Методика изучения положительных и отрицательных чисел, действительных чисел.
Известно, что для практических вычислений рациональных чисел достаточно, поэтому мотивировка введения иррациональных чисел опирается, прежде всего, на выяснение внутренних потребностей математики. Они обнаруживаются при решении следующих задач: - каковы корни уравнения x2-2=0; - каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной =1; - каждой ли точке координатной прямой соответствует некоторое рациональное число. В учебнике «Алгебра. 8» при изучении темы рациональных чисел, можно ввести следующее дополнения. Учитель проводит беседу о числовых множествах и их свойствах, которые известны ученикам: 1) Какие числа употребляются при счете предметов? 2) какими основными свойствами обладает множество натуральных чисел? Известно, что а , что означает символ - a? 3) В каком соотношении находятся множества N и Z (N Z)? 4) какими свойствами обладает множество 2? 5) В каком множестве всегда выполняются «:» (рациональных чисел)? Поэтому вводят в рассмотрение иррациональные числа. И в заключении рассматривают множество действительных чисел. Потом учитель может продолжить беседу. Какими свойствами обладает множество действительных чисел? Какая операция не выполнима во множестве рациональных чисел? После беседы учитель переходит к рассмотрению «о рациональных числах в виде обыкновенной дроби». Ученики предлагают решать задачи: - представить в виде десятичной дроби число =0,125, аналогично =0,4; - представить в виде десятичной дроби число =0.(216)216..., т.е. деление никогда не заканчивается, говорят, что дробь — обращается в бесконечную десятичную дробь. Внимание учеников обращают на то, что в записи повторяются одни и те же цифры. Учитель поясняет, что бесконечную дробь такого вида называют периодической, а повторяющуюся группу цифр называют периодом. Можно сделать вывод: каждое дробное число можно представить в виде конечной десятичной дроби, либо в виде конечной десятичной периодической дроби. Любую конечную десятичную дробь, любое целое число можно записать в виде бесконечной периодической дроби, приписав справа в качестве десятичных знаков бесконечную последовательность нулей.
Таким образом, каждое рациональное число может быть представлено в виде бесконечной, периодической дроби и наоборот. Вспомним процесс десятичного измерения отрезка. Теоретически задача измерения состоит из соотношения каждому геометрическому отрезку определённого числа. При измерении [a, b] выбирают единицу измерения. При этом возможны случаи: -единица измерения укладывается в измеряемом отрезке [a, b], целое число раз без остатка. В этом случае длина [b] выражается конечной десятичной дробью; -единица измерения не укладывается в измеряемом отрезке целое число раз. В этом случае десятичный отрезок [a, b] делят на 10 равных частей и последовательно откладывают на отрезке [a, b] единицы измерения и её десятичные дроби, получая новые и новые остатки; -может представится случай, когда процесс последнего отложения бесконечен, тогда в результате измерения, получится бесконечна периодическая дробь. Методика изучения положительных и отрицательных чисел. Знакомство с отрицательными числами является дальнейшим расширением понятия числа Вопрос, связанный с изучением «+» и «-» чисел является наиболее трудным для учащихся. В учебной и методической литературе существует два пути введения отрицательных чисел: а) формально-логический - этот путь связан с внутренними потребностями в математике, введение отрицательных чисел объясняется необходимостью выполнения действия вычитания во всех случаях, он наиболее близок к аксиоматическому построению множества рациональных чисел.
б) реально-конкретный - этот путь исходит из непосредственной связи с конкретными представлениями. В настоящее время в школьном образовании за основу берется второй путь. Но в итоге показывают, что до введения отрицательных чисел, операция вычитания на множестве положительных чисел была не всегда выполнима мотивировка введения отрицательных чисел может быть различна. 1) алгебраической (возможность выполнения вычитания); 2) геометрической (соответствие между точками прямой и числами): 3) практической (характеристика величины меняющейся в различных направлениях). Рассмотрим некоторые способы введения отрицательных чисел: I) В учебно-методической литературе довольно распространенным является использование некоторой задачи, составляя модель ее решения вводят понятие отрицательного числа. Задача: Термометр показывает утром а° в полдень b°. На сколько изменится показатель термометра за это время: а) а =6°, b =13°; б) а =7°, b =7°; в)) а =10°, b =8° Решение задачи осуществляется по формуле: b -а В данный момент ноль принимает новый смысл – это число, которое показывает определенную температуру, то есть число характеризующее величину. Учитель напоминает, что температура существует и в последнем случае. Поясняет, что мы воспользовались формулой b – а и выполнили вычитание 8-10. Оно будет противоположным действию 10-8. Потому результату приписывают знак -2. Договорились в место выше, ниже нуля вводить математические знаки «+», «-», тогда математическая модель b – а будет применяться при любых а и b. 2) Отрицательные числа вводятся в связи с рассмотрением изменения какой-либо величины. При этом положительные числа характеризуют ее увеличение, а отрицательные ее уменьшение. Например: 1]Пешеход прошел от станции 10км, где он будет находиться? 2] Термометр показывает 12°. Замерзла ли вода? Рассмотрев эти и аналогичные задачи ученик убеждается, что для ответа на эти задачи необходимо указать направление изменения величины. И вместо слов вверх, вниз, тепло, холодно пишутся математические символы «+»,«-». 3) Отрицательные числа рассматриваются в связи введения понятия вектора па прямой В основу введения отрицательных чисел в 6 классе положена идея дополнения координатного луча до координатной прямой. Эта идея реализуется в несколько этапов:
а) на конкретных примерах показывают, что известных учащимся цифр может быть не достаточно для характеристики положения точки на прямой по отношению к началу отсчета. В учебнике для этого приводится серия взаимосвязанных задач (белка бегает по дереву); б) перевод ситуации на логический язык. Рассматривается прямая, отмечается начало отсчета и точки, расположенные, на прямой, на расстоянии несколько единиц вправо и влево. Школьники таким образом подготавливаются к целесообразности рассмотрения чисел со знаком «+», «-» вместо слов вправо, влево. Ранее известные числа называются положительными, противоположенные им - отрицательные. 0 не принадлежит ни «+», ни «-» числам. Понятие противоположенных чисел вводится на основе центральной симметрии. Учащиеся рассматривают точки с координатами 5 и -5. Эти точки симметричны относительно 0. Кроме этого расстояние от точки 0 до точки А равно расстоянию от точки 0 до точки В. Движение от 0 до точек А и В осуществляется в противоположенных направлениях. Два числа отличающихся друг от друга только знаком называются противоположными. Если сумма чисел равна 0, то эти числа противоположны. Каждому числу есть только одно ему противоположное. Для А противоположное -А. Очень важным с методической точки зрения является понимание двоякого смысла знака «-». Запись -5 означает, что данное число противоположное 5. В этой связи очень важно обратить внимание учащихся каким числом является число -х. Если х - отрицательное, если х=0, если х>0. Понятие модуля играет большую роль при изучении действий над положительными и отрицательными числами. Кроме этого это понятие важно с точки зрения изучения курса математики. В учебнике математики 6 класса исходное определение модуля дается в геометрической форме. Как расстояние от начала отсчета до точки соответствующей числу. Рассуждение проводится следующим образом. Число -6 соответствует точке М(-6). Расстояние от начала отсчета до этой точки равно 6 единичным отрезкам. Число 6 называют модулем числа -6. Модуль числа 4 равен 4, так как точка N(4) удалена от начала отсчета на 4 единичных отрезка. Модуль числа 0 равен 0, так как точка совпадает с началом отсчета. В настоящее время в учебнике 6 класса описывается определение модуля. Однако, это определение целесообразно дать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|