Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования коммуникатора




Перейдем теперь к рассмотрению другого направления в отече­ственной социологии средств массовой коммуникации — субъекта деятельности по производству и распространению массовой инфор­мации. Следует заметить, что субъект обладает сложной структурой, причем для составляющих ее элементов характерен высокий уровень специализации. В данном случае субъект правомерно рассматривать как определенное социальное образование, включающее в себя со­вокупность некоторых подструктур, общим качеством которых явля­ется участие в различных этапах процесса планирования и создания материалов, а также в организации и контроле их распространения. В литературе в качестве главных составляющих субъекта средств массо­вой коммуникации обычно рассматривались следующие. «Издатель» — социальные институты, в задачи которых входит общее руководство деятельности средств массовой коммуникации; «коммуникатор» (или «редактор», «журналист») — структуры, занятые непосредственно про­изводством и распространением сообщений.

В условиях демократизации общества, приведенные выше струк­турные элементы, иерархические отношения между ними претерпевают существенные изменения. В этой связи целесообразно рассматривать коммуникатора «как сложную систему, состоящую из разного рода подразделений единого редакционного коллектива, множества работ-

' Социология и журналистика. М., 1981. С. 124.

16 Ольховников А. В., Уварова А. А, Типология телевизионной аудитории. Ms 7. Социс, 1992.


116 Опыт прикладных исследований массовой коммуникации

ников редакции (студии) и разнообразных отношений между всеми этими составляющими»17.

В последние 20—30 лет в отечественной социологии выделялись два типа или уровня социологического анализа коммуникатора. В мно­гоаспектном исследовании в поле зрения исследователей находился широкий круг сторон работы редакции: начиная от планирования и кончая изучением действенности конкретного источника массовой коммуникации. Другой тип исследования связан с более углубленным анализом той или иной стороны редакционной деятельности.

Среди проведенных социологических исследований редакционной деятельности наибольшее внимание было уделено изучению много­образных аспектов деятельности редакций районных газет, основных этапов творческого процесса журналистских кадров18. Естественно, что не все из сторон этой работы изучены социологическими методами. Однако, среди основных направлений исследователями зачастую выде­ляются такие направления анализа: журналисты и их аудитория; спе­цифика конкретного органа информации в системе журналистики; ин­формированность, компетентность журналистов; создание журналист­ских материалов; исследование редакционной почты и общественных корреспондентов; действенность выступлений органов информации.

Выше отмечалось, что структура коммуникатора является чрез­вычайно сложным образованием. В особенности это касается телеви­дения. При обеспечении телевизионного вещания наблюдается двуе­диный процесс подготовки и выпуска передач, что определяет необ­ходимость высокой специализации его основных элементов. В этой связи рассмотрим содержание некоторых исследований, которые нахо­дились на стыке социологического и других видов анализа основных составляющих процесса массовой коммуникации.

Социально-психологические исследования убедительно показыва­ют, что формированию положительного образа коммуникатора спо­собствуют самые разнообразные его качества — от социально-демо­графических до индивидуально-личностных. В целостной социально-психологической модели коммуникатора выделяется два вида отно­шений: 1) коммуникатор — сообщение, 2) коммуникатор аудитория. Каждый ряд данных содержит свою систему характеристик коммуни­катора, которые объединяются в соответствующие факторы, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты.

17 Массовая информация в современном промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. М., 1980. С. 101.

Подробнее см.: Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. М., 1977; Свитич Л. Г., Ширяева А. А Журналист и его работа: методологические основы и результаты конкретно-социологическго исследования. М., 1979.


Исследования особенностей восприятия коммуникатора телевиде­ния и других массовых средств зафиксировали следующие моменты. Аудитория, как правило, стремится внутренне оценить любого комму­никатора, в том числе и дикторов телевидения, и как бы достроить для себя их образ. Часто эти процессы протекают неосознанно, но они влияют на восприятие передаваемой коммуникатором информации. Наличие в образе коммуникаторов высокого уровня положительных характеристик по факторам «компетентности — убежденности», «ува­жения — привлекательности» может служить доказательством того, что их образ, сложившийся у аудитории, способствует эффективности передаваемых им сообщений19

Содержание массовой коммуникации

Изучение содержания материалов также является важным напра­влением отечественной социологии массовой коммуникации. Наряду с качественным анализом материалов, активно используется контент-анализ, т. е. перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистичес­кой обработкой ее20. Результаты отражения коммуникатором различных сфер действительности в материалах средств массовой коммуникации представляют в качестве модели, составляющие которой — опредме-ченные в сообщениях элементы социальной реальности.

Выявленные таким образом особенности содержания информа­ционных материалов, которые характеризуют коммуникативные наме­рения или главные фокусы внимания коммуникатора, сами по себе и особенно в сопоставлении с данными изучения коммуникативного поведения аудитории позволяет сделать практические рекомендации по оптимизации деятельности того или иного средства массовой ком­муникации. Заметим, что методическая сторона реализации процедуры контент-анализа, т. е. разработка категорий анализа, определение еди­ниц анализа и единиц счета, обоснование надежности данных связаны с программными положениями каждого исследования, его целями, задачами, гипотезами21.

1 Богомолова И. И. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. С. 20; См. также: Рощин М. С. Психология и журналистика. М., 1989; Взаимодействие образа коммуникатора, текста сообщения и социальнопсихологических особенностей аудитории в процессе массовой коммуникации / Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. С. 360—376.

См., напр.: Андреенков В. Г., Маслова О. М. (отв. ред.) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. М.. 1990.

1 См.: Федотова Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Московского университета, 1988.

Особенности метода контент-анализа подробнее рассматриваются в следующем разделе.


 

Опыт прикладных исследований массовой коммуникации


 


В ходе изучения типологии программ местных студий телевидения были разработаны и квантифицированы показатели функциональной, тематической, жанровой и адресной направленности структур местных телевизионных программ; определены соотношения между объемами времени, уделяемыми на различные передачи в структуре программ. Тем самым/ были созданы предпосылки системного подхода к изучению местного телевидения, а также моделирования программ, оптимальных для различных социально-культурных условий регионов22.

Одно из направлений исследований было связано с оптимизацией структуры центрального многопрограммного телевизионного вещания. Предполагалось, что наряду с опорой на показатели жанрово-тематиче-ских пропорций, соотношения разовых и периодических компонентов вещания, координации с другими программами, здесь целесообразно использовать данные о коммуникативном поведение аудитории. В этой связи был разработан алгоритм использования данных о коммуника­тивном поведении аудитории, который позволяет при ограниченных ресурсах телепроизводства сформировать несколько обоснованных ва­риантов структуры вещания на этапе перспективного планирования23.

Рассмотренные нами основные направления социологических ис­следований средств массовой коммуникации в настоящее время при­обрели определенную специфику. Происходящие в стране процессы изменений не могут не отразиться на функционировании и развитии средств массовой коммуникации. Особенно важно, что эти изменения происходят во всей совокупности взаимоотношений «массовая комму­никация — аудитория». Определенную интерес в этой связи предста­вляют работы, в которых освещаются особенности институциональных трансформаций в отечественных средствах массовой коммуникации в период перестройки и последующих реформ24.

В заключении заметим, что если в 70-е — 80-е годы активность академических исследований массовых информационных процессов была достаточно высокой, то в 90-х годах она уменьшилась. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты библиографического анализа25. Вместе с тем, в последний период особенно активно стали проводиться прикладные маркетинговые исследования массово комму­никативных процессов. [

22 Дугин Е. Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982.

Назаров М, М. К вопросу о совершенствовании планирования структуры программ телевидения. Техника кино и телевидения. №2. 1987.

Мицкевич Э. Средства массовой информации в период перестройки. №11. Содис, 1990.

Тульчинский М. Р. Наукометрический анализ «развития социологии» в начале 90-х годов (по библиографической базе ИНИОН). №6. Сонис. 1994.


Тема 14.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...