Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девибхагавата-пурана. Книга первая. Глава первая. Вопросы шаунаки. Глава вторая. Прославление бхагавата-пураны




ДЕВИБХАГАВАТА-ПУРАНА

КНИГА ПЕРВАЯ

Глава первая

ВОПРОСЫ ШАУНАКИ

 

Ом. Мы созерцаем eё, имеющую природу вселенского сознания, изначальное Знание2.

Пусть она побудит наш разум [к познанию]. (1)

Шаунака3 сказал:

О Сута, о Сута, о великий участью, ты счастлив, о бык среди людей4,

Ибо тщательно ты изучил благие своды пуран. (2) Ты постиг восемнадцать божественных пуран,

Поведанных мудрецом Кришной5, о безгрешный! (3)

Отмеченные пятью признаками, содержащие тайны 6, о почтенный, Тобой узнаны они все от Вьясы, сына Сатьявати. (4)

Благодаря нашим благим заслугам ты явился в это лучшее из мест,

Вишвасану, [место] удивительное, святое, свободное от пороков века Кали7. (5)

Собравшиеся здесь мудрецы желают услышать этот несущий благо

Свод пураны, поведай же его нам, о Сута, погрузившись в самоуглубленное созерцание8. (6)

О всезнающий! Живи долго и будь свободен от страданий трех видов9!

Возвести ныне нам, о великий участью, пурану, равную Ведам10! (7)

Те люди, которые обладают органом слуха11 и знакомы с вкусом удовольствий,

Но не слушают при этом пуран, те обделены Творцом12. (8) Как орган языка насыщают шесть видов вкуса13,

Так и орган слуха услаждают речи мудрых, так известно. (9)

Змеи, что лишены слуха, бывают очарованы приятной музыкой,

Почему же те [люди], что имеют уши, не внемлют, словно глухи они? (10)

Поэтому все брахманы, о дорогой, желающие с вниманием слушать [пурану],

Находятся [сейчас] в лесу Наймиша14, терзаемые страхом перед Кали. (11)

Тем или иным способом тратит время [человек],

И глупые тратят его на пороки, а мудрые - на размышления о шастрах15. (12) Но шастры разнообразны, наполнены спорами16,

Разъяснениями пользы от соблюдения различных предписаний17 и доводами, и их объем обширен. (13)

Среди шастр веданта саттвична, миманса – раджасична, Ньяя, наполненная спорами – тамасична18. (14)

Также и пураны с их сказаниями разделяемы на три вида по гунам19,

Они, отмеченные пятью признаками20, возвещены тобой, о дорогой. (15) Среди них святая [пурана] Бхагавата, пятая, равная Ведам21,

Наделенная всеми признаками, упомянута прежде тобою. (16)

Ты просто указал на нее, чудеснейшую,

Дарующую Освобождение тем, кто стремится к нему, дарующую также Любовь и Праведность22. (17)

Подробно ее, лучшую из пуран, благую, удивительную Бхагавату,

С почтением желают услышать все брахманы. (18)

Ты ведаешь, о знаток дхармы, возвещенный Кришной пуранический свод целиком

Благодаря преданности наставнику, пребывающий в саттва-гуне23. (19) Услышав одну за другой из твоих уст изошедшие [пураны],

Мы не достигаем удовлетворения, точно также, как боги [не удовлетворяются] питьем амриты. (20)

Для пьющих амриту, о Сута, никогда не бывает освобождения,

Но человек, слушающий Бхагавату, тотчас же избавляется от опасности. (21)

Ради питья амриты совершаемы нами тысячи треб,

Но мира целиком так и не достигаем мы. (22)

Плод жертвоприношений - рай, а после рая падение [ждет] снова24, Так в этом колесе сансары верчение беспрерывно25. (23) Без знания, о всезнающий, нет освобождения никогда

Для людей, заверченных в колесе Времени26, составленном из трех гун. (24) Поэтому наполненную всеми расами27 святую Бхагавату расскажи,

Очищающую, таинственную, дарующую освобождение и всегда любезную тем, кто к освобождению стремится. (25)

 

Так заканчивается первая глава первой книги махапураны Шримад ДевиБхагаватам, содержащей 18 тысяч шлок, называющаяся «Вопросы Шаунаки».

 

Глава вторая

ПРОСЛАВЛЕНИЕ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ

 

Шри-Сута сказал:

Я счастлив, я очень удачлив, я очищен великими душами28,

Ибо я спрошен [вами] об очень обширной, святой пуране, прославленной в Ведах. (1)

Ее я возглашу, одобренную всеми Ведами,

Тайну всех шастр, лучшую из всех агам29. (2)

Склонившись перед прелестными стопами-лотосами, дарующими освобождение йогам, [перед стопами], которым служат Брахма и другие боги и которые беспрерывно созерцают Индры среди мудрецов30,

Я поведаю сегодня с преданностью подробно наделенную многочисленными расами лучшую из пуран, включающую все расы, знаменитую, по названию Бхагавати, о брахманы31! (3)

Пусть та высочайшая изначальная Шакти32, зовущаяся Знанием на пути Шрути, всезнающая, способная разрубить узы бытия, пребывающая в сердце каждого,

Непознаваемая для недобрых людей, мудрецами воочию в созерцании постигаемая в ее обители, пусть Бхагавати всегда дарует успех! (4) Создав целиком этот мир благодаря своей мощи, включающей три гуны, по природе сущий и не-сущий33, она оберегает вселенную,

А разрушив ее в конце кальпы34, радуется, единственная; о ней, Матери мироздания35, в сердце я память храню. (5)

Брахма создает целиком этот мир - так говорят знатоки пуран, сведущие в Ведах,

Но из лотоса-пупа Вишну [происходит] его появление на свет - ими также утверждается, поэтому [Брахма] творит, не [являясь] независимым. (6) В то время как Вишну спит на Шеше, [служащим] ему ложем, происходит рождение [Брахмы] из бутона лотоса-пупа,

Так Тысячеглавый является опорой [Вишну], как же он, Бхагаван Мурари, будет пробужден? 36 (7)

Вода Сплошного океана имеет природу жидкости37, а жидкость не может обходиться без сосуда,

Поэтому я нашел убежище у Матери всех созданий38, которая в образе Шакти пребывает во всех предметах и существах. (8)

У той Богини, которой возносил хвалу [Брахма], пребывающий на лотосе,

При виде Вишну, чьи очи сомкнула Йогическая дрёма39, у той я убежище нашёл. (9)

Созерцая её, обладающую качествами, Майю, дарующую освобождение, и не имеющую качеств также40,

Я поведаю пурану целиком, слушайте же, о мудрецы, (10)

Лучшую из пуран, святую, зовущуюся Шримад-Бхагавата, Включающую восемнадцать тысяч шлок. (11)

На двенадцать благих книг разделена она Кришной,

И на триста восемнадцать глав. (12)

Двадцать глав содержатся в первой книге, двенадцать - во второй, Тридцать в третьей, двадцать пять в четвертой. (13)

Тридцать пять глав заключены в пятой книге,

Тридцать одна - в шестой, сорок - в седьмой, (14)

Двадцать четыре - в восьмой, пятьдесят - в девятой,

И тринадцать - в десятой, так установлено мудрецом, (15)

А также двадцать четыре в одиннадцатой

И четырнадцать в двенадцатой, о лучшие из мудрецов. (16)

Таково число [книг и глав], установленное великим духом, А общее число ее [стихов] - восемнадцать тысяч. (17)

Творение, дальнейшее творение, родословие, манвантары и последующие деяния родов -

Таковы пять признаков пураны41. (18)

Не имеющая качеств, постоянная, всенаполняющая, неизменная42 Благая,

Достижимая через йогу, опора всей вселенной, пребывает в турие43. (19)

Ее саттвическое проявление - Махалакшми, раджасическое - Махасарасвати, Тамасическое - Махакали44. (20)

Описание того, как эти три шакти принимают тело

Ради создания [мира], именуется творением знатоками шастр45. (21) Происхождение Друхины, Хари и Рудры

Для создания, охранения и разрушения [мира] называется дальнейшим творением46. (22)

Сказания о царях, принадлежавших к Солнечному и Лунному родам, Хираньякашипу и других, именуются родословием47. (23)

Повествование о Сваямбхуве и других Ману,

А также о продолжительности их правления - это манвантары48, (24)

А рассказ об их потомстве именуется последующими деяниями родов -

Все пураны содержат пять этих признаков, о лучшие из мудрецов. (25) Эти признаки содержит также и [Маха]бхарата, созданная мудрецом,

Она именуется итихасой и равна пятой Веде49. (26)

Шаунака сказал:

Что это за пураны, расскажи, о Сута, подробно,

Сколько [стихов] в них, о всезнающий, об этом мы желаем услышать здесь. (27)

 

Нам, в страхе перед Кали ныне пребывающим в лесу Наймиша, Брахма наказал, дав колесо Маномайю50. (28)

Им было изречено: «Следуйте за этим колесом,

И где обод этого колеса станет узким, там будет место, сулящее очищение. (29)

Кали никогда не омрачит своим приходом это место,

И оставайтесь там до тех пор, пока снова [не начнется] Сатьяюга». (30)

Услышав слова Брахмы и следуя его наказу,

Мы поспешили в путь, катя то [колесо] и желая осмотреть все места. (31) Когда обод колеса стал тоньше у меня на глазах,

Им было указано это место Наймиша, очищающее в высшей степени. (32)

Кали никогда не придет сюда, поэтому здесь вместе со мной остановились Великие духом мудрецы и сиддхи, опасающиеся Кали. (33)

Без заклания животных были совершены жертвоприношения рисовыми пирогами51,

И сейчас мы проводим время, ожидая прихода Сатьяюги52. (34) Благодаря [нашей] счастливой доле явился ты сюда, о Сута, Поведай же нам пурану, очищающую, равную Ведам. (35)

О Сута! Ты мудрый сказитель, а мы желающие услышать [твое повествование],

Мы свободны от иных занятий и единодушны. (36)

О Сута! Живи долго и будь свободен от страданий трех видов53, Возвести нынче святую и благую Бхагавата-пурану, (37)

В которой описаны Праведность, Польза и Любовь должным образом, А также где мудрец поведал об Освобождении, [наступающем] после обретения знания54. (38)

Не достигаем удовлетворения мы, услышав сказ чудесный,

Возвещенный мудрецом Двайпаяной, очищение несущий. (39)

Являющуюся        единым вместилищем всех достоинств, подобно представлению Матери55, очищающую и изумительную,

Уничтожающую все загрязнения, являющуюся древом желаний56, поведай пурану, связанную с именем Бхагавати. (40)

Так в махапуране Девибхагавата заканчивается вторая глава, называющаяся «Прославление Бхагавата-пураны».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...