Коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления.
Анализ периода постсоветского развития России после августа 1991 г. показал, что события, приведшие к крушению советской идеологической парадигмы, не устранили причины и факторы, лежавшие в основе кризиса советской государственности. На фоне непродуманных, непоследовательных, а частью и противозаконных «демократических преобразований» в духе «догоняющей вестернизации», усугубивших кризис экономики и вызвавших масштабный кризис культуры, произошло обнищание значительной части населения, существенно возрос уровень раздражения и агрессии в обществе, а также уровень преступности, причем, в ее наиболее опасных формах, к которым следует отнести преступления коррупционной направленности. В постсоветской России коррупция стала скорее нормой, чем исключением, причем она поразила и органы федеральной власти, и правоохранительные органы, и органы местного самоуправления, в которых образовались команды коррупционеров, под которыми понимаются неформальные группы служащих, чиновников и иных сотрудников, сорганизовавшиеся в целях осуществления действий, которые законодатель относит числу противоправных деяний коррупционной направленности. Содержание коррупции не исчерпывается продажностью
Совершение противоправных деяний чиновниками фактически означает реализацию противозаконных схем конвертации властных полномочий и обусловленных ими возможностей в финансовые Как показывают опубликованные материалы органов МВД, ФСБ, СКР, прокуратуры команды коррупционеров имеют структуру, в основном повторяющую иерархическое построение соответствующего органа власти. Возглавляет команду коррупционеров либо руководитель (как, например, обвиненные в коррупции глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, губернатор Сахалинской области Хорошавин или мэр Махачкалы Саид Амиров), либо один из его заместителей. Они непосредственно управляют организацией
Вне сомнения, в условиях системной коррупции, поразившей органы государственной власти и местного самоуправления, практически все официальные структуры вольно или невольно включают в себя подобную криминальную составляющую. Системная коррупция носит централизованный характер, в силу чего команды коррупционеров, существующие в органах муниципального управления, в ЖКХ, объектах торговли, строительного и аграрного комплекса т.д., замыкаются на доминирующую административную структуру города/края/области и образуют своеобразную институциональную «клику», действующую по принципу круговой поруки, с элементами «клана» и «клиентелы», в которой глава коррупционной команды выступает в роли сеньора, а остальные – его вассалов. Подобные структуры в определенной мере определяет социально-политическую ситуацию в регионе. Они могут взаимодействовать и встраиваться в отраслевые вертикали федерального уровня, обеспечивая самоорганизацию коррупционной системы в масштабах страны. Следует отметить, что не существует формальных признаков команд коррупционеров и условий возможной принадлежности Анализ информации в отношении лиц, уличенных в коррупционной деятельности, позволяет выделить следующие основные критерии принадлежности к команде коррупционеров, вписанной в органы власти, как, впрочем и к любому другому неформальному институту представителей элиты, реализующей властные функции: 1. Близость к главе команды (родственные связи, совместная учеба или служба и т.п.)
2. Личная преданность, либо высокая степень лояльности главе команды. 3. Персональное участие в процессах реализации власти и, как условие, схемах противоправной конвертации властных полномочий в деньги и имущество, ставших системной частью и условием функционирования команды. 4. Умение адекватно воспринимать свое место в иерархии управления, правильно понимать волеизъявления главы команды, строить свои действия соответственно ролевой установке и положению в системе. 5. Передача в полном объеме незаконных доходов, полученных в ходе реализации коррупционных схем главе команды. 6. Ведение скромного образа жизни, не дающего поводы окружению заподозрить данное лицо в получении незаконных доходов. Рассматривая соотношение понятий коррупция и власть, коррупцию во власти следует понимать как процесс, при котором имеет место прямое использование должностными лицами прав, связанных с должностными полномочиями, в целях личного обогащения. Коррупционные проявления в органах местного самоуправления, можно классифицировать по нескольким основаниям: По сфере проявления коррупции: - коррупционные правонарушения непосредственно в органе местного самоуправления; - коррупционные правонарушения в отношениях между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, находящимися на территории муниципального образования; - коррупционные правонарушения в отношениях органа местного самоуправления с другими муниципальными образованиями. По характеру коррупционных правонарушений: - преступления коррупционного характера; - должностные правонарушения коррупционного характера; - должностные проступки коррупционного характера. По субъектам коррупционных правонарушений: - коррупционные правонарушения допущенные главами муниципальных образований и главами местных администраций, либо главами муниципальных образований, являющихся одновременно главами местных администраций; - коррупционные правонарушения допущенные муниципальными служащими, находящимися на муниципальной службе;
- коррупционные правонарушения допущенные председателями и заместителями председателей представительных органов муниципальных образований; - коррупционные правонарушения допущенные депутатами представительных органов муниципальных образований. Наиболее опасным симбиозом организованной преступной группы на уровне муниципальных образований является единство преступных действий уголовных элементов, коррумпированных представителей правоохранительных органов и органов местного самоуправления, начиная с главы муниципального образования. Задача противодействия коррупции в органах власти имеет приоритетное значение. В ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплена норма о том, что органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Объем этих полномочий указан Официальная статистика коррупционных проявлений в системе государственной власти и местного самоуправления основывается на данных прямых и косвенных методов измерения коррупции. К прямым можно отнести методы, с помощью которых измеряют уровень и объем коррупции с учетом статистических данных. Косвенные методы не измеряют напрямую коррупцию, но с их помощью можно оценить определенные риски коррупции[26]. По нашему мнению выявление потенциальных коррупционных рисков, является необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией. Источником данных об условиях и факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, является мониторинг коррупционных рисков, который создает реальную возможность для формулирования внятных антикоррупционных мер. В основе коррупционных рисков лежат различные факторы, которые можно классифицировать как: 1) факторы организационного характера, к которым следует отнести отсутствие гласности при принятии решений органами власти; избыточность государственных и муниципальных функций; низкую эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления, их должностных лиц; слабую правовую защищенность сотрудников муниципальных органов, несовершенство механизмов прямой и обратной связи между гражданами и органами власти.
2) факторы социального характера, такие, как, например, значительный разрыв в оплате труда работников государственного, муниципального и частного секторов. 3) факторы экономического характера, в числе которых ведущим является низкий уровень конкуренции. 4) факторы политического характера, прежде всего неразвитость институтов гражданского общества; несовершенный механизм финансирования политических партий и выборных кампаний; неэффективная кадровая политика. Идентификацию рисков, их оценку и ранжирование должны осуществлять сами органы государственной и муниципальной власти в связи с тем, что они лучше знают свою собственную деятельность, при этом, оценка коррупционных рисков органами власти должна осуществляться в неразрывной связи с разработкой четких антикоррупционных мер и общественным контролем за их реализацией. Содержание механизма выявления коррупционных рисков - прогнозирование, выявление, анализ и оценку коррупционных рисков; - определение основных направлений стратегии противодействия коррупции в органе власти; - формирование комиссий по противодействию коррупции - изучение правового регулирования в сфере противодействия коррупции; - определение данными комиссиями потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа власти; - выделение отдельных полномочий государственной (муниципальной) службы, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий; - составление реестра коррупциогенных должностей; - выявление скрытых потенциальных возможностей государственной (муниципальной) системы, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц; - формулирование и реализация комплекса антикоррупционных мер, направленных на предупреждение возможных коррупционных проявлений; - организацию научно-исследовательской деятельности, информационной работы и просвещения в сфере противодействия коррупции органа власти; - координацию деятельности всех субъектов противодействия коррупции. Механизм выявления коррупционных рисков в органах государственной власти и местного самоуправления может продуктивно работать, если он будет опираться на индикаторы коррупционной деятельности[27]. Данные индикаторы могут иметь различное наполнение для разных органов власти. В то же время, можно выделить группу индикаторов общего характера: - получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); - внесение денег на счет взяткополучателя (возможно, открытый взяткодателем); - передача взяткополучателю расчетной (дебетовой) карты на сумму взятки; - вручение взятки под видом гражданско-правовой сделки: дарение, взаймы, купля-продажа ценных вещей за бесценок, неравноценный обмен вещей, прием вкладов под высокие проценты, отпуск товаров по льготным (старым) ценам, иные сделки; - пересылка предмета взятки по почте лично взяткополучателю или его доверенному лицу; - заключение фиктивных трудовых соглашений и выплата взяткополучателю или его родным и знакомым (а также доверенным лицам) вознаграждения за якобы выполненную работу, работу по совместительству и т. д.; - незаконная выплата премий; - выплата завышенных гонораров за лекции; - выполнение для взяткополучателя безвозмездно или за явно низкую цену каких-либо работ хозяйственного назначения (ремонт квартиры, машины, изготовление мебели, пошив одежды и пр.); - предоставление санаторных или туристических путевок бесплатно или со значительной скидкой; - погашение несуществующего долга и выплата соответствующих сумм или прощение действительного долга; - использование должностным лицом «своих» коммерческих структур – перепоручение им функций, относящихся к его компетенции. В подобных случаях чиновник однозначно дает понять обратившемуся к нему посетителю, что положительное решение вопроса возможно только после аудиторской проверки, консультаций, юридической оценки, проработки документов и тому подобных согласований с конкретной «фирмой». После оплаты «услуг» фирмы заинтересованным лицом чиновник получает причитающееся ему вознаграждение в той или иной форме уже непосредственно от «фирмы»; - неполный вывоз взяткодателем оплаченной продукции; - угощение должностного лица, преподнесение дорогого подарка; - организация специальных аукционов для должностных лиц с целью приобретения ими автомашин, антиквариата и других ценностей по минимальным ценам; - передача взятки под видом выигрыша в карты, бильярд и другие игры, в том числе лотерею, а также под видом выигранного пари; - оплата обучения детей и родственников должностного лица, содержание в элитных детских учреждениях; - передача акций родственникам или доверенным лицам взяткополучателя; - использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам. Перечень приведенных выше индикаторов коррупционных рисков не является исчерпывающим. Для каждого конкретного органа государственной власти и местного самоуправления он может быть дополнен с учетом местной специфики и стать основой, опираясь на которую органы власти при поддержке населения могут осуществлять целенаправленную деятельность по выявлению, оценке, предупреждению и пресечению коррупционных рисков. Подводя итог изложенному можно констатировать, что сложившаяся в России системная коррупция является на сегодняшний день угрозой национальной безопасности, поскольку устоявшиеся коррупционные механизмы формирования и функционирования элит проникли во все сферы жизнедеятельности общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|