Исследования коммуникатора
Перейдем теперь к рассмотрению другого направления в отечественной социологии средств массовой коммуникации — субъекта деятельности по производству и распространению массовой информации. Следует заметить, что субъект обладает сложной структурой, причем для составляющих ее элементов характерен высокий уровень специализации. В данном случае субъект правомерно рассматривать как определенное социальное образование, включающее в себя совокупность некоторых подструктур, общим качеством которых является участие в различных этапах процесса планирования и создания материалов, а также в организации и контроле их распространения. В литературе в качестве главных составляющих субъекта средств массовой коммуникации обычно рассматривались следующие. «Издатель» — социальные институты, в задачи которых входит общее руководство деятельности средств массовой коммуникации; «коммуникатор» (или «редактор», «журналист») — структуры, занятые непосредственно производством и распространением сообщений. В условиях демократизации общества, приведенные выше структурные элементы, иерархические отношения между ними претерпевают существенные изменения. В этой связи целесообразно рассматривать коммуникатора «как сложную систему, состоящую из разного рода подразделений единого редакционного коллектива, множества работ- ' Социология и журналистика. М., 1981. С. 124. 16 Ольховников А. В., Уварова А. А, Типология телевизионной аудитории. Ms 7. Социс, 1992. 116 Опыт прикладных исследований массовой коммуникации ников редакции (студии) и разнообразных отношений между всеми этими составляющими»17. В последние 20—30 лет в отечественной социологии выделялись два типа или уровня социологического анализа коммуникатора. В многоаспектном исследовании в поле зрения исследователей находился широкий круг сторон работы редакции: начиная от планирования и кончая изучением действенности конкретного источника массовой коммуникации. Другой тип исследования связан с более углубленным анализом той или иной стороны редакционной деятельности.
Среди проведенных социологических исследований редакционной деятельности наибольшее внимание было уделено изучению многообразных аспектов деятельности редакций районных газет, основных этапов творческого процесса журналистских кадров18. Естественно, что не все из сторон этой работы изучены социологическими методами. Однако, среди основных направлений исследователями зачастую выделяются такие направления анализа: журналисты и их аудитория; специфика конкретного органа информации в системе журналистики; информированность, компетентность журналистов; создание журналистских материалов; исследование редакционной почты и общественных корреспондентов; действенность выступлений органов информации. Выше отмечалось, что структура коммуникатора является чрезвычайно сложным образованием. В особенности это касается телевидения. При обеспечении телевизионного вещания наблюдается двуединый процесс подготовки и выпуска передач, что определяет необходимость высокой специализации его основных элементов. В этой связи рассмотрим содержание некоторых исследований, которые находились на стыке социологического и других видов анализа основных составляющих процесса массовой коммуникации. Социально-психологические исследования убедительно показывают, что формированию положительного образа коммуникатора способствуют самые разнообразные его качества — от социально-демографических до индивидуально-личностных. В целостной социально-психологической модели коммуникатора выделяется два вида отношений: 1) коммуникатор — сообщение, 2) коммуникатор аудитория. Каждый ряд данных содержит свою систему характеристик коммуникатора, которые объединяются в соответствующие факторы, включая когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты.
17 Массовая информация в современном промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. М., 1980. С. 101. Подробнее см.: Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. М., 1977; Свитич Л. Г., Ширяева А. А Журналист и его работа: методологические основы и результаты конкретно-социологическго исследования. М., 1979. Исследования особенностей восприятия коммуникатора телевидения и других массовых средств зафиксировали следующие моменты. Аудитория, как правило, стремится внутренне оценить любого коммуникатора, в том числе и дикторов телевидения, и как бы достроить для себя их образ. Часто эти процессы протекают неосознанно, но они влияют на восприятие передаваемой коммуникатором информации. Наличие в образе коммуникаторов высокого уровня положительных характеристик по факторам «компетентности — убежденности», «уважения — привлекательности» может служить доказательством того, что их образ, сложившийся у аудитории, способствует эффективности передаваемых им сообщений19 Содержание массовой коммуникации Изучение содержания материалов также является важным направлением отечественной социологии массовой коммуникации. Наряду с качественным анализом материалов, активно используется контент-анализ, т. е. перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической обработкой ее20. Результаты отражения коммуникатором различных сфер действительности в материалах средств массовой коммуникации представляют в качестве модели, составляющие которой — опредме-ченные в сообщениях элементы социальной реальности. Выявленные таким образом особенности содержания информационных материалов, которые характеризуют коммуникативные намерения или главные фокусы внимания коммуникатора, сами по себе и особенно в сопоставлении с данными изучения коммуникативного поведения аудитории позволяет сделать практические рекомендации по оптимизации деятельности того или иного средства массовой коммуникации. Заметим, что методическая сторона реализации процедуры контент-анализа, т. е. разработка категорий анализа, определение единиц анализа и единиц счета, обоснование надежности данных связаны с программными положениями каждого исследования, его целями, задачами, гипотезами21.
1 Богомолова И. И. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. С. 20; См. также: Рощин М. С. Психология и журналистика. М., 1989; Взаимодействие образа коммуникатора, текста сообщения и социальнопсихологических особенностей аудитории в процессе массовой коммуникации / Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. С. 360—376. См., напр.: Андреенков В. Г., Маслова О. М. (отв. ред.) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. М.. 1990. 1 См.: Федотова Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Московского университета, 1988. Особенности метода контент-анализа подробнее рассматриваются в следующем разделе. Опыт прикладных исследований массовой коммуникации
В ходе изучения типологии программ местных студий телевидения были разработаны и квантифицированы показатели функциональной, тематической, жанровой и адресной направленности структур местных телевизионных программ; определены соотношения между объемами времени, уделяемыми на различные передачи в структуре программ. Тем самым/ были созданы предпосылки системного подхода к изучению местного телевидения, а также моделирования программ, оптимальных для различных социально-культурных условий регионов22. Одно из направлений исследований было связано с оптимизацией структуры центрального многопрограммного телевизионного вещания. Предполагалось, что наряду с опорой на показатели жанрово-тематиче-ских пропорций, соотношения разовых и периодических компонентов вещания, координации с другими программами, здесь целесообразно использовать данные о коммуникативном поведение аудитории. В этой связи был разработан алгоритм использования данных о коммуникативном поведении аудитории, который позволяет при ограниченных ресурсах телепроизводства сформировать несколько обоснованных вариантов структуры вещания на этапе перспективного планирования23.
Рассмотренные нами основные направления социологических исследований средств массовой коммуникации в настоящее время приобрели определенную специфику. Происходящие в стране процессы изменений не могут не отразиться на функционировании и развитии средств массовой коммуникации. Особенно важно, что эти изменения происходят во всей совокупности взаимоотношений «массовая коммуникация — аудитория». Определенную интерес в этой связи представляют работы, в которых освещаются особенности институциональных трансформаций в отечественных средствах массовой коммуникации в период перестройки и последующих реформ24. В заключении заметим, что если в 70-е — 80-е годы активность академических исследований массовых информационных процессов была достаточно высокой, то в 90-х годах она уменьшилась. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты библиографического анализа25. Вместе с тем, в последний период особенно активно стали проводиться прикладные маркетинговые исследования массово коммуникативных процессов. [ 22 Дугин Е. Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982. Назаров М, М. К вопросу о совершенствовании планирования структуры программ телевидения. Техника кино и телевидения. №2. 1987. Мицкевич Э. Средства массовой информации в период перестройки. №11. Содис, 1990. Тульчинский М. Р. Наукометрический анализ «развития социологии» в начале 90-х годов (по библиографической базе ИНИОН). №6. Сонис. 1994. Тема 14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|