Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы, способы и средства контроля и оценки умений учащихся.




Выделяют следующие три типа контроля:

— внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

— взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

— самоконтроль (осуществляется учеником за собственной деятельностью).

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматри­ваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях и т. п.; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Конкретизация этой цели связана с установлением качества усвоения учащимися материала, преду­смотренного программой по математике для средней школы (установ­ление полноты, характера выполнения учащимися заданий учителя; выявление соответствия достигнутого школьниками уровня овла­дения изучаемым материалом-принятым нормам или образцам);

определением мер корректирования знаний и умений учащихся;

научением школьников приемам взаимоконтроля и самоконт­роля, формированием потребности в самоконтроле;

воспитанием ряда качеств личности, например ответственности за выполняемую работу, инициативы и др.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализованы, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

— выявления и диагностики результатов обучения (иногда говорят о контролирующей и диагностической функциях);

— образовательную (обучающую), связанную с повышением качества усвоения знаний, их систематизацией, формированием приемов учебной работы;

— стимулирующую (развивающую), связанную с созданием необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников;

— воспитательную, направленную на воспитание у каждого чувства ответственности за результаты учения, на формирование познавательной мотивации;

— управления процессом усвоения знаний, умений, его коррек­ции (иногда эту функцию называют прогностической, имея в виду возможность получения в процессе контроля опережающей, носящей вероятностный характер информации о некоторых особен­ностях учебно-воспитательного процесса).

В процессе контроля знаний и умений учащихся выделяются следующие компоненты:

— уточнение целей изучения данного отрезка учебного материа­ла и установление конкретного содержания контроля;

— выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответ­ствующих поставленным целям;

- различные способы выражения результатов контроля: оцен­ка и отметка.

Рассмотрим первый из указанных компонентов.

Установление конкретного содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала и связано с определением, во-первых, информационно-предметного состава того знания, которое должно быть сформировано (понятия, факты, теоремы, алгоритмы, методы), т. е. с выделением объектов контро­ля; во-вторых, операционного состава этого знания, т. е. с указа­нием тех действий, в процессе выполнения которых учащимися и должно проявляться усвоение того или иного объекта контроля.

Как описать эти цели и содержание, чтобы они служили основой для разработки средств, заданий и т. п., для контроля знаний и умений учащихся?

Можно указать различные подходы к такому описанию. Рас­смотрим два из них.

Первый связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и уме­ниям учащихся: полнота, глубина, обобщенность, осознанность и др. Для контроля знаний специально разрабатываются такие средства, реализация которых обнаруживает наличие или отсутствие заранее зафиксированных качеств.

Второй подход к описанию целей изучения определенного отрез­ка учебного материала связан с указанием уровней усвоения зна­ний и соответствующих им видов деятельности

Виды, формы и средства контроля.

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах к указа­нию видов контроля.

Например:

1) Если в процессе контроля основное внимание уделять деятельности контролируемого субъекта, то выделяются: контроль по конечному результату (обращаем большее внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат); пошаговый контроль (следим за выполнением отдельных операций, которые определяют то или иное действие); контроль, связанный с установ­лением определенных параметров деятельности. Очевидно, с точки зрения обучающего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности.

2) По месту в процессе обучения можно выделить следующие виды контроля знаний и умений учащихся: текущий (осуществля­ется в ходе процесса учения школьников); итоговый но теме (тематический); итоговый по курсу обучения. Иногда текущий конт­роль подразделяют на предварительный (его цель — установить готовность учащихся к изучению нового материала), ежедневный, периодический.

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соот­ветствии с формами обучения: массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Замечание. Говоря о массовом контроле, используем этот термин условно: в том смысле, что контролем охвачен не один ученик. Естественно, задание каждый ученик выполняет индиви­дуально (иногда выполнение задания может быть поручено группе учащихся).

Выделяют различные способы контроля знаний и умений школь­ников: письменный, устный, практический (связан с выполне­нием различного рода лабораторных и практических работ).

Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют 1 виду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.

В основу классификации таких средств может быть положена форма ввода ответа на контролирующее задание.

В этом случае выделяются:

— задания свободного выбора ответа и

— тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается). Рассмотрим каждую из этих групп.

Задания свободного выбора предусматривают свободное конст-)уирование ответа учащихся. Такие задания в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности учащихся при их выполнении могут быть разделены на

вопросы (в основе — деятельность воспроизведения);

задачи (выполнение этих заданий предполагает сформированность действий, составляющих основу деятельности по решению задачи)..

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и допол­нение, избирательные.

Тесты первого вида представляют собой задания учащимся» заполнить пропуски в предложенном им связном тексте (например, тетрадь с печатной основой).

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестно­го выбора и множественного выбора.

Альтернативный тест — это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению, правильный).

Что следует иметь в виду учителю, осуществляющему отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся?Содержание задания должно соответствовать цели контроля (контролируемому результату).

Каждый ученик должен понимать задание однозначно. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля. Нужно также заметить, что средства контроля целесообразно снабжать инструкцией, которая позволила бы любому осуществляющему контроль однозначно оценивать выполнение учеником каждого задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...