По развитию слухового восприятия
Проблемам планирования и диагностики обучения по РСВ уделяется неоправданно мало внимания как учеными, так и практиками. Вопросы планирования освещены в учебных пособиях И. Г. Багровой (1990) и Е. П. Кузьмичевой (1991), отдельные статьи публиковались в журнале "Дефектология". При подготовке данного материала мы опирались на названные работы. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Одной из составляющих эффективности РСВ является планирование. В школах для детей с нарушением слуха существует множество различных планов. Мы кратко остановимся только на тех, которые имеют непосредственное отношение к РСВ. Всеобъемлющим планом деятельности школы является план работы школы. В нем находит отражение проблема РСВ в виде: — организации методической работы по РСВ и произношению в течение года в пределах школы; — оборудования слухового кабинета новой ЗУА; — оснащения классных помещений ЗУА, компьютерами, телевизорами; — обеспечения учащихся ЗУА индивидуального пользования; — ремонта ЗУА и помещений, где осуществляются индивидуальные занятия, и т. д. Во многих школах существуют отдельные планы работы слухового кабинета, который составляется учителем-дефектологом слухового кабинета в школе глухих или инструктором слуховой работы в школе слабослышащих. Это может быть план оснащения слухового кабинета дидактическими пособиями, план опытно-экспериментальной работы, организуемой совместно с учителями школы; план методической работы с учителями и воспитателями школы-интерната, куда входит проведение методических семинаров, научно-практических и логопедических конференций и др. Такие планы могут быть разделами плана работы школы.
Одним из важных видов планирования является четвертной (тематический или календарный) план. В зависимости от названия (тематический, календарный) будет меняться форма плана. Этот вопрос находится в компетенции методобъединения учителей-дефектологов при слуховом кабинете. Однако, несмотря на различия, эти планы должны отражать содержание материала, сроки проведения, объем и структуру речевого материала в виде таких речевых единиц, как слово, фраза, текст в соответствии с разделами учебной программы: речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности; речевой материал с общеобразовательных дисциплин; тексты. Такой план может быть представлен в виде следующей формы для первого года обучения в школе глухих. Таблица 4
Другую форму плана рекомендует И. Г. Багрова (1990):
Таблица 5
Еще один вид плана рекомендует Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 4-го класса: Таблица 6
Выбор формы плана зависит от учителя, хотя методическое объединение тоже может рекомендовать определенный вид плана. Наряду с календарными планами существуют поурочные планы, т. е. план для фронтального, музыкально-ритмического и индивидуального занятия. Все названные планы нашли отражение в данном учебном пособии, в виде структуры плана к различным формам организации учебной деятельности, в виде конспектов к урокам и занятиям, в виде планов к урокам и занятиям. Поэтому нет необходимости обращаться к ним заново. Однако следует выделить образцы индивидуальных планов. Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 7-го класса рекомендует следующий вид плана индивидуального характера. Таблица 7
Может быть рекомендован следующий план индивидуального занятия на первом году обучения в школе слабослышащих: Таблица 8
По одному и тому же материалу можно провести индивидуальное занятие с двумя-тремя учащимися, имеющими одинаковую степень сохранности слуха, одинаковый уровень речевого и общего развития и т. д. При этом результаты учащихся можно отмечать чернилами разного цвета (красные, черные, синие), включая те, когда ученик заменяет предъявленное слово другим. Причем для каждого ученика потребуется определенное число занятий: для одного — два, а для другого — три по одной и той же теме. В примечании можно отметить общее впечатление о работе ученика. Таким образом, существует многообразие планов работы. Учитель вправе выбирать, каким планом он будет пользоваться. Если его не устраивают предложенные варианты планов, он может их модифицировать, заменять собственными. Важно, чтобы учителю было удобно, а ученику должно быть комфортно на занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|