз) Выручка

Дни периода

Например, планируемый объем реализации продукции — 150 млн руб., срок складирования запасов — 50 дней, срок кредита поставщиков — 30 дней, срок погашения дебиторской задолжен­ности — 35 дней. В итоге потребность в собственном оборотном капитале составит

(50 + 35 - 30) • 150: 360 = 22,9 млн руб.

Однако и этот метод имеет свои недостатки, так как сроки обо­рачиваемости не являются нормативными, а изменяются под воз­действием различных факторов и поэтому, в свою очередь, требуют прогнозирования и уточнения.

Метод бюджетирования, подробно описанный О.Ф. Ефимовой [17] и Н.А. Русак [45], И.А. Бланком [8] и другими, основан на планировании поступления и расходования денежных средств, в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятель­ности. Расчет отклонений между поступлением и выплатами по­казывает планируемое изменение денежных средств и создает ос­нову для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить разме­ры избытка или недостатка денежной наличности в обороте пред­приятия. Реальность прогнозов поступления и расходования де­нежных средств зависит от степени их неопределенности.

Одним из методов финансового прогнозирования является со­ставление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса. Наиболее полно этот метод освещен О.В. Ефимовой [17], Д.А. Панковым [38, 39]. Прогнозная отчетность может составлять­ся на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит устано­вить и оценить изменения, которые произойдут в активах предпри­ятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.

Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей производственно-финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при разработке про­гнозной финансовой отчетности и моделей финансового состо­яния предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.

Сопоставление прогнозных значений статей баланса с факти­ческими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия, что даст возможность своевременно внести коррективы в его произ­водственную и финансовую стратегию.

Анализ чувствительности также является одним из эффективных способов прогнозирования изменения финансового состояния предприятия. Он позволяет оценить эластичность всех результатив­ных показателей к изменению внутренних и внешних факторов, а также их реакцию на принятие любого управленческого решения.

Чтобы всесторонне оценить эффективность (выгодность) того или иного мероприятия, того или иного управленческого решения, необходимо выяснить, как изменились или изменятся в связи с его проведением основные показатели хозяйственной деятельности: объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность и в конечном итоге финансовое положе­ние предприятия. Проведение определенного мероприятия может быть эффективным с точки зрения увеличения производства про­дукции, но при этом может повыситься ее себестоимость, снизить­ся прибыль и уровень рентабельности, в результате чего в итоге для предприятия и общества оно окажется невыгодным. Поэтому, прежде чем проводить определенное мероприятие, необходимо его всесторонне взвесить, оценить.

В каждой предыдущей теме мы рассматривали методику анали­за отдельных показателей хозяйственной деятельности, их зависи­мость от соответствующих факторов, резервы их роста или сниже­ния. Исследование при этом велось дедуктивным методом — от общего к частному Комплексная же оценка мероприятий требует индуктивного метода анализа — от частных, конкретных фактов к обобщающим.

Например, за счет внедрения новой технологии производства расход сырья на единицу изделия А сократится на 10%, что позво­лит при прочих равных условиях из того же сырья увеличить вы­пуск продукции, а соответственно, объем продаж на 11,1%, или на 1475 ед. (13 300- 11,1%):

РТУВП = —100 = —^—100 = 11,1%.

100-%Э 100-10

где %Э — процент экономии сырья на единицу продукции.

Далее необходимо установить, какие затраты отреагируют на проведение данного мероприятия и как изменится себестоимость изделия. Прежде всего нужно все затраты разбить на релевантные и нерелевантные, т.е. чувствительные и нечувствительные к про­ведению данного мероприятия. Так, для освоения этого резерва потребуются дополнительные затраты по оплате труда работников, которые будут производить дополнительную продукцию. Кроме того, необходимо учесть рост затрат в связи с увеличением време­ни работы оборудования, рост отчислений на социальное страхо­вание и других начислений на заработную плату. Несмотря на то что рост выпуска продукции произойдет из сэкономленного сырья, увеличится расход вспомогательных материалов, электроэнергии, топлива и других переменных расходов, зависящих от объема вы­пуска продукции. Увеличится также и сумма постоянных расходов, связанных с внедрением новой технологии производства. Опреде­лив все дополнительные затраты (Зд), можно оценить чувствитель­ность себестоимости единицы продукции к проведению данного мероприятия.

АСх,=Свф=—------------- ^ -

УВПф + ДУВПх УВПф 63 840 + 2212 22680

= 4,47 - 4,8 = -0,33 тыс. руб.

13300 + 1475 5040

Необходимо подсчитать также, насколько увеличится прибыль за счет данного мероприятия. Здесь надо учесть изменение при­были как за счет увеличения объема продаж, так и за счет сниже­ния себестоимости продукции.

ДП^п = ДУРП • (Цф - Сф) = 1475 • (6,0 - 4,8) = +1770 тыс. руб.; ДПС = Р1 С • VPnB = -(-0,33) • (12 564 + 1475) = +4627 тыс. руб.

Как видно из приведенных данных, прибыль увеличится на 1770 тыс. руб. за счет увеличения объема продаж и на 4627 тыс. руб. за счет снижения себестоимости продукции. Общий прирост при­были составит 42,5% (6397: 15 055 ■ 100).

Рост прибыли и снижение себестоимости продукции обеспечат повышение рентабельности данного вида продукции на 9,2%.

ПЛ + ДП ПА

AR = RB - R4 = =—^---------------------- =

ф £VPniB-CiB Зф

= 15055 + 1770 + 4627 _ lSOSs'^^, (12 546+ 1475)-4,47 12546-4,8

Увеличится и рентабельность продаж на 5,5%.

ПЛ + ДП ПЛ

AR = RB - = £----------------------------- ^ =

ф IvpniB.uiB Вф

15055 + 1770 + 4627 15055 _с. _n п = -— = 25,5 - 20,0 = +5,5%.

(12546+ 1475)-6 12546 -6

В связи с сокращением нормы расхода материалов на 10% про­изойдет сокращение переменных расходов на единицу продукции, но вместе с тем возрастут постоянные расходы, связанные с внед­рением новой технологии производства, что вызовет изменение безубыточного объема продаж и зоны безубыточности:

А, + ДА А,

ДУРПК„ =--------------- *---------- =

кр Ц, -(Ь, -ЛЬХ) ц,-ь,

УРПв-УРПкр YPnj - УРПкр

20074 + 300 20074 = Ш8 _ 7169 _321шт.

6,0-(3,2-0,175) 6,0-3,2 ДЗБ =

УРПВ УРП!

= 1402^6848 _ 12546-7169 =

14 021 12546

Можно также подсчитать, как изменятся за счет данного меро­приятия и другие показатели хозяйственной деятельности в целом по предприятию:

а) фондоотдача

ВП, + ДВПХ ВП,

ДФО =---------------- !-------- L

ос, + досх oq

100 320 + (1475 • 6) 100320

= 4,61-4,24 = +0,37 руб.;

23660 + 0 23660 б) рентабельность основного капитала

П, + ДПХ П

ДФЯ =

ОС, + досх ОС,

. 18597 + 6397 _ 18597. т

23660 + 0 23660

в) материалоемкость продукции

МЗ,+ДМЗ МЗ,

ДМЕ =----- J---------------- 1 =

ВП, + ДВП ВП,

= 45600+ (1475-0,36) _ 45Ш = _ = оп 100 320+ (1475 6,0) 100 320

г) издержкоемкость продукции

3, + ДЗ 3,

ДНЕ =

ВП, + ДВП ВП, 81510 + 2212,5 81510

= 76,69-81,25 - -4,56коп.;

100 320 + (1475 -6,0) 100320

д) сумма чистой прибыли

ДЧП = ДБП.(1-Кпри)(1-Кни) = = 6397 (1 — 0,116) (1 — 0,2532) = 4222 тыс. руб.,

где БП — изменение общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов; Кпр и — коэффициент процентного изъятия прибыли; Кд и — коэффициент налогового изъятия прибыли;

е) сумма нераспределенной (капитализированной) прибыли

ДНП = ДЧП • (1 - Дп п) = 4222 • (1 - 0,55) = +1900 тыс. руб.,

где Дп — доля потребленной прибыли;

ж) коэффициент обеспеченности собственным оборотным ка­питалом

AV сос,+днп coq

AKnr —------ —------------------ —

OA, OA!

= 9600 +1900

27000 27000

где COC — собственные оборотные средства;

OA — сумма оборотных активов на соответствующую дату; АНП — прирост нераспределенной прибыли; з) коэффициент текущей ликвидности

ДКТ„ = 1 1

1 — К 1 — К

1 оссв 1 ocq

1 1 = 1,74 -1,53 = +0,21;

1-0,426 1-0,3555 и) коэффициент финансовой независимости

фн AKTj АкТ[

СК, + АНП СК

ДК - -ч —_ -Ч 41600 + 1900 41600

= 66,9-64,00 = +2,9%;

65 000 65 000 к) коэффициент финансового левериджа

3Kt - АНП 3Kt _ фл ~ CKj + ДНП СК! ~

- 23400 - 1900 - = 0,494 - 0,562 - -0,068 41600 + 1900 41600

Аналогичным образом оценивается чувствительность показа­телей хозяйственной деятельности к изменению и других произ­водственных и финансовых ситуаций. Для этого по каждому ме­роприятию необходимо предварительно хорошо усвоить методику подсчета резервов увеличения объема производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли и рента­бельности. Нужно также учитывать изменение производительности труда, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда и др. В условиях компьютерных технологий обработки информации эта задача легко решается, если разработать математические модели, которые наилучшим образом будут отражать сложные взаимосвя­зи экономических явлений.

ДКЛ„ =

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...