Аудитория массовой коммуникации
Изучение аудитории — субъекта восприятия и потребления массовой информации является на сегодня наиболее активно реализуемым направлением исследований в отечественной социологии массовой коммуникации. В течение последних двух десятилетий произо- 3 Фиров Б. М. Проблемы изучения эффективности массовой коммуникации. Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации. (Материалы советско-венгерских симпозиумов). Будапешт — Ленинград, 1983. С. 27-28. Ipyiuuu Б. А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979. шел переход от разовых, разнонаправленных и локальных исследований функционирования отдельных каналов массовой коммуникации к комплексному изучению с использованием широкого методического арсенала. В этой связи следует принять во внимание наличие двух видов социологических исследований аудитории, «первые направлены на выявление закономерностей, существующих в данной системе социальной информации, вторые — на установление максимально оперативной связи с аудиторией данного органа информации для учета полученной информации в повседневной практике конкретного органа, отдела и т. п. К первым можно отнести исследования места средств массовой информации в общественной жизни, в образе жизни различных групп населения, специфики отношения аудитории к различным информационным каналам. Ко вторым — измерение популярности программ, материалов и передач, подготавливаемых конкретным органом информации, популярность автором и т.п. Эти два типа исследований тесно взаимосвязаны. Материалы прикладных исследований, будучи обобщенными, входят в ткань "фундаментальных"»5.
Фундаментальными в этом плане являются результаты многолетнего (1967—1974 гг.) комплексного проекта «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов», проводившегося под руководством Б. А. Грушина в Таганроге, а также Москве и Ростове-на-Дону. В рамках проекта впервые в практике советской социологии осуществлено всестороннее изучение деятельности средств массовой информации, участие населения в информационном процессе. В частности, это касается и анализа аудитории, применительно к которой теоретические построения обосновывались с привлечением обширной эмпирической базы. Подробно был проанализирован процесс распространения и потребления информации, выделены его существенные характеристики и основные этапы. Рассмотрена совокупная аудитория средств массовой коммуникации, а также аудитория отдельных каналов (телевидения, радио, газет), изучены границы не-аудиторий. В ходе исследования выявлена картина реального потребления информации и отно-'* шения к ней. Результаты проекта позволили оценивать эффективность информации на разных этапах ее потребления, а также обосновать подход к анализу состояния массового сознания, как сложному показателю эффективности средств массовой коммуникации6. К данному направлению относятся также исследования аудитории отдельных средств массовой коммуникации. В этой связи следует 5 Социология журналистики. М., 1981. С. 61. 6 См.: Массовая информация в современном промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. М, 1980.
отметить, например, комплексное исследование читательской ауди тории газеты «Правда», проводившемся в 1977 г. под руководством B.C. Коробейникова. Исследование проходило на территории СССР по всесоюзной выборке, репрезентативно представлявшей взрослое население страны старше 16 лет. Основная цель исследования состояла в уточнении роли и специфики газеты «Правда» среди прочих информационных источников, выявлении путей совершенствования работы редакции, роста влияния газеты в различных слоях и группах населения. В ходе исследования были изучены как познавательные интересы аудитории и мнения читателей об основных тематических разделах газеты, так и степень удовлетворенности материалами на темы международной и внутренней жизни. В рамках исследования также были получены данные, необходимые для анализа объема, структуры, информационных потребностей и интересов аудитории всех средств массовой информации, включая 15 ведущих центральных газет, телевидение, радио, местную печать, массовые журналы. Кроме того, был зафиксирован ряд важных характеристик состояния общественного мнения по актуальным социально-политическим проблемам. Были получены данные о воздействии средств массовой коммуникации на процессы формирования общественного
мнения7. Существенный вклад в изучении социальной роли и влияния одного из самых мощных на сегодня информационных средств — телевидения, связан с работами Б.М. Фирсова8. Здесь телевидение изучалось в ходе сопоставительных социологических исследований в Ленинграде (1967-1979) в ряду всей совокупности информационных источников, которыми располагала аудитория. Были зафиксированы мотивы обращения, частота и длительность просмотра телевидения в целом, его отдельных программ и рубрик, ряд других характеристик коммуникативного поведения. Сформированы типологии аудитории по различным основаниям, что позволило перейти к более высокому уровню анализа и обобщения эмпирического материала. Решению задачи всестороннего изучения места и роли телевидения в системе взаимовлияний процессов общественной жизни способствуют знания о совокупности необходимых и существенных социальных потребностей, которые удовлетворяются посредством конкретного См.: Коробейников В. С. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983; Пресса и общественное мнение. Под. ред. Андрющенко Е. Г, М., 1986. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1970; Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения) Л., 1977; Фирсов Б. М. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л., 1981; Телевидение как эпицентр развития массовых информационных процессов. Опыт и перспективы конкретных социологических исследований журналистики. М., 1984. С. 81.
112 ___ Опыт прикладных исследований массовой коммуникации средства массовой коммуникации. При классификации обычно выделяются микро- и макросоциальные уровни субъекта-носителя потребностей. На макросоциальном уровне о проявлении функциональных особенностей конкретного средства могут свидетельствовать, с известной долей условности, мотивы обращения аудитории к телевидению. Данные исследований, проведенных в различных регионах страны, показывают, что при обращении к программам телевидения аудиторию в первую очередь привлекают возможность узнать новости о событиях в стране и за рубежом, а также возможность отдохнуть и развлечься. Затем в различных сочетаниях их значимости для респондентов следуют такие возможности как расширить кругозор, повысить образовательный уровень; познакомиться с произведениями литературы и искусства; получить ответы на волнующие их вопросы политики; пережить острые, волнующие впечатления; пережить практические сведения, советы; просто провести время. Рассматривая функции средств массовой коммуникации, как социальной организации, отметим, что применительно к телевидению они характеризуются как свойствами общего, так и особенного. По вопросу о социальных средств массовой коммуникации в целом, безотносительно к отдельному средству, существуют различные, не всегда совпадающие точки зрения. Не рассматривая детально существующие типологии функций, отметим те из них, которые обычно выделялись большинством исследователей: информационная, воспитательная, организаторская, рекреативная, просветительская, коммуникативная9. Существенными характеристиками телеаудитории, связанными с ее объективным положением в более широкой социальной системе, являются социально-демографические и социально-профессиональные признаки телезрителей. Кроме того, важными являются духовные потребности и интересы, которые актуализируются в виде информационных потребностей, оценочных отношений аудитории к телевидению в целом и отдельным элементам программ телевизионного вещания.
В ходе различных исследований функционирования средств массовой коммуникации было установлено, что уровень образования является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование информационных потребностей аудитории. В этой связи приведем данные эстонских социологов, учет которых представляется важным в контексте рассматриваемых вопросов. До получения среднего образования наблюдается процесс увеличения информационных потребностей, повышения активности использования массовой информации, причем особенно быстро возрастает Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. С. 13, Основные направления эмпирических исследований 113 роль телевидения. Последующее повышение уровня образования аудитории значительного влияния на информационные потребности не оказывает. При этом в отношении телевидения наблюдаются различия в социально-демографических группах аудитории. В группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием влияние телевидения остается сравнительно высоким, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место другие источники, оставляя телевидению роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя10. В отечественной социологии средств массовой коммуникации одним из центральных было положение о включении личности в сферу деятельности информационного источника через ряд факторов объективного и субъективного порядка. Детерминация процессов информационного взаимодействия общественными отношениями становится понятной также на основе представлений об опосредовании личностью определяющих социальных влияний. Конкретными промежуточными звеньями, обеспечивающими включение индивида в систему общественных отношений выступают образ и стиль жизни, система «потребностных структур», ценностей, мотивов, убеждений. В этой связи необходимо отметить интересные результаты, полученные в ходе исследования степени включения личности в сферу влияния газет, радио, телевидения Белоруссии. Теоретической базой данного исследования, наряду с другими составляющими, являлась дис-позиционная концепция регуляции социального поведения личности". В соответствии с этой концепцией на пересечении различных по своему уровню потребностей личности возникает некоторая иерархическая система диспозиций, включающая ряд уровней: систему обобщенных социальных установок; систему ориентации на цели деятельности и средства их достижения; доминирующая направленность личности на те или иные сферы деятельности. Каждому уровню диспозиций структуры личности соответствует определенный уровень деятельности: поведенческий акт, поступок или привычное действие; поведение в конкретной сфере деятельности, жизнедеятельности в целом.
Результаты белорусских исследователей показали, что существуют различные уровни взаимосвязи между массово-коммуникативной и общей социальной активностью личности. Процесс включения личности в сферу влияния средств массовой коммуникации характеризуется несколькими этапами. «На первом этапе человек стремится воспринять как можно больше сообщений, доверяет им, многое из воспринятого 10 Лауристин М. СМИ и информационные потребности аудитории / Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986. С. 103. 1 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова В. А. Л„ 1979. Опыт прикладных исследований массовой коммуникации 13. Основные направления эмпирических исследований
надолго запечатлевается в его памяти и активно используется во всех видах деятельности... Однако, положение меняется, когда поток сообщений наталкивается на возросшую информированность людей, на более осознанные информационные потребности. На этом этапе влияние СМИ растет значительно медленнее и становится более опосредованным и фиксируется на одном уровне. Когда же объем информационных потребностей и уровень их осознания достигает определенного предела, влияние СМИ начинает снижаться или даже оборачиваться дисфункциональными эффектами, например, эффектом бумеранга»12. Эффективное функционирование средств массовой коммуникации, как процесса опосредованного общения субъектов коммуникации невозможно без понимания. Одним из важнейших условий обеспечения успешной коммуникации яшшется необходимый уровень языковой компетенции аудитории и определенное единство представлений участников общения о его потенциальном содержании. Исследовательская практика показывает, что среди подходов, способствующих решению проблем научно-практического порядка, возникающих в этой области, продуктивным является использование процедур лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. Известными в этом плане являются работы Т. М. Дридзе13. Автором была проведена дифференциация респондентов по уровню их коммуникативно-познавательных умений и перцептивной готовности. Аудитория была разбита на семиотические группы; была изучена зависимость между знанием слов и умением адекватно интерпретировать смысловую информацию, заключенную в тексте; выявлены некоторые социальные, социо-культурные и социально-психологические факторы формирования различных семиотических групп. Кроме того, ряд соответствующих аналитических операций дал возможность соотнести семиотические группы с типом ознакомления и выборов материалов в прессе, а также определить «барьеры», отталкивающие аудиторию от чтения. Все это позволило оценить информативность экспериментальных текстов, их словарей, общего словаря газеты и газетных заголовков для различных семиотических групп. В этой связи следует упомянуть также работы И. С. Тресковой, посвященные социолингвистическим проблемам массовой коммуникации14. Кратко об изучении читательской почты. Социологический анализ писем в адрес конкретного средства массовой коммуникации связан 12 Манаев О. Т. Включенность личности в сферу влияния средств массовой информации. Социологические исследования. №4. 1984. п Дридзе Т. М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. М., 1979; Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. 14 Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации (Принципы измерения языковой вариативности). М., 1989. в первую очередь с изучением социальных и социально-психологических характеристик документов и самих авторов, как создателей этих текстов. Здесь надо обратить внимание на такой важный момент. Не следует рассматривать совокупность авторов писем как модель аудитории. Вопрос о представительности почты при отсутствии специальных исследований надо решать не по отношению ко всей аудитории, а в рамках ее отдельных групп, репрезентированных в почте15. То же, по нашему мнению, надо иметь в виду и в отношении достаточно широко распространенных прессовых опросов. Об уровне развития отечественной социологии массовой коммуникации свидетельствует и то обстоятельство, что в сфере ее внимания находились и достаточно специальные вопросы. Так, на базе репрезентативных массивов данных с использованием процедур многомерного статистического анализа социологами Гостелерадио в конце 80-х годов были построены типологии коммуникативного поведения аудитории16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|