Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Основные направления государственной политики РФ в области противодействия коррупции 1 глава




Государственная политика Российской Федерации в области противодействия коррупции представляет собой систему мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом
и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском планах.

В данной системе мер, наряду с правовыми мерами, определяющее место занимают организационные меры, кадровые меры, финансовые и иные материальные меры, пропагандистские и просветительские меры.

Одним из первых отечественных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции стал Указ Президента РФ от 04.04.1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который устанавливал ряд запретов и ограничений для должностных лиц. Так, был установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью, введены ограничения на иную оплачиваемую деятельность, введена обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах финансового характера.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 31 июля 1995 г.
№ 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». В данном документе были закреплены и уточнены запреты, прописанные в Указе Президента РФ от 04.04.1992 г. № 361, а также введен ряд новых ограничений, непосредственно связанных с противодействием коррупции: запрет на получение подарков в связи
с исполнением должностных обязанностей, обязанность передавать в доверительное управление доли в уставном капитале коммерческих организаций и др. Впоследствии аналогичные запреты распространены и на другие категории должностных лиц.

В 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором предусматривалась ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, в том числе злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дачу взятки и т.д.

В 1997-1998 гг. указами Президента РФ был закреплен порядок представления и проверки сведений о доходах и имуществе и соответствующие формы представления сведений.

В 2002 г. Президент РФ подписал Указ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», в котором в числе прочих норм, впервые
в российской нормотворческой практике было использовано понятие «конфликт интересов» и дано его определение.

В 2004 г. принят Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот закон имеет важнейшее значение для формирования системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей. Отдельная статья посвящена урегулированию конфликта интересов. В соответствии с данной статьей в органах власти предусмотрено создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Законом введен ряд принципиально новых запретов и ограничений, включая ограничения на последующее трудоустройство бывших гражданских служащих. Существенно изменен подход к ограничению иной оплачиваемой деятельности государственных служащих.

В 2007 г. Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 269 впервые закреплен порядок формирования и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (в настоящее время этот порядок не действует).

Современный этап реформ в сфере противодействия коррупции начался в 2008 г. Основное внимание на данном этапе было уделено а) определению того круга негативных явлений, на предупреждение и минимизацию которых должна быть ориентирована антикоррупционная политика; б) совершенствованию содержания запретов, ограничений, обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и порядка их реализации; в) уточнению круга лиц, к которым в первую очередь должны применяться антикоррупционные ограничения; г) совершенствованию системы государственных органов, ответственных за противодействие коррупции;
д) совершенствованию системы планирования мероприятий в сфере противодействия коррупции.

В мае 2008 г. вышел Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г.
№ 815 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Основной задачей Совета является подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Можно сказать, что данный закон является базовым документом, устанавливающим основные направления противодействия коррупции. Так, в названный закон устанавливает определение понятия «коррупция», приводит основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией. Закон устанавливает ряд обязанностей, запретов и ограничений, направленных на противодействие коррупции, в том числе и отсутствовавших ранее
в российском законодательстве, например обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях
в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимаются:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Анализируя приведенное выше определение, следует отметить, что отечественный подход квалификации коррупционных преступлений предполагает, что их целью может быть только выгода имущественного характера. Соответственно, действия, направленные на получение неимущественной выгоды не подпадают под определение коррупции, закрепленное в 273-ФЗ. Коррупцией считаются определенные действия, направленные на получение имущественной выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. При этом круг третьих лиц не ограничен и не сводится, например, только
к близким родственникам. Деяния, признаваемые коррупцией в соответствии с 273-ФЗ, могут быть совершены любым физическим лицом, а не только должностным лицом, в отличие от получения и дачи взятки и значительной части иных преступлений коррупционной направленности.

В 2009 г. был издан ряд указов Президента РФ, детализирующих положения 273-ФЗ. Так, Указами Президента РФ № 557-561
от 18.05.2009 и № 1065-1066 от 21.09.2009 определен новый порядок представления, проверки и размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности РФ, государственных служащих и иных лиц.

Названные указы фактически означают начало нового этапа развития системы антикоррупционного декларирования в России. Изменилась форма и содержание деклараций, требования о декларировании распространены на супругов и несовершеннолетних детей должностных лиц, изменен порядок представления и проверки сведений, предусматривается размещение представленных сведений в открытом доступе в сети Интернет.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 1065 утвержден порядок создания и функции подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб федеральных государственных органов. Впервые в российской антикоррупционной практике внутри государственных органов созданы специализированные антикоррупционные структурные подразделения с широким набором функций: от консультирования до проведения проверок соблюдения запретов, ограничений, обязанностей, направленных на противодействие коррупции.

В 2010 г. был изменен подход к планированию и организации реформ в сфере противодействия коррупции. С этого года долгосрочные цели, задачи и направления антикоррупционной политики закрепляются в Национальной стратегии противодействия коррупции, которая была утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 и действует по настоящее время.

Кратко- и среднесрочные задачи, а также конкретные антикоррупционные мероприятия закрепляются в рассчитанном на 2 года Национальном плане противодействия коррупции.

Первый Национальный план противодействия коррупции утвержден тем же Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460. В данный момент реализуется Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 году, утвержденный Указом Президента РФ от 11.04.2014 N 226.

В 2011 г. антикоррупционные стандарты были распространены на служащих Банка России, работников фондов и государственных корпораций и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» на работников Пенсионного фонда РФ впервые распространены:

- обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обязанность уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

- ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении государственных служащих.

В рамках реализации данного подхода в 2012 г. Трудовой кодекс дополнен ст. 349.2. «Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами».

В 2011 г. введен институт увольнения в связи с утратой доверия. Данный институт подразумевает утрату доверия представителя нанимателя (работодателя) к государственному служащему (работнику). Увольнение в связи с утратой доверия предусмотрено за несоблюдение нескольких ключевых запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В Трудовом кодексе аналогичный институт закреплен в 2012 г. (часть 7.1 статьи 81).

В 2011 г. внесены чрезвычайно важные изменения в уголовное законодательство и в законодательство об административных правонарушениях.

Так, в УК РФ введены:

- кратные штрафы за получение и дачу взятки: до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей;

- ответственность за посредничество во взяточничестве;

- институт освобождения от уголовной ответственности, если лицо, давшее взятку или выступающее в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления и либо имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц
(в форме штрафа) за дачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

В 2012 г. принят Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон является важнейшим дополнением системы антикоррупционного декларирования. Он устанавливает обязанность лиц, дающих сведения о доходах, давать данные о приобретении определенных видов имущества, если его стоимость превышает установленный лимит и сообщать об источнике средств, за счет которых совершена сделка. Закон впервые в российской практике, дает возможность государству предпринять действия против должностных лиц, живущих «не по средствам» и приобретающих имущество, стоимость которого очевидно превышает их официальные доходы, в частности, изъять такое имущество в доход государства.

В 2013 г. был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 г.
№ 79-ФЗ, который ввел запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В этом же 2013 г. введен комплекс организационных мер, которые должны быть реализованы в фондах и организациях в целях реализации антикоррупционного законодательства. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предписано:

- создать (определить) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений и установить их функции, руководствуясь пунктом 3 Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065;

- сформировать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утвердить положения о таких комиссиях и определить их составы;

- подготовить и утвердить перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- утвердить порядок представления и проверки сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В 2013 г. создано Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, которое должно взять на себя координирующую роль при реализации антикоррупционных реформ в России. Основными задачами управления являются:

- участие в обеспечении реализации Президентом РФ его полномочий по проведению государственной политики в области противодействия коррупции;

- осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ по вопросам противодействия коррупции;

- подготовка предложений Президенту РФ по вопросам противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также урегулирования конфликта интересов;

- содействие Президенту РФ в пределах своей компетенции
в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по вопросам противодействия коррупции;

- обеспечение деятельности Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и президиума этого Совета, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Администрации Президента РФ и урегулированию конфликта интересов, а также в пределах своей компетенции – деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

- обеспечение взаимодействия Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

В апреле 2014 г. принят Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг., в котором нашли отражение основные мероприятия в сфере противодействия коррупции, запланированные к реализации в России в 2014–2015 гг., с указанием государственных органов и организаций, ответственных за реализацию этих мероприятий и сроков исполнения. Основными задачами на этот период определены:

- совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ;

- обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;

- активизация антикоррупционного просвещения граждан;

- реализация требований статьи 13.3. ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание государственной политики РФ в области противодействия коррупции.

2. Характеристика отечественных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

3. Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», как базовый документ, устанавливающий основные направления противодействия коррупции.

4. Характеристика указов Президента РФ, детализирующих положения 273-ФЗ.

5. Характеристика порядка представления, проверки и размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности РФ, государственных служащих и иных лиц.

6. Характеристика порядка создания и функции подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб федеральных государственных органов.

7. Определение долгосрочных целей, задач и направлений антикоррупционной политики в Национальной стратегии противодействия коррупции.

8. Характеристика института увольнения в связи с утратой доверия.

9. Характеристика обязанности лиц, дающих сведения о доходах, давать данные о приобретении определенных видов имущества.

10. Характеристика запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.


Глава 4. Международные стандарты
государственного управления в области
противодействия коррупции

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Под «международным договором Российской Федерации» понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами),
с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[36].

Согласно ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ратификации подлежат международные договоры РФ:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации
с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Кроме изложенного выше, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ ратификации подлежат международные договоры, которыми принимаются технические регламенты.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации[37].

К числу основополагающих международных актов в сфере противодействия коррупции, в которых закреплены международные стандарты и в которых участвует Россия, следует отнести:

- Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.;

- Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (27.01.1999) совместно с Дополнительным протоколом от 15 мая 2003 г.;

- Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.

Актами рекомендательного характера (soft law) являются:

- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.;

- Руководство ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией» от 29 мая 1999 г.;

- Международный кодекс поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 г.;

- Двадцать принципов борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г., и др.

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (04.11.1999), в которой Россия не участвует.

Положения международных актов имеют разную степень директивности.

Так, государства-участники:

- обязаны выполнить соответствующее требование;

- могут;

- должны только рассмотреть возможность внедрения соответствующего стандарта;

- в отдельных случаях выполнение стандарта допускается в тех пределах, которые соответствуют Конституции соответствующего государства и (или) основополагающим принципам его правовой системы либо законодательству.

В целях обеспечения условий для реализации положений международных антикоррупционных конвенций, ратифицированных Россией, были приняты Указы Президента Российской Федерации:

- от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»;

- от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»;

- от 13 февраля 2012 г. № 180 «Об органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».

Этими указами Президента РФ установлено, что центральными органами России, ответственными за реализацию положений упомянутых Конвенций, касающихся взаимной правовой помощи, являются: Минюст России - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Генеральная прокуратура – по иным вопросам взаимной правовой помощи.

В последние годы противодействие коррупции стало охватывать и негосударственную службу, где также имеются типичные для публичной сферы коррупционные и тесно связанные с ними деяния: подкуп, инсайдерская торговля, фальшивый бухучет и система «откатов», должностные преступления и злоупотребления служебным положением.

Коррупционные угрозы и вызовы, питаемые системой указанных правонарушений, приобрели характер глобальных экономических угроз. Эти тенденции повлияли на изменение вектора противодействия коррупции в мире, наиболее рельефными из которых являются:

- смещение акцентов в противодействии коррупционным проявлениям в глобальном мире с государственной сферы на частную;

- сочетание и взаимодополняемость мер предупреждения коррупции, принимаемых в рамках международного публичного права и международного частного права.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»:

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Актуальность противодействия коррупции на международном уровне обусловлена:

- возрастающей угрозой от коррупции международной торговле, международным финансовым интересам, основным принципам (верховенству права, стабильности демократических институтов, правам человека, социальному и экономическому прогрессу);

- с борьбой с коррупцией так или иначе сталкиваются практически все государства;

- коррупция может одновременно рассматриваться с точки зрения уголовного, гражданского и административного права.

Следует отметить, что указанные выше международные договоры Российской Федерации не содержат определения понятия «коррупция». Коррупция в них фактически определяется через перечень деяний, подлежащих криминализации.

В качестве основного коррупционного деяния называется подкуп, для всех разновидностей которого едино понятие активного
и пассивного подкупа.

Под активным подкупом понимается, как правило, обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества соответствующему лицу для самого этого лица или любого иного лица, с тем, чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

Под пассивным подкупом понимается прямое или косвенное испрашивание или получение соответствующим лицом какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

Криминализации подлежат не только действия по передаче
и принятию неправомерных преимуществ, но и «обещание, предложение и испрашивание».

В ст. 2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999) указано, что для целей данной Конвенции «коррупция» означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.

Таким образом, в данном случае речь также идет о подкупе.

Содержащиеся в международных договорах Российской Федерации стандарты противодействия коррупции можно разбить на следующие группы:

- стандарты по предупреждению коррупции;

- стандарты по криминализации актов коррупции;

- стандарты по международному сотрудничеству.

Согласно требованиям международных договоров разработка и реализация эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции строится на основе:

1) Участия институтов гражданского общества.

2) Принципов правопорядка.

3) Надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

4) Честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

5) Периодической оценки антикоррупционной правовой базы
и административных мер с целью определения их адекватности
с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

6) Взаимодействия государств друг с другом и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению антикоррупционной политики.

7) Наличия органа (органов), осуществляющих предупреждение коррупции с помощью таких мер, как разработка и проведение антикоррупционной политики, включая контроль и координацию осуществляемых мер.

8) Расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции.

9) Наличия системы приема на государственную службу, прохождения и продвижения по службе и выхода в отставку государственных служащих, которая основывается на принципах эффективности и прозрачности; безупречность работы; справедливости
и учета способностей; ротации; надлежащего материального стимулирования; возможности профессионального роста и обучения,
в том числе и по антикоррупционной тематике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...