Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление современной концепции развития




Слухового восприятия речи

История вопроса развития слухового восприятия (РСВ) у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системы, которая имеет поступательный характер. Педагогическая система РСВ имеет свои цели, задачи, принципы и методы, несколько отличные от других педагогических систем, и в то же время она является частью общей дидактической системы по обучению и вос­питанию детей с нарушением слуха. Современная педагогическая система РСВ представляет основу для общего развития и формирования произношения у ребенка с нарушенным слухом.

В основу становления современной педагогической системы ФСВ легли научные поиски ученых Ф. А. Рау, В. И. Бельтюкова, Р. М. Боскис, Л. В. Неймана, Э. И. Леонгард, В. К. Орфинской, Е. П. Кузьмичевой и др.

В середине 70-х гг. была создана и апробирована система, в основу которой положен принципиально новый подход — раз­витие слухового восприятия в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

В основу этой системы, согласно работам Р. М. Боскис (1963), Л. П. Назаровой (1971), Е. П. Кузьмичевой (1991) и др., легли следующие положения:

нарушенная слуховая функция развивается, как и любая функция, под влиянием целенаправленной работы, т. е. нару­шенная слуховая функция подчиняется общим физиологичес­ким и психолого-педагогическим закономерностям развития;

— формирование речевого слуха, слуховых представлений носит этапный и фазовый характер, как формирование любых представлений в психологии;

— развитие слухового восприятия в результате упражнений возможно ввиду имеющегося слухового резерва, потенциаль­ных возможностей у детей с нарушенным слухом;

— на развитие речевого слуха оказывает влияние ряд факто­ров: состояние слуха, общее развитие ребенка, целостность пе­дагогического процесса, уровень развития речи, семантическая, лексическая и структурная сложность речевого высказывания;

— на развитие речевого слуха оказывает положительное вли­яние сохранность всех анализаторов и степень сохранности слу­хового анализатора;

— при формировании речевого слуха необходимо использо­вать звукоусиливающую аппаратуру различного назначения, конечная цель — использование индивидуальных слуховых аппаратов;

— развитие слухового восприятия происходит в ходе специально организованного педагогического процесса;

— развитие слухового восприятия должно опираться на физиологические и психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха.

Реализация этих положений нашла отражение в программах по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих, а также в различных формах организации педагогического процесса: на общеобразовательных уроках, на индивидуальных занятиях, на фронтальных занятиях (слуховой час), во внеклассное время. Часть этих форм организации педагогической деятельности существовала ранее (фронтальные занятия), увеличивалось количество часов индивидуальных занятий в неделю, вводились заново музыкальные занятия, включающие элементы фонетической ритмики, вменялось в обязанность учителю классов работать над развитием слухового восприятия в процессе обучения, рекомендовалось развивать слуховое восприятие воспитателю во внеклассное время.

Эти прогрессивные изменения в работе по РСВ и формированию произношения оправдали себя. Результаты работы, как показали исследования Е.П.Кузьмичевой (1983), свидетельствуют о расширении сенсорной базы восприятия речи на слух,(слуховое восприятие стало основой для формирования слухо-речевой системы у детей с нарушением слуха сформировалась возможность восприятия на слух речевого материала в результате активизации слуха упражнениями выявились общие закономерности процесса распознавания речевого сигнала. Созданная педагогическая система развития слухового восприятия дала положительный эффект.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения в образовательной и специальной (коррекционной) школе. Введены стандарты обучения, преобразуется деятельность школы по демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания, развивается творческая преобразовательная деятельность коллективов учащихся и учителей. Это позволило отдельным школам развернуть опытно-экспериментальную работу, что в свою очередь способствовало созданию региональных стандартов образования. В региональном санкт-петербургском стандарте образования для школ с нарушением слуха особое место занимает педагогическая система РСВ. Эта система разрабатывалась совместно с коллективом учителей и воспитателей школы глухих № 31 (директор А. В. Ганихин). В основе этой системы лежат следующие положения, которыедополняют ранее существующие:

— регулярная диагностика психического развития учащихся и определения обученности и обучаемости детей;

— активизация мыслительной деятельности школьников в процессе работы по РСВ;

— введение развивающих упражнений в индивидуальные занятия по формированию произношения;

— использование и разработка современных педагогических технологий в работе по РСВ и формированию произношения;

— переосмысление содержания программ по РСВ;

— включение гибких вариативных программ (три варианта) по РСВ;

— создание творческих групп учителей по разработке современных педагогических технологий;

— активное включение в деятельность учителя способов проектирования индивидуального развития ребенка с нарушением слуха и моделирование учебного процесса по РСВ с целью оптимизации усвоения учебного материала и улучшения планирования познавательной деятельности учащихся.

Использование названных положений наряду с теми, что были выдвинуты Ф. Ф. Рау (1960), В. И. Бельтюковым (1960, 1977), Л. В. Нейманом (1961), Р. М. Боскис (1963), Е. П. Кузьмичевой (1983) и др., позволили активизировать деятельность учащихся, сделать работу по РСВ интересной, радостной, желательной для детей и учителя, формировать познавательные интересы учащихся, направленные на овладение способами восприятия речи с помощью остаточного, сниженного слуха, улучшать произносительную сторону речи.

Глухие учащиеся стали походить на слабослышащих учащихся в использовании опорных сигналов при восприятии речи на слух и ее продуцировании.

Изменился стиль педагогического руководства деятельностью учащихся на индивидуальных занятиях. В работе учителя появился творческий подход к процессу обучения, который выразился в подборе современных технологических решений, использовании компьютерных программ специального и общедидактического характера, в поиске методов, приемов и средств, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, и т. д.

Становление современной дидактической системы по РСВ продолжается и в настоящее время.

Глава 2





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.