Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход «полезности и удовлетворения потребностей»




Базовая посылка подхода состоит в том, что из материалов массо­вой коммуникации аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной ак­тивности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Веро­ятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям.

Следует заметить, что большинство моделей «полезности и удо­влетворения потребностей» не включают в рассмотрение такую соста­вляющую коммуникационного процесса как отправителя сообщения. Исходным моментом является анализ факторов, детерминирующих обращение аудитории к информационным материалам.

Одними из важнейших в этой связи являются индивидуальные потребности и мотивы. Первые интерпретации концепции выводили перечень потребностей из т. н. базовых потребностей (известных, на­пример, по работам А. Маслоу). Позднее к ним были присоединены потребности более высокого уровня. Сегодня этот перечень обычно включает потребности в ориентации, безопасности, взаимодействия и снятия напряженности.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека и становящихся формой проявления потребностей, В ходе исследова­ний было предложено несколько типологий мотивов. Приведем в этой связи одну из них, предполагающую следующие «координаты»12.

1. Информационная: поиск совета, обучение, оценки и ориенти­ровки в происходящем.

2. Самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей.

3. Интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуаль­ных ролей, создание условий для социального общения

4. Развлечения: расслабления, отвлечения от повседневных про­блем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных

потребностей.

Один из выводов, который следует из приведенных типологий состоит в многообразии мотивов обращения к массовой коммуника­ции. Очевидно также, что представления коммуникатора об обращении аудитории к его сообщению зачастую может не совпадать с теми причи­нами, по которым люди действительно обращаются к его сообщениям.

Удовлетворение потребностей предполагает потребление сообще­ний. При ответе на вопрос какое содержание будет удовлетворять потребности индивида используется, среди прочих, теория известных

12 McQuail £>., Blumler J. G., Brown J. 1972. The Television Audience: A Revised Perspective. In: McQuail D. Sociology of Mass Communication. Penguin.


12. Телевидение и агрессивное поведение

социальных психологов Фишбейна и Айзенка. Здесь предполагается, что установки и поведение является функцией двух факторов — ожи­дания и оценки.

Ожидание связано с представлением о том, что объекту ожидания присущи определенные свойства, или поведение в отношении объекта будет иметь определенные последствия. Человек, получающий, напри­мер, газету так или иначе задается вопросом о полезности прочтения

материала.

Оценка состоит в приписывании положительного или отрица­тельного отношения ожидаемым свойствам или последствиям. Тот же человек задает себе вопрос и о важности быть хорошо информирован­ным.

Приведем типичный пример интерпретации в рамках подхода «по­лезности и удовлетворения потребностей». Человек имеет потребности в социальном общении. Из своего опыта ему известно, что потребление определенных материалов массовой коммуникации приведет к удовле­творению этой потребности. Поэтому он обращается к программам телевидения, чтению газет и т. д. В итоге происходит удовлетворение потребности. Одновременно это выражается в зависимости от массо­вой коммуникации и изменении привычек людей. В данном примере массовая коммуникация, по существу, представляет собой некую функ­циональную альтернативу реальному общению.

В рамках подхода «полезности и удовлетворения потребностей» основное внимание сосредоточено на аудитории и факторах, опреде­ляющих отбор сообщений массовой коммуникации. Причем акцент делается на микроуровне анализа. При этом мало внимания уделяется макросоциальным характеристикам. Идеологические, социокультурные, политические ориентации аудитории практически не изучаются в рамках подхода. В целом подход имеет функционалистский характер: потребление массовой коммуникации представляется связанным с ря­дом функций, реализация которых способствует поддержанию баланса потребностей.

Тема 12.

Телевидение и агрессивное поведение

Среди многообразных проявлений эффектов массовой коммуни­кации особое место занимают эффекты, связанные с изображением насилия, в первую очередь в программах телевидения. Эта проблема на протяжении последних трех-четырех десятилетий была и остается предметом многочисленных исследований и неослабевающих дискус­сий. Особую остроту проблема приобрела в связи с вопросом о соци­альной ответственности средств массовой коммуникации.


 

12. Телевидение и агрессивное поведение

 

Эффекты массовой коммуникации

 


 


К основным вопросам темы обычно относят следующие. Дей­ствительно ли функционирование средств массовой коммуникации приводит к проявлениям агрессивного поведения, и, если да, то каков механизм реализации этого феномена? Каков «вклад» средств массовой коммуникации в реальный уровень насилия в том или ином обществе? Чему средства массовой коммуникации способствуют в большей степе­ни — проявлению агрессивных действий или освобождению от чувств агрессивности? Каковы особенности влияния информационных и ху­дожественных материалов телевидения, содержащих сцены насилия?

Рассмотрим далее теоретико-методологические основания и ре­зультаты отдельных, наиболее известных в этой связи исследова­ний. Интересующая нас область анализа является междисциплинарной и разрабатывается прежде всего в рамках психологии и социологии. Бу­дем иметь в виду, что существуют три основные способа определения эффектов показа насилия на проявления агрессивности — лаборатор­ные эксперименты, полевые эксперименты и не экспериментальные исследования.

Лабораторные эксперименты

Концептуальную основу лабораторных экспериментов изучения эффектов влияния телевидения на насилие чаще всего составляет те­ория социального научения. Основная идея подхода состоит в том, что формирование детской психологии происходит под влиянием со­вокупности факторов — прежде всего культуры, опыта контактов с ро­дителями, сверстниками. Причем одним из наиболее эффективных способов влияния на социальное развитие детей является научение. Показ конкретных образцов действий и результатов т.е. научение наи­лучшим образом способствует овладению детьми конкретными типами поведения.

См. напр.: Bandura A., Ross D., Ross S. A. Transmission of agression through imitation of agressive models. In: Journal of Abnormal and Social-sychology №3. 1961. PP. 72—82; Bandura A,, Wallers R. N. Social Learning and Personality development. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1963.

К классике работ в этой области относятся эксперименты по мо­делированию агрессивных действий, проведенные в начале 60-х годов известным американским психологом Альбертом Бандурой и его кол­легами. Наиболее известными из них являются опыты с пластиковой куклой Бобо'3. Цель экспериментов состояла в выяснении возможно­стей и условий научения детей агрессивным действиям. Тем самым проверялась справедливость утверждений о том, что просмотр деть­ми сцен насилия на телеэкране может привести их к копированию подобного поведения в реальной жизни.


Общей чертой многочисленных экспериментов с куклой Бобо было то, что ребенку сначала демонстрировался фильм (как модель телепередачи) с очевидно агрессивными действиями по отношению к кукле со стороны другого индивида. После этого проводилось скры­тое наблюдение за тем, как ребенок играл с куклой Бобо и с другими игрушками, и подсчитывалось количество агрессивных проявлений при тех или иных условиях.

Было зафиксировано, что показ фильмов агрессивного содержания способствует научению детей аналогичным проявлениям. Отмечалось что, усиление детской агрессивности может мотивироваться вознагра­ждением подобных действий. Зафиксировано также, что демонстрация агрессивности приводит к проявлению детьми других, ранее сдержива­емых форм агрессии.

Например, в ходе одного из экспериментов, дети в возрасте 4—5 лет были случайным образом разделены на три группы. Каждой группе демонстрировался фильм, в ходе которого один ребенок боролся с дру­гим за игрушки. Важно, что содержание фильма для каждой группы детей имело свои особенности. В первом фильме атакующий побеждал, получал в качестве вознаграждения сладости и забирал все игрушки. При этом в конце фильма комментатор объявлял о его победе. Во втором фильме атакующий оказывался побежденным и наказывался. В третьем — дети играли без проявления агрессии.

Затем детей помещали в специальную игровую комнату и в те­чение 20 минут за их поведением проводилось скрытое наблюдение. Наблюдали также за детьми из отдельной контрольной группы, кото­рые вообще не видели фильма.

Результаты наблюдений показали, что дети из группы, знакомые с моделью вознаграждаемого агрессивного поведения, в два раза чаще имитировали агрессивное поведение, чем те, кто с такой моделью поведения знаком не был. Более того, когда детей, видевших фильм об «успешной» агрессивности, спрашивали на кого они хотели бы быть похожими в этой истории, то 60% из них выбирало победителя.

Лабораторные эксперименты по изучению влияния телевизионно­го насилия были продолжены и в последующем. Не имея возможности детального их рассмотрения, остановимся в качестве иллюстрации на серии экспериментов Драбмана и Томаса, проведенных в 70-е годы14. Участниками эксперимента были две однородные группы учащихся третьего и четвертого классов. Одной группе был показан ковбойский фильм со многими сценами насилия и агрессивности, другой фильм не

14 См.: Drabman R. S., Thomas M. Я. Does media violence increase chijdrens toleration of real-life agression? Developmental Psychology. 1974. №10. PP. 418-421; Drabman R. S., Tliomas M. H. Does watching violence on television cause apathy? Pediatrics. 1976. №57. PP. 329-331.



 

12. Телевидение и агрессивное поведение

Эффекты массовой коммуникации

 

 


 


демонстрировался. Затем учащимся было предложено наблюдать за по­ведением двух детей, которые были моложе их по возрасту. Наблюдать за детьми учащимся предлагалось с помощью специального монитора.

На самом деле учащиеся наблюдали не за реальным поведением детей, а за материалами заранее смонтированной видеозаписи. Сю­жет развивался следующим образом. Сначала два ребенка спокойно играли. Постепенно они стали проявлять по отношению к друг другу все больше агрессивности и ломать принадлежащие им вещи. Ситуа­ция перерастала в драку и заканчивалась повреждением видеокамеры. Исследователи оценивали как долго учащиеся просто наблюдали за проявлением агрессивности и не призывали взрослых для вмешатель­ства. Анализировалось, происходило ли это до или после того, как агрессивность приобретала физические проявления.

Результаты эксперимента показали, что учащиеся, посмотревшие ковбойский фильм, оказались более терпимыми к проявлению агрес­сивности. Если в группе учащихся не знакомых с агрессивным ковбой­ским фильмом 58% учеников стали звать на помощь взрослых еще до проявления детьми физического насилия, то в группе посмотревших этот фильм так поступило лишь 17% участников эксперимента.

В рамках другого эксперимента этих же авторов двум однородным группам школьников были показаны разные по содержанию 15-ти минутные фильмы. С одной стороны это был монтаж сцен насилия из детективного сериала, с другой — монтаж мирных сюжетов из сериала о природе.

После просмотра фильма учащимся предлагалось ответить на вопросы специального теста о поведении в конфликтных ситуаци­ях, предполагающих физическую агрессивность, вербальную агрессив­ность, кооперацию, уход с поля события. Учащихся спрашивали о том, как бы их сверстники повели себя в подобной ситуации и как, по их мнению, сверстники должны вести себя в этих ситуациях?

Школьники из первой группы были значительно активнее в оценках того,
что
и условиях конфликта их сверстники будут вести себя агрессивно.
Вместе с тем, просмотр фильма не повлиял на оценки того, как должно
поступать в конфликтной ситуации.

Следует заметить, что лабораторные эксперименты внесли неко­торую ясность в дебаты относительно т. н. теории катарсиса в связи с показом материалов агрессивного содержания. Напомним, что под катарсисом первоначально понималось эмоциональное потрясение, со­стояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной траге­дии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью. В результате большинства экспериментов было зафиксировано, что зрители, включенные в просмотр материа­лов агрессивного содержания, впоследствии сами в большей степени


были склонны к агрессивным проявлениям. Это, естественно, стави­ло под сомнение представления о возможных последствиях просмотра материалов агрессивного содержания, основанные на идеях катарсиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...