Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррупционные явления в правоохранительной сфере




Согласно материалам Transparency International, 89% опрошенных россиян считают наиболее коррумпированным органом полицию, 84% – судебную систему[33]. Мнение россиян подтверждают результаты реализованных уголовных дел, согласно которым наиболее коррумпированными являются структуры, призванные возглавлять и вести борьбу с коррупцией[34].

Справедливости ради следует отметить, что продажность части правоохранительного корпуса, это не национальная черта российских правоохранителей. По данным Transparency International сразу в 36 странах самым коррумпированным органом власти респонденты назвали полицию, 53% опрошенных в этих государствах признались, что давали взятки полицейским. Еще в 20 странах лавры главных коррупционеров достались судьям (им давали взятки 30% респондентов)[35].

Последнее обстоятельство дает основание для утверждения, что корни коррупции не только в МВД и провалившейся реформе по очищению ведомства от так называемых оборотней. Сколько бы полицейских реформ не проводилось в будущем, ситуация не будет меняться в положительном направлении пока не будет проведена комплексная реформа в целом по правоохранительной системе Российской Федерации. Каким бы честным ни был сотрудник полиции, все его усилия будут сведены на нет коррумпированным прокурором или судьей.

Представляется, что базовым элементом комплексной реформы правоохранительной системы должна стать реформа сознания, на которую у лиц, определяющих будущее отечественных правоохранительных органов, пока не хватает не только средств, но и интеллекта, моральных и физических сил. По-прежнему часть и руководителей разного уровня и рядовых сотрудников в правоохранительных органах не работает, а «зарабатывает».

В ходе комплексной реформы правоохранительной системы следует концептуально разобраться с организацией правоохранительной деятельности в целом и, прежде всего, оперативно-розыскной деятельности.

Неоправданное расширение числа субъектов ОРД, произошедшее в последние десятилетия, привело не только к снижению качества подбора и уровня подготовки оперработников-агентуристов, но и к проблемам в конспирации, размыванию персональной ответственности, нарушению взаимодействия оперативно-розыскных органов между собой. Кратно возросшее число оперативных работников разных ведомств работает на одном и том же предметном поле, используя зачастую одних и тех же информаторов, расшифровывая интересы друг друга.

При этом количество оперативных работников не перешло
в качество оперативно-розыскной деятельности. И это понятно. Оперативный работник – это штучный товар, индивидуальный заказ! Чтобы вырастить настоящего опера нужны годы, грамотные педагоги и опытные наставники. На становление опера должна работать вся правоохранительная система. Все генералы, полицейская профессура, кадровики… Опер – главная фигура, без которой немыслимо выявление, предупреждение и пресечение преступлений.

А чтобы уволить опера – хватит одной подписи под приказом. Ведь при всей своей значимости он очень уязвим. Им командуют
и его контролируют все, кому не лень! И уволить его можно за просроченный запрос, за неуважение к дилетанту начальнику или по сокращению кадров. Интересная деталь: уйдет генерал – в большинстве случаев никто не заметит, либо вздохнут с облегчением. А с уходом опера уходит его оперативная база – агентура, доверенные лица, знание оперативной обстановки, зафиксированное в его голове.

За последние десятилетия в правоохранительной сфере прошел ряд реформ. И каждая из них приводила к увольнению до четверти подготовленных квалифицированных оперативных сотрудников, за которыми стояла потеря оперативных позиций в криминальной среде.

Тревожным звонком для высшего руководства страны должно стать то обстоятельство, что в правоохранительных органах произошла переоценка ценностей, и значительная часть современных выпускников юридических факультетов считает, что быть «опером» непрестижно и «невыгодно»: работа сложная и опасная, рабочий день не нормирован, показатели эффективности работы расплывчаты. А за возможное нарушение прав и свобод человека и гражданина в ходе ОРД, допущенное даже не в силу коррупционного умысла, а в силу некачественной теоретической подготовки или неразумного указания начальника, можно «вылететь без пенсии». Куда проще и спокойнее сидеть в кадрах, инспекции, штабе, архиве, аналитических подразделениях, дежурной службе, писать указания операм, осложняя их и без того сложную жизнь. Средний срок службы офицера на оперативной работе до пяти лет. Почти как обучение в вузе. А затем, смена участка, повышение или увольнение. При этом не факт, что каждый хороший опер может быть хорошим начальником. Справедливо и обратное утверждение, что не каждый начальник сможет работать с конфидентами. Поэтому подобное умение следует поощрять материально. В России был короткий период, когда зарплата опера была существенно выше зарплаты начальников, не работающих с агентурой. Но через короткое время кадровики, инспекции и руководители подразделений сумели добиться распространения дополнительных выплат и на себя.

Вызывает немало вопросов способ комплектования учебных заведений системы МВД-ФСБ-ФСКН выпускниками школ, не имеющими жизненного опыта, навыков общения с людьми, необходимых оперативному работнику личных и деловых качеств. Мотивация части поступающих в спецвузы связана с бесплатным образованием, проживанием, питанием, последующим трудоустройством, регулярной зарплатой, а для части будущих правоохранителей и возможностью в последующем ее увеличить за счет использования служебного положения.

В условиях бескомпромиссной борьбы с коррупцией, ключевое значение приобретает организация идейно-воспитательной работы в коллективах правоохранительных органов и вузах, готовящих будущих юристов. Однако, в условиях падения прежней идеологической парадигмы «старые» идеалы разрушены, новые не созданы. Уровень воспитательной работы не соответствует остроте сложившейся в стране оперативной обстановки. Кадровые аппараты и руководители подразделений испытывают существенные затруднения в подборе научно обоснованного материала, методически предназначенного для использования в воспитательном процессе, который в своем большинстве существует только на бумаге.

Эти вопросы требуют срочного решения, ибо свято место пусто не бывает, и отсутствие духовно-патриотической идеологии восполняется, как показывает практика, криминальной либо радикальной идеологией.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Формы проявлений коррупции в системе государственной службы РФ (причины и условия).

2. Формы проявлений коррупции в системе муниципальной службы РФ (причины и условия).

3. Характеристика субъектов коррупционных преступлений.

4. Критерии принадлежности к команде коррупционеров в органах государственной власти и местного самоуправления.

5. Характеристика методов измерения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

6. Характеристика факторов, лежащих в основе коррупционных рисков.

7. Характеристика механизма выявления коррупционных рисков
в органах государственной власти и местного самоуправления.

8. Характеристика механизма коррупции в сфере здравоохранения.

9. Характеристика механизма коррупции в сфере образования.

10. Характеристика механизма коррупции в правоохранительной сфере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...