Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартизация образования и место развития слухового восприятия в нем




 

Изменения в системе общего среднего образования в РФ, создание и внедрение государственного стандарта образования обуславливает необходимость разработки стандарта образования для детей с проблемами, в частности для детей с нарушением слуха. Чтобы ответить на вопрос, какова роль развития слухового восприятия (РСВ) в едином образовательном пространстве, следует определить место РСВ, компенсаторно-адаптационной области в стандарте образования для детей с нарушенным слухом.

Проблеме разработки стандарта образования для детей с нарушением слуха посвящены несколько разработок стандартов образования. Под руководством Л. М. Шипицыной (1996, Санкт-Петербург) разработана модель регионального образовательного стандарта для глухих и слабослышащих детей; под руководством Е. П. Кузьмичевой, Л. П. Носковой (1998, Москва) разработан стандарт основного образования неслышащих детей. Обе эти модели дополняют друг друга, т. к. в первом случае хорошо разработана структура стандарта образования, во втором — содержательная часть стандарта. Однако к настоящему времени еще не создан государственный стандарт образования для детей с нарушением слуха.

Приведем пример модели регионального (Санкт-Петербург) стандарта образования для детей с нарушенным слухом и определим место РСВ в стандарте образования. В основу разработки модели положены концепции федерального стандарта общего среднего образования (В. С. Леднев и др., 1995), регионального (Санкт-Петербург) образовательного стандарта (О. Е. Лебедев и др., 1994).

Стандарт образования для коррекционного учреждения определяет структуру, содержание, объем учебной нагрузки, условия функционирования, организацию, уровень образованности, достигаемый учеником в образовательном учреждении. Все это имеет особое значение для детей с нарушенным слухом, т. к. для глухого и слабослышащего ученика в образовательном учреждении конечным результатом является получение цензового образования соответствующей ступени, на которую претендует этот ученик. В школах для детей с нарушением слуха обучение осуществляется в соответствии со ступенями федерального образовательного стандарта: I ступень — начальная школа, II ступень — основная школа, III ступень — средняя школа. Как правило, образование, соответствующее III ступени, выпускник школы глухих или слабослышащих получает в вечерне-сменной школе.

По сравнению с общегосударственным стандартом образования в коррекционных школах удлиняется срок обучения (9 классов за 12—13 лет). Правда, в последнее десятилетие вопрос о сроках обучения для детей с нарушением слуха решается по-разному.

Своеобразием регионального стандарта образования для детей с нарушенным слухом является следующее:

— выделение четырех вариантов обучения (цензовый, коррекционно-развивающий, компенсаторно-адаптационный, абилитационный);

— наличие диагностического класса;

— организация индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка;

— выделение компенсаторно-адаптационной области в учебном плане;

— изменение содержания программного обеспечения учебного процесса.

Рассмотрим каждую особенность регионального стандарта образования для школ с нарушением слуха.

В школах с нарушением слуха представляется возможность организации дифференцированного подхода в обучении в пределах данного образовательного учреждения. С этой целью выделены следующие варианты обучения.

I вариант предназначен для детей с нарушенным слухом и сохранным интеллектом для получения цензового образования.

II вариант рассчитан на детей с нарушенным интеллектом усвоения программного материала, т. е. для детей с комплексными

дефектами для получения цензового образования в условиях коррекционно-развивающего обучения.

III вариант предполагает обучение детей с комплексными дефектами, обусловленными нарушением слуха и интеллектуальной недостаточностью, в условиях компенсаторно-адаптационного обучения с целью:

— формирования новых функциональных систем психического развития;

— овладения речью как важнейшим условием умственного развития ученика;

— реорганизации и поиска новых технологических подходов, способствующих развитию речи, слуха и овладению ЗУН (знания, умения, навыки) в пределах программы.

IV вариант предусматривает обучение детей, имеющих нарушение слуха и другие особенности, не позволяющие обучаться в коллективе детей. Обучение таких детей должно проводиться на дому, в группах "Особый ребенок", в консультационном пункте при школе в индивидуальном порядке. Эти дети могут обучаться по любой программе и по специально созданным индивидуальным авторским программам. Сроки обучения варьируются в зависимости от их психофизических и интеллектуальных особенностей.

Особое место в региональном стандарте образования для детей с нарушением слуха занимает диагностический класс. Он обязателен для детей первого года обучения в школе. Благодаря диагностическому классу определяется индивидуальный образовательный маршрут, который в последующем может меняться; обеспечивается дифференцированный подход в обучении, изучаются возможности детей, отношение к учебно-познавательной деятельности, развитие личностных, индивидуальных компонентов познавательной деятельности.

В процессе обучения в диагностическом классе решаются следующие задачи:

— адаптация ребенка к новым условиям в школе и новым видам деятельности;

— комплексное (медико-психолого-педагогическое) обследование ребенка в педагогическом процессе;

— развитие коммуникативных умений;

— подготовка к обучению в начальной школе;

— подбор индивидуальных форм, методов психокоррекции;

— определение индивидуального образовательного маршрута;

— формирование адекватных семейных отношений к особенностям обучения и развития ребенка с особыми нуждами;

— включение семьи в педагогический и коррекционный процесс обучения и воспитания. По окончании диагностического класса выносятся рекомендации по дальнейшему обучению детей, которые утверждаются педагогическим советом школы. По результатам обучения в диагностическом классе может быть составлен индивидуальный образовательный маршрут, согласно которому определяется сформированность знаний и умений, соответствующих программным требованиям диагностичесого класса, прогнозируются дальнейшие пути обучения (коррекционная, массовая школа), определяется тип образовательной программы в пределах школы, которая в наибольшей степени соответствует возможностям и развитию личности ребенка. Для школ с нарушением слуха разрабатываются учебные планы, соответственно для каждого вида (I вид — школа глухих, I вид — школа слабослышащих) при условии, что учебные планы соответствуют государственным образовательным стандартам. На основе федерального базисного учебного плана разрабатываются региональные базисные учебные планы, куда может включаться и школьный компонент, реализующий особенности местных социокультурных условий и традиций.

Основной задачей учебного плана является достижение уровня образованности согласно требованиям стандарта образования заказам общества. Учебный план направлен на реализацию задач, способствующих достижению уровня образованности согласно ступени обучения и успешной адаптации детей этих категорий в среде слышащих. Региональный (санкт-петербургский) учебный план состоит из девяти образовательных областей.

Нас особо интересует компенсаторно-адаптационная область, куда входят коррекционные дисциплины, такие как РСВ, формирование и коррекция речи, фонетическая ритмика, музыкально-ритмические занятия, сенсорное и интеллектуальное развитие. Сюда могут входить и дисциплины школьного компонента.

Основной задачей этой образовательной области является - формирование у учащихся такого способа действия на базе сохранных анализаторов и включения этих способов действия в различные сферы деятельности неслышащих и плохослышащих учащихся, которые способствовали бы адаптации и интеграции этих детей в общество.

Одной из задач этой образовательной области является формирование устной речи и ее коррекция у глухих и слабослышащих на основе развивающейся слуховой функции. Достижение эффективных результатов возможно при взаимодействии всех анализаторов в ходе специального обучения. При этом важным условием эффективности является включение РСВ, формирования и коррекции произношения в учебно-воспитательный процесс, в систему дополнительного образования, создания слухо-речевой среды вне школы и дома. Система формирования и коррекции речи на базе развивающейся слуховой функции предусматривает использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, включение инновационных педагогических технологий наряду с традиционным обучением для гарантированного достижения поставленных целей.

Реализация регионального (санкт-петербургского) стандарта образования для коррекционных школ предполагает включение как типовых, так и авторских программ, составленных учителями и коллективами учителей школ. Одной из таких учебных программ является программа по РСВ для школ глухих. Особенностью данной программы является ее вариативный характер.

Другой особенностью программы является включение двух новых разделов: по развитию слухового восприятия в связи с развитием мышления и других психических функций, различению ритмико-интонационной структуры речи.

Традиционными разделами программы являются такие, как:

— различение речи, связанной с различными видами учебной деятельности;

— различение разговорно-обиходной речи;

— различение текстов.

Таким образом, региональный (санкт-петербургский) стандарт образования является частью федерального стандарта и включается в единое образовательное поле страны в рамках коррекционной педагогики.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.