Коррупция в сфере образования
Коррупционные модели поведения, как показывают криминологические исследования, в значительной степени присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Причем, восприятие коррупции у молодых людей и представителей старшего поколения имеет существенные отличия. Так, если наиболее распространенной эмоцией, которая по данным социологических исследований овладевает 45% граждан среднего
Нельзя сказать, что проблеме противодействия коррупции Сфера образования, несомненно, относится к числу сфер наиболее подверженных коррупции. Попытаемся проанализировать наиболее значимые аспекты коррупции в высших учебных заведениях и направления борьбы с ней. По единодушной оценке авторов научных статей и социологических исследований, проведенных по рассматриваемой теме, Обратимся к цифрам. В ходе всероссийского опроса студентов, большинство опрошенных (68%) заявили, что являются косвенными свидетелями взяточничества в их вузах. Каждый четвертый студент признался, что хотя бы раз за время обучения давал взятку экзаменатору.
Не более двух раз за время обучения взятку давали, по их собственному признанию, 15% опрошенных студентов. 8% респондентов давали взятку не более пяти раз за все время обучения. Часто давали взятки 4% студентов. При этом юноши дают взятки чаще, чем девушки. Каждый четвертый опрошенный студент (25%) сообщает, что коррупция в его вузе процветает. При этом, каждый второй студент (43%) утверждает, что взятки в его вузе берут, но это «редкие случаи». Об отсутствии коррупции в вузах говорит лишь треть российских студентов. На наш взгляд, это те студенты, которые действительно учатся и им нет необходимости покупать оценки. Основной мотив дать взятку – это желание студентов получить положительную оценку на экзамене, удержаться в вузе и не попасть в список отчисленных. Более половины студентов, признавшихся Проблема коррупции в ВУЗах имеет две составляющие: 1) эмоциональную, базирующуюся на оценках студенческих лидеров, правозащитников, средств массовой информации, согласно которой системная коррупция поразила все ВУЗы России. 2) документальную, подтверждаемую материалами социологических исследований и реализованных уголовных дел, согласно которой коррупция в вузах есть, она затрагивает интересы примерно 10-15 % студентов. В отдельных случаях она может иметь организованный характер, но говорить о тотальной системной коррумпированности всех российских вузов в правовом отношении недопустимо. Одна из основных проблем коррупции в вузах в том, что некоторые преподаватели вузов практически превратили учебные заведения в свои собственные фирмы по написанию курсовых и дипломных работ. Фактически студентам предлагается негласный «прайс-лист», в котором четко расписано, у какого преподавателя, что и сколько стоит (об этом наиболее ярко высказываются студенты заочных и вечерних отделений). Механизмы коррупции при приёме зачётов и экзаменов общеизвестны. Преподавателей, по их отношению к проблеме коррупции можно разделить на три категории: 1) берут взятки для себя и ставят оценки по указанию «сверху»;
2) не берут взяток, но ставят оценки по указанию «сверху»; 3) не берут взяток и не ставят оценок по указанию «сверху». Последняя категория в вузах, по мнению опрошенных студентов, является самой редкой. Можно согласиться с Елецким и Корниенко[31], исследовавшими проблему коррупции в сфере высшего образования, что взяточники в ВУЗе образуют своеобразную сеть, анализируемую в рамках теории сетевого капитализма. Существование сети по данной теории приводит: - к сегментации рынка – одни (дети внешнего и ВУЗовского начальства, преподавателей и прочие привилегированные, как их называют студенты – мажоры) учатся бесплатно, а другие должны платить; - к возникновению легальных барьеров - преподавателю, выпадающему из коррупционной сети создаются проблемы в работе - к возникновению дефицита и деформации права, так как у взяточников имеются особые нормы поведения, мораль и принципы. Таким образом, одним из наиболее тяжелых последствий коррупции в вузах становится трансформация сознания, как преподавателей, вымогающих взятку, так и студентов, которые беспрекословно готовы собрать необходимую сумму для сдачи экзамена и считают это уже обычным делом. Большинство экспертов призывают не перекладывать ответственность за коррупцию в вузах исключительно на правоохранительные органы. Следует согласиться с мнением эксперта – зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислава Капканова: «МВД и другие правоохранительные органы борются с подобными преступлениями лишь тогда, когда кто-то обращается с заявлением, а так как эти случаи единичны, говорить о полноценной борьбе не приходится. Поэтому важны профилактика коррупционных преступлений и проведение грамотной антикоррупционной государственной политики»[32]. Вести борьбу с коррупцией, по мнению независимых экспертов должны Минобрнауки, вузы, правоохранительные органы и сами студенты. Ибо, что касается привлечения к ответственности за совершенное преступление – это действительно прерогатива правоохранительных органов. Но построение системы, препятствующей распространению коррупции, – это задача Минобрнауки, руководства конкретного вуза и студенческого актива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|