Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Основные направления государственной политики РФ в области противодействия коррупции 5 глава




Законом установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения
к совершению коррупционных правонарушений.

Так, государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим этой должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения,
о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства
в соответствии с законодательством РФ.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предусматривает:

- государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

- государственный или муниципальный служащий обязан
в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

- представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

- непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством РФ.

- в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями
в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Закон устанавливает ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора:

- гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом норма­тивными правовыми актами РФ, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается норматив­ными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения
с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение данного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения
с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Неисполнение работодателем обязанности, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

Проверка соблюдения запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение
в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

На лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности налагаются следующие ограничения и обязанности:

- лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, не вправе замещать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы;

- лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами;

- лица, замещающие государственные должности РФ, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке); заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового
и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно РФ, субъекта РФ или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ; принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом
к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными
в связи с выполнением служебных обязанностей;

- лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую
и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

- непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

- непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

- участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществления лицом предпринимательской деятельности;

- вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия данным лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Лица, занимающие должности в Центральном банке РФ, лица, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора
в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, подлежат уволь­нению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия
в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно требованию закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По решению Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента РФ уполномоченное подразделение Администрации Президента РФ может осуществлять в установленном порядке проверки:

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение любых должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, а также иных сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с норма­тивными правовыми актами РФ;

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- соблюдения данными лицами, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений.

Данные проверки могут осуществляться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

Законом предусмотрена ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

Так, в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

При этом, применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание пакета антикоррупционных законов.

2. Охарактеризуйте основные принципы противодействия коррупции.

3. Раскройте правовые и организационные основы предупреждения коррупции, борьбы с ней, минимизации и /или/ ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

4. Охарактеризуйте понятийный аппарат, приведенный в пакете антикоррупционных законов.

5. Раскройте обязанности, ограничения и запреты для государственных и муниципальных служащих.

6. Проанализируйте определение коррупции, приведенное в Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции».

7. Охарактеризуйте правовую основу противодействия коррупции.

8. Раскройте меры профилактики коррупции.

9. Охарактеризуйте основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

10. Раскройте содержание и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.


Глава 7. Уголовно-правовые средства
противодействия коррупции

Основу нормативной правовой базы уголовно-правовых средств противодействия коррупции составляют Уголовный кодекс Российской Федерации и Постановление Пленума Верховного суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Так, ст. 290 УК РФ устанавливает, что получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе влечет за собой:

- штраф в размере от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо

- принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

Если получена взятка в значительном размере (более 25 тыс. руб.):

- штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо

- лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

Если взятка получена за незаконные действия:

- штраф в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере 40-кратной суммы взятки.

Согласно ст. 291 УК РФ, дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника, влечет за собой:

- штраф в размере от 15-кратной до 30-кратной суммы взятки, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере 10-кратной суммы взятки.

Если взятка дана в значительном размере (более 25 тыс. руб.):

- штраф в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки.

Если взятка дана за совершение незаконных действий:

- штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

Наказуема дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника

Так, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или дана взятка
в крупном размере (более 150 тыс. руб.):

- штраф в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо

- лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.

Если взятка дана в особо крупном размере (1 млн руб.):

- штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки, либо

- лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

За получение взятки меры ответственности могут применяться не к любому физическому лицу, а лишь к должностным лицам.

Определение «должностного лица» дано в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Так, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Предметом взятки могут являться деньги; ценные бумаги; иное имущество.

Под незаконно оказанными услугами имущественного характера понимаются любые имущественные выгоды, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

В качестве имущественных прав рассматриваются, например, право требования кредитора, и иные права, имеющие денежное выражение, в том числе исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, неимущественная выгода, например, сексуальные услуги, не являются в Российской Федерации предметом взятки.

Определенные затруднения вызывает квалификация взятки полученной под предлогом аванса или благодарности.

Согласно п. 8 указанного выше Постановления Пленума Верховного суда № 24 – ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

При этом о взятке можно говорить, если должностное лицо получило деньги, имущество и т.д. за совершение не любых, а сугубо определенных действий:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий;

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий.

К действиям, за которые не предусмотрена ответственность, отнесены:

А) согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда
№ 24 – получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Б) согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного суда № 24 – принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий, хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся
к полномочиям представителя власти, организационно-распоряди­тельным либо административно-хозяйственным функциям.

В) согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда
№ 24 – если взятка передается не лично должностному лицу либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь). При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В том случае, если лицо получило ценности за совершение действий, которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного суда № 24 следует квалифицировать, как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

В результате, во многих случаях действия, которые изначально квалифицируются как получение взятки, потом переквалифицируются на мошенничество.

При этом наказания, предусмотренные за мошенничество существенно мягче. Так, согласно ст. 159, мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Санкция данной статьи предусматривает:

- штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Если мошенничество совершено группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного (не менее 2500 руб.) ущерба гражданину:

- штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...