Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль слуха в общем развитии детей




И РАЗВИТИИ РЕЧИ

 

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формировании устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р. М. Боскис (1963), является самостоятельность в овладении речью. У детей с нормальным слухом от процесс проходит самопроизвольно, у детей с нарушенным ухом — в результате специального обучения, т. к. последние способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса, для овладения речью. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать речевой запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в учебном процессе. Глухие дети могут овладевать речью только в условиях специального обучения.

Недостаточное развитие речи и плохое владение ею мешает, свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощью звукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу в процессе общения хотя бы в элементарной форме. Отсюда недостаточно развитая речь или ее отсутствие является препятствием для обучения, т. к. усвоение содержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи. Речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на их умственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности (познавательной, трудовой, игровой, художественной, спортивной и т. д.) Речь и умственная деятельность — ведущие условия в ориентировании человека в жизни. Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической материальной деятельности. Отсюда на успешность обучения оказывает влияние развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития. Значит, недоразвитие речи оказывает влияние на одну из важнейших особенностей общего развития ребенка — учебную деятельность, что определяет своеобразие обучения детей со сниженным и остаточным слухом.

Процесс обучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоение опыта предыдущей деятельности людей, воспроизведение конкретной деятельности. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен. Препятствием к речевому общению являются нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения. А речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей. Дети с недостатками слуха овладевают приемами речевого общения в ходе специального обучения. Отечественный психолог и дефектолог Ж. И. Шиф (1971) отмечала, что школьник, приобретая возможность общения с окружающими, изменяет отношение к языку. Грамматические ошибки, обедненность словарного запаса, нарушение внятности произношения — все это мешает его общению. У школьников появляется сильное стремление преодолеть эти недостатки.

Овладение речевым общением зависит от ряда условий: состояния слуха (чем сохраннее слух, тем выше степень овладения речевым общением самостоятельно); уровня развития речи (чем выше уровень развития речи, тем успешнее речевое общение); антиципации (чем выше речевое развитие, тем выше прогнозирование, встречная речевая активность в общении); использования звукоусиливающей аппаратуры (чем качественнее аппаратура, тем лучше восприятие речи, тем актив нее общение); технологии специального обучения (чем совершеннее технология, тем эффективнее овладение процессом общения); мастерства учителя (чем квалифицированнее учитель, тем продуктивнее его педагогическая система).

Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, воспитателем, персоналом школы-интерната (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара и т. д.), с родителями. Для этого используются плакаты, таблички на наборных досках, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.

Таким образом, общее развитие детей со сниженным и остаточным слухом зависит от степени сохранности слуха, уровня речевого развития, организации речевого общения и особенностей специального обучения.

Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи: чем лучше степень сохранности слуха, тем выше уровень речевого развития. Даже небольшое понижение слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого развития.

Под уровнем развития речи понимается обогащение словарного запаса, овладение грамматическим строем языка, звуковым составом слова и произношением в целом, понимание речи, чтение ее с губ и речевая практика общения.

Обогащение словарного запаса способствует повышению уровня понимания речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятия речи на слух. Чем большим словарным за­пасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть Слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления. От уровня развития речи зависит успешное овладение грам­матическим строем языка. Под влиянием планомерного и це­ленаправленного развития речи улучшается анализ и синтез слышимой речи, способность вычленения фонем для их диффе­ренциации, совершенствуется степень доступности восприятию предъявляемой речи.

Развитие речи оказывает влияние на кинестезию, благодаря чему совершенствуются подражательная способность к произ­ношению и самопроизношение, в свою очередь развитие речи, положительно сказывается на чтении с губ.

Чтение с губ помогает дополнять слуховые впечатления, срав­нивать свое произношение с произношением окружающих лю­дей, достигать нужного уклада речевых органов для отдельного звука речи и произношения в целом. Чтобы зрительное восприя­тие было продуктивным, необходим достаточный запас слов. Таким образом, чтение с губ тесно связано с развитием речи.

Взаимодействие речи и слуха находит отражение в произно­сительной стороне речи. В. И. Бельтюковым (1960) выявлено, что произношение детей с нарушением слуха зависит от уровня его сохранности, от степени трудности произношения фонем и акустических характеристик. Был выявлен ряд особенностей связи произношения со слухом: чем лучше развит слух, тем меньше дефектов произношения; нарушение слуха меньшее влияние оказывает на произношение гласных, чем согласных звуков, так как они (гласные) лучше воспринимаются на слух; легче исправляются те дефекты произношения фонем, которые доступны восприятию на слух и др.

Слуховое восприятие детей с нарушением слуха может быть эффективно использовано при постановке звуков речи, исправ­лении дефектов и предупреждении недостатков произношения.

По мере развития речи возрастает слуховая способность ее восприятия, овладение речью способствует более продуктивно­му развитию слухового восприятия речи, как в ходе специаль­ных упражнений, так и без них. Восприятие на слух речи зави­сит от нескольких условий: состояния слуха, уровня развития речи, контекста и ситуации, сложности речевых конструкций, объема предъявляемого материала на слух.

Развитие слухового восприятия речи, как показали иссле­дования Л. В. Неймана (1961), Р. М. Боскис (1963), Л. П. На­заровой (1976), Е. П. Кузьмичевой (1981) и др., становятся источником накопления речевого запаса, повышения уровня развития речи. По мере овладения речью повышается способность к развитию и использованию слуха.

Одним из условий, способствующих успешному восприятию речи на слух, является уровень развития речи. Причем различный уровень речевого развития оказывает влияние на оптимальные возможности восприятия речи на слух. Чем выше уровень речевого развития, тем успешнее восприятие речи на слух. Л. П. Назаровой (1981) было выделено четыре уровня развития речи у детей со сниженным слухом:

1 — оптимальный уровень. Испытуемые этого уровня обладали достаточно полным словарным запасом, соответствующим требованиям программы, хорошо понимали обращенную к ним речь, в самостоятельной речи пользовались существительными, глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями и предлогами. Эти дети, как показали исследования, воспринимали на слух речевой материал в пределах 52% от предъявляемого, состоящий из предложений в 6—7 слов. Для учащихся этого уровня были характерны ошибки в виде аграмматизмов и искажений звуко-буквенного состава слов, которые носили характер "ослышек".

2 — сниженный уровень речевого развития. У этих детей объем словарного запаса приближался к оптимальному, но встречались аграмматизмы, искаженное произношение, а при назывании предмета использовался перифраз. При выяснении понимания речи отмечалось неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками и предлогами. Не использовались такие части речи, как местоимения, наречия. Правильное восприятие речи на слух соответствовало 45% от предъявляемого, воспринимались предложения, состоящие из 4—5 слов. Для учащихся этого уровня были характерны аграмматизмы, большее количество слов-"ослышек", незначительное число бессмысленных слогосочетаний при восприятии речи на слух.

3 — ограниченный уровень речевого развития. Словарный запас значительно ограничен, что сопровождалось неадекватной по смыслу и содержанию подменой отсутствующих слов. В произношении наблюдались значительные искажения при сохранении контура слова. Понимание речи снижено. В самостоятельной речи использовались предложения, состоящие из 2—3 слов.

Для таких детей характерны неполные предложения, в которых отсутствуют главные члены предложения (подлежащее,сказуемое), выпадают приставки и предлоги. Восприятие речи слух соответствует 20% от предъявляемого материала. В речи отмечается увеличение замен слов в виде бессмысленных слогочетаний, аграмматизмы и отказы при различении предложений, слов, что соответствует 80% от общего количества предъявляемого речевого материала на слух.

4— резко ограниченный уровень речевого развития. Выражается в резком ограничении словарного запаса. Словарный запас детей так мал, что они не могут назвать элементарных предметов обихода, целое предложение часто заменяют одним новом или словосочетанием, не имеющим никакого смыслового значения. В произношении отмечаются существенные искажения: отсутствовали начало, конец слова, слова дополнялись лишними звуками. Понимание обращенной речи резко ограничено или полностью отсутствует. Отмечается непонимание некоторых форм слов, смешение слов по акустическому сходству. При восприятии текста обнаружено неполное понимание прочитанного, несмотря на понимание отдельных слов. Контекст не помогал пониманию прочитанного. В самостоятельной речи использовались изолированные слова вместо предложений, бессмысленные слогосочетания, отказ от оформления высказывания речью. При восприятии речи на слух правильно воспринимался речевой материал только в 7%. У этих детей снизилось число аграмматизмов, но увеличилось количество замен в виде бессмысленных слогосочетаний, число отказов при различении речи. Число ошибок и отказов составляло 93% от предъявляемого речевого материала для различения на слух.

Таким образом, на общее развитие ребенка с нарушением слуха оказывают влияние следующие факторы: состояние слуха школьника, уровень развития речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение. Особая роль принадлежит слуху как в общем, так и речевом развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...