Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На развитие слухового восприятия




 

В школах глухих и слабослышащих одной из задач обучения является развитие слухового восприятия.

Процесс восприятия человеком речи, раскрытие его механизмов — это проблема, которой занимаются не только сурдопедагоги (ученые и практики), но и специалисты других областей знаний: психологи, физиологи, лингвисты, математики, инженеры-акустики, кибернетики и др. Проблема эта не нова, однако кардинального решения еще до сих пор не найдено. В работах физиологов раскрыт механизм деятельности анализаторов, который лежит в основе восприятия. Именно в анализаторах возникают ощущения, совершается переход энергии внешнего раздражения в факт сознания. Еще В. М. Бехтерев (1904) писал, что неизвестно, каким образом физиологический процесс от внешнего воздействия на периферии возбуждает в центрах психический процесс, но первоисточником психического процесса, толчком для его развития является внешнее раздражение.

Чувствительность анализаторов не является чем-то неизменным. Об этом свидетельствуют учения физиологов, многочисленные исследования психологов о природе сенсорного развития человека.

Исследования сурдопедагогов, ученых и практиков (Л. В. Неймана, Е. П. Кузьмичевой, Л. П. Назаровой и др.) показали, что специальные упражнения по развитию слухового восприятия оказывают положительное влияние на восприятие речи на слух.

В процессе целенаправленной работы по РСВ как у глухих, так и у слабослышащих увеличивается расстояние при восприятии голоса разговорной громкости и количество учащихся, различающих этот голос. Так, глухие учащиеся, воспринимающие голос разговорной громкости у уха, после упражнений воспринимают его на расстоянии около 1—2 м, а слабослышащие учащиеся — на расстоянии 4—5 м.

Влияние упражнений сказывается на совершенствовании восприятия звуков речи на слух (гласных, согласных): увеличивается количество воспринимаемых звуков речи — как гласных, так и согласных. Причем эти возможности шире у слабослышащих, чем у глухих детей.

Как у глухих, так и у слабослышащих восприятие согласных звуков улучшается более чем в два раза, а гласные звуки различаются полностью, что объясняется их мощностью и формантной характеристикой. Наиболее трудными для различения на слух после ряда упражнений для глухих являются пары гласных о-у, э-и. Эти пары гласных для слабослышащих являются трудными для различения до использования слуховых упражнений. После работы по дифференциации этих гласных различение, как правило, не вызывает сложностей.

В ходе упражнений улучшается способность определения фонетического признака согласных, т. е. определения принадлежности к той или иной фонетической группе как у слабослышащих, так и у глухих III и IV групп, для глухих I и II групп эти различения недоступны, за исключением различения звука р. Выявляется общая тенденция как у слабослышащих, так и у глухих детей лучшего распознавания принадлежности звуков к группам сонорным и шумным, твердым и мягким. Вызывает значительные трудности распознавание принадлежности к фонетическим группам шипящим и свистящим, глухим и звонким у слабослышащих учащихся, глухим III и IV групп недоступно определение близости к фонетическим группам по звонкости и глухости, для III группы уже недоступно различение на слух принадлежности к шипящим и свистящим группам.

Следует отметить, что восприятие элементов речи вызывает большие трудности, чем восприятие слов и предложений как у глухих, так и у слабослышащих, т. к. элементы речи не несут какого-либо функционального значения.

При различении на слух слов учащиеся, как отмечает Р. М. Боскис (1963), лучше распознают известные им слова и могут совсем не различать незнакомые слова. Различение слов значительно улучшается после предупреждения о том, какие слова они услышат. Этот факт объясняется тем, что дети с нарушенным слухом "слышат" слова, в которых их слуху доступны лишь самые незначительные элементы звучания. Это оказывается возможным благодаря сохраненным интеллектуальным способностям, которые помогают ребенку соотнести воспринятые с помощью слуха и зрения элементы слова с той ситуацией, в какой слово произносится. Значит, на различение речи оказывают влияние ситуация и известность для них этого слова, т. е. знакомство с содержанием слова.

На различение слов оказывают влияние структура слова, ритмический рисунок.

Исследования Л. П. Назаровой (1970) показали, что лучше всего на слух различаются двухсложные слова, несколько хуже — односложные и трехсложные слова как слабослышащими, так и глухими детьми.

По-видимому, снижение и увеличение количества дифференциальных признаков (количество слогов в слове, места ударения и качества ударного гласного) оказывают влияние на их распознавание. Причем улучшение различения слов после упражнений между глухими и слабослышащими детьми идет неравномерно: у слабослышащих — за счет количественного и качественного распознавания, а у глухих — за счет небольшого улучшения количественного различения и приближения заменяемого слова к предъявляемому (Марина вместо малина). Как у глухих, так и у слабослышащих отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слова: швежей вместо свежей, жережонок вместо жеребенок, воды вместо водой и др. Неточное восприятие элементов слова — отдельных звуков, суффиксов, приставок, окончаний — свидетельствует о сложности акустических дифференцировок элементов речи, о чем упоминалось ранее. Несмотря на неточное восприятие слов, учащиеся справляются с восприятием ритмического рисунка слов. Об этом свидетельствуют ранее приведенные примеры и др. Например, вместо Юра воспринимают Юля, Шура, вместо Орлик Корлик,Орних и др.

В процессе применения специальных упражнений, направленных на развитие восприятия на слух предложений, улучшается восприятие предложений глухими и слабослышащими почти на 30%. При этом выявились следующие особенности восприятия предложений на слух. Те учащиеся, которые ранее не воспринимали предложений, как правило, глухие дети, стали воспринимать предложения с ошибками. В речи слабослышащих отмечалось акустическое сходство предъявляемых и различаемых предложений. Например, вместо Скоро Орлик поднялся на ноги пишут Скора Колик поднялся на ноги.

Восприятие речи на слух зависит не только от степени сохранности слуха, но и от уровня развития речи. У учащихся с низким уровнем речевого развития (III уровень) встречались предложения, где нарушался смысл предложения. Например, Мальчики помогали конют (конюху) кормить и боисъ (поить) жеребята.

Работа по развитию речи учителем класса и работа над РСВ способствовали улучшению восприятия на слух предложений. Под влиянием упражнений появляется возможность воспринимать на слух небольшие тексты у глухих детей и совершенствуется восприятие на слух текстов у слабослышащих детей. Систематические, целенаправленные упражнения способствуют РСВ.

Совершенствование слухового восприятия происходит под влиянием развития речи. По мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей, которое в свою очередь становится источником накопления новых речевых звучаний, т. е. совершенствуется встречная речевая активность. В процессе развития речи даже дети со значительным понижением слуха приобретают способность различать на слух звуки речи, знакомые слова и фразы, небольшие тексты. При этом важную роль, как отмечала Р. М. Боскис (1963), выполняет контекст, ситуация, предупреждение. Так, предупреждение о том, что дети будут слушать слова из одной темы (Учебные вещи, Овощи и т. д.), слова из разных тем, предложения, текст на тему... и т. д. — способствует восприятию речи на слух. Контекст оказывает особый положительный эффект при восприятии текста. Облегчает восприятие речи на слух ситуация: например, во время прогулки организуется подвижная игра, воспитатель объясняет правила ее проведения. Улучшение слухового восприятия происходит под влиянием совершенствования произношения. В.И.Бельтюков(1960,1977) пришел к выводу, что чем хуже ученик произносит звук, тем хуже он его различает. Длительная практика ошибочного произношения, бедность речевого опыта оказывают отрицательное воздействие на слуховое восприятие. Влияние произношения сказывается в различении на слух фонетических групп согласных. Особенность восприятия фонетических групп заключается в том, что некоторые наиболее акустически далекие группы согласных (твердые и мягкие) различаются хуже, чем относительно близкие (глухие и звонкие).

От состояния слуха зависит качество произношения. Чем больше потеря слуха, тем больше дефектов встречается в их речи. Однако под влиянием упражнений почти все дефекты произношения поддаются исправлению. Это положительно сказывается на слуховом восприятии данных звуков. Развитие слухового восприятия в свою очередь отражается на качестве произношения.

На улучшение слухового восприятия продуктивное влияние оказывает использование звукоусиливающей аппаратуры. Применение ее способствует более точному и полному восприятию речи на слух. Исследования Е. П. Кузьмичевой (1976) показали, что введение звукоусиливающей аппаратуры, смена ее видов требует специальной подготовки ребенка, предварительной тренировки в работе с данным видом аппаратуры.

Вопросы и задания

1. Какова роль стандарта образования для коррекционных учреждений в области РСВ?

2. Раскройте влияние речи на различные стороны технического развития ребенка с нарушением слуха.

3. Расскажите об особенностях организации сопровождения по РСВ у детей с нарушением слуха в учебно-воспитательном процессе и в семье.

4. Охарактеризуйте, как улучшается слуховое восприятие детей с нарушением слуха под влиянием целенаправленной работы.

Литература

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети.— М., 1963.

2. Назарова Л. П., Рогачева Т. К. Влияние работы по развитию слухового восприятия на произношение учащихся школы слабослышащих II отделения // Совершенствование обучения языку глухих и слабослышащих.— Л., 1975.

3. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей.— М., 1961.

 

 

ГЛАВА 3





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.