Полевые эксперименты и массовые обследования
Основным недостатком лабораторных экспериментов является то, что проводятся они в специально созданных для этого условиях. Это, естественно, накладывает ограничения на возможности интерпретации того, в какой мере выявленные механизмы действует вне стен лаборатории, т. е. какова их социальная значимость? Среди других источников данных о влиянии показа насилия и агрессии по телевидению на поведение важное место занимают полевые эксперименты. В качестве примера остановимся на полевых экспериментах, проведенных Стьером, Эпплфилдом и Смитом15. Исследователи выясняли вопрос о влиянии разных по своему содержанию передач телевидения на детей, посещающих школьные подготовительные группы. Объектом наблюдения были 10 детей дошкольного возраста знакомые между собой еще до экспериментов. Дети отличались по расовому признаку, социально-экономическому положению их семей. Сначала дети были разделены на пары, в соответствии со средней длительностью просмотра телепередач. Кроме того, проводилось десять раундов наблюдений за обычной игровой практикой детей со сверстниками. При этом подробно фиксировались различные проявления детской агрессивности. Это позволяло определить уже сложившийся уровень агрессивности каждого. Затем одному ребенку из каждой пары в течение 1.1 дней предлагали для просмотра программы, взятые из реального субботнего блока телевидения, где широко были представлены агрессия и насилие. Другой же ребенок просматривал нейтральные программы. После этого проводилось тщательное наблюдение и фиксация агрессивных проявлений во время их игровой практики. По результатам наблюдений за совокупностью поведенческих проявлений всех участников исследования, был сделан следующий вывод. Дети, просматривавшие программы агрессивного содержания, сами становились более агрессивными по сравнению с теми, кто смотрел нейтральные по содержанию программы.
Наряду с экспериментальными исследованиями влияния телевидения на проявления агрессивности, многочисленными были массовые обследования. Остановимся в этой связи на некоторых наиболее известных. Steuer F, В., Appleficld J. M., Smith R. Televised aggression and the interpersonal aggression of preschool children. Journal of Experiemental Child Psychology. 1971. №11. PP. 442— 447.
В 1978 году была опубликована книга Вильяма Бенсона «Телевизионное насилие и подросток». Эмпирическую основу работы составляли материалы 1565 глубинных интервью с подростками мужского пола в возрасте 12—17 лет, проживавшими в Лондоне. Цель этого широкомасштабного исследования состояла в проверке следующей гипотезы: обращенность подростков к сценам телевизионного насилия является причиной их включенности в насилие реальное. Методологии данного проекта свойственным был комплексный подход. Для исключения возможности альтернативных трактовок влияния тех или иных факторов группы респондентов-подростков были сформированы так, чтобы они были идентичными между собой за исключением одного контрольного параметра. Была сделана попытка подробной разработки совокупности индикаторов, отражающих разнообразные проявления включенности подростков в те или иные насильственные проявления, с одной стороны, и фиксирующих уровень активности просмотра передач телевидения — с другой. Интервьюирование осуществлялось в три этапа, каждый из которых позволял перепроверить информацию, полученную на предыдущем этапе. Сравнивая данные о характере участия в реальных насильственных проявлениях подростков и степени активности просмотра сцен насилия по телевидению Белсон сделал такой вывод. «Включенность в просмотр телевизионного насилия увеличивает включенность подростков в насилие реальное»'6.
Будем иметь в виду, что в адрес исследования Белсона, равно как и других исследований, утверждающих связь телевизионного насилия с насилием реальным было высказано немало критических замечаний. Подробнее на этом вопросе мы остановимся в конце раздела. Отдельное направление исследований телевидения и насилия было связано с выявлением долгосрочных аспектов влияния массовой коммуникации. Широко известными в этом плане яштяются работы профессора Джорджа Гербнера и его коллег из Анненбергской школы коммуникаций Университета Пенсильвании (США). В основе разработанного ими проекта «Культурные индикаторы» лежали две базовые посылки. Первое. Содержание передач телевидения, независимо от жанрово-тематической направленности, формируют, «культивируют» стереотипные представления аудитории об окружающей людей социальной реальности. Здесь авторы исходили из того, что «телевидение является центральной составляющей культурного процесса. Будучи агентом См.: Be/son W. Television Violence and the Adolescent Boy. L.: Saxon House. 1978. P. 15. сложившегося порядка, телевидение прежде всего служит поддержанию, стабилизации и усилению соответствующих ценностей, убеждений и моделей поведения»17. Второе. Особенностью телесмотрения, как формы потребления массовой коммуникации, является его невысокая избирательность. В связи со сложившимся режимом жизнедеятельности телезритель в большей степени «привязан» ко времени, нежели чем к содержанию конкретной передачи. В результате, чем больше времени люди смотрят телевизор, тем в большей степени их социокультурные представления находятся под влиянием содержания передач. В эмпирическом плане осуществление проекта предполагало два уровня изучения — контент-анализ содержания и анализ представлений аудитории. Анализ содержания проводился в мониторинговом режиме с 1968 по 1978 год. Анализировались программы, попавшие в выборку вечернего (prime-time), дневного и воскресного блоков вещания трех ведущих американских телевизионных сетей. Причем изучение содержания было сосредоточено на художественном вещании, т. е. новости, документальные фильмы, спортивные программы, разнообразные шоу в рамках исследования не рассматривались. Под изображением насилия здесь понималось открытая демонстрация физической силы с использованием оружия (или без него), предполагающее подчинение чужой воле, приводящая к нанесению ранений или убийству18.
В процессе подсчета авторы использовали различные комплексные характеристики. Индекс насилия представлял собой количественную меру насильственных проявлений за единицу времени или на одну программу. Применялся также составной показатель уровня риска. Составляющие этого показателя отражали шансы персонажа быть агрессором или жертвой, а также быть убийцей или убитым. Индексы рассчитывались для телепродукции различного жанрового содержания и широкого спектра действующих лиц. В итоге было показано, например, что в пиковое вечернее время в среднем 80% всей исследуемой художественной продукции содержали те или иные проявления насилия. Причем 60% главных действующих лиц были включены в насилие. Среднее число эпизодов насилия составило 7,5 за час. Для этого же периода вещания характерен более частый показ жертв насилия, чем агрессоров. Наблюдались существенные колебания в уровне риска для действующих лиц с различным возрастом, полом, социальным происхождением, этнической принадлежностью. " Gerbner G., Gross L., Singorelli N., Morgan M., Jabon-Beck M. Thew demonstration of power: Violence Profile No. 10. In: Journal of Communication. Vol. 29. 1979. PP. 177-195. 18 Gerbner G., Gross L. Living with Television: The Violence Profile. In: Journal of Communication. Vol. 26. 1976. PP. 173-199.
Вопросы
1. «Подумайте о числе людей, которые участвуют в тех или иных формах насильственных действий я течение года. Как Вы считаете, доля этих людей составляет 3% от всего населения иля их доля составляет 10%'?» 2. «Подумайте о числе людей, которые участвуют в тех или иных формах насильственных действий в течение недели. Как Вы считаете, в насильственных действиях в течение недели обычно участвует один человек из ста или десять человек из ста'?» 3. «Какова доля людей в обществе, совершивших серьезные преступления — эта цифра ближе к 3% или к 12%*?» 4. «Вы побоялись бы гулять одни ночью в городе?» (Да) 5. «Вы опасаетесь гулять одни ночью в вашем районе?» (Да) 6. «Опасно ли гулять одному в городе ночью?» 7. «Сколько раз в среднем в день полицейскому приходиться доставать свое оружие — менее чем один раз в день или более, чем пять раз в день*?» 8. «Когда полицейский сталкивается с проявлением насилия, то как часто ему приходиться прибегать к силе — практически всегда* или лишь изредка?» 9. «Можно ли доверять большинству людей или же этого делать не следует?» 10. «Люди в большей части случаев стараются оказать помощь друг другу или в большей части случаев проявляют эгоистические устремления?» 12. Телевидение и агрессивное поведение ных» потребителей телевизионной продукции, (К активным телезрителям были отнесены те, кто смотрел телепередачи в среднем более 4 часов в день.) Основу исследований составляли различные выборки, как взрослой, так и подростковой аудитории. Альтернативы вопросов, касающихся проявления насилия в обществе составляли позиции, взятые из материалов статистики, с одной стороны, и подсчитанные в ходе контент-анализа телепередач — с другой. По итогам исследований был сделан такой вывод. Группе активных телезрителей по сравнению с телезрителями пассивными в большей степени присущи представления о степени распространенности разнообразных проявлений насилия в обществе, равно как и оценки возможностей самим подвергнуться насилию. В качестве примера в таблице 3 приводятся отдельные результаты исследования Гербнера и его коллег, в рамках которого было опрощено 587 подростков в возрасте 13-14 лет, проживавших в Нью-Йорке и Нью-Джерси19.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|