Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение компьютерных программ в развитии слухового восприятия




 

Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении, не является новой, однако использование компьютера в формировании произносительной стороны речи и РСВ в школах для детей с нарушением слуха представляет достаточную редкость.

Вопрос обучения детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых различных специальностей. Существуют различные точки зрения на роль компьютеров в обучении. Одни рассматривают компьютер как игру, другие — как средство обучения. Коллектив авторов, руководимых В. В. Александровым (1989), рассматривает компьютер как обучающее устройство, помогающее думать и играть. М. Б. Игнатьев с авторами (1988) считает, что приход компьютеров в школу позволил не только улучшить процесс обучения, но и сделать занятия более интересными. С. Пейпер (1989) рассматривает компьютер как средство коллективного развития детей. С нашей точки зрения компьютер, используемый в ходе формирования произношения и РСВ, совмещает все эти роли и позволяет детям успешно усваивать знания в различных областях.

Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т. к. это две стороны одного процесса. Существующие специальные компьютерные программы направлены, как правило, на формирование произношения у неслышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ неслышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухо-зрительно и контролируют свое произношение тоже слухо-зрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения звука учителем и оценки собственного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.

В работе с неслышащими и слабослышащими детьми использовались как специальные программы, направленные на формирование произношения и РСВ, так и общедидактические программы, которых в настоящее время много. При этом решались следующие задачи:

— практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом;

— подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;

— подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;

— адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.

В процессе работы над РСВ и произношением использовались программы, созданные на русском языке: "Учимся говорить", "Речевой калейдоскоп", переводные программы SV-I, SV-II.

В программах, созданных на русском языке, условно можно выделить четыре группы модулей:

I группа — для работы над дыханием и голосом;

II группа — для работы над звуками речи;

III группа — для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи;

IV группа — для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля за собственной речью.

Эти программы созданы для овладения русским языком в соответствии с физическими характеристиками русской речи и учитывающими психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста (красочность, игровой характер, речевой материал, соответствующий возрасту, оценка действий ребенка и др.). Они позволяют широко использовать различные анализаторы (кинестезический, зрительный, слуховой) и их сочетания.

Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих и слабослышащих учащихся, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели. В процессе работы с компьютером, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, путем проб и ошибок, ребенок учится воспроизводить те звуки речи (слова, слоги, фразы), которые заданы программой.

Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную в момент произношения. Кроме того, в отечественных программах Л. П. Назаровой (в соавторстве) есть модуль "Речевой ввод-вывод", который рассчитан медом уже стоят на второй полке и т. д. Всего четыре полки и четыре уровня распознавания звуков речи компьютером. В задачу ребенка входит воспринять и произнести гласный, изменяя голос по его окраске в соответствии с образцами, заранее записанными в память компьютера. Потом можно перейти к следующему модулю, "Лабиринт", избрав любую конструкцию, которая имеется в программе. Колобок, двигаясь по лабиринту в соответствии с произношением четырех заранее избранных для произношения звуков (гласных) и обозначенным стрелками направлением, содействует выполнению нескольких задач: восприятие звука, автоматизация произношения в игре, поддержание заинтересованности ребенка в ходе выполнения упражнения, достижение результативности в игре, восприятии и произношении.

Во многих разделах программ, созданных на русском языке, есть модули, предназначенные для самостоятельной работы. Они имеют больше видов контроля в виде очков, таймеров, слуховой и вербальной оценки действий учащихся. Например, в программе "Учимся говорить" модуль "Шарик-3" рассчитан на самостоятельную работу по восприятию и удержанию громкости звука в определенных пределах в момент произношения. Можно использовать для этого любой гласный, звонкий фрикативный согласный. Результаты работы оцениваются в очках вербально: "Ты получил столько-то очков!" или: "Поздравляю! Ты перешел на следующий уровень!"

Для программ, созданных на русском языке, характерны различные виды оценки деятельности ученика, которыми снабжены не только упражнения, предназначенные для самостоятельной работы. Оценка деятельности ученика выражается в различной форме:

— визуальной — в виде очков, таймера с обозначением секунд, звездочек, рисунка конфеты, заштриховывающейся ленты времени и др. Например, в программе "Речевой калейдоскоп" в модуле "Калейдоскоп" на экране высвечивается время непрерывного произношения в секундах; ленты, которая заштриховывается по мере длительного непрерывного произношения звука. Кроме того, содержание картинки позволяет судить о правильности выполнения упражнения. Например, в этой же программе в модуле "Рыбки" на экране "проплывают" красочные фигурки рыбок. Чем длительнее произносит ребенок звук (слог) на одном дыхании, тем больше рыбок проплывет на экране;

— вербальной — в виде надписи "Молодец!", "Ух, наелся!", "Мало поел!" и др. Например, в программе "Учимся говорить" в модуле "Винни-Пух-2", если ученик не справился с заданием и не перешел на следующий уровень сложности, на экране появляется надпись "Мало поел!", "Еще можно?";

— слуховой — в виде музыкального подарка (звучание музыкальной фразы), сочетающего с каким-либо рисунком (контур звезды, нарисованной пунктирными линиями различных цветов) и др.

Подобная система оценки деятельности ребенка ведет к осознанности своих действий, позволяет оценить промежуточный результат. Для получения положительного эффекта от выполнения действия ученик быстрее овладевает алгоритмом упражнения.

Работая с компьютерной программой по произношению и РСВ, необходимо правильно подобрать компьютерный материал, чтобы с его помощью добиться наибольшего эффекта в произношении ребенка и восприятии речи. Для этого важно использовать различные варианты компоновки модулей:

— следовать существующему порядку, сохраняя последовательность модулей, заданных программой; — произвольно менять порядок модулей; — менять порядок модулей в зависимости от усвоения материала ребенком;

— определять порядок применения модулей в зависимости от темы, цели и задач занятия.

Наиболее продуктивным является использование не одного какого-либо варианта, а их сочетания, исходя из темы, школьной программы, состояния произношения учащимся дефектного звука, уровня овладения ребенком данным звуком и возможности восприятия речи.

При определении порядка использования модулей мы руководствовались значимостью этих упражнений на любом этапе работы над овладением звуками речи и РСВ.

1. При проведении подготовительных упражнений для работы над дыханием и голосом использовались модули ранее названных программ "Наличие звука", "Сила звука" или "Громкость звука", дающие возможность контролировать наличие или отсутствие звука, позволяющие обрабатывать плавный и экономный, сильный и длительный выдох, изменяя долготу и краткость произношения в сочетании с восприятием и произношением гласных, звонких фрикативных согласных.

2. В упражнениях по выработке артикуляционных дифференцировок можно использовать модули "Звонкость звука", "Произношение звуков речи", "Дифференциация звуков речи", "Построение спектров". Названные модули позволяют работать над постановкой, коррекцией, закреплением и автоматизацией звука. Это основная часть занятия, самая насыщенная по содержанию и продолжительная по времени. По мере восприятия и усвоения звука следует переходить к его произношению в сочетании с гласным (согласным) в прямом, обратном и других положениях. Звук включается в слово, фразу, небольшой текст. При подборе речевого материала рекомендуется исходить из видов речевой деятельности по самостоятельности высказывания (подражание, чтение, заученная речь, самостоятельная речь).

3. В упражнениях для работы над видами ударений и выразительностью речи используются модули "Звонкость звука", "Ударение", "Интонация". Здесь можно использовать и ранее названные модули, которые вполне применимы за пределами обозначенных в них названиях. Например, модуль "Калейдоскоп" можно применить при работе над слитностью звуков в речи, темпом, делением речи на синтагмы. Модули "Сила звука", "Громкость звука" применимы для работы над просодическими элементами речи. Этим упражнениям следует отводить больше или меньше времени, исходя из темы и задачи. Считаем, что, работая с названными компьютерными программами, на каждом занятии следует уделять внимание ударению и выразительности речи.

4. В упражнениях, направленных на развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха и формирование слухового контроля и самоконтроля за речью, применимы почти все модули названных программ, но особое значение имеет модуль "Речевой ввод-вывод". Этот модуль пригоден для различения, опознавания и восприятия речи на слух. Подробнее об этом написано ранее.

Опыт работы в течение нескольких лет с учителями школы слабослышащих № 20 Санкт-Петербурга (Л. С. Сахарова, Т. К. Рогачева и др.) и учащимися начальных классов показал, что организация компьютерного материала занимает важное место в восприятии речи на слух и формировании произношения детей с недостатками слуха. Вместе с тем каждый учитель должен владеть методическими приемами работы над развитием слухового восприятия, овладением звуками речи и произношением. С этой целью можно рекомендовать следующие приемы работы по постановке звука речи.

Вызывание звука. Для этого можно использовать модули, указанные в подготовительных упражнениях. Учителю важно подготовить дыхательный и голосовой аппарат к произношению звука, активизировать слуховые возможности ребенка. При этом важно обратить внимание ребенка на быстро меняющуюся картинку (появление звездочек на экране) в модуле "Наличие звука" программы "Учимся говорить". При отсутствии вокализации или прерывистости дыхания картинка на экране статична. Это упражнение повторяется несколько раз. Затем можно предложить произнести звук, который является базовым для постановки избранного звука (а — базовый звук для постановки звуков о,э).

— Показ и прослушивание произношения звука учителем. При этом важно, чтобы ребенок не торопился произносить звук, т. к. необходимо осмыслить, сознательно усвоить все требования, предъявляемые к произношению звука, и отражение этих требований на экране компьютера. Например, при постановке звука з необходимо обратить внимание ребенка на рост грибка (модуль "Грибок", программа "Учимся говорить"), подъем змеи до определенного предела (модуль "Змея", программа "Речевой калейдоскоп"). При произношении звука с ни грибок, ни змея не будут увеличиваться в размерах. Важно сопоставить произношения с и з и обратить внимание на вспомогательные возможности программы, т. е. на счетчики (таймеры, ленту времени, очки).

— Вторичный показ и прослушивание звука учителем и первичная коррекция произношения ученика. Учитель произносит звук, предлагает его прослушать, обращает внимание последовательно на содержание картинки, ее изменение, на все виды контроля за произношением, поясняет, какую ошибку допустил ученик, почему не получился звук, дает установку произнести первый раз, смотреть на экран и слушать, затем произнести, смотреть на экран, как изменяется картинка, слушать и обратить внимание на один из счетчиков, позднее на другой и т. д.

— Произношение звука учеником с учетом всех предъявляемых требований, с последовательным наращиванием видов контроля за собственной речью. После каждой попытки произношения учеником учитель дает оценку его работе над звуком, обращает внимание на экран, вид контроля и состояние восприятия его на слух.

— Закрепление звука в речи путем включения звука в слог (слово, фразу). При этом важно сначала использовать прежний модуль, а затем заменить его другим (модуль "Дракон", программа "Речевой калейдоскоп").

— Самостоятельная работа над звуком речи на одном из модулей, для чего можно использовать другую программу.

Предложенные нами приемы работы по вызыванию и постановке звука с применением компьютерных программ не являются неизменными. В зависимости от того, как ребенок будет осваиваться в работе с компьютером, каково восприятие речи на слух, состояние его произношения и успех овладения звуками речи, можно использовать большее или меньшее число модулей и типов упражнений, описанных ранее.

Работа с компьютерными программами по произношению вызывает интерес у учащихся, способствует осознанному освоению программного материала и формирует элементы контроля и самоконтроля за речью, развивает слуховое восприятие речи. Это видно из следующих примеров.

Настя М., ученица 2-го класса, работая над ударением, обращает внимание на экран и огорченно говорит учителю, что у нее не получился такой же рисунок, как у учителя (модуль "Ударение", программа "Речевой калейдоскоп"), просит разрешения продолжить работу, добиваясь идентичности рисунка.

Уже у учащихся 1-го класса появляются желание и возможность контроля за своей речью с помощью компьютера. Так, Денис Б. при работе над ударением в слове замечает, до какого уровня "вырос" грибок (модуль "Грибок", программа "Учимся говорить") у учителя, затем сравнивает со своим рисунком, старается получить такой же рисунок. Когда учитель пытается помочь, объяснить, ученик говорит: "Сам!", ищет пути решения: меняет тональность, говорит тише, громче. Потом разрешает помочь учителю. Учитель произносит слово три раза, предлагает вслушаться в произношение, показывает на ошибку и объясняет, как ее избежать. Ученик произносит правильно. Учитель предлагает ему отдохнуть, но Денис повторяет несколько раз слово, чтобы закрепить свой успех.

В процессе работы над произношением у учащихся повышается не только интерес, но и работоспособность, желание помочь товарищу, у которого это не получается. Так, Боря Г., ученик 1-го класса, при произношении словосочетания "Два лимона" на одном дыхании несколько раз не сумел произнести так, чтобы заштриховалась полностью лента времени. Просит разрешения у учителя продолжить работу еще, огорчается, когда не получается, не соглашается заниматься на другом модуле, произносить другие слова и словосочетания. Пытается найти решение сам. Вместо глубокого вдоха и экономного выдоха меняет тональность голоса и быстро расходует воздух. Наконец получил нужный результат, с радостью показывает учителю на ленту времени и таймер. Во время отдыха пытается помочь своему товарищу, у которого это упражнение не получается.

В работе с компьютерной программой важная роль принадлежит учителю. Особо следует выделить мастерство учителя, которое зависит от глубины его знаний, опыта работы и любви к детям. Мастерство учителя определяет прием постановки звука, умение распознать дефект, определить, чем он вызван, выбрать эффективный прием коррекции, добиться нужного результата от ученика. Важное место принадлежит слуховому контролю учителя за произношением учащихся. Даже при наличии компьютера роль учителя невозможно проигнорировать. От учителя зависит организация компьютерного материала, компоновка модулей, их вариативность согласно теме, целям, задачам и индивидуальным особенностям ученика. Несмотря на имеющийся речевой материал в компьютерной программе, именно учитель может подобрать, дополнить в соответствии с целями, темой нужный материал, вписать его в компьютерную память и извлечь его в случае надобности.

Таким образом, несмотря на применение компьютера в работе над произношением, учитель по-прежнему остается важной и нужной фигурой и его роль не уменьшается, а усиливается в процессе овладения произносительной стороной речи.

Следует отметить, что использование компьютера при формировании произношения у детей с нарушенным слухом позволило повысить интенсивность занятия, увеличить объем речевого материала, который ученик успешно продуцирует, повысилась эффективность работы над произношением, появился стимул у учащихся к этому виду занятий, к самостоятельной работе над произношением, начали формироваться элементы самоконтроля за речью у учащихся даже начальных классов, возрос интерес к работе по РСВ и формированию произношения и, наконец, появилась возможность методического осмысления места и роли компьютера при овладении произношением.

Положительной стороной отечественных программ является то, что они рассчитаны на фонетико-фонематическую систему русского языка и охватывают почти все разделы учебной программы по формированию произношения, и то, что каждый модуль программы позволяет использовать его шире, чем предполагалось. Так, модуль, предназначенный для работы над словесным ударением, может успешно использоваться в овладении логическим ударением; модуль по работе над дыханием можно использовать при отработке сочетаний звуков речи, в работе над паузами и т. д. Названные программы позволяют подбирать речевой материал согласно способностям учащегося, его уровню речевого и общего развития, сформированности звукопроизносительной системы, развитию слухового восприятия речи.

Кроме специальных компьютерных программ в работе с неслышащими и слабослышащими детьми можно использовать общедидактические компьютерные программы. Так, условно, мы называли те программы, которые не имеют непосредственного отношения к РСВ и формированию произношения.

На индивидуальных занятиях по РСВ можно использовать компьютерные игры общедидактического характера, но их необходимо соответственно адаптировать и переосмыслить для решения задач РСВ и формирования произношения. Нужно условно определить, какую дидактическую и специфическую задачу будет выполнять игра. Так, в одной из общедидактических программ модуль "Нарисуй" использовался для восприятия речи с уроков ознакомления с окружающим миром по теме "Части тела человека". Ученику предлагались на слух задания нарисовать мальчика, девочку, выбрать детали лица: глаза, рот, нос, уши, брови, волосы, нарисовать лицо. Ученик воспринимал задания с помощью ЗУА и выполнял их, оперируя "мышкой".

При восприятии материала с уроков математики использовались модули "Выбери фигуру", "Составь фигуру", содержанием которых являлся геометрический материал. Ученик с помощью ЗУА воспринимал поручения и выполнял их. Например: Покажи (дай, нарисуй) на экране круг (треугольник, прямоугольник). Предлагалось различать на слух математические выражения при решении задач и примеров на экране компьютера: плюс, минус, равно, больше, меньше, поровну и т. д. А также решать невербальные мыслительные задачи: заменить цифры рисунками предметов в таком же количестве и др. Общедидактические компьютерные программы позволяют развивать слуховое восприятие и решать различные мыслительные задачи. Например, модель "Собери картинку" способствует развитию анализа и синтеза. На слух предлагается детям назвать части дома (крыша, стены, окна, труба), затем построить дом из этих деталей. Эти же задачи решает модуль "Космический корабль", "Девочка в саду". Учитель на слух задает вопросы: Что у девочки в руках? Кто лишний? Чего не хватает для рисунка?

Модуль "Подбери пару" тоже использовался для развития логического мышления. Ученику на слух предлагались задания, в которых к определенным картинкам (дом, стол, ручка) нужно подобрать соответствующую картинку, чтобы получилась пара: дом — дверь, стол — стул, ручка — тетрадь и др. Неверный набор пар не позволял выполнить задание на компьютере, т. е. картинки не объединялись в пары.

Почти любой модуль обще дидактических, занимательных, компьютерных программ можно использовать для РСВ.

Например, модуль "Азбука-раскраска" может быть использован для формирования произношения, развития мыслительных операций, РСВ, в частности такого раздела программы, как различение ритмико-интонационной структуры речи. Приведем фрагмент урока в 4-м классе школы глухих № 31 Санкт-Петербурга, проведенного учительницей Г. А. Слесаревой.

Учитель. Посмотри на профиль и скажи, [какой это звук]?

Ученик. Звук з.

Учитель. [Расскажи о звуке з.]

Ученик. Язык за зубами, выгнут "горкой", есть голос, воздух идет через рот.

Учитель. [Сравни звук з и букву 3.]

Ученик. Звуки мы произносим, а буквы мы видим и пишем. Учитель. Будем слушать и играть на компьютере. Посмотри на картинку. [Кто там нарисован?] Ученик. Там оса.

Учитель. Слушай и выполняй задание с помощью "мышки". (Перед учеником лежит рассыпной, деформированный текст по предложениям.)

Учитель. [Жила-была веселая оса.] (На экране оса, ученик выбирает соответствующее предложение из рассыпного текста.)

Учитель. [Как-то раз полетела оса в сказочную азбуку.] (На экране появляется азбука в результате работы ученика с "мышкой", ученик находит соответствующее предложение в рассыпном тексте.)

Учитель. [Села оса на знакомую букву 3.] (Ученик работает с рассыпным текстом и "мышкой".)

Учитель. [Появилась сказочная картинка "Зоопарк".] [Взяла оса кисточку и стала раскрашивать картинки.] [Буквы она раскрасила синей краской, а слова — красной.] (Ученик различает предложения, выполняет на компьютере работу осы с помощью "мышки", находит соответствующую фразу, дифференцирует букву от слова.)

Учитель. [Траву и кусты оса раскрасила зеленой краской], [жирафа, ворота и кассу раскрасила желтой краской]. [А какой краской раскрасить слона? — думает оса.]

Ученик. Серой краской.

Учитель. У нас нет серой краски.

Ученик. Мы смешаем белую и черную краски. Получим серую.

Учитель. Правильно. [Слона оса раскрасила серой краской.] [Полетела оса и запела: з_____з_____з_____. ] ["Я раскрасила картинку!"]

Ученик слушает предложения, выполняет работу осы на ком­пьютере, произносит звук.)

Учитель. Что у нас получилось?

Ученик. У нас получился текст.

Учитель. Почему ты думаешь, что это текст?

У ч е н и к. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

Учитель. Я скажу три предложения, ты их различи и покажи, какие знаки (?!.) нужно поставить. [Какой краской нужно раскрасить слона?]

Ученик. Это вопросительное предложение. Нужен знак вопроса (?).

Учитель. [Раскрасим серой краской.]

Ученик. Повествовательное предложение. Нужна точка.

Учитель. [Я раскрасила картинку!]

Ученик. Восклицательное предложение. Знак восклицательный (!)

Учитель. Молодец! Ты хорошо слушал. Тебе понравилась сказка?

Ученик. Да.

Учитель. Я рада. До свидания.

Ученик. До свидания, Галина Александровна.

Фрагмент занятия свидетельствует о том, что работая с компьютером, учитель может решать все задачи, которые стоят перед учеником в процессе обучения.

Примером использования компьютерной технологии на индивидуальном занятии по развитию слуха и формированию произношения может служить следующий фрагмент урока во 2-ом классе школы глухих Санкт-Петербурга. Ученику предлагается компьютерная картинка "Три обезьяны и банан". Перед ним лежат в беспорядке предложения к этой картинке, т. е. "рассыпной" текст. Учитель читает за экраном речевой материал, ученик отыскивает соответствующее предложение, повторяет его и выполняет нужное действие на экране компьютера, оперируя "мышкой". После того как закончится работа по восприятию текста, его воспроизведению в речи и решению логических задач по перестроению фигур на компьютерной картинке для достижения поставленной цели, ученик под руководством учителя подбирает заголовок к тексту. В заключение учитель за экраном читает ряд заголовков к тексту, составленных учеником и предложенных учителем. Ученик выбирает понравившийся заголовок из перечисленных и предлагает его для названия текста. Таким образом решается ряд задач на индивидуальном занятии: развитие сенсорной чувствительности — восприятие речи на слух; моторики — восприятие речи, оперирование "мышкой"; мыслительных задач — выбор оптимального варианта решения компьютерного задания.

На этом же занятии выясняется, какой текст ребенок воспринимал на слух: сказку, рассказ; почему он думает, что это сказка. Предлагается подтвердить свои слова предложениями из текста. Ученик отвечает, что в сказке обезьяны говорят, (показывает предложения с речью обезьян), а в жизни обезьяны го­ворить не умеют.

Приводим план индивидуального занятия в 3-м классе школы глухих Санкт-Петербурга, проведенного учителем Г. А. Слесаревой.

Тема. 1. Восприятие текста с использованием компьютерной игры "Гном". 2. Звуки сш.

Задачи. Различение текста и материала с уроков развития речи; дифференциация звуков сш; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; развитие умений в работе с компьютером.

Оборудование. Компьютер, рассыпной текст на табличках, игрушки и картинки.

План занятия

1. Организация начала занятия (приветствие, установка режима усиления).

2. Работа с профилями:

— К каким звукам эти профили?

— Чем похожи профили?

— В чем их различие?

— Как произносятся звуки?

3. Дифференциация на слух звуков сш в слогах, словах, фразах.

4. Дифференциация на слух звуков с — ш в словах, фразах в процессе чтения и самостоятельной речи.

5. Игры "Сравни предметы", "Найди лишний предмет", "Найди похожие по цвету карандаши".

6. Работа с компьютером.

Учитель. Будем слушать и работать с компьютером. [Кто это?] Ученик. Это гном. Учитель. [Что это?] Ученик. Это карандаши.

Учитель. Слушай и показывай на экране компьютера: [синий карандаш (оранжевый, зеленый, красный, желтый, сиреневый)].

[Ученик произносит словосочетания за экраном, ученик опознает их и показывает, оперируя "мышкой".)

Учитель. Я буду называть предложения, ты раскладывай их по порядку, выполняй задания на компьютере.

(Жили-были шесть веселых карандашей. Они решили раскрасить гнома.

"Я раскрашу гному шапку", — сказал красный карандаш. "Мы решили раскрасить мяч", — сказали синий и желтый карандаши.

"Я думаю раскрасить рубашку", — сказал зеленый карандаш. "Сиреневый раскрасит штанишки и бороду", — сказал гном. "Мне осталось раскрасить тапочки", — подумал оранжевый карандаш.

"Ура! Мы раскрасили гнома!" — обрадовались карандаши.]

(Ученик слушает текст по предложениям, выбирает предложе­ния из числа разложенных перед ним в беспорядке, выполняет задание на компьютере, раскрашивая гнома постепенно, вслед за предложениями, которые произносит учитель за экраном.)

Учитель. Что у нас получилось?

Ученик. Это текст.

Учитель. [Подумай и скажи — это сказка, рассказ. ]

Ученик. Это сказка.

Учитель. [Почему ты так думаешь?]

Ученик. Гном — сказочный герой, карандаши говорить не умеют, сказка начинается словами: "Жили-были". Учитель. [Придумай название сказки.] Ученик. Гном и карандаши.

Учитель. Какие еще можно придумать названия? Ученик. Шесть веселых карандашей.

Учитель. Послушай мое предложение: ["Веселые художники".] (Ученик различает и повторяет это предложение.)

Учитель. Я сейчас назову все названия к сказке. Ты их повтори.

["Шесть веселых карандашей". "Гном и карандаши". "Веселые художники".] (Ученик повторяет заголовки, которые учитель произносит за экраном.)

Учитель. Какое название тебе нравится больше?

Ученик. "Веселые художники".

Учитель. О чем ты хочешь меня спросить?

Ученик. Какая у меня отметка?

Учитель. Ты молодец! Отметка — "пять".

Ученик. Я рад. До свидания, Галина Александровна.

По теме занятия мы несколько развернули этап работы с компьютером, свернув все остальные моменты индивидуального занятия, которые полно представлены в других разделах технологий РСВ.

Считаем, что почти любую дидактическую компьютерную игру можно использовать в соответствии с целями и задачами, которые хочет решать учитель: для общего развития ребенка, формирования его познавательных интересов, развития мышления и других психических функций, а также развития слухового восприятия и формирования произношения. Поэтому учитель должен заранее ознакомиться с игрой и определить, с какой целью он может использовать игру, переосмыслив ее содержание для решения коррекционных задач. Отсюда каждая игра на занятии проводится не только ради игры, а выполняет определенные познавательные и развивающие функции. В процессе игры между учителем и учеником создаются особые доверительные отношения, т. к. они выступают соучастниками, с одной стороны, а компьютер — с другой. Доверительность, в частности, реализуется через предоставление ученику наибольшей самостоятельности при выборе решения, отыскивании ответа, наблюдении, сравнении, группировке предметов, анализе, синтезе явлений и их обобщении.

Наблюдения за работой учащихся с компьютером показали, что не все одинаково овладевают навыками работы с ним. Так, один ученик усваивает в классе программный материал удовлетворительно, а в работе с компьютером собран, внимателен, как правило, быстро и безошибочно выполняет задания. А вот отлично и хорошо успевающие в классе две ученицы, которые активны на уроках, имеют большой словарный запас, оптимальный уровень развития речи, в работе с компьютером проявляют неуверенность, медлительность, допускают много ошибок. По-видимому, для работы с компьютером важны не только уровень обученности, общее развитие ребенка, но и его психические особенности, темперамент.

Таким образом, в школьной практике вполне применимы дидактические компьютерные игры для работы над произношением и развитием слухового восприятия.

Необходимо отметить, что использование как специальных компьютерных программ, направленных на формирование произношения и развития слухового восприятия, так и программ, приспособленных для этой цели, способствует более успешному овладению произношением, формированию умений различать, опознавать и распознавать речь в учебном процессе и во внеурочное время, а также способствует общему развитию ребенка, мыслительной деятельности, что сказывается на его обученности, способствует более продуктивному усвоению учебной программы в классе.

Вопросы и задания

1. Какие новые разделы по сравнению с традиционной программой включены в авторскую программу?

2. Выделите основные психические функции, над которыми работает учитель, развивая слуховое восприятие.

3. Самостоятельно подберите упражнения по развитию слухового восприятия речи в связи с развитием осязания, внимания, памяти.

4. Составьте план занятия с включением развивающих упражнений.

Литература

1. Королевская Т. К. Видимая речь // Дефектология. — 1998.— № 5.

2. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Набор упражнений для оценки сформированности читательной деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды "Мир за твоим окном" // Дефектология.— 1997.— № 6.

3. Назарова Л. П. Роль и место компьютерных программ в работе над произношением в школе слабослышащих: Сб. статей кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.— 1994.

 

Глава 8

ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА

РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...