Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления эмпирических исследований массовой коммуникации в отечественной социологии




Социология массовой коммуникации, как развитая отрасль социо­логического знания характеризуется различным уровнем обобщения исследуемой предметной области. Здесь, как известно, выделяются со­вокупность теоретических представлений и более частные разработки тех или иных социальных проблем массовой коммуникации, непосред­ственную основу которых составляют социологические исследования. Не претендуя на исчерпывающую полноту, рассмотрим направления анализа, имеющиеся в практике отечественных исследований массовой

коммуникации.

Традиции социологического изучения массовой коммуникации

в России стали формироваться еще в дореволюционный период. Тогда же проводились отдельные исследования уровня грамотности потенци­альной аудитории. Наряду с прикладными исследованиями появились работы, имеющие определенную теоретическую направленность. Здесь в первую очередь следует сказать о трудах известного русского про­светителя и книговеда Н. Рубакина. Его работа «Этюды о читающей публике», посвященная изучению аудитории в России, вышла в 1895.

В первые два десятилетия Советской власти практика исследова­ний массовой коммуникации получила широкое развитие. Так, например, за один 1924 год появилось 200 работ по изучению читателей; до Великой Отечественной войны было опубликовано около 50 книг, посвященных социологии кино1. Однако преемственность, столь важная в науке была искусственно прервана во второй половине 30-х годов.



I

108 ___ Опыт прикладных, исследований массовой коммуникации

Новый подъем отечественной социологии массовой коммуника­ции произошел в середине 60-х годов, когда в Москве, Ленингра­де, Киеве, Свердловске, Талине, Тарту возникли исследовательские группы. Имевшиеся к началу 90-х годов более 600 социологичес­ких подразделений различных типов (институтов, отделов, секторов, бюро, лабораторий, групп) уделяли анализу массовых коммуникаций значительное внимание. Для исследований массовой коммуникации, развивающихся и сейчас, характерно наличие как разработок концеп­туального плана, так и эмпирических исследований различных типов и направлений. Феномен массовой коммуникации, имеющий множе­ство сфер проявления в социальной реальности рассматривался также и с позиций других предметных областей: философии, психологии, филологии, искусствознания. Наиболее тесной является связь между социологическими и социально-психологическими подходами к ана­лизу массовой коммуникации2.

За последние четверть века социологический анализ прежде всего был связан с изучением эффективности средств массовой коммуника­ции, комплексным рассмотрением основных составляющих массовой информационной деятельности: субъекта и объекта этой деятельности, социальных функций и институтов, содержания сообщений массо­вой коммуникации. Обратимся к конкретным направлениям изучения массовой коммуникации.

Проблема эффективности

Задача определения критериев эффективности средств массовой коммуникации была здесь одной из центральных. Поскольку фор­мирование личности происходит под влиянием множества факторов социальной действительности, то выделить и зафиксировать влияние всей системы массовой коммуникации «в чистом» виде вряд ли воз­можно. Утвердилась точка зрения, в соответствии с которой, конечные цели деятельности массовой коммуникации заменяются рядом про­межуточных целей. Множественность проявления эффектов средств

тета», Серия 11, «Журналистика», №2, 1967; Хренов Н. О. О комплексном изучении кино (К истории вопроса). Вопросы социологии искусства. М., 1979.

С рассматриваемыми далее направлениями являются сопряженными культуроло­гический и политологический подходы к анализу массовой коммуникации. В рамках последнего основной акцент был сделан на анализе функционирования зарубежных, прежде всего западных средств массовой коммуникации. Здесь мы ограничимся пере­числением некоторых известных работ в этих областях: Борее В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М., 1983; Вопросы социологии искусства. М., 1979; Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985; Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1980; Кашлев Ю. А. Массовая информация и международные отношения. М., 1981; Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988. и др.


 

 

13. Основные направления эмпирических исследований

массовой коммуникации следует считать нормой — именно об этом свидетельствуют эмпирические исследования. С «пространством целей» информационно-пропагандистской деятельности сопряженным яшш-ется «пространство функций». Поскольку эффективность определяется как мера достижения поставленных целей, то проявление каждого типа эффектов разумно будет оценивать с точки зрения их функци­ональности — дисфункциональное™. Первое свидетельствует о по­ложительной эффективности, т.е. достижении коммуникатором своих намерений, а второе — об обратном. Важным является то обстоятель­ство, что дисфункции массовой коммуникации распространяются не только на сферу информационных отношений в обществе, но и охва­тывают области функционирования культуры, а также непосредственно связаны с политической сферой3.

Одна из наиболее детальных разработок вопроса эффективности средств массовой коммуникации содержится в работах Б. А. Груши-на. В соответствии со структурой информационно-пропагандистского процесса рассматривается целесообразность оценки эффективности на основе данных о результатах деятельности по производству информа­ции на различных этапах контакта с источником массовой информа­ции, определения «конечных эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, со­здания эмоционально-психологического тонуса4.

Необходимость использования промежуточных критериев эффек­тивности, о которых говорилось выше, определяется также следующим обстоятельством. Ориентация исключительно на конечный совокуп­ный эффект массовой коммуникации, который, строго говоря, скрыт от эмпирического описания, не способствует разработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности этого социального института. Оптимизацию функционирования описанных выше струк­турных компонентов средств массовой коммуникации можно рассма­тривать в качестве предпосылки совершенствования их деятельности в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...