Основные направления эмпирических исследований массовой коммуникации в отечественной социологии
Социология массовой коммуникации, как развитая отрасль социологического знания характеризуется различным уровнем обобщения исследуемой предметной области. Здесь, как известно, выделяются совокупность теоретических представлений и более частные разработки тех или иных социальных проблем массовой коммуникации, непосредственную основу которых составляют социологические исследования. Не претендуя на исчерпывающую полноту, рассмотрим направления анализа, имеющиеся в практике отечественных исследований массовой коммуникации. Традиции социологического изучения массовой коммуникации в России стали формироваться еще в дореволюционный период. Тогда же проводились отдельные исследования уровня грамотности потенциальной аудитории. Наряду с прикладными исследованиями появились работы, имеющие определенную теоретическую направленность. Здесь в первую очередь следует сказать о трудах известного русского просветителя и книговеда Н. Рубакина. Его работа «Этюды о читающей публике», посвященная изучению аудитории в России, вышла в 1895. В первые два десятилетия Советской власти практика исследований массовой коммуникации получила широкое развитие. Так, например, за один 1924 год появилось 200 работ по изучению читателей; до Великой Отечественной войны было опубликовано около 50 книг, посвященных социологии кино1. Однако преемственность, столь важная в науке была искусственно прервана во второй половине 30-х годов.
108 ___ Опыт прикладных, исследований массовой коммуникации Новый подъем отечественной социологии массовой коммуникации произошел в середине 60-х годов, когда в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Талине, Тарту возникли исследовательские группы. Имевшиеся к началу 90-х годов более 600 социологических подразделений различных типов (институтов, отделов, секторов, бюро, лабораторий, групп) уделяли анализу массовых коммуникаций значительное внимание. Для исследований массовой коммуникации, развивающихся и сейчас, характерно наличие как разработок концептуального плана, так и эмпирических исследований различных типов и направлений. Феномен массовой коммуникации, имеющий множество сфер проявления в социальной реальности рассматривался также и с позиций других предметных областей: философии, психологии, филологии, искусствознания. Наиболее тесной является связь между социологическими и социально-психологическими подходами к анализу массовой коммуникации2.
За последние четверть века социологический анализ прежде всего был связан с изучением эффективности средств массовой коммуникации, комплексным рассмотрением основных составляющих массовой информационной деятельности: субъекта и объекта этой деятельности, социальных функций и институтов, содержания сообщений массовой коммуникации. Обратимся к конкретным направлениям изучения массовой коммуникации. Проблема эффективности Задача определения критериев эффективности средств массовой коммуникации была здесь одной из центральных. Поскольку формирование личности происходит под влиянием множества факторов социальной действительности, то выделить и зафиксировать влияние всей системы массовой коммуникации «в чистом» виде вряд ли возможно. Утвердилась точка зрения, в соответствии с которой, конечные цели деятельности массовой коммуникации заменяются рядом промежуточных целей. Множественность проявления эффектов средств тета», Серия 11, «Журналистика», №2, 1967; Хренов Н. О. О комплексном изучении кино (К истории вопроса). Вопросы социологии искусства. М., 1979.
С рассматриваемыми далее направлениями являются сопряженными культурологический и политологический подходы к анализу массовой коммуникации. В рамках последнего основной акцент был сделан на анализе функционирования зарубежных, прежде всего западных средств массовой коммуникации. Здесь мы ограничимся перечислением некоторых известных работ в этих областях: Борее В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М., 1983; Вопросы социологии искусства. М., 1979; Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985; Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1980; Кашлев Ю. А. Массовая информация и международные отношения. М., 1981; Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988. и др.
13. Основные направления эмпирических исследований массовой коммуникации следует считать нормой — именно об этом свидетельствуют эмпирические исследования. С «пространством целей» информационно-пропагандистской деятельности сопряженным яшш-ется «пространство функций». Поскольку эффективность определяется как мера достижения поставленных целей, то проявление каждого типа эффектов разумно будет оценивать с точки зрения их функциональности — дисфункциональное™. Первое свидетельствует о положительной эффективности, т.е. достижении коммуникатором своих намерений, а второе — об обратном. Важным является то обстоятельство, что дисфункции массовой коммуникации распространяются не только на сферу информационных отношений в обществе, но и охватывают области функционирования культуры, а также непосредственно связаны с политической сферой3. Одна из наиболее детальных разработок вопроса эффективности средств массовой коммуникации содержится в работах Б. А. Груши-на. В соответствии со структурой информационно-пропагандистского процесса рассматривается целесообразность оценки эффективности на основе данных о результатах деятельности по производству информации на различных этапах контакта с источником массовой информации, определения «конечных эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса4.
Необходимость использования промежуточных критериев эффективности, о которых говорилось выше, определяется также следующим обстоятельством. Ориентация исключительно на конечный совокупный эффект массовой коммуникации, который, строго говоря, скрыт от эмпирического описания, не способствует разработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности этого социального института. Оптимизацию функционирования описанных выше структурных компонентов средств массовой коммуникации можно рассматривать в качестве предпосылки совершенствования их деятельности в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|