Выстраивание партнерских отношений с бизнесом в области социального брендинга
Сегодня создание устойчивых партнерских связей бизнеса и организаций социальной сферы становится все более актуальным не только для развития социальной сферы, но и для развития бизнеса. По данным Waddock Graves, USA, компании, реализующие концепцию корпоративной социальной ответственности (КСО), успешнее, чем компании, не имеющие своих социальных программ: доход на инвестированный капитал у них выше на 9,8%, доход с активов — на 3,55%, доход с продаж — на 2,79%, прибыль — на 63,5%. По данным Cone/Roper, USA, 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительность, 66% готовы сменить торговую марку на марку компании, которая поддерживает социальные проекты. В Великобритании доля покупателей, готовых сменить торговую марку на ту, которая больше ассоциируется с благотворительными делами, составляет 86%, в Италии — 75%, в Австралии — 73%, в Бельгии — 65%. 28% британцев готовы бойкотировать покупку продукции социально неответственных компаний. На сегодняшний день самая эффективная в экономическом отношении акция социально ответственного маркетинга была проведена в 1980 году компанией American Express, в ходе которой при совершении расчетов кредитной картой AmEx 1 цент направлялся на ремонт Статуи Свободы. Акция в первый же месяц привела к увеличению количества расчетов картами компании на 28% и увеличению количества новых пользователей на 45%. Все больше компаний кроме ежегодной финансовой отчетности выпускают социально-корпоративную отчетность. В некоторых странах, например во Франции и Дании, выпуск подобного отчета предписан законом. Сейчас корпоративная социальная ответственность конкретизирована в детальных показателях, нормативах, критериях и стандартах и в бизнес - компаниях на эти показатели ориентируются все больше. На Западе экспертами по разработке критериев и нормативов становятся различные общественные группы и движения. Они же следят за тем, чтобы эти нормативы выполнялись. Так, "зелёные" выступают экспертами по экологии, профсоюзы – по оплате и другим условиям труда, общества потребителей – по качеству товаров и услуг, правозащитники – по правам человека, религиозные организации – по защите свободы совести и т.д. Эти показатели и оценки обобщаются и публикуются в рейтингах, позиции компаний в которых важны для репутации и привлечения инвестиций. Социальная отчётность во всем мире во всё большей степени приравнивается к финансовой.
В последнее время можно отметить возрастающее понимание важности обращения к корпоративной социальной ответственности и российскими бизнесменами. В России началась работа по продвижению международных стандартов социальных отчётов, разработке корпоративных кодексов, принята Хартия социально ответственного бизнеса РСПП, Торгово-промышленной палатой разработан отечественный стандарт социальной ответственности. Критериями социальной ответственности служат повышение образовательного уровня населения, снижение численности и состава групп риска, снижение преступности, снижение заболеваемости, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с территорий. Социальная ответственность компаний постепенно становится серьезным конкурентным преимуществом. Так, "ФИА-Банк" в г. Тольятти, благодаря разнообразным благотворительным программам, поддержке социально-ответственного бизнеса, помощи в развитии города в результате социологического опроса об узнаваемости банков, оказался на третьем месте, а в возрастной группе до 25 лет респонденты ставили его на первое место. Руководители банка отмечают и важные изменения во взаимоотношениях со СМИ: "Раньше приходилось тратить большие деньги, чтобы люди узнали о благотворительной деятельности через СМИ, а сейчас газеты уже сами пишут об этом, потому что это важная часть городской жизни."[32]
Именно благодаря социальным программам в поддержку спорта, искусства, образования и т.д. мы узнаем о существовании банков и производственных компаний, с деятельностью которых нам не приходилось сталкиваться. Коммерческие компании становятся все более заинтересованными в постоянном сотрудничестве с организациями социальной сферы, и число социально ответственных компаний будет неизбежно расти. В свою очередь, и мы также заинтересованы в установлении постоянных контактов с местными коммерческими компаниями, которые будут в курсе наших дел и проблем и у которых будет возможность видеть результаты оказанной помощи. При выборе компании – партера необходимо проанализировать направленность социальных программ, уже реализующихся коммерческими компаниями. Если в компаниях концепция социальной ответственности уже создана, это легко проследить по ее социальным проектам. Так, например, Банк Москвы оказывает постоянную поддержку учреждениям культуры и искусства, спорта, ведущим вузам, государственным и общественным проектам. Поэтому в его социальной программе многолетняя поддержка международного турнира "Кубок Кремля", где банк выступает генеральным партнером. Именно банк формирует призовой фонд этого турнира, который составляет $2,34 млн. В рамках подготовки к турниру ежегодно проводится всероссийский детский конкурс "Я рисую теннис", победители которого - а ими уже были дети из Владикавказа, Пермской области, Чувашии, Южно-Сахалинска - получают право на поездку в Москву и посещение игр турнира в спорт-комплексе "Олимпийский". Банк выступает постоянным партнером Большого театра, проводит масштабную благотворительную акцию "Театры - детям Беслана". Сотрудничество банка с театром "Тень", московским ТЮЗом, "Балтийским Домом" из Санкт-Петербурга, коллективом "СамАрт" из Самары позволяет детям из Северной Осетии побывать на их лучших постановках. Со стороны банка продолжается финансовая поддержка одного из крупнейших гуманитарно-исследовательских проектов в истории страны - "Православной энциклопедии".
В МХК "Еврохим" также сформированы четкие приоритеты в области корпоративной социальной ответственности: это поддержка науки и образования, спорта и здорового образа жизни. В компании считают, что только работая масштабно и целенаправленно, можно рассчитывать на успех, поэтому основной процент выделяемых на благотворительность средств необходимо тратить на приоритетные направления. Компания "Эльдорадо" поддерживает спортсменов и школьников, социально незащищенные группы населения, многодетные семьи, вдов, сирот и инвалидов. Инвестиционно-промышленная компания "Жилстрой" оказывает помощь в ремонте детских лечебных учреждений. Компания "Евраз Груп" предоставляет гранты и премии лучшим школам, детским домам и интернатам, творчески работающим педагогам и талантливым ученикам территорий Кузбасса, Красноярского края и Республики Хакасия, входящих в зону социальной ответственности ОАО "Евразруда" (предприятие "Евраз Груп"). Среди социальных и благотворительных инициатив ОАО НК "РуссНефть" – строительство школы-лицея в Грозном, возведение и реставрация храмов в Удмуртии, Югре, Ульяновской области, спонсорская помощь МГУ им. М. В. Ломоносова и другим вузам, строительство крупнейшего в Брянской области детского санатория-профилактория, помощь детским домам Томской области. Нефтяная компания ТНК-ВР реализует в Оренбургской области программу "ТНК-ВР против наркотиков". Компания не ставит для себя цель лечить наркоманов или бороться с распространением наркотиков, задача программы "Молодое поколение делает свой выбор" - формировать у нынешней молодежи определенную систему ценностей, противостоящую наркотикам. Поэтому они вкладывают средства в развитие спорта, в первую очередь массового. Увлекая подростков регулярными занятиями физкультурой и спортом, нефтяники сокращают круг потенциальных наркоманов и т.д.
Очевидно, что если социальные приоритеты компанией уже определены, мы можем только проанализировать, насколько наши задачи совпадают с их задачами, и каковы перспективы расширения этих приоритетов. Если же концепция КСО в коммерческой компании еще не разработана, она оказывает помощь по каким-то трудно определяемым принципам или не оказывает ее вообще (а таких компаний у нас пока большинство), мы можем сами предложить ей основу для разработки этой концепции на базе партнерских отношений. Зарубежные компании, более опытные в реализации социальных программ определяют приоритеты своей благотворительной деятельности и составляют списки своих благополучателей как минимум на год вперед, большинство же из них нацелены на перспективное планирование социальных инвестиций. У нас на сегодняшний день опыт такого планирования за редким исключением есть только у самых крупных компаний. И если та компания, к которой мы обратились с предложением об установлении партнерских отношений, выразит непонимание, удивление, недоверие к нам, это вовсе не означает, что перспектив эффективного партнерства у нас нет. Раз уж при подготовке предложения мы эти перспективы увидели, значит, со временем нам удастся найти доводы, которые будут восприняты и в этой компании. Вопросы для обсуждения
Какие мероприятия могут способствовать созданию положительного имиджа коммерческих организаций, оказывающих помощь социальным брендам? В каких случаях благотворительная деятельность коммерческих компаний может быть освещена в СМИ? Каковы механизмы привлечения к благотворительности сотрудников коммерческих компаний? Что может повысить эффективность этого привлечения? Какие организации могут рассчитывать на спонсорскую помощь? Из чего состоит спонсорский пакет? Какие коммерческие компании заинтересованы в оказании спонсорской помощи? Какие организации могут рассчитывать на получение средств грантодающих организаций? Какие условия могут обеспечить получение гранта? Какие из методов привлечения общественности к участию в благотворительности вы считаете наиболее эффективными? Каковы условия эффективного партнерства бизнеса и организаций социокультурной сферы?
Практические задания Задание 1. Проанализируйте представленные правила и разработайте к ним авторские дополнения. Елена Тополева, директор Агентства социальной информации предлагает следующие 16 правил для НКО – участника социального партнерства.
1. Проявляйте инициативу. Помните, что, как правило, существует дефицит оригинальных идей и инновационных проектов – предлагайте собственные. 2. Во время предварительного переговорного процесса будьте настойчивыми, но не навязчивыми. Не отчаивайтесь, если приходится звонить по телефону десятки раз. Это совсем не обязательно означает, что с Вами не хотят разговаривать, возможно, человек просто очень занят. 3. Не приходите на встречу с пустыми руками. Подарки сразу нести не стоит, но очень полезно иметь с собой краткое письменное изложение Вашего проекта или идеи, описание Вашей организации (буклет) и визитку. Дипломами, сертификатами и фотографиями во время первой встречи размахивать не стоит. 4. Помните: Вы не просите о помощи, а предлагаете взаимовыгодное сотрудничество. 5. Разрабатывая Ваше предложение, учтите интересы всех сторон. Какие выгоды получат Ваши потенциальные партнеры, будь то власть, бизнес или СМИ, от предлагаемого проекта? 6. Делая предложение о возможных выгодах сторон, лучше всего не основываться на догадках, а провести хотя бы небольшое исследование/тестирование. 7. Если Ваше предложение не было принято, не вставайте в позу обиженного. Обида никогда не бывает конструктивной. Ищите новых партнеров, меняйте подходы, пробуйте еще и еще. 8. Согласовывая условия сотрудничества с будущим партнером, будьте гибкими, но не беспринципными. Если Вы планировали создать телефон доверия для подростков, а Вам вместо этого предлагают поддержку в строительстве спортивной площади, не соглашайтесь (хотя бы сразу). 9. Если предложение принято, предоставьте комплект документов, подтверждающий статус и доброе имя Вашей организации (устав, свидетельство о регистрации, рекомендательные письма), даже если Ваш партнер не просит Вас об этом. 10. Подготовьте договор и подробный план реализации проекта, согласованный со всеми сторонами-участниками (с мероприятиями и сроками). 11. Проект запущен. Ваш партнер не выражает интереса к ходу его реализации. В этом случае проявляйте инициативу сами: звоните, приходите и информируйте. 12. Если в ходе проекта появляются расхождения с согласованным планом, заранее обсудите это с партнером. 13. Если Ваш партнер не возражает, как можно шире распространите результаты проекта, расскажите о них журналистам. 14. Обязательно предоставьте отчет о выполненном проекте, даже если об этом не просит Ваш партнер. 15. Не забудьте выразить благодарность за сотрудничество, лучше – в письменной форме. Здесь очень уместны дипломы и грамоты. Хороши и письма от благополучателей Вашего проекта. 16. Даже если сотрудничество завершилось, поддерживайте контакты с партнером.[33]
Задание 2. Предложите примеры коммерческих компаний, которые могут выступить спонсорами строительства приюта для бездомных животных, инициированного Центром помощи животным "Барс" г.Ульяновска. Мэрия Ульяновска подписала постановление о выделении земельного участка под строительство Центра помощи животным, оформлен и подписан договор о сдаче земельного участка в аренду для проведения Литература Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2003 Анхолт С. Брендинг дорога к мировому рынку. М.,2004 Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. М., 2002 Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии России. СПб, 2004 Карпова С.В. Брендинг. М., 2008 Кельчевская Н. Самомаркетинг образовательного учреждения // Высшее образование в России. 2005, №8 Кийосаки Р.Т., Лектер Ш.Л. Руководство богатого папы по инвестированию. М., 2006 Мазилкина Е.И. Брендинг. М., 2008 Перция В.М. Брендинг: курс молодого бойца. СПб., 2005 Семенова Е.А., Лейни Т.А., Шилина С.А. Бренд-менеджмент. – М., 2008 Скотт Дэвис М. Секреты успешных брендов. СПб., 2001 Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. СПб., 2003
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|