Подход «полезности и удовлетворения потребностей»
Базовая посылка подхода состоит в том, что из материалов массовой коммуникации аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной активности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям. Следует заметить, что большинство моделей «полезности и удовлетворения потребностей» не включают в рассмотрение такую составляющую коммуникационного процесса как отправителя сообщения. Исходным моментом является анализ факторов, детерминирующих обращение аудитории к информационным материалам. Одними из важнейших в этой связи являются индивидуальные потребности и мотивы. Первые интерпретации концепции выводили перечень потребностей из т. н. базовых потребностей (известных, например, по работам А. Маслоу). Позднее к ним были присоединены потребности более высокого уровня. Сегодня этот перечень обычно включает потребности в ориентации, безопасности, взаимодействия и снятия напряженности. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека и становящихся формой проявления потребностей, В ходе исследований было предложено несколько типологий мотивов. Приведем в этой связи одну из них, предполагающую следующие «координаты»12. 1. Информационная: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем. 2. Самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей. 3. Интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения
4. Развлечения: расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей. Один из выводов, который следует из приведенных типологий состоит в многообразии мотивов обращения к массовой коммуникации. Очевидно также, что представления коммуникатора об обращении аудитории к его сообщению зачастую может не совпадать с теми причинами, по которым люди действительно обращаются к его сообщениям. Удовлетворение потребностей предполагает потребление сообщений. При ответе на вопрос какое содержание будет удовлетворять потребности индивида используется, среди прочих, теория известных 12 McQuail £>., Blumler J. G., Brown J. 1972. The Television Audience: A Revised Perspective. In: McQuail D. Sociology of Mass Communication. Penguin. 12. Телевидение и агрессивное поведение социальных психологов Фишбейна и Айзенка. Здесь предполагается, что установки и поведение является функцией двух факторов — ожидания и оценки. Ожидание связано с представлением о том, что объекту ожидания присущи определенные свойства, или поведение в отношении объекта будет иметь определенные последствия. Человек, получающий, например, газету так или иначе задается вопросом о полезности прочтения материала. Оценка состоит в приписывании положительного или отрицательного отношения ожидаемым свойствам или последствиям. Тот же человек задает себе вопрос и о важности быть хорошо информированным. Приведем типичный пример интерпретации в рамках подхода «полезности и удовлетворения потребностей». Человек имеет потребности в социальном общении. Из своего опыта ему известно, что потребление определенных материалов массовой коммуникации приведет к удовлетворению этой потребности. Поэтому он обращается к программам телевидения, чтению газет и т. д. В итоге происходит удовлетворение потребности. Одновременно это выражается в зависимости от массовой коммуникации и изменении привычек людей. В данном примере массовая коммуникация, по существу, представляет собой некую функциональную альтернативу реальному общению.
В рамках подхода «полезности и удовлетворения потребностей» основное внимание сосредоточено на аудитории и факторах, определяющих отбор сообщений массовой коммуникации. Причем акцент делается на микроуровне анализа. При этом мало внимания уделяется макросоциальным характеристикам. Идеологические, социокультурные, политические ориентации аудитории практически не изучаются в рамках подхода. В целом подход имеет функционалистский характер: потребление массовой коммуникации представляется связанным с рядом функций, реализация которых способствует поддержанию баланса потребностей. Тема 12. Телевидение и агрессивное поведение Среди многообразных проявлений эффектов массовой коммуникации особое место занимают эффекты, связанные с изображением насилия, в первую очередь в программах телевидения. Эта проблема на протяжении последних трех-четырех десятилетий была и остается предметом многочисленных исследований и неослабевающих дискуссий. Особую остроту проблема приобрела в связи с вопросом о социальной ответственности средств массовой коммуникации.
К основным вопросам темы обычно относят следующие. Действительно ли функционирование средств массовой коммуникации приводит к проявлениям агрессивного поведения, и, если да, то каков механизм реализации этого феномена? Каков «вклад» средств массовой коммуникации в реальный уровень насилия в том или ином обществе? Чему средства массовой коммуникации способствуют в большей степени — проявлению агрессивных действий или освобождению от чувств агрессивности? Каковы особенности влияния информационных и художественных материалов телевидения, содержащих сцены насилия? Рассмотрим далее теоретико-методологические основания и результаты отдельных, наиболее известных в этой связи исследований. Интересующая нас область анализа является междисциплинарной и разрабатывается прежде всего в рамках психологии и социологии. Будем иметь в виду, что существуют три основные способа определения эффектов показа насилия на проявления агрессивности — лабораторные эксперименты, полевые эксперименты и не экспериментальные исследования.
Лабораторные эксперименты Концептуальную основу лабораторных экспериментов изучения эффектов влияния телевидения на насилие чаще всего составляет теория социального научения. Основная идея подхода состоит в том, что формирование детской психологии происходит под влиянием совокупности факторов — прежде всего культуры, опыта контактов с родителями, сверстниками. Причем одним из наиболее эффективных способов влияния на социальное развитие детей является научение. Показ конкретных образцов действий и результатов т.е. научение наилучшим образом способствует овладению детьми конкретными типами поведения.
К классике работ в этой области относятся эксперименты по моделированию агрессивных действий, проведенные в начале 60-х годов известным американским психологом Альбертом Бандурой и его коллегами. Наиболее известными из них являются опыты с пластиковой куклой Бобо'3. Цель экспериментов состояла в выяснении возможностей и условий научения детей агрессивным действиям. Тем самым проверялась справедливость утверждений о том, что просмотр детьми сцен насилия на телеэкране может привести их к копированию подобного поведения в реальной жизни. Общей чертой многочисленных экспериментов с куклой Бобо было то, что ребенку сначала демонстрировался фильм (как модель телепередачи) с очевидно агрессивными действиями по отношению к кукле со стороны другого индивида. После этого проводилось скрытое наблюдение за тем, как ребенок играл с куклой Бобо и с другими игрушками, и подсчитывалось количество агрессивных проявлений при тех или иных условиях.
Было зафиксировано, что показ фильмов агрессивного содержания способствует научению детей аналогичным проявлениям. Отмечалось что, усиление детской агрессивности может мотивироваться вознаграждением подобных действий. Зафиксировано также, что демонстрация агрессивности приводит к проявлению детьми других, ранее сдерживаемых форм агрессии. Например, в ходе одного из экспериментов, дети в возрасте 4—5 лет были случайным образом разделены на три группы. Каждой группе демонстрировался фильм, в ходе которого один ребенок боролся с другим за игрушки. Важно, что содержание фильма для каждой группы детей имело свои особенности. В первом фильме атакующий побеждал, получал в качестве вознаграждения сладости и забирал все игрушки. При этом в конце фильма комментатор объявлял о его победе. Во втором фильме атакующий оказывался побежденным и наказывался. В третьем — дети играли без проявления агрессии. Затем детей помещали в специальную игровую комнату и в течение 20 минут за их поведением проводилось скрытое наблюдение. Наблюдали также за детьми из отдельной контрольной группы, которые вообще не видели фильма. Результаты наблюдений показали, что дети из группы, знакомые с моделью вознаграждаемого агрессивного поведения, в два раза чаще имитировали агрессивное поведение, чем те, кто с такой моделью поведения знаком не был. Более того, когда детей, видевших фильм об «успешной» агрессивности, спрашивали на кого они хотели бы быть похожими в этой истории, то 60% из них выбирало победителя. Лабораторные эксперименты по изучению влияния телевизионного насилия были продолжены и в последующем. Не имея возможности детального их рассмотрения, остановимся в качестве иллюстрации на серии экспериментов Драбмана и Томаса, проведенных в 70-е годы14. Участниками эксперимента были две однородные группы учащихся третьего и четвертого классов. Одной группе был показан ковбойский фильм со многими сценами насилия и агрессивности, другой фильм не 14 См.: Drabman R. S., Thomas M. Я. Does media violence increase chijdrens toleration of real-life agression? Developmental Psychology. 1974. №10. PP. 418-421; Drabman R. S., Tliomas M. H. Does watching violence on television cause apathy? Pediatrics. 1976. №57. PP. 329-331.
демонстрировался. Затем учащимся было предложено наблюдать за поведением двух детей, которые были моложе их по возрасту. Наблюдать за детьми учащимся предлагалось с помощью специального монитора. На самом деле учащиеся наблюдали не за реальным поведением детей, а за материалами заранее смонтированной видеозаписи. Сюжет развивался следующим образом. Сначала два ребенка спокойно играли. Постепенно они стали проявлять по отношению к друг другу все больше агрессивности и ломать принадлежащие им вещи. Ситуация перерастала в драку и заканчивалась повреждением видеокамеры. Исследователи оценивали как долго учащиеся просто наблюдали за проявлением агрессивности и не призывали взрослых для вмешательства. Анализировалось, происходило ли это до или после того, как агрессивность приобретала физические проявления.
Результаты эксперимента показали, что учащиеся, посмотревшие ковбойский фильм, оказались более терпимыми к проявлению агрессивности. Если в группе учащихся не знакомых с агрессивным ковбойским фильмом 58% учеников стали звать на помощь взрослых еще до проявления детьми физического насилия, то в группе посмотревших этот фильм так поступило лишь 17% участников эксперимента. В рамках другого эксперимента этих же авторов двум однородным группам школьников были показаны разные по содержанию 15-ти минутные фильмы. С одной стороны это был монтаж сцен насилия из детективного сериала, с другой — монтаж мирных сюжетов из сериала о природе. После просмотра фильма учащимся предлагалось ответить на вопросы специального теста о поведении в конфликтных ситуациях, предполагающих физическую агрессивность, вербальную агрессивность, кооперацию, уход с поля события. Учащихся спрашивали о том, как бы их сверстники повели себя в подобной ситуации и как, по их мнению, сверстники должны вести себя в этих ситуациях? Школьники из первой группы были значительно активнее в оценках того, Следует заметить, что лабораторные эксперименты внесли некоторую ясность в дебаты относительно т. н. теории катарсиса в связи с показом материалов агрессивного содержания. Напомним, что под катарсисом первоначально понималось эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью. В результате большинства экспериментов было зафиксировано, что зрители, включенные в просмотр материалов агрессивного содержания, впоследствии сами в большей степени были склонны к агрессивным проявлениям. Это, естественно, ставило под сомнение представления о возможных последствиях просмотра материалов агрессивного содержания, основанные на идеях катарсиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|