Кто первым нажал на спусковой крючок. 2 глава
Именно другая позиция, позиция научной объективности, позиция, не ущемляющая чести и достоинства никакого другого народа, представители которого участвовали в этой общей борьбе, сделала бы вам честь. Здесь же, когда смотришь на вашу клятвенность одному лишь своему народу, «устлавшему трупами своих сыновей просторы России и Европы»… (Между прочим, о «народе, устлавшем трупами своих сыновей просторы,..». Тешу себя надеждой, что из почти сорока писателей хотя бы два-три согласятся с тем, что стиль здесь несколько не писательский. Просторы России и Европы были устланы, надо полагать, не трупами сыновей, а телами погибших сыновей. И устилал эти просторы телами своих сыновей не народ, а иные силы. Точно так же, как телами безвинно загубленных сыновей и дочерей ингушского народа были устланы просторы Казахстана, Средней Азии. Но устилал-то этими телами эти просторы не сам ингушский народ, а сталинско-бериевские маньяки. Но это, так, к слову.). Так вот, в этом случае невольно думаешь: а где же в это время пребывали другие народы? Ну, скажем, украинский, или тот же белорусский, или уж, на худой конец, русский? Или Сталин незаслуженно провозгласил в его честь здравицу? Для того, чтобы подтвердить, что это рассуждение не лишено оснований и не является пустой придиркой, процитируем еще один документ. «Осетины, к примеру, в борьбе против фашизма, - утверждается в этом документе, - превзошли все другие народы нашей страны по «удельному» вкладу в победу над гитлеризмом. По данным, опубликованным к 66-летию Советской Армии, убедительно видно, что среди всех народов страны осетины занимают первое место по числу Героев Советского Союза и генералов на душу населения» (Давид Сослан, Фридрих Барбаросса. Алания от Палестины до Британии. Владикавказ). Уже этих двух высказываний (а мы еще увидим нечто подобное), очевидно, достаточно для того, чтобы поставить вопрос: что же это, если не пропаганда национальной исключительности своего народа? Здесь ведь довольно четко просматривается не только проявление махрового шовинизма по отношению к ингушскому народу, но и агрессивного национализма по отношению ко всем другим народам.
Если эти размышления кому-то покажутся недостаточно обоснованными, можно к сказанному кое-что добавить. Так, в Обращении к народу почти сорока писателей читаем: «История еще раз испытывает на прочность наследников (на меньшее они никак не согласны – Ф.Б.) громадного в прошлом скифо-сармато-аланского мира (только так - громадного мира, а не какого-то там скифского государства или государства сарматов. - Ф. Б.). Помните, что наши предки в исторических катаклизмах только теряли, вследствие чего державные просторы, некогда принадлежавшие нам (выделено мною. - Ф. Б.), сузились до пределов маленькой Осетии (а поэтому - даешь реванш! - Ф. Б.). Дальнейшее уменьшение национальной территории (неважно, как она в свое время увеличивалась. - Ф. Б.), под каким бы предлогом оно не осуществлялось (даже на основании закона! - Ф. Б.), чревато трагическими последствиями. Поэтому каждый, кто гордится своей принадлежностью к осетинской нации, уже сегодня должен осознать роковую важность предстоящих нам испытаний (Выделено мною. - Ф. Б.)». Для того, чтобы неискушенному читателю стало ясно, какие механизмы отлаживают в душах своего народа почти сорок «инженеров человеческих душ» Северной Осетии, приведем еще один документ. В нем, в частности, утверждается: «Весь цивилизованный мир знает алан-осетин как восточных германцев, хранителей древнегерманских традиций, языка и культуры. Осетинский язык, лежащий в основе германских языков, изучается во всех университетах Западной Европы и Америки. Родина осетин, Кавказ – это колыбель великих народов. Именно с Кавказа, из священной земли Асхеймр... из страны асов, начался исход скифо-сарматских племен, основавших британский, немецкий, скандинавский и отчасти славянский этносы» (Давид Сослан, Фридрих Барбаросса. Алания от Палестины до Британии. С. 10).
Какая часть славянского этноса уходит своими корнями в священную землю Асхеймр, авторы этого «открытия» многозначительно умалчивают. И, очевидно, не без умысла. Пускай, мол, все славянство мира тешит себя мыслью о том, что предки именно их части вышли из священной «страны асов». Что же касается меня лично, например, как одного из современных потомков древних славян, то я глубоко убежден в том, что подобный бред мог родиться лишь в больном воображении претендентов на этническое превосходство, хотя в Северной Осетии этот бред запущен в народ тридцатитысячным тиражом. С какой целью? Цель здесь, видимо, одна - пропаганда национальной исключительности осетинского народа, т. е. формирование теоретической, идеологической основы для практического осуществления политики геноцида по отношению к ингушскому народу. Но ведь в этой пропаганде, как мы видели, довольно четко просматривается посягательство на достоинство не только ингушского, но и многих других народов ближнего и дальнего, как теперь принято выражаться, зарубежья. Стало быть, это уже не только геноцид по отношению к одному народу, а нечто иное. Что же тогда? А если это фашизм? Не в классическом (гитлеровском), конечно, его проявлении. Времена ведь не те! Условия иные. А вот многие признаки неофашизма здесь явно налицо. Это - пропаганда национальной исключительности, четко выраженный шовинизм, расизм, безграничная демагогия, беспардонная ложь, подтасовка фактов, цинизм, экспансионизм, насилие, агрессия. Это, возможно, еще далеко не полный перечень черт, характеризующих идеологическую направленность и практически - политическую деятельность руководства, общественных организаций и средств массовой информации Северной Осетии. Ингушский народ с полной уверенностью в своей правоте может ответить провокаторам всех мастей: «Всему свое время, господа! Рано или поздно вам придется выслушать не только упреки, но и суровый приговор истории. И если у вас еще есть хоть капля здравого смысла, сделайте так, чтобы этот приговор вы выслушали сами, а не ваши потомки».
Ф.П.Боков. Газета «Сердало» (Свет). 15 мая 1993 года.
А ЭТО И ЕСТЬ Ф А Ш И З М. От автора.
Предыдущая статья была написана мною, как отмечено, в мае 1993 года. А осенью 1994 года в связи с известными событиями был вынужден покинуть Грозный и обосноваться в ближнем зарубежье. При этом ничего из опубликованных и не опубликованных статей с собой не увёз. Иная обстановка, совершенно иные условия жизни привели со временем к тому, что в памяти по существу стёрлось почти всё, о чём в своё время писал. Остался лишь факт участия в работе Оргкомитета и Народного Совета Ингушетии и то, что какие-то статьи тогда писал. И вот в середине сентября 2006 года, посетив меня в этом зарубежье с дружеским визитом, С.Хамчиев и Б.Абадиев, среди других презентов и сувениров вручили мне сборник «Правда осени 1992 года», составленный Борисом Арсамаковым. При этом подсказали, что в сборнике есть и моя статья, о чём, как уже было отмечено, совершенно забыл. Первый же просмотр её не только всё моментально воскресил. Он показал, что где-то в подсознании тема не только просто сохранилась. Она, хотя и с незначительным пополнением сведений, расширилась. Она продолжала жить. А теперь вот настоятельно потребовала возвратиться к ней и рассмотреть её с позиций последнего времени. Что мною и предпринято. У читателя может возникнуть вопрос: «А почему первая статья озаглавлена в форме вопроса?» Всё дело в том, что написана она была в мае 1993 года. Написана о событиях, произошедших в условиях ещё Советской Социалистической Российской Федерации, в условиях ещё не Алании, а Советской Социалистической Северной Осетии. Написана была в условиях широко пропагандируемой и, надо сказать, небезуспешно, государственной идеологии дружбы народов, идеологии братства народов. И, наконец, написана была автором, воспитанным в духе этой идеологии и, будучи педагогом по профессии, на протяжении почти полувека, воспитывавшим в этом же духе молодое поколение.
Может возникнуть также и второй вопрос: «Так что, для того, чтобы добраться до определённого ответа понадобилось пятнадцать лет?» Вовсе нет. Уже 23 января 1994 года там, в Грозном, мною была написана статья «Трагедия ингушей под сенью Конституции России» (опубликована была лишь 26 июня 2000 года в газете «Ингушское слово»), в которой довольно чётко просматривалось общее направление дальнейшего развития событий. Именно это и даёт мне основание, возвратившись к данной теме, на вопрос, поставленный тогда, дать совершенно определённый утвердительный ответ: «Да. Это есть самый натуральный фашизм в галазовско-осетинской его «расфасовке», проявившийся в одном из субъектов Российской Федерации в конкретный исторический период её развития. И ещё. В последнем абзаце статьи (май 1993 г.) автором приводится всё для того, чтобы дать, разумеется, своё личное, но дать определение фашизма. Такого определения там не дано. Да и само название статьи в форме вопроса говорит о том, что её автор не готов был дать это определение. Теперь же, и не только потому, что автор «созрел», а и потому, что данная работа не будет иметь необходимой целевой направленности, если не дать этого определения. Вот оно в интерпретации автора: «Фашизм – это идеология превосходства одного народа над другими народами. Это идеология убеждённости этого народа в его праве жить за счёт других народов. Это идеология убеждённости этого народа в том, что к вожделенной цели он может идти, не взирая ни на какие, человечеством выработанные, нормы морали, нравственности, руководствуясь лишь иезуитским принципом: цель оправдывает средства». Однако ограничиться лишь определением будет, очевидно, совершенно недостаточно. К определению необходимо дать по возможности кратко историю происхождения данного явления.
П р е д и с л о в и е. Фашизм возник и развился на благодатной почве расизма. Расизм же возник и развился на основе развития колониализма. Объективный процесс социально-экономического развития стран Европы привёл их к Великим географическим открытиям. Однако Великими эти открытия стали для стран Европы. Для народов же открытых стран был открыт многовековой процесс нещадной эксплуатации и неимоверных страданий, продолжающийся уже в новых, присущих для современной эпохи формах, и поныне. Думается, что неизбежно то время, когда народы этих стран предъявят странам «золотого миллиарда» счёт с процентами.
На основании этих открытий развёртывается колонизация открытых стран, в процессе которой неизбежными становятся контакты колонизаторов с аборигенами, контакты, которые показывают значительную, а иногда и огромную разницу в социально-экономическом, политическом, культурном развитии тех и других. А на этой основе и произрастает расовая теория, призванная обосновать различие людей по чисто внешним признакам: цвет кожи, разрез глаз, очертания головы и так далее. Призванная «научно» обосновать существование «высших» и «низших», «полноценных» и «неполноценных», «чистых» и «нечистых», которым будто бы самой природой предопределено играть роль «господ» и «рабов». Эта «теория» и явилась «научным» обоснованием возникновения и развития фашизма в различных его проявлениях. Одним из таких проявлений и является осетино-галазовская форма фашизма. Некоторые авторы (на основе советской историографии) утверждают, что фашистская идеология – явление сугубо европейское, порождение западной цивилизации. Однако клеймо инородцы, закреплённое за всеми малочисленными народами России и бытующее вплоть до октября 1917 года, даёт основание думать несколько иначе. Но это тема особого разговора. Хотя, образно говоря, первой фашизмом разродилась Европа. Вслед за Италией, Германией, Испанией профашистские режимы в период между первой и второй мировыми войнами установились в 17 из 27 стран Европы. В первую очередь в тех странах, где борьба за власть велась в более острых формах. Опыт Европы убедительно показывает, что фашизм, как политическая сила, выполз там, на арену в период крутого излома в развитии общества. Выполз, когда там не только не оказалось политических сил, способных пресечь его поползновения, а даже наоборот, оказались силы потворствующие ему. За что потом жестоко поплатились. А теперь посмотрим на Россию 1992 года, на условия проявления фашизма в одном из её субъектов. И увидим, что проявление галазовского фашизма в Северной Осетии – Алании вовсене является чем-то совершенно неожиданным, из ряда вон выходящим. Фашизм в Северной Осетии окончательно созрел и окончательно проявил себя во всей своей «красе» в октябре-ноябре 1992 года. Что это был за период в истории России? Это был период между «сидением» в Беловежской пуще трёх зубров, «обмывающих» разрушение Великой Державы в декабре 1990 года и 4-м октября 1993 года – днём расстрела из танков законно избранного народом России Верховного Совета Российской Федерации. (Его теперь часто называют Парламентом. Но это неверно в принципе. Это был совершенно иной тип государственной власти). Это был период жестокой борьбы за власть. И в то же время это был период безвластия, междувластия, период, когда в стране совершенно не было той силы, которая могла бы в корне пресечь выползание фашизма в Северной Осетии. Следует отметить, что главным фигурантом и того, и другого действа (пуща и расстрел) был ставший затем всенародно избранным первым Президентом России Ельцин Б.Н., провозгласивший в качестве основного принципа государственного строительства Новой России: «Берите суверенитета, сколько проглотите». Вот и вознамерился наш субъект проглотить его, сообразуясь лишь со своими амбициями и своим непомерным аппетитом, невзирая на общепринятые нормы морали, нравственности, кавказского этикета. Более того. В России в этот период уже были довольно значительные круги, заинтересованные в развязывании и проведении этнической чистки в Пригородном районе, которые напрямую были связаны с властными структурами России и теми деятелями в них, которые были заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать «мощь» российской армии перед лицом мятежного генерала Д.Дудаева. Это был период, когда один из клевретов первого Президента России некто В.Шумейко, будучи Председателем Совета Федерации Верховного Совета России, перед телевизионной камерой позволил себе на весь мир заявить: «Пусть будет у нас какая угодно власть, но только не советская». Что это, если не откровенное и открытое признание уже осуществляющегося в стране ползучего государственного переворота? Вот и установили, эту самую, «какую угодно», власть, неспособную на протяжении вот уже 15 лет реализовать ею же принятые Законы «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Власть, на глазах у которой вот уже 15 лет царит глумление над ингушским народом. Власть, невероятно расплодившимся региональным чиновничеством которой, открыто, в условиях махрового бюрократизма, подпитывающим чиновничество федеральное, творятся произвол и беззаконие. Экскурс настоятельно подсказывает ещё один момент. Общеизвестно, что фашистская Германия никого из потенциальных объектов предстоящего своего нападения, Советский Союз, прежде всего, не предупреждала об этом, не предъявляла им никаких претензий. Нападала вероломно, демонстрируя этим самым полную уверенность в безнаказанности. Исключением, кажется, является лишь Польша. Прежде чем вторгнуться на её территорию, гитлеровцы провели серию провокаций, в завершение которой собрали из тюрем группу уголовников, обмундировали их в форму польской армии и организовали нападение этой группы на деревню Гляйвиц на сопредельной с Польшей территории. Тут же эту группу расстреляли, продемонстрировали приглашённым корреспондентам «факт» польской агрессивности, «факт» невозможности дальнейшего совместного проживания с таким соседом и развернули широкомасштабное вторжение на территорию Польши. Так не по этой ли самой схеме галазовцы провели на территории Пригородного района целую серию дискриминационных мер и террористических актов (хронология этих мер и террористических актов прилагается) против ингушского населения, доведя его до необходимости создания в каждом селе дружин по охране общественного порядка, вооружённых охотничьими ружьями, обвинили их затем в создании «вооружённых формирований», развернули широкомасштабную акцию этнической чистки Пригородного района от жителей ингушской национальности. Особо следует отметить здесь позорное для России участие в этой грязной акции её вооружённых сил, вдохновлённых её Главнокомандующим, против российских же мирных граждан. И, наконец. Александр Дзадзиев, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела этнополитических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Владикавказского научного центра РАН, в своей статье «Осетино-ингушский конфликт: современное состояние проблемы», проводя мысль о невозможности совместного проживания в Пригородном районе осетинского и ингушского населения, пытаясь при этом соблюсти научную объективность (иными словами: и невинность соблюсти и капитал приобрести), в частности указывает: «Это подтверждает и социологический опрос, проведенный Центром социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления в июле-августе 2003 года: 73% опрошенного осетинского населения Северной Осетии относится к возвращению ингушей отрицательно. Положительно и скорее положительно, чем отрицательно, относятся к их возвращению лишь около 20% респондентов-осетин». К слову сказать, в гитлеровской Германии неподверженной фашистской идеологии было тоже не менее 20%. Освободились от давления этой идеологии не сами эти 20 %. Их освободил от этого давления Советский Солдат, в лице которого мы с полным основанием можем назвать имена лейтенанта А.Цароева, рядовых С.Арсамакова, Ш.Гадаборшева и многих, многих других. Об этом речь впереди. И ещё, что невозможно не отметить в связи с приведёнными процентами. Для того чтобы действительно устоять на позициях объективности, этому же Центру социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления с этим же самым вопросом о возможности совместного проживания следовало бы провести опрос и среди ингушского населения. Однако они этого делать не могут и не будут, ибо знают, что 100% процентов ингушей на этот вопрос ответили бы положительно и тогда был бы открыто продемонстрирован менталитет и ингушского, и осетинского народа. Вот на основе этих объективных данных руководству Северной Осетии – Алании совместно с федеральным руководством следовало бы разрабатывать программу и политику межнациональных отношений. Вот тогда и не встал бы вопрос о фашизме в галазовско-осетинском его проявлении. Но это – между прочим. Главное же в том, что приведённые А.Дзадзиевым проценты убедительно говорят о том, что даже в 2003 году 20% осетин оставалось неподверженным шовинистическому угару, не разделяло фашистских методов расправы над представителями иного этноса. При этом, учитывая то, что 20% открыто ответило организаторам опроса, надо ведь понимать, что далеко не каждый решится в условиях шовинистического психоза открыто высказывать свою точку зрения. Их, наверное, уже тогда было более 20%. Ещё больше их стало, наверное, после трагедии в Беслане и откровенном сокрытии властью от народа правды о причинах и подлинных виновниках этой трагедии. Всё это говорится к тому, что там, где в дальнейшем, в работе в негативном плане будет употребляться слово «осетины», это не будет касаться этих 20 и более процентов. И ещё. В середине апреля, когда уже основательно вошёл в тему работы, друзья из Ингушетии прислали специальный выпуск журнала «ДОШ» № 4 (14) 2006, посвящённый событиям октября-ноября 1992 года в Пригородном районе. Главный редактор журнала, предваряя содержание номера, в частности, отмечает, что редакция при подготовке номера стремилась предоставить возможность высказать свою точку зрения на многолетний (а не только конфликт осени 92 года – Ф.Б.) конфликт представителям обеих его сторон. С этой целью официально обращались с просьбой к целому ряду лидеров Северной Осетии – Алании. Однако получить комментарии и интервью не только от бывших руководителей республики А.Х.Галазова и А.С.Дзасохова, непосредственно участвовавших в тех событиях, но и от нынешнего главы РСО-Алания не удалось. Все они на просьбу редакции ответили отказом. Согласился изложить редакции свою позицию лишь представитель Северной Осетии - Алании в Совете Федерации В.Т.Кадохов. Этой его позиции мы обязательно коснёмся. Зато открыто и откровенно свою точку зрения на произошедшее высказали представители ингушской стороны: официальные лица, а также некоторые из потерпевших в этой трагедии и просто свидетели. На некоторых из этих свидетельств мы обязательно остановимся. Здесь же необходимо подчеркнуть, что, таким образом, суд истории, начавшийся буквально с первых часов трагедии, продолжается. Дают свои показания представители потерпевшей стороны. Организаторы, вдохновители и непосредственные исполнители этой акции пока отмалчиваются. Один из них, отойдя в мир иной, избежал уголовной ответственности за это чудовищное преступление перед человечностью. Уйдут, по всей вероятности, от уголовной ответственности и его подельники. Не случайно же Генеральная прокуратура России в преступлениях, от которых буквально кровь в жилах стынет, состава преступлений не обнаружила и Постановлением помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.Т. Чуглазова это беспрецедентное в тысячелетней истории Государства Российского ДЕЛО прикрыло. Однако суда истории им не избежать. А для этого необходимо продолжать сбор показаний пострадавших, очевидцев, свидетелей. Продолжать анализ этих материалов с тем, чтобы не только выйти на личности, совершившие это злодеяние. Они уже известны. Это необходимо для того, чтобы, в конце концов, выйти, насколько это будет возможным, на причины, породившие это злодеяние с тем, чтобы грядущие поколения не допустили чего-либо подобного. Именно эта цель и поставлена самим перед собой автором данной работы, абсолютно не претендующим на истину в последней инстанции.
Только факты. В украинскую газету «Коммунист» от 28 марта 2007 года обратилась читательница Екатерина Черкасс, с призывом не допустить в стране проявления фашизма в какой бы то ни было форме. Она, в частности, пишет: «Я до сих пор слышу автоматные очереди, человеческие стоны, собачий визг и чужую речь. Вижу, как эсэсовец собирается наколоть на штык мою трёхлетнюю сестрёнку. Вижу, как под дулом автомата ведут в комендатуру нашу маму, а мы – босые – бежим за ней по снегу и кричим». В украинской же газете «Факты» от 8 мая 2007 года читаем: «В начале Великой Отечественной войны в плен к фашистам попал Таганрогский детский дом – 100 детишек, самому младшему из которых было полтора годика, а самой старшей – 10 лет. Оккупанты приспособили детдом под передвижной донорский пункт: когда раненым немецким офицерам требовалась кровь, рядом с ними на госпитальные койки клали крохотных доноров. Несколько месяцев дети находились в посёлке Лепетиха Херсонской области. Как только ребёнок переставал быть полезным, его выбрасывали в Днепр». Из 100 детдомовцев, попавших в плен, до освобождения дожили лишь 20. Один из выживших рассказывает: «Госпитальный пароход немцев стоял на Днепре, детдомовцев же разместили неподалёку – в подвале местной мельницы. Холодно, а мы раздетые, в трусиках. Собьемся в кучу, и в этом огромном клубке друг друга греем. Приходит время, тебя за руку выдёргивают и ведут на пароход. Однажды троих забрали, и меня в их числе. Идём по морозу налегке, в одних трусиках и маечках, мой маленький товарищ по несчастью Петя поскользнулся на снегу, упал. И огромный сапог со всей силой опустился ему на голову. Мальчишку раздавили, как паучка, он и пискнуть не успел. Сандалетка слетела с худой ножки… С той самой минуты я заикаюсь». Эти факты приведены лишь для того, чтобы отметить, что проявление фашизма всюду и во все времена - одинаково. Приведённые факты имели место зимой 1941-1942 и 1942-1943 года в Харьковской и Херсонской областях Украины. А вот факты октября-ноября 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, ставшей потом ещё и Аланией. Мурзабекова: «4 ноября 1992 года в мой дом ворвались осетинские ОМОНовцы и на глазах у меня убили двух моих сыновей, 16-ти и 17-ти лет и моего брата, а мужа избили до полусмерти и увезли в неизвестном направлении. После всего этого они пришли вновь, оттащили меня от убитых моих сыновей и брата и вырезали на их щеках и лбу кресты, и когда я попросила убить и меня, чтобы не видела всего этого, они мне сказали: «Не-е-т, тебя мы оставим, чтобы ты мучилась всю жизнь». А.Мургустов, 12 лет: «Я видел, как наших сельских девушек куда-то уводили. Безоружных парней убивали ножами и автоматами. После этого им отрезали головы, сажали на заборы и на них надевали шляпы. Их было примерно 15 обезглавленных трупов». М.Куштова: «На днях из морга Владикавказа привезли обезглавленный труп женщины с зашитым животом. Когда шов на животе разрезали, обнаружили там голову…». В.Зангиева: «2 ноября 1992 года в подвале мединститута (выделено мною – Ф.Б.), отрешённая от всего мира, сидела одна женщина, покачивая ребёнка, - минутой раньше расстреляли её мужа. Она не выдержала нервного напряжения и сошла с ума». Э.Цицкиева: «В Джейрахе я видела, как привозили убитых, расчленённые трупы. Из знакомых я видела труп Саутиева Муссы без головы». Х.Дугиев: «Я сам видел, как 4 ноября на улице Октябрьской села Куртат осетины расстреляли девочку лет 13-ти и бросили в горящий дом». Б.Чахкиев, журналист: «Его, Герихана Торшхоева, 57-летнего мужчину, убивали медленно, долго, с особой жестокостью. Убивали почти всем селом, по дур-дуровски, по- осетински, всем скопищем, где каждый старается нанести удар под восторженные вопли соплеменников – какой-то дикий, азиатский (не кавказский) метод мщения… Он был беззащитен, хотя искал защиты, убежища от осетин. Его били изуверски, направляя удары в самые ранимые места. Окровавленный Герихан не защищался. Единственно, о чём он просил, - не делать этого при детях, жене, родственниках: ведь дочери Фатиме – 19 лет, сыну Казбеку – 10, а второй сын Гапур, - совершеннолетний. Как всё это отразится на их психике, дальнейшей жизни? Я видел их недавно на похоронах отца – безынициативных, подавленных, точно с того света… В камере, куда Г.Торшхоев был заключён после жесточайших мучений в Дур-Дуре и Дигоре, наведывался начальник ОБХСС Дигории, некий Виктор – фамилию до следствия не говорим, надеемся, будет суд, - и методически, особым изощрённым способом убивал Герихана. Он сажал жертву напротив себя, но чуть выше, брал её за голову, шею и с силой наносил удары по лбу и лицу, как бы оглушая жертву. Потом начинал коленкой отбивать грудь по всей поверхности. Продолжалось это бесконечно долго, до тех пор, пока изо рта и носа жертвы не пойдет кровь. Через 4 часа экзекуции возобновлялись: между «сеансами» Торшхоева заставляли в ледяной воде делать «водные процедуры». Это тоже метод палача Виктора из Северной Осетии. В ледяной воде между ступнями клали лёд и так держали ноги после избиения: это продолжалось изо дня в день, каждые четыре часа – четыре дня подряд… Наконец палач «смилостивился»: «Ну вот теперь ты долго будешь умирать»… Он оказался прав. Герихан торшхоев умирал мучительно долго, целых 8 месяцев, несмотря на заботу матери, братьев, врачей, редкостных специалистов…» Ф.Ахильгова, врач, председатель комиссии по расследованию преступлений против женщин и детей: «За выдачу тела ингуша местные североосетинские власти требуют от 250 до 300 тысяч рублей. Так, для вывоза десятка трупов пришлось нанимать российский (выделено мною – Ф.Б.) бронетранспортёр за 2,5 миллиона рублей. Под Владикавказом есть несколько мест, которые используются в качестве лагерей для заложников-ингушей. Они содержатся там без воды и пищи, подвергаются пыткам и издевательствам. Очень велика смертность, в первую очередь среди детей. Подвалы на территории общежитий мединститута (выделено мною – Ф.Б.) во Владикавказе оборудованы в пыточные камеры». А.Джандигова: «Что я видела – это один ужас… Осетинские боевики издевались над нами, ингушами, по-зверски… На моих глазах в присутствии врачей (выделено мною – Ф.Б.) В.Качмазова, К.Батиева, Хугаева, медсестры Л.Джелаевой не просто убивали людей, а разрезали каждого на две части и вынимали у них внутренности и клали в кульки, говоря, что они им пригодятся… Я видела также, как убили ещё двух мужчин, Х.Хамхоева и Т.Тимурзиева, врача, говоря, что таких, как он, слишком много развелось на свете… На моих глазах трупы Тимурзиева и Хамхоева выбросили на свалку рядом со свинофермой… Ирина Цокоева, гинеколог, своей больной ингушке, которая лежала у неё в больнице, выдернула золотые коронки, избила её, а потом вышвырнула со второго этажа…». Цурова Тамара Магометовна: (показание приводится не полностью – Ф.Б.) «Твёрдо уверена, что Земля, сама природа не простит им этого. Я опишу факты, подтверждающие причастность медиков Пригородной больницы к националистическим действиям…. На собрании коллеги-врачи высказывались примерно так. Врач-хирург Качмазов Валико Александрович: «Пока в моих руках будет скальпель – будет литься ингушская кровь». Врач-гинеколог Базиева Мария Иконовна: «Я сделаю всё для того, чтобы из родильного дома не вышел ни один ингушонок». Чельдиев Аузби Васильевич – терапевт: «Я буду не лечить, а калечить ингушских пациентов». И, как ни парадоксально, именно эти врачи, пополняли свой карман капиталом, нагло и по хамски вымогая у ингушей-пациентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|